Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу?




Скачать 35.78 Kb.
НазваниеНе уничтожит ли сокращение часов нашу литературу?
Дата публикации21.09.2013
Размер35.78 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Конкурс «Учебник будущего рождается сегодня», проводимый Кабардино-Балкарским республиканским центром информационной поддержки открытого обсуждения учебников
Педагогическое эссе

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу?

Сижу за столом и составляю тематическое планирование по литературе. Этот год для меня особенно ответственный: 9-ые , 11-ый классы. Листаю учебники в 2 томах, просматриваю примерную программу основного общего образования по литературе, базовый уровень. В очередной раз охватывает ужас: «Как объять необъятное?» Перед глазами мелькают фамилии писателей, поэтов. Считаю… 38.

Еще раз обращаю внимание на отведенное количество часов на каждого из художников слова: В.Я.Брюсов – 1 час, К.Д.Бальмонт – 1 час. Думаю: успеем ли с детьми познакомиться с творчеством поэтов? А если вдруг заболею, некому будет замещать уроки?

Слежу далее: В.В. Быков – 1 час. Неужели нам хватит времени разобраться: почему Сотников и Рыбак выбрали разные жизненные дороги? В то же время не хочется ограничиваться одним писателем, литература периода Великой Отечественной войны заслуживает большего внимания.

Удивляюсь дальше: В.Г. Распутин – 1 час. А если я добавлю к этому списку ещё литературу последних десятилетий: В.Астафьев, В.Пелевин, Л.Улицкая, Т.Толстая… Кстати, я заметила, что дети читают их произведения с большим удовольствием, чем, например, литературу XVIII века. Может быть, им это ближе? В этом случае, правда, у меня всегда возникает другая проблема: как всех учащихся обеспечить текстами.

Да, программа изрядно перегружена. И я вовсе выступаю не за замену программы (тем более у учителя сегодня есть право выбора произведения). Дело в другом: всё это нужно успеть усвоить при трех часах литературы в 11 классе. Не удивишься, если при таком объёме дети в конце года начнут путать имена и отчества писателей. Может быть, придерживаться принципа: лучше меньше, да лучше? С другой стороны, люди, занимающиеся разработкой стандартов, могут нам возразить: сколько сегодняшний ученик проводит времени за компьютером, просмотром телевизора в соотношении с чтением книг. Другие могут обвинить нас, педагогов, в методической необразованности. Значит, выход вижу один: увеличение часов, отводимых на изучение всего курса литературы, иначе изучение данного предмета обернется самым пагубным – изучением поверхностным.

Выпускаются всё новые и новые, альтернативные, разнообразные учебники по литературе. Сегодня меня волнует особенно учебник литературы 11 класса. Выбор небольшой, но всё же есть, в нашей школьной библиотеке два учебника: 1. Русская литература XX века. Учебник в 2-ух частях под редакцией В.В. Агеносова и хрестоматия с таким же названием; 2. В мире литературы. Учебник для общеобразовательных учреждений под общей редакцией А.Г. Кутузова. Не умаляя достоинств авторов данных учебников, хочется сказать, что и эти учебники далеко не совершенны и требуют дополнений, изменений. Так, например, листаю учебник под редакцией В.В. Агеносова: такому интересному роману как «Доктор Живаго» Б. Пастернака выделено всего пять страниц. А в учебнике под редакцией А.Г.Кутузова и вовсе – ни одной строчки об этом романе. В отличие от других учебников в первом есть «рекомендуемая литература». Специально иду в нашу городскую библиотеку узнать, что мне могут предложить из рекомендуемого списка. Ничего… (Хорошо, что удалось самой побывать раньше в библиотеке имени А.С. Шишкова в г. Барнауле и кое-какую информацию «раздобыть», можно поделиться с ребятами).

Роль уроков литературы сегодня становится особо значимой. Литература - самый эмоциональный предмет в школе. Действительно, создать учебник по такому предмету очень сложно. Каким он должен быть? Должен ли включать в себя биографию писателей, если ранее уже знакомились с нею в предыдущих классах? (Да и найти детям её сегодня совсем несложно). Что-то должно быть ещё и другое? Оттолкнемся от того, какие задачи сегодня стоят перед словесником. Любой учитель скажет, что главная его задача – пробудить интерес к чтению. Ни для кого не секрет, что чтением художественной литературы дети сегодня не отличаются. Привить любовь к чтению – этому никакой учебник не научит. Всё во власти учителя: заинтересовать так, чтобы появилось желание прочесть Карамзина, Толстого, Бунина…

Обязательно должна быть связь с историей. Ученик должен понимать, в какие годы было написано то или иное произведение, вернее, что происходило в это время в стране, как отразилось это на книге. Наверное, учебник должен напомнить об исторических событиях того или иного времени.

Очень важно следующее: учитель должен донести до учеников слово писателя, помочь осмыслить произведение. Этому может помочь именно учебник, он должен быть для ученика своеобразной «палочкой-выручалочкой» в интерпретации, понимании текста. Думаю, что в учебнике больше должно быть информации особенно о тех произведениях, которые даны для обязательного изучения.

Также ученику нужно дать возможность прочесть о том, как воспринималось произведение другими писателями, литературоведами, критиками. Немаловажно, чтобы учебник при этом был написан научным, доступным, ясным языком.

Сегодня говорим о воспитании вдумчивого читателя. Что это значит? Значит, думаю, ребенок научился видеть общечеловеческие проблемы, затронутые в произведении, способен вникать в психологию героев, сопереживать, огорчаться и радоваться вместе с ними, способен соотносить прочитанное с его реальной жизнью. Если всё это удаётся ученику, значит, рядом с ним на уроках литературы находился талантливый учитель и помогал ему в этом друг и помощник, грамотно составленный, содержательный, полезный учебник.

Август 2010г

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconЛекция для адаптационного курса «Основы информационной культуры»
Гост 11-2004 (исо 832: 1994). «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках»; гост...

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconОтечественная война 1812 года в литературном творчестве современных школьников
«незнании» виноваты мы, взрослые: отсутствие чёткой государственной идеологии, сокращение в школьной программе часов на изучение...

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconСокращение Полное Название Сокращение Полное Название Английский Язык Русский Язык

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? icon5 октября 2009 года канал гт-стс 18 часов 30 минут «новости города»
Удивительные люди – ветераны Великой Отечественной! Они проявили великое мужество и стойкость, защищая нашу Родину

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconКонспект урока литературы в 10-ом классе. Тема: Путь Л. Н. Толстого...
Биография писателя одно из важнейших звеньев школьного изучения литературы. К сожалению, сокращение часов на преподавание литературы,...

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconТема Языковой материал
«Привет! Рады встрече с вами снова!» -1 четверть (27 часов) (Учебно-трудовая сфера. Школьная жизнь. 10 часов; Взаимоотношения учащихся...

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconТема: «любовь в творчестве сергея есенина»
Ведущая: в нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского...

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconОбщий французский язык (20 часов в неделю)
Виноделие, культура и туризм (50 часов + 10 дополнительных часов выездных занятий)

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconПояснительная записка Век мой, зверь мой, кто сумеет Заглянуть в твои зрачки
Во-вторых, образовательные программы отводят этой теме очень небольшое количество часов. Новейшую литературу школьнику приходится...

Не уничтожит ли сокращение часов нашу литературу? iconКонкурс чтецов, посвященный Дню Защитника Отечества
Само понятие «защита Отечества» поднимает человека над обыденностью, в этот день мы поздравляем всех людей в погонах, честно исполняющих...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница