Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо




НазваниеЛитература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо
страница1/4
Дата публикации22.09.2013
Размер0.5 Mb.
ТипЛитература
lit-yaz.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

к курсу «Введение в литературоведение» для студентов 1 курса факультета филологии и журналистики (отделение отечественной и романо-германской филологии)

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2006

Методические материалы подготовлены доцентом кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики Чубаровой В.Н. в соавторстве со старшим преподавателем кафедры теории и истории мировой литературы к.ф.н. Мирошниченко О.С.

Печатается по решению кафедры теории и истории мировой литературы факультета филологии и журналистики РГУ. Протокол № 5 от 23 мая 2005 года.

Ответственный за выпуск - к.ф.н. Гайбарян О.Е.

Курс «Введение в литературоведение» студенты слушают весь первый год обучения. Он занимает в системе обучения филолога особое место. Это базовая дисциплина, главной целью которой является формирование основного понятийного аппарата литературоведа и развитие понимания специфики науки о литературе.

Задачи курса: знакомство с наукой о литературе, спецификой ее предмета — изящной словесности, структурой литературоведения, системой литературоведческих понятий, терминологией, различными научными подходами к художественному произведению. Будущему словеснику необходимо овладеть основными принципами анализа литературного произведения.

Задачи курса предусматривают прежде всего погружение в теоретические аспекты науки о литературе. Курс включает в себя основные разделы теоретического литературоведения: философию литературы, теоретическую поэтику, теорию литературного процесса.

Наибольшее внимание уделяется специфике самого предмета литературоведения, характеристике природы художественной литературы, а также теоретической поэтике, знакомящей студента с универсальными аспектами и компонентами литературных произведений.

Наука о литературе изобилует спорными и дискуссионными моментами. Формирующемуся литературоведу важно получить представление о различных научных концепциях. Поэтому курс ориентируется на разные подходы к литературе и различные трактовки ее основных понятий.

Программа курса ориентирована на программу МГУ и на выпущенные специалистами кафедры теории литературы МГУ соответствующие учебные пособия.

В течение двух семестров читаются лекции по курсу, а во втором семестре к лекциям добавляются семинарские занятия.

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо обращаться к литературоведческим энциклопедическим изданиям и хрестоматиям.
^ Рабочая программа

курса «Введение в литературоведение»

Введение

Курс «Введение в литературоведение» в системе обучения студента-филолога. Задачи курса: знакомство с литературоведением, его структурой, с системой понятий, терминологией, научными подходами к художественному произведению и литературному процессу. Необходимость овладения принципами анализа произведения в его художественной целостности для научной, педагогической, редакторской и критической деятельности специалиста-филолога.

Литературоведение - филологическая наука о сущности, происхождении и развитии художественной словесности как вида искусства. Место литературоведения в системе гуманитарного знания. Его взаимодействие с другими научными дисциплинами. Историческая изменяемость литературоведческой терминологии и неоднозначное истолкование терминов в различных научных школах.

Состав литературоведения. Основные дисциплины: история национальных литератур, история мировой литературы, литературно-художественная критика, теория литературы. Вспомогательные дисциплины: историография, палеография, текстология, библиография.

Теория литературы - дисциплина, которая систематизирует понятия о специфике художественной литературы, об особенностях ее содержания и формы в их историческом развитии, о целостности художественного произведения и его функционировании, о литературном процессе.

Поэтика в составе теории литературы как наука об изобразительно-выразительных средствах и о строении литературных произведений. Её отличие от нормативной поэтики и риторики.

Методологические проблемы литературоведения, обусловленные предметом его изучения: понимание специфической природы, генезиса, закономерностей исторического развития и общественного значения художественной словесности как вида искусства.
^ 1 Краткий экскурс в историю эстетических учений

Основные этапы развития литературоведческой мысли.

Античная концепция искусства как подражание природе. Платон и Аристотель о сущности искусства.

Концепции искусства Нового времени. Немецкая идеалистическая эстетика. Основные понятия творческо-эстетических концепций Канта, Шеллинга, Гегеля.

Отечественные эстетические концепции 19 века (В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, А. А. Потебня и др.). Вклад в развитие эстетической мысли мифологической, культурно-исторической, психологической, сравнительно-исторической школ академического литературоведения.

Разнообразие научных направлений и школ в науке о литературе 20 века. Психоаналитическая трактовка искусства. Формальная (морфологическая) школа в литературоведении. Структуралистская концепция литературы, ее основные положения и понятия.
^ 2 Специфические свойства художественной литературы

Общие особенности искусства, его виды

Искусство - особая сфера человеческой культуры. Основные значения слова «искусство» в русском языке, их истоки. Изящные и прикладные искусства. Специфика изящных искусств.

Образная природа искусства. Термин «образ» в философии, психологии, лингвистике, искусствознании. Специфические свойства художественных образов. Их отличие от иллюстративных и фактографических образов. Образ и знак, модель, схема. Подвижность границ между ними. Образ - представление - понятие.

Специфический обобщающий и ценностный смысл художественного образа. Понятие художественности (совершенства) как специфического свойства произведения искусства.

Художественный вымысел, его функции. Первичная и вторичная условность. Специфика художественной реальности.

Экспрессивность образов искусства, обращенных к личному эмоциональному воображению и рассчитанных на «сотворчество» читателей, зрителей, слушателей. Своеобразие коммуникативной функции искусства.

Происхождение искусства из первобытного синкретического творчества. Его связь с ритуалом, магией, мифологией. Роль мифологем в развитии художественной образности. Искусство как создание новых («культурных») мифов. Искусство и игра (Аристотель, Ф. Шиллер, Й. Хейзинга об игровом начале в искусстве). Искусство и пограничные сферы духовной культуры, их взаимовлияние. Дидактическое и религиозное искусство. Документ в искусстве. Историческое изменение функций искусства по мере его становления и развития.

Виды искусств, их классификация. Экспрессивные и пластические начала в фактуре художественного образа, их смысловое значение. Самоценность видов искусства. Место художественной литературы в их ряду.

^ Литература как вид искусства

Художественная литература - искусство слова. Своеобразие ее «материала».

Знаковость слова, его «невещественность» (Лессинг). Отсутствие наглядности и конкретно-чувственной достоверности в словесном изображении.

Литература как временное искусство, воспроизводящее явления жизни в их развитии. Трактат Лессинга о границах живописи и поэзии. Изобразительно-экспрессивные и познавательные возможности речи. Воспроизведение устных и письменных высказываний, мыслительных процессов - уникальное свойство искусства слова.

Литература как отражение действительности, форма ее художественного познания, осмысления, оценки, претворения. Универсальный охват жизни в ее динамике, общественных и частных конфликтах, связанных с ними событий и поступков, целостных человеческих характеров и обстоятельств в литературе. Аналитичность и проблемность литературы, ценностный смысл ее образов. Интеллектуально-духовное богатство литературы.

Отражение в творчестве писателя особенностей его личности, таланта и миросозерцания. Противоречия творческого процесса, их преодоление. Творческая рефлексия художника и замысел произведения.

Восприятие литературно-художественного произведения читателем посредством «эстетического созерцания» и сопереживания. Событие «встречи» читателя и автора (М. Бахтин) - способ освоения произведения как художественной ценности.

Фольклор и литература - самостоятельные области словесного творчества. Их взаимовлияние.
^ 3 Литературное произведение как художественное целое

Содержание и форма художественного произведения

Литературное произведение как органическое единство образной формы и эмоционально-обобщающего содержания. Данные категории были намечены еще в античной эстетике, однако остаются дискуссионными.

Концепции дихотомического, трехуровневого членения художественного произведения. Опыты рассмотрения литературного произведения как явления многоуровневого. Единство и взаимосвязь художественной формы и содержания.

Состав художественной формы как проблема теоретической поэтики. Уровни формы в дихотомической концепции строения произведения. А. Потебня о строении словесно-художественного творения. Понимание формы представителями формальной школы. Понятие художественного приема и его функции. Понятие структуры как соотнесенности элементов целого. Значение терминов «структура», «текст», «контекст» в семиотической трактовке художественной литературы.

^ Содержание художественного произведения

Поэтическая идея (обобщающая эмоционально-образная мысль) как основа художественного содержания. Отличие поэтической идеи от аналитического суждения.

Категория художественной темы, соотнесение поэтической идеи с ее предметом, с внехудожественной реальностью. Группы тем в литературе. Сопряжение конкретно-исторических и традиционных, «вечных» тем. Авторская трактовка темы. Преемственность проблем в литературе, их художественное своеобразие.

Ценностный аспект и эмоциональная направленность поэтической идеи. Категория пафоса. Неоднозначное употребление термина «пафос» в науке о литературе. Связь пафоса с категорией возвышенного. Типологические и исторические модели пафосов.

Героическое, трагическое, идиллическое, драматизм. Сентиментальность и романтика.

Комические противоречия - основа юмора и сатиры. Ирония и сарказм. Традиции карнавального смеха в литературе. Трагикомическое.

Интерпретация содержания художественного произведения (творческая, читательская, критическая, литературоведческая) и проблема границы между обоснованным и произвольным его истолкованием.

^ Литературный род и жанр

Литературные роды и жанры как формально-содержательные категории. Принцип деления литературы на роды как теоретическая проблема.

Концепция А. Веселовского о происхождении литературных родов из обрядовой синкретической песни и о развитии их в связи с историческими изменениями личностного самосознания поэта.

Дискуссионность понятия литературного рода в 20 веке.

Разделение литературы на три рода (эпос, лирика, драма) в свете классификации видов искусства как изобразительных и экспрессивных (по особенностям их содержания и формы).

Пограничные межродовые явления: лиро-эпика, лирическая драма, драма для чтения и др.

Жанровая классификация литературных произведений.

Основные жанрово-родовые формы эпоса, лирики, драмы. Лиро-эпические жанры.

Понятие о системе жанров. Художественный канон. Иерархическая система жанров в классицизме. Развитие неканонических жанров.

^ Художественная форма

Словесный строй

Художественная речь как одна из сторон образной формы произведения. Образность и экспрессивность художественной речи,. Сходство и различие художественной речи с разговорной и с ораторской.

А. Потебня о «внутренней форме» слова, о его образности. Образность речи в широком и узком (тропы) значении. Национальный язык - источник выразительно-изобразительных и эстетических возможностей художественной речи.

^ Лексико-семантические особенности

художественной речи

Номинативная изобразительность речи литературных произведений. Экспрессивное значение корней, суффиксов, префиксов. Использование архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, прозаизмов в художественной литературе. Создание поэтических неологизмов.

Слово в художественном контексте. Иносказательность, ее виды. Принципы переноса значения слов. Тропы: метафора, метонимия, ирония. Перифраз. Сравнение.

Олицетворение и образный параллелизм. А. Веселовский о происхождении их в народной поэзии. Образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы. Гипербола и литота как виды словесно-предметной изобразительности.

^ Интонационно-синтаксическая выразительность

художественной речи

Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Их разновидности в поэзии (анафора, эпифора, стык, рефрен). Синтаксический параллелизм. Градация. Художественные эпитеты.

^ Ритмическая организация

художественной речи

Понятие словесного ритма, его отличие от музыкального. Происхождение ритма в поэзии и прозе.

Понятие стихотворной системы. Многообразие систем стихосложения в мировой литературе, их связь с особенностями национального языка. Исторически возникающие системы стихосложения. Песенные тонические стихи. Силлабические стихи. Возникновение и развитие русского силлабо-тонического стихосложения, его основные размеры. Дольник. Акцентный стих. Верлибр.

Стих как повторяющаяся единица поэтического ритма. Корпус стиха и его ритмическая организация.

Рифма в поэзии и ее роль. Разновидности рифмы. Виды рифмовки. Смысловая роль рифмы. Аллитерация и ассонанс. Звукопись и звукоподражание. Звуковое единство стихотворной строки.

Строфа как форма организации стихотворной речи. Виды строф и способ рифмовки. Синтаксически-тематическая законченность строфы. Эстетическое значение интонационно-ритмической и фонической организации стихотворной речи. Твердые строфические формы.

Слово в стихе. «Теснота стихового ряда» (Ю. Тынянов). Границы поэзии и прозы.

^ Художественный мир и композиция

Художественный мир произведения

Компоненты и предметные детали изображения: воспроизведенные события, сюжет, персонажи, окружающая природа (пейзаж), бытовая обстановка. Композиционные связи его элементов. Развертывание художественного мира во времени, определяющее последовательность его восприятия читателем. Смысловые акценты изображения.

Персонаж (герой) и структура его образа. Состав и соотнесенность изобразительных деталей, обусловленные функцией персонажа в художественном мире.

Внешний (портрет), внутренний облик персонажа. Средства его психологической характеристики. Понятие психологизма, его виды. Средства психологической характеристики персонажей:

- Характер персонажа как устойчивая система поведения в сюжете;

-Участие персонажа в развитии сюжетного действия;

- Речь персонажа как предмет художественного изображения;

- Композиция образа персонажа;

- Типология литературных персонажей. «Вечные образы» в литературе;

- Система персонажей в произведении;

- Значение системы персонажей для интерпретации художественного содержания.

Сюжет - динамическая сторона художественного мира. Две научных традиции в терминологическом обозначении изображаемых событий: сюжет и фабула.

Сюжет как форма воспроизведения общественных и личных конфликтов. Внешние и внутренние действия персонажей в сюжете. Событие и действие. Ситуация, конфликт, коллизия, интрига. Воспроизведение устойчивых конфликтов в сюжетах. Сюжетные и внесюжетные эпизоды. Сюжетные линии и их сопряжение. Хроникальное и концентрическое строение сюжетов. Сюжетные мотивы и их мотивировки.

Мифологические, литературные, жизненные истоки сюжетов. Мифологические мотивы и подтекст. Реминисценции.

Типология сюжетов.

Композиция сюжета в произведениях эпического рода. Описание статических элементов художественного мира.

Повествование о сюжетных событиях как основной принцип организации эпоса. Структура повествования. Виды повествования

Пространственная и временная точка зрения повествователя. Композиция рассказывания.

Повествование и диалог персонажей. Лирические отступления и вставные эпизоды.

Внешняя композиция эпического произведения.

Сюжет и персонаж в произведениях драматического рода.

Понятие театральности.

Высказывания персонажей в монологах и диалогах. Особенности сценической речи. Пространство и время в драме. Соотнесенность сценического и сюжетного времени. Авторское слово на сцене. Ремарки.

Композиция пьесы. Организация сценических эпизодов. Соотношение монологов, диалогов, реплик в сторону.

Историческое изменение жанровых канонов драматургии.


^ Художественный мир и композиция лирического произведения

Лирическое произведение как художественное воплощение интенсивного внутреннего переживания в его развитии. Понятие лирического мотива и лирического героя. Своеобразие лирической ситуации. Лирический сюжет.

Лирическая композиция от имени «я». Описательно-изобразительная композиция (лирический пейзаж, интерьер). Ролевая лирика.

Композиция канонических жанров в лирике. Свободно-лирическая композиция.
Стиль

Риторическое и искусствоведческое понимание стиля Стиль как эстетическое единство и взаимодействие всех сторон, компонентов и деталей экспрессивно-образной формы художественного произведения. Содержательная обусловленность такого единства. Элементы художественной формы как носители стиля. Стилеобразующие факторы в их взаимодействии. Стиль как показатель художественного совершенства произведения (Гете, Гегель о стиле). Нормативные стили канонических жанров. Разграничение понятий «стиль», «поэтика», «оригинальность», «манера», «слог». Использование термина стиль применительно к произведению, творчеству писателя, группы писателей (стилевое течение), направлению. Устойчивые признаки стиля.

Стиль как закономерность.

Стилевое влияние, стилизация, пародия.

^ 4 Литературный процесс

Литературный процесс в контексте культурно-исторического развития и проблема его периодизации. Национальное своеобразие литературы, обусловленное ее связью с историей общества и национального языка. Международные связи и влияния. Литературные традиции и новаторство. Эпохи литературного развития и типы художественного сознания.

Основные понятия историко-литературного процесса: художественная система, творческий метод, литературное направление и течение. Различная трактовка этих категорий в науке.

Художественные системы античности и раннего средневековья. Гуманистическая литература Возрождения как художественная система. Классицизм, сентиментализм, романтизм - ведущие направления в европейской культуре 17-18 - начала 19 веков (общая характеристика эстетической программы, системы жанров, стилевых тенденций). Противоборство и преемственность литературных направлений.

Реалистический метод как реализация познавательных возможностей литературы. Его отличие от натурализма. Использование условных форм в реалистическом искусстве. Литературные течения и направления в 20 веке: реализм, модернизм, постмодернизм и др. Понятие литературного авангарда.

Ценностное расслоение литературного потока. Классика и ее роль в литературном процессе. «Высокая литература». Беллетристика. Элитарная и массовая литература.

Литературный процесс и читатель. Историко-функциональное изучение литературы.
По мере работы с учебными и различными справочными пособиями студенты также должны составить индивидуальные словари следующих литературоведческих терминов и понятий, с которыми они работают в процессе изучения курса.

^ Список основных понятий и терминов курса

Общетеоретические понятия: авангардизм, автор, антагонист, архитектоника, баллада, басня, беллетристика, вечные образы, вымысел художественный, герменевтика, героика, герой, гротеск, действующее лицо, деталь художественная, диалог (диалогическое), драма, драматизм, жанр, завязка, идиллия, интерпретация, интертекстуальность, интрига, ирония, (ироническое как вид пафоса), классицизм, коллизия, конфликт, комедия, комизм, композиция, критика литературная, кульминация, лирика, лирический герой, лироэпика, метод художественный, миф, мифическое, мифологическое, модернизм, монолог, монтаж, мотив, мотивировка, направление литературное, натурализм, новелла, образ, образность, образ автора, ода, описание, остранение, пародия, пастораль, пафос, повествование, повествователь, повесть, подтекст, полифония, портрет в литературе, поток сознания, поэма, поэтика, прием, притча, проблематика, проза, протагонист, психологизм, пьеса, развитие действия, развязка, рассказ, рассказчик, реализм, роман, романтизм, романтика, сарказм, сатира, сентиментальность, сказ, сказка, содержание (художественное), стилизация, стиль художественный, структурализм, сюжет, текст, тема, течение литературное, тип, типическое, типизация в литературе, трагедия, трагическое, условность в литературе, фабула, форма художественная, формализм, формальная школа, характер, хронотоп, экспозиция, элегия, эпизод, эпилог, эпопея, эпос, юмор.

^ Художественная речь: аллегория, амплификация, архаизмы, анаграмма, анафора, антитеза, варваризмы, гипербола, градация, диалектизмы, инверсия, иносказание, ирония, каламбур, катахреза, колон, литота, метафора, метафорический эпитет, метонимия, многосоюзие (бессоюзие), неологизмы, оксюморон, олицетворение, палиндром, параллелизм, перифраза, поэтическая лексика, семантика, синтаксис, прозаизм, риторика, риторический вопрос (восклицание, обращение), символ, синекдоха, стык, сравнение, троп, фигура, хиазм, эллипсис, эмблема, эпитет, эпифора.

^ Явления стиха: акцентный стих, аллитерация, амфибрахий, амфимакр, анакруза, анжабаман, ассонанс, белый стих, венок сонетов, верлибр, вольный стих, гекзаметр, говорной стих, дактиль, дольник, звукопись, катрен, клаузула, логаэды, метрика, метр, методика, напевный стих, точная (неточная) рифма, октава, онегинская строфа, пиррихий, песенный стих, размер, рифма, ритмика, рифмовка, романсный стих, силлабика, силлаботоника, спондей, стансы, стих, стопа, строфа, тоническое стихосложение, фоника, холостой стих, цезура.
Литература

Учебные пособия

Введение в литературоведение /Под ред. Л. В. Чернец/ М., 2003.

Введение в литературоведение. Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева, изд. 2-е, М., 1988.

Введение в литературоведение /Под ред. Г. Н. Поспелова, изд. 3-е, М., 1988, главы I-V, VIII-XX, XXII.

Хализев В. Е. Теория литературы. М., 1999., 2001, 2002.

Хрестоматия по теории литературы (Сост. Осьмакова Л. В.) М., 1982.

Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение. Л, 1972.
Литература общего характера

Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв. М., 1987.

Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966.

Литературный энциклопедический словарь / Под ред. Кожевникова В. М., Николаева П. А./. М., 1987.

Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина/. М., 2001.

Краткая литературная энциклопедия. ТТ. I-IX, М., 1962-1978.

Краткий словарь литературоведческих терминов / Под ред. Тураева С. В., М., 1974.

Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. ТТ.1-3. М., 1962-1965.

Современное зарубежное литературоведение (Страны Западной Европы и США) : концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996.


Дополнительная литература
Барт. Р. Критика и истина. От произведения к тексту. Смерть автора. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания , материала и формы в словесном художественном творчестве. // Бахтин М. М. Работы 20-х годов Киев, 1994.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. Или: в кн. Бахтин М. М. Достоевский. Киев, 1994.

Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Эпос и роман // Бахтин. М. М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

Бочаров С. Г. О художественных мирах. М., 1985.

Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М., 1989. С 42-58, 155-166, 245-246, 300-302.

Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М., 1971.

Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1968.

Гегель. Г. В. Ф. Эстетика : в 4-х т. Т. 1. М., 1968 с. 8-20, 31, 35, 37-38..

Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1079, с. 16-28, 45-46, 89-91, 124-129.

Гинзбург. Л. Я. О лирике. Изд. 2-е. Л., 1974.

Корман Б. А. Изучение текста художественного произведения. М., 1974.

Левитан Л. С., Цилевич Л. М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. Рига, 1990.

Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М., 1957.

Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, 1968, № 8.

Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М., 1970.

Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Лотман Ю. М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988. С. 251-292.

Манн Ю. В. Диалектика художественного образа. М., 1987.

Поспелов Г. Н. Целостно-системное понимание литературных произведений // Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983.

Потебня А. А. Из записок по теории словесности. Мысль и язык. // Потебня А. А. Эстетика и поэтика М., 1976 С 174-214.

Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974.

Тодоров Ц. Понятие литературы // Семиотика. М., 1983, с. 365-369.

Томашевский Б. В. Стилистика и стихосложение: курс лекций. Л., 1959.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1996.

Тюпа В. И. Художественность литературного произведения. Красноярск., 1987.

Успенский Б. А. Поэтика композиции М., 1970.

Уэллек О., Уоррен О. Теория литературы. М., 1978.

Федоров В. В. О природе поэтической реальности. М., 1984.

Хализев В. Е. Драма как явление искусства. М., 1986.

Чернец Л. В. Литературные жанры ( проблемы типологии и поэтики). М., 1982.

Шкловский В. Б. Избранное в 2-х тт. М., 1983.

Шкловский В. Б. Искусство как прием // Шкловский В. Б. Теория прозы. М., 1983.

Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л., 1969.

Вопросы (темы) к экзамену (собеседованию) по курсу «Введение в литературоведение»

  1. Состав литературоведения как науки.

  2. Античная концепция искусства

  3. Концепция искусства как символа

  4. Основные эстетические постулаты И. Канта

  5. Романтическая концепция искусства

  6. Гегель об искусстве

  7. Академические школы литературоведения

  8. Основные литературоведческие школы 20 века. Формализм. Структурализм.

  9. Художественный образ. Его отличительные свойства.

  10. Художественная реальность. Первичная и вторичная условность.

  11. Виды искусств. Основные классификации.

  12. Литература как вид искусства. Специфика словесной образности.

  13. Определение поэтики.

  14. Основные концепции строения литературного произведения.

  15. Проблема формы и содержания в литературном произведении.

  16. Тематика, проблематика.

  17. Виды пафоса.

  18. Состав художественной формы.

  19. Мир литературного произведения. Основные компоненты.

  20. Персонаж и средства создания его образа.

  21. Сюжет. Основные понятия сюжетологии (фабула, событие, ситуация, конфликт…)

  22. Художественное время и пространство.

  23. Повествование. Виды повествования. повествователь и рассказчик. Сказ.

  24. Роды литературы.

  25. Особенности лирических произведений.

  26. Особенности эпических произведений.

  27. Особенности драматических произведений.

  28. Композиция литературного произведения. Уровни композиции. Приемы композиции в эпосе, лирике и драме.

  29. Словесный строй. Основные разряды изобразительно-выразительных речевых средств.

  30. Стихотворная речь. Системы стихосложения. Рифма. Строфа.

  31. Жанры литературы.

  32. Стиль.

  33. Основные понятия историко-литературного процесса (худ. система, лит направление, течение, творч. метод и пр.)

  34. Ценностное расслоение литературного потока: классика, беллетристика, массовая литература.

  35. Анализ и интерпретация.


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconПояснительная записка При изучении курса «Трудовое право»
При изучении курса «Трудовое право» большое внимание следует уделять выполнению практических заданий: разрешению правовых ситуаций,...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconМетодические указания ркп «Политехник»
Методические указания предназначены для студентов младших курсов неязыковых вузов всех специальностей в качестве дополнительного...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 Русская литература и культура
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconПрограмма дисциплины дпп. 01. 1 Русская литература (1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconМетодическая разработка по теме «Алгебра логики (алгебра высказываний)...
Представленный материал рекомендуется использовать для подготовки и проведения занятий по информатике при изучении темы «Основы логики»...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconУчебной и научно-исследовательской литературы по курсу Для освоения...
Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX – начала XX века / Учебник для студ педагогич ин-тов и универ-тов. М., 2001

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconИстория искусства
На семинарах студентам предстоит читать предложенную литературу и выступать с небольшими сообщениями по заранее выбранным сюжетам...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «русская...
Программа может также использоваться при самостоятельном изучении русской литературы, истории живописи, архитектуры учащимися старших...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconМетодические указания по практике немецкого языка (как второго иностранного)...
Методические указания предназначены для студентов 2 курса факультета филологии и журналистики ргу, романо-германского отделения,...

Литература из дополнительного списка рекомендуется студентам для работы на семинарах и самостоятельного ознакомления. При изучении курса студенту необходимо  iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.)
В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница