Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов




Скачать 178.55 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов
Дата публикации13.06.2013
Размер178.55 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.В.13.5 Русская литература ХХ века ч.1



Направление подготовки: 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки: Русский язык и Литература

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: заочная, 5,5 лет


Н. Новгород

2013

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование, утвержденного «17» января 2011г., номер государственной регистрации 46.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование, профилю подготовки «Русский язык и Литература», «Литература и Русский язык», утвержденного «__» ______ 2012 г.


Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч.1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г.


Разработчик: к.филол.н. В.Н.Девятов

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой всемирной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой

русского языка

________________/Н.Е.Петрова/

«___» ___________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т.А.Ефимова/

«____»_______________201__г.



  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Русская литература ХХ в. ч.1» является формирование у студентов знания о закономерностях развития литературы в России в ХХ веке.

Задачи дисциплины:

- понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

- умение провести аналогии и связи между русской литературой на разных этапах ее развития, а также между русской литературой ХХ в. и литературой других стран;

- готовность к филологической интерпретации и анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации литературных жанров.


  1. ^ Место дисциплины в структуре ООП ВПО


Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Русская литература ХХ в.ч.1» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Русская литература ХХ в.ч.1» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Устное народное творчество», «Теория литературы».

Дисциплина «Русская литература ХХ в.ч.1» логически связана с дисциплиной «История зарубежной литературы» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса, связи истории отечественной литературы с культурным и социально-историческим опытом.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-3 - способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

- ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

- ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- основные закономерности развития русской литературы ХХ в.;

- содержание и художественную специфику художественных текстов;

- важнейшие литературные произведения;

уметь:

- понимать вариативную природу литературы и анализировать ее конк-

ретные произведения;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- включить творчество писателя в историко-литературный контекст;

владеть:

- опытом анализа художественного текста;

- знаниями об истории и принципах изучения русской литературы ХХ века;

- навыками самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям и овладении отдельных разделов курса.
^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Общая трудоемкость дисциплины

5

180



















108

63




Аудиторные занятия

30



















26

4




в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2



















2







Лекции

14



















10

4




Практические занятия

16



















16







Самостоятельная работа

141



















82

59




Вид итогового контроля




























экзамен





^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1. Русская литература ХХ в. ч.1.

14

16

141

171

1.1. Введение. Цель и задачи курса. Основные черты русской литературы ХХ в.ч.1.

2




8

10

1.2.Дореволоционное творчество М.Горького.

2

2

12

16

3.1. Судьбы реализма в русской литературе ХХ века. Проблематика и художественная специфика творчества А.Н.Толстого , В.В.Вересаева, А.Серафимовича.

2




10

12

1.4. Творческий путь И.А.Бунина.

2




12

14

1.5. Судьба и творчество А.И.Куприна.




2

10

12

1.6. Л.Андреев и его роль в литературе ХХ в.




2

10

12

1.7. Модернизм в русской литературе ХХ в. Литературные школы и течения.

2




10

12

1.8. Значение символизма в отечественной литературе. Творчество А.Блока и В.Брюсова.






2

12

14

1.9.Своеобразие русского акмеизма. Поэзия А.Ахматовой.

2




10

12

1.10. Русский футуризм. Творчество В.Маяковского.

2




8

10

1.11.Значение дореволюционного творчества М.Цветаевой и С.Есенина.




2

14

16

1.12. Поэзия и судьба Н.Гумилева и О.Мандельштама.




2

14

16

1.13. Творчество И.Шмелева и Б.Зайцева.




2

6

8

1.14.Контрольное занятие.




2

5

7

Экзамен










9

^ 5.2. Содержание разделов дисциплины
Русская литература ХХв.ч.1.
1.1. Введение. Цель и задачи курса. Основные черты русской литературы ХХ века. Традиции русской классики в литературе ХХ века. Научные источники.

1.2. Дореволюционное творчество М.Горького. Путь творческих исканий и формирование М.Горького как художника. Своеобразие романтических и реалистических рассказов. Повести «Фома Гордеев» и «Трое». Роль и значение М.Горького-драматурга. Поиск М.Горьким новых путей развития литературы. Своеобразие и значение автобиографической трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты». М.Горький и Нижний Новгород: краеведческие аспекты.

1.3.Судьбы реализма. Проблематика и художественная специфика творчества А.Н.Толстого, В.В.Вересаева, А.А.Серафимовича. Их роль и значение в развитии русской литературы.

1.4..Творчество И.А.Бунина. Своеобразие поэзии И.А.Бунина. Рассказы и повести И.А.Бунина о крестьянстве. Мотивы путешествий в произведениях И.А.Бунина. Книга очерков «Тень птицы» и ее значение Своеобразие поэтики И.А.Бунина. Черты импрессионизма в творчестве И.А.Бунина.

!.5. Творческий путь А.И.Куприна. Первые литературные опыты. Проблематика и поэтика рассказов А.И.Куприна Значение повестей «Молох», и «Поединок».

1.6.Творчество Л.Андреева и его место среди писателей-реалистов ХХ века. Традиции литературы прошлого в творчестве Л.Андреева. «Неореализм» андреевской драматургии.

!.7.Модернизм в русской литературе ХХ века. Его основные черты и пути развития.

1.8. Своеобразие отечественного символизма. Творчество В.Брюсова, Н.Минского, Ф.Сологуба. «Младшие» символисты: А.Белый, Вяч.Иванов, С.Соловьев. Своеобразие творчества В.Брюсова и А.Блока.

1.9.Значение акмеизма в развитии русской литературы ХХ века. Издания акмеистов «Цех поэтов», «Апполон», «Гиперборей». Творчество С.Городецкого, М.Кузьмина… Поэзия и судьба А.Ахматовой.

1.10.Своеобразие отечественного футуризма. Теория и практика футуристов. Произведения В.Хлебникова, Д.Бурлюка, А.Крученых, И.Северянина.

Творческий путь В.Маяковского дореволюционного периода. Сборники стихотворений. Проблематика и художественная специфика произведений.

1.11.Значение дореволюционного творчества М.Цветаевой. Сборники стихотворений. Идеи и образы поэзии. Своеобразие поэтики.

Творчество С.Есенина дореволюционного периода. Художественное своеобразие поэзии С.Есенина.

1.12. Поэзия и судьба Н.Гумилева и О.Мандельштама. Их роль и значение в развитии русской литературы ХХ века. Сборники стихотворений и художественная специфика.

1.13.Творчество И.Шмелева. Проблематика и поэтика произведений писателя «Лето господне», «Человек из ресторана» и др. Творческий путь Б.Зайцева. Своеобразие повестей и рассказов Б.Зайцева.

1.14. Контрольное занятие.
^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-3

+

+

+

ОК-14

+

+

+

ПК-9

+

+

+


^ 6. Образовательные технологии
При изучении дисциплины «Русская литература ХХ в.ч.1» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание литературных произведений, просмотр фрагментов учебных и художественных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. Творчество И.А.Бунина – 2 часа


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:


  1. Русская литература ХХ века 1917 - 1920гг. Учеб пособие для студентов учреждений высш. проф. образования: В 2 кн./Под ред. Н.Л.Лейдермана.- Академия, 1912.

  2. История русской литературы конца Х1Х - начала ХХ вв. : В 2 тт./Под ред. В.А.Келдыша .- Академия, 2007.- ( Высшее профессиональное образование).

  3. ЗахароваВ.Т., Комышкова Т.П. Неореализм в русской прозе ХХ в. Типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2008.

  4. Типология художественного сознания в русской литературе 18-20 в. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2010.

  5. Громова М.И. Русская драматургия конца Х1Х – начала ХХ века: Учебное пособие.- М., Наука, 2009.

  6. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учебное пособие для вузов: Рек. УМО по классич. университет. образованию.- М., Высшая школа, 2008.

  7. Давыдов Т.Т. Русский неореализм: Идеология, поэтика, творческая эволюция: Учеб. пособие для студентов вузов… Допущено Министерством образования РФ. - М., Академия, 2008.



7.2. Дополнительная литература:

1. История русской литературы ХХ в.(20 – 90 годы) /Отв. ред. С.И. Кормилов.- М., 1998.

2. Могульский К.В. А.Блок. А.Белый. В.Брюсов.- М 2000.

3. Сарычев В.А. Эстетика русского модернизма.- М.,2000.

4. Русские писатели ХХ века.- М., 2001.

5. История русской литературы ХХ века (в 4 книгах) /под ред. Л.Алексеевой - М., 2006.

6. Келдыш В.А. Русская литература рубежа веков (в 2 томах),- М., 2001.

7. Трубина Л. Русская литература ХХ века.- М., 2011.

  1. Тимина С.И. Русская литература ХХ века: Школы, направления… М., 2002.

  2. Максим Горький: личность и творчество.- СПб., 2000.

  3. Занковская Л.В. Новый Есенин.- М., 1997.

  4. Кормилов С.И. Поэтическое творчество Анны Ахматовой.- М., 1998.

  5. .Павловский П.А. Куст рябины. О творчестве М.Цветаевой.- М.. 1995.

  6. Альфонсов В.А. Поэзия Б.Пастернака.- М.,2000.

  7. Мальцев Ю.В. Иван Бунин.- М., 2002.

  8. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции.- М., 2000.

16. Черников А.П. Проза И.С.Шмелева .- М.2001.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.feb-web.ru/

Фундаментальная библиотека

http://legendy.claw.ru/

Мифы и легенды народов мира

http://www.neva.ru

Библиотека Академии наук

http://www.nounb.sci-nnov.ru

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека

http://www.rsl.ru

Российская государственная библиотека

http://sci-lib.com

Большая научная библиотека


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон).
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-3 – способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

^ Знает: основной процесс литературного развития;

Умеет: понимать вариативную природу литературы и анализировать его конкретные произведения;

Владеет: знаниями об истории и принципах изучения русской литературы ХХ века.


Контрольная работа

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта


Индивидуальное задание

ОК-14 – готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

^ Знает: содержание и художественную специфику художественного текста;

Умеет: правильно анализировать творческий путь писателя;

Владеет: навыками анализа литературного текста;


Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.

с

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.


Индивидуальное задание

ПК-9 – способность разрабатывать и реализовывать, с учетом профессионального опыта, культурно-просветительские программы.

^ Знает:важнейшие художественные произведения;

Умеет: использовать научную и справочную литературу;

Владеет: приёмами текстологического анализа литературных жанров.

Конспектирование монографии

Индивидуальное задание

Конспектирование монографии


Контрольные вопросы к экзамену по

«Русской литературе ХХ в. ч.1.»
1. Основные особенности развития русской литературы ХХ века.

2. Судьбы классического реализма в русской литературе ХХ века.

3. Своеобразие рассказов М.Горького.

4. Проблематика и художественная специфика повестей М.Горького «Фома Гордеев» и «Трое».

5. Значение пьесы М.Горького «На дне». М.Горький и МХТ.

6. Судьбы интеллигенции в драматургии М.Горького («Дачники»,«Дети Солнца», «Варвары»).

7.«Окуровский цикл» М.Горького (проблематика и художественная специфика).

8. Своеобразие автобиографической трилогии М.Горького.

9. Идеи и образы поэзии И.А.Бунина.

10. Значение повести И.А.Бунина «Деревня».

11. Рассказы И.А.Бунина на заграничную тему.

12. Мотивы любви в творчестве И.А.Бунина.

13. Значение цикла очерков И.А.Бунина «Тень птицы».

14. Проблематика и художественная специфика повести А.И.Куприна «Молох».

15. Проблематика и художественная специфика повести А.И.Куприна «Поединок»

16. Мотивы любви в творчестве А.И.Куприна.

17. Значение творчества И.Шмелева.

18. Проблематика и художественное своеобразие романа И.Шмелева «Лето Господне».

19. Идейно-художественное своеобразие творчества Б.Зайцева.

20. Своеобразие рассказов и повестей Л.Андреева.

21. Значение драматургии Л.Андреева.

22. Значение творчества В.Вересаева.

23. Дореволюционное творчество А.Н.Толстого.

24. Своеобразие дореволюционного творчества А.Серафимовича.

25. Модернизм в России и его особенности.

26. Русский символизм, его основные черты и значение.

27. Общечеловеческое и гуманистическое в поэзии А.Блока.

28. Своеобразие поэзии В.Брюсова.

29. Футуризм в России и его особенности.

30. Дореволюционное творчество В.Маяковского.

31. Русский акмеизм, его основные черты и значение.

32. Значение творчества Н.Гумилева.

33. Поэзия и судьба А.Ахматовой.

34. Своеобразие поэзии О.Мандельштама.

35. Проблематика и художественная специфика поэзии М.Цветаевой.

36.Творчество С.Есенина.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчик: к филол н. В. Н. Девятов iconПрограмма по дисциплине «Рынок ценных бумаг» принята на заседании...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница