Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений




НазваниеУчебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений
страница1/8
Дата публикации08.10.2013
Размер1.29 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
lit-yaz.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8

О.Е. Пермякова

Учебно-методическое пособие


АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В МОТИВНОМ И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОМ АСПЕКТАХ
(НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА РОМАНА С.М. СТЕПНЯКА-КРАВЧИНСКОГО

«АНДРЕЙ КОЖУХОВ»)

Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений:

- средняя общеобразовательная школа (факультативные занятия);

- средняя общеобразовательная школа гуманитарного профиля;

- гимназия; лицей.
Пособие посвящено анализу произведения. Особое внимание уделено системе работы центрального в творчестве писателя-народника С.М. Степняка-Кравчинского романа «Андрей Кожухов». На материале романа выявлены и рассмотрены мотивы исторической эпохи (1870-1890-х гг.), а также традиционные для русской литературы мотивы. Рассмотрение мотивики в контекстуальном аспекте углубляет представление о мироощущениях русских писателей и русской культуре последней трети XIX века, способствуя тем самым решению актуальной задачи современного литературоведения – созданию более полной концепции русской литературы.

Пособие будет интересно преподавателям литературы, учащимся, ориентированным на углубленное изучение литературы.
^ Пояснительная записка

Актуальность темы настоящего учебно-методического пособия обусловливается следующими обстоятельствами:

1) значимостью мотивных характеристик в структуре художественных произведений;

2) существенным усложнением системы мотивных представлений современного человека, отражающей объективную сложность мира;

3) высоким уровнем реалистического отображения мотивных характеристик объективной реальности в произведениях русских романистов-классиков XIX в.;

4) необходимостью обобщения путем выявления и анализа содержательно - композиционных функций мотивов народнического романа, рассматриваемого в контексте русского классического романа последней трети XIX в.

Цели: анализ произведений в мотивном аспекте (с точки зрения содержательных и композиционных функций мотивов) на примере романа С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать эволюцию категории мотива;

2. Показать художественное воплощение исторической реальности 70-х гг. XIX в. в мотивах русской прозы 1870-1890-х гг.;

3. Раскрыть основное содержание и своеобразие исторических мотивов;

4. Определить особенности функционирования традиционных для русской литературы мотивов смерти и природы в романе «Андрей Кожухов».
Новизна: 1) анализ произведения рассматривается с мотивной точки зрения;

2) роман С.М. Степняка-Кравчинского рассматривается в широком литературном контексте 1870-1890-х гг. Впервые предпринята попытка типологизации художественного мотива в народническом романе, рассмотренном в контексте русской литературы последней трети XIX в.
Апробация:

  1. Данная работа используется в образовательном процессе Центра образования

(реализация государственного образовательного стандарта среднего образования) в старших классах гуманитарной направленности (см. справку);

  1. На основе данного пособия ученицей 11 «А» класса подготовлена научно-исследовательская работа на тему «Предметные мотивы в творчестве А. Ахматовой и М. Петровых» (участие в конкурсе научно-исследовательских работ при МПГУ, декабрь 2012 г.) (см. справку).
^

Отзывы специалистов: (см. приложение)



Отличие от существующих учебно-методических материалов:

В настоящее время в методическом мире представлено большое количество пособий, предлагающих анализ произведений романного жанра. В настоящем пособии предлагается один из подходов к изучению произведений: рассмотрение текста с мотивной и интертекстуальной точек зрения. Такой подход любопытен, тем более, что теория мотива, находящаяся в состоянии интенсивного развития, охватывает все многообразие конкретных проявлений художественного мотива и вместе с тем задает научно-методологическое обоснование для разработки методов литературоведческого анализа, направленного на выявление мотивных аспектов произведения.
Список использованной литературы:


  1. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров [Текст] / М.М. Бахтин // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1979. – С. 237-280.

  2. Буданова, Н.Ф. Роман И.С. Тургенева «Новь» и революционное народничество 1870-х гг. [Текст] / Н.Ф. Буданова. – Л.: Наука, 1983. – 173 с.

  3. Бялый, Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову [Текст] / Г.А. Бялый. – Л.: Советский писатель, 1990. – 637 с.

  4. Видуэцкая, И.П. Творчество Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века: дис. … д-ра филол. наук [Текст] / И.П. Видуэцкая. – М., 1994. – 348 с.

  5. Веселовский, А.Н. Поэтика сюжетов / А.Н. Веселовский // Историческая поэтика. – М.: Высшая школа, 1989. – С. 300-305.

  6. Ветловская, В.Е. Анализ эпического произведения. Проблемы поэтики [Текст] / В.Е. Ветловская. – СПб.: Наука, 2002. – 216 с.

  7. Гаспаров, Б.М. Структура текста и культурный контекст [Текст] / Б.М. Гаспаров // Литературные лейтмотивы. – М.: Наука, 1993. – С. 275-303.

  8. Гаспаров, Б.М. Литературные лейтмотивы [Текст] / Б.М. Гаспаров // Очерки русской литературы XX в. – М.: Наука, 1994. – 304 с.

  9. Горячкина, М.С. Художественная проза народничества [Текст] / М.С. Горячкина. – М.: Наука,1970. – 216 с.

  10. Доманский, Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте [Текст] / Ю.В. Доманский. – Тверь: Изд-во Тверск. гос. ун-та, 1999. – 93 с.

  11. Затеева, Т.В. Типология личности в народническом романе [Текст] / Т.В. Затеева. – Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2000. – 116 с.

  12. Казимирова, О.П. Языковые средства в организации смысловой структуры художественного текста: Мотивный анализ романа Л. Н. Толстого «Воскресение»: дис. … канд. филол. наук [Текст] / О.П. Казимирова. – СПб., 1996. – 185с.

  13. Краснов, Г.В. Мотив в структуре прозаического произведения: К постановке вопроса [Текст] / Г.В. Краснов // Вопросы сюжета и композиции. – Горький: Кн. изд-во, 1980. – С. 69-81.

  14. Лотман, Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX в.: Истоки и эстетическое своеобразие [Текст] / Л.М. Лотман. – Л: Наука, 1974. – 350 с.

  15. Лотман, Ю.М. Смерть как проблема сюжета [Текст] / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа: сб.ст. – М.: Гнозис, 1994. – С. 417-430.

  16. Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы : сб. науч. тр. / СО РАН, Ин-т филологии; отв. ред. к.филол.н. Т.И. Печерская. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 1999. – Вып. 1: От сюжета к мотиву / отв. ред. В. И. Тюпа. – 1996. – 243 с.; – Вып. 2: Сюжет и мотив в контексте традиции / отв. ред. чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановская. - 1998. - 266 с.; – Вып. 3: Литературное произведение: сюжет и мотив. - 1999. - 239 с.; – Вып. 4: Интерпретация текста: сюжет и мотив / Отв. ред. чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановская. - 2001. - 327 с.; – Вып. 5: Сюжеты и мотивы русской литературы. - 2002. - 263 с.; – Вып. 6: Интерпретация художественного произведения. Сюжет и мотив / отв. ред.чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановская. - 2004. - 324 с.; – Вып. 7: Тема, сюжет, мотив в лирике и эпосе / отв. ред. чл.-корр. РАН Е.К. Ромодановская. - 2006. - 401 с.

  17. Семикина, Ю.Г. Художественная танатология в творчестве Л. Н. Толстого 1850-1880-х годов: образы и мотивы: диc. ... канд. филол. наук [Текст] / Ю.Г. Семикина. – Волгоград, 2002. – 192 с.

  18. Силантьев, И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии [Текст] / И.В. Силантьев. – Новосибирск: Изд-во ИДМИ, 1999. – 143 с.

  19. Соколов, Н.И. Русская литература и народничество [Текст] / Н.И. Соколов // Литературное движение 70-х гг. XIX в. – Л.: Наука, 1968. – 254 с.

  20. Таратута, Е.А. С.М. Степняк-Кравчипский — революционер и писатель [Текст] / Е.А. Таратута. – М.: Художественная литература, 1973. – с. 544.

  21. Топоров, В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в проблему) [Текст] / В.Н. Топоров // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического. – М.: Прогресс, 1995. – 624 с.

  22. Тюпа, В.И. «Вечные» сюжеты русской литературы [Текст] / В.И. Тюпа. – Новосибирск: ИФИЛ, 1996. .

  23. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст] / В.Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 2002. – 405 с.

  24. Шпаковская, Е.А. Сюжетно-композиционная структура народнического романа [Текст] / Е.А. Шпаковская // Русская литература 1870-1890-х гг. – Свердловск: Свердловск. кн. изд-во, 1966. – 189 с.

  25. Шутая, Н.К.Типология художественного времени и пространства в русском романе XVIII – XIX вв.: автореф. дис…. д-ра филол. наук [Текст] / Н.К. Шутая. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – с. 35.


Содержание авторской разработки

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее пособие посвящено анализу произведения с мотивной точки зрения. В школьном изучении XIX в. представлен творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова и многих других именитых писателей, составивших ядро русской литературы. За «кадром» остаются многие писатели так называемого «второго ряда», которые выдвинулись в центр литературного процесса в определенные периоды русской истории и имели широкую популярность и успех среди читательской публики своего времени. Представление о «культурном пространстве» XIX в. было бы неполным без учета творчества неизвестных сегодня писателей.

В пособии рассматривается последняя треть XIX в., которая интересна и тем, что в художественном мире произведений всех писателей реальные исторические события и явления трансформированы в социально-политические мотивы, функционирующие в русском романе1870-1890-х годов, организующие сюжетное пространство произведений и влияющие на их построение. Присутствие мотивов обусловлено, прежде всего, «бунташным» временем 1870-х годов, характеризующимся многочисленными общественными движениями и течениями. Среди них особое место занимает народническое движение, оказавшее огромное влияние на целый пласт русской культуры, обогатившее литературу новыми темами, героями, мотивами. Поэтому в художественном воссоздании наиболее существенных черт современной исторической ситуации различные писатели оказывались в одном пространстве и времени, в частности С.М. Степняк-Кравчинский «совпал» с поздним И.С. Тургеневым и Л.Н. Толстым.

В пособии рассматривается творчество С.М. Степняка-Кравчинского (1852-1895), литературное творчество которого складывалось на пересечении публицистики, литературной критики, художественной прозы и драматургии. Книги С.М. Степняка-Кравчинского, такие как пропагандистские сказки, «Подпольная Россия», «Россия под властью царей», «Андрей Кожухов», «Домик на Волге», «Штундист Павел Руденко», были востребованы читателями, оказывая на них сильное влияние1. Особое место в наследии С.М. Степняка-Кравчинского занимает его роман «Андрей Кожухов», отражающий героико-трагический пафос времени, воплощенный в соответствующих мотивах.

Известно, что художественный мотив является одной из важных и объективных характеристик художественной литературы и заключает в себе огромные выразительные возможности, способствуя выявлению своеобразия любого повествования. «Мотив относится к числу наиболее сложных для изучения предметов филологического исследования. Он трудноуловим и трудноопределим, неясно соотношение его синтагматических и парадигматических ракурсов, морфологической схемы и текстовой реализации, универсальных структур и национально специфических редакций, его корреляций с компонентами модели / картины мира, с одной стороны, и с «общими местами» текста, с другой. При этом данное понятие остается совершенно необходимым <…>, обойтись без него не удается ни при семантическом, ни при сюжетно-композиционном анализе»2.

К проблеме сущности мотива и его «выходу» за пределы одного текста обращались практически все исследователи категории, считающие, что мотивы - повторяющиеся семантические компоненты текста, которые имеют общий характер для данного культурного пространства и повторяются в ряде текстов различных авторов. Кроме того, мотив соотносится с такими компонентами текста, как сюжет, герой, тема, выступая в качестве коммуникативной основы сюжетного высказывания, содержащей в себе объем информации гораздо больший, чем просто номинация, оформляющей последовательность действий в данном тексте, но в то же время хранящий в себе извечно повторяющийся круг явлений и заключающий в себе глубочайшую «память всего пути развития человечества».

Настоящая работа призвана осветить в новом ракурсе творчество писателя «второго» ряда» и, тем самым, углубить представление не только о его творчестве, но и о литературной эпохе последней трети XIX в.


^ ГЛАВА I. АНАЛИЗ МОТИВОВ ЭПОХИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ
Любая эпоха чем-то характеризуется: идейной, нравственно-философской, еще какой-то насыщенностью. Все это порождает определенную систему мировоззрения и соответствующую ей систему представлений о человеке. Своеобразие русской действительности второй половины XIX в. отразилось в оригинальной концепции личности, разработанной философами-теоретиками народнического движения – Н.К. Михайловским, П.Л. Лавровым, П.Н. Ткачевым. Это была теория конкретной исторической личности – русского революционера-народника, представителя разночинной интеллигенции, «идейного вдохновителя народных масс, не только просвещающего их, но и подымающего на борьбу с самодержавием»3. Теория личности отличалась от «классической» (просветительской) своей практической действенностью и социально-политической направленностью.

Под непосредственным влиянием всех событий и явлений общества указанного времени оказывается и литература, из существующего многообразия которой, датированной 1870-1890-ми годами, особенно выделяются произведения социально-политического звучания, преломившие социальные коллизии русской общественной жизни. В 1870-х гг. литература начинает процесс художественного осмысления темы личности нового типа. По этой причине все главные свойства построения произведений, созданных в 1870-1890-е гг., определены главным героем – личностью нового типа, степенью и характером ее воздействия на остальных персонажей. Иными словами, личность героя связана с событиями, представленными в произведении, формируя его сюжет. Подтверждением связи типа героя с сюжетом являются слова Ю.М. Лотмана о том, что «… поэтика сюжета в романе – это в значительной мере поэтика героя, поскольку определенный тип героя связан с определенными же сюжетами» 4. Сюжеты романов Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, писателей-народников, написанных в 1870-1890-е годы, как правило, организованы практической деятельностью героя и его соратников и сформированы в двух уровнях: «событийном» и «личностном»5, выделение которых носит достаточно условный характер. «Событийный» сюжет – это ряд событий, развивающих действие произведения, обусловленное общим смысловым содержанием конфликта. «Личностный» сюжет представляет этапы формирования характера героя как личности нового типа. Данный сюжет включает в себя портрет героя, ретроспекцию, сны и мечты, речевую характеристику, поведенческую деятельность. В этом проявляется мировоззрение, нравственный и психологический облик героя.

Наличие в сюжете двух уровней обусловлено стремлением автора уравновесить в сюжете произведений 1870-1890-х гг. главные объекты художественного исследования – личность и среду. События личной жизни героя организуют «личностный» сюжет, содержание «событийного» сюжета состоит из признаков деятельности человека, для которого возможность перемен мира, общества является залогом его существования. Таким образом, личность героя формирует сюжет произведения, придавая ему личностное и событийное измерения.

«Сюжетное пространство» (термин Ю.М. Лотмана) произведений 1870-1890-х гг. как писателей-классиков («Новь» И.С. Тургенева, «Воскресение» Л.Н. Толстого), так и писателей-народников («Андрей Кожухов» С.М. Степняка-Кравчинского, «Булгаков» Ф.Н. Юрковского), представляет современно-бытовой план, реализующий социальные коллизии, в которых авторы стремились отразить наиболее животрепещущие аспекты современности. Здесь писателей интересовали типы, в которых они видели воплощение тенденций бурлящей вокруг них жизни и которые в силу этого становились предельно злободневными.

Кроме того, роман «Андрей Кожухов» беллетриста-народника С.М. Степняка-Кравчинского является главным в его творческой судьбе художественным произведением, а роман «Булгаков» Ф.Н. Юрковского – вообще единственным примером его художественного творчества. Романы «Новь» И.С. Тургенева и «Воскресение» Л.Н. Толстого – последние итоговые в творчестве писателей романы, в которых сфокусировалось все созданное ими в литературе, начиная с самых первых произведений. Перечисленные произведения, примерно совпадающие по времени написания, принципу заглавия, представлению героев своего времени, были в высшей степени актуальным явлением современной им литературной и общественной жизни, документом живого правосознания.

Следует отметить, что с учетом сказанного о взаимосвязи сюжета и героя во всех перечисленных произведениях герой находится в противостоянии с социальной средой в лице государства, в состоянии духовного поиска и идейной борьбы за светлые идеалы, за которые терпит лишения, жертвует всеми благами и подвергается гонениям со стороны правительства. По отношению к мощи власти немногочисленные группы революционеров-народников предстают в качестве жертв репрессий со стороны правительства. Данное замечание обусловливает наличие общей повторяющейся в произведениях русских писателей, датированных 1870-1890-ми годами, сюжетной схемы, отражающей наиболее злободневное и показательное отношение к жандармскому и судебному произволу. Борьба за свободу личности против беззакония и репрессий со стороны царских властей как раз и соответствовала новому курсу политической борьбы с самодержавием, принятому революционными народниками на рубеже 70-80-х гг. XIX в.

В произведениях, появившихся в 1870 –1890-х гг., закономерным по указанной причине является присутствие сюжетной схемы, которую можно обозначить как «гонители и жертва». Эта схема событийного уровня сюжета является, на наш взгляд, одной из основных и представляет собой реализацию следующих сюжетных мотивов: «Гонители применяют давление и торжествуют над жертвой»; «Давление со стороны гонителей усиливается»; «Поведение жертвы под влиянием усилившегося давления изменяется, жертва выражает протест»; «Один из гонителей испытывает огорчение (раскаяние, жалость) и отходит от других гонителей» (данный сюжетный мотив отсутствует у писателей-народников, но находит выражение в «Воскресении» Толстого). Последовательность перечисленных мотивов реализуется в произведениях различных авторов с предзаданной необходимостью, что позволяет говорить не о простой случайной последовательности мотивов, а о наличии сюжетной схемы, обозначенной выше, с достаточно жесткой внутренней взаимосвязанностью следующих друг за другом сюжетных мотивов.

Все указанные нами мотивы образуют синтагматическую цепь (это сюжетообразующие мотивы, или «связанные», по терминологии Б.В. Томашевского 6, обязательные в каждом произведении), и их расположение по ряду соответствует воспроизведению «событийного» уровня сюжета. К «личностному» уровню сюжета относятся так называемые «свободные» (Б.В. Томашевский) 7, или «эквивалентные (повторяющиеся) мотивы» (В.Н. Топоров)8, способствующие более глубокому пониманию художественного текста и имеющие место во всех рассматриваемых нами романах С.М. Степняка-Кравчинского, Ф.Н. Юрковского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. В отличие от мотивов, сюжетная канва которых жестко задана сюжетообразующими фактами, повторяющиеся (следует сделать оговорку: повторяющиеся мотивы можно назвать также стержневыми, концептообразующими, основополагающими, ведущими), хотя и основаны на «мягком» задании сюжетной канвы, цементируют действие, выступают его объединяющим началом.

К таким мотивам можно отнести традиционные для русской литературы мотив смерти и мотив природы с целым комплексом конкретизирующих мотивов, обладающих не только содержательными, но и композиционными функциями. Эти мотивы находят свое воплощение как в романе С.М. Степняка-Кравчинского «Андрей Кожухов», так и в романах Ф.Н. Юрковского «Булгаков», И.С. Тургенева «Новь», Л.Н. Толстого «Воскресение». В контексте сюжетной схемы «гонители и жертва» в романе С.М. Степняка-Кравчинского функционируют мотив поиска правды с сопровождающим его мотивом мщения, а также мотив жертвы за идею и человечество. С «личностным» уровнем сюжета связан патриотический мотив силы//мужественности с созвучными ему мотивами служения делу и новообращения. Выделение всех перечисленных мотивов полностью соответствует замыслу произведений, посвященных героическим деятелям периода революционного народничества, и, по нашему мнению, условно могут быть объединены в две семантические группы. Первая группа включает мотивы гражданского долга как отражение героического начала, рассмотрение содержания которых важно для представления самобытности русской действительности и русского романа последней трети XIX века. Ко второй группе можно отнести традиционные для русской литературы мотивы (или, по определению В.И. Тюпы, мотивы, «принадлежащие традиции»9) – мотив смерти и мотив природы с их мотивными вариантами, служащие отражением трагического начала, содержание авторской концепции в которых наиболее полно проявляется в их особом значимом расположении в структуре текста.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconВведение в профессию комплект методического обеспечения учебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для преподавателей, студентов, аспирантов

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие Н. Новгород
...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconВ сокращении Учебно-методическое пособие Томск 2008 утверждено
Учебно-методическое пособие предназначено для научных руководителей и студентов, выполняющих квалификационные работы и отчеты о нир...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие по выполнению курсовой работы по дисциплине «Теплотехника»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов специальности 190603. 65 Сервис транспортных и технологических машин и оборудования...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 190603. 65 Сервис транспортных машин и оборудования...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие Нижний Новгород 2010 министерство образования...
Учебно-методическое пособие предназначено для курсового проектирования по специальности 061000 дисциплине «Основы транспортно-экспедиционного...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно-методическое пособие предназначено для проведения практических...
Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по дисциплине «Английский язык по специальности», соответствует...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconУчебно методическое пособие для учреждений системы повышения квалификации Москва
Йоффе А. Н., Мишина И. А., Мацияка Е. В., Савченко К. В., Петрова Е. Н., Плотникова А. Ю., Чиндилова О. В., Яковлева С. Г., Обернихина...

Учебно-методическое пособие анализ произведений в мотивном и интертекстуальном аспектах (на примере анализа романа с. М. Степняка-кравчинского «андрей кожухов») Пособие предназначено для общеобразовательных учреждений iconПрактикум решения задач по курсу «Основы искусственного интеллекта»...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «информатика», а также может использоваться...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница