Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного




Скачать 123.45 Kb.
НазваниеЗадачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного
Дата публикации16.10.2013
Размер123.45 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Русская красавица

Задачи: 1.Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе.

2.Формирование у детей чувства прекрасного.

3.Эмоциональное развитие детей.

Технические средства обучения: компьютер, диск - песня «Берёза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любэ», слайды с иллюстрациями русской природы – берёзы.

Оборудование: русские народные костюмы, изделия из берёзы: шкатулки, лапти, берёзовый сок, берёзовый веник, лыжи; картины русских художников: А. К. Саврасов «Грачи прилетели», «Берёзовая роща» А. И. Куинджи, И. И. Левитана «Берёзовая роща».
Ведущий 1: - Добрый день, ребята!

Ведущий 2: - Добрый день, дорогие гости нашего праздника, который называется «Русская красавица».

Ведущий 1: - Наш праздник мы начнём с обращения известного русского писателя Михаила Пришвина к вам, ученикам нашей страны.

«Дорогие ребята! Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать.

Ведущий 2: - Для работы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы.

А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину…

Природа хороша по – своему во все времена года.

Ведущий 1: - И сегодня мы поговорим о русской красавице – берёзе, о самом важном в жизни каждого человека – о красоте!

Ведущий 2: - Умели ли авторы примечать прекрасное в жизни? Посмотрите, какие краски нашёл художник, чтобы передать искрящийся холодок опущенных веток.

Ведущий 1: - Это же чудо! Выглянул он утром и увидел эту сказочную красоту. Пройдёт время, подует ветер, осыплется иней, наступит весна, снег растает, но красота морозного зимнего утра останется с нами навсегда.

(Лунная соната Л. Бетховена,

Ведущий 2: - Звучит стихотворение С Есенина «Берёза».

Ученик 1.

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки

И горят серебряные росы.

Ведущий 1: - Каждое из деревьев имеет своё место в устной народной словесности, в поэзии и живописи, но более всего жизнь и судьба русского человека связана с красавицей - берёзой.
Ведущий 2: - Известно, что ни в какой стране нет такого обилия берёз, как у нас. Со времён глухой старины вошли в нашу жизнь стройные и тихие берёзки. Берёза и в песнях, и в загадках, и в сказках. Мила она русскому сердцу.

Ученик 2.

«Берёзка» А. Прокофьев

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Люблю её, нарядную,

Родную, ненаглядную,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю берёзу русскую.

Она всегда с подружками,

Под ветром тихо клонится

И гнётся, но не ломится!
Ведущий 1: - Учащимися 2 – го класса исполняется хороводная песня

«Во поле берёзка стояла».
Ведущий 1: - С чего начинается Родина?

Наверное, с белых берёз,

С их царства сквозного, молочного

И с пухлых ребячьих грёз.
Ведущий 2: - Берёза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники.
Ведущий 1: - Исполняется танец .
Ведущий 2: - Стихотворение С. Есенина « Берёза» с детства знакомо всем:

Ученик 3.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.
На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.
И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.
А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.
Ведущий 2: - Не зря берёза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву. Именно про него сложено много загадок.
Ведущий 1: - Объявляется конкурс «Знатоки загадок».
Ученик 1: - Стоит дерево цветом зелено:

В этом дереве четыре угодья:

Первое – больным на здоровье,

Другое – от теми свет,

Третье – дряхлых, вялых пеленать,

А четвёртое – людям колодец.

(Берёза угодила нам четырежды. Из её веток делали банный веник, из ствола – лучину для освещения изб, из коры – берестяную посуду, и ещё весной пили берёзовый сок).

Берёзовый сок рекомендуют для лечения авитаминоза. Из молодых листьев берёзы весной готовят витаминный напиток.

Про берёзовый веник что и говорить! Каждый знает, что русская баня полезна и старым, и малым. Все хвори выгоняет, душу веселит, тело радует. И незаменим в бане берёзовый веник: им хлещут себя.
Ученик 2:

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели птицы,

Сели на косицы.

(- Белый сарафан – это ствол берёзы, косицы – это её ветви.)
Ученик 3:

Клейкие почки,

Зелёные листочки,

С белой корой

Стоит под горой.
Ученик 4:

А что это за дерево?

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

(- Верно, берёза. Это дерево символизирует нежность и благородство, красоту и щедрость.)
Ученик 5:

Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан.

Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь…(берёзку)?
Ведущий 2: - Берёза… Сколько стихов и песен посвящено этой красавице!

Ведущий 1: - А сколько картин написано живописцами! Каждый стремился излить перед ней свои чувства: любовь и восхищение. Русскую берёзку запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов.
Ученик 5: - Писатель В. М. Гаршин, глядя на картину А. К. Саврасова «Грачи прилетели», сказал: «Я бы назвал эту картину «Чувство Родины». И действительно, когда вы смотрите на это полотно, то испытываете до боли пронизывающее вас чувство слитности со своим Отечеством. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзки – всё это такое знакомое и такое родное. И эта удивительная картина рождает любовь к Родине, России.

Ученик 6: Ты до того, берёзонька, красива!

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия.

И я немыслим без твоей красы.
Россия, сторонка весёлая,

Дорогой бежит просёлочной,

Тонкой берёзкой качается,

В светлых дождях купается.
Россия, моя грустинка!

По окнам стучат слезинки,

Кричат журавли, печалясь,

С Россией своей прощаясь.
Россия моя, моя мама,

С тобой я горда и упряма.

Твоею живу я силой,

Отчизна моя, Россия!
Ученик 7: - Перед картиной «Берёзовая роща» А. И. Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые, тихие и молчаливые берёзки, напоённые её соками.
Русь моя! Люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними рос и жил,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.
Ученик 8: - Перед нами картина И. И. Левитана «Берёзовая роща». Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни. Так и хочется причитать строки:

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокорые берёзки – символ

Родины моей.

Ты так мила мне

До любой росинки,

В твоих просторах

Дремлет тишина,

Берёзова, русская Россия,

Ромашковая, добрая страна.
Ведущий 1: - Какой русский человек не любит красавицу – берёзу?

Утомлённому она обещает желанный отдых, жаждущему прохлады дарит тень. Невольно вспоминаешь строки А. А. Фета:

«И вечно радужные грёзы

Тебя несут под тень берёзы,

К ручьям земли твоей родной».
Ведущий 2: - Где бы ни росла берёза - всюду она приносит людям свет и радость. Берёза – символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ, вечна наша земля русская!

Ученик 9: Опять о них, кудрявых и белёсых…

А что тут делать, если на Руси

У всех дорого встречаются берёзы,

Хоть день, хоть год, хоть вечность колеси.
«Россия» - шепчут мне берёзки,

«Россия» - шепчут камыши,

«Россия» - ключ журчит в ложбинке,

И я им тихо вторю: «Русь!».
Мне не трудны твои нагрузки:

Я в поле рос, я чубом рус,

И я люблю тебя по – русски,

Моя берёзовая Русь!
Звучит мелодия русской песни.

(На экране через компьютер показывают берёзы).

Ведущий 1: - Часто о берёзе мы говорим: стройная, высокая, кудрявая. Но для того чтобы это дерево стало таковым, требуется не один десяток лет. Много силы и упорства нужно приложить маленькому росточку, чтобы выдерживать все невзгоды: зимнюю стужу и летний зной, проливные дожди и затяжную засуху.
^ Ученик 10: Информационная справка:

( Ученик обращает внимание на выставку детских рисунков с изображением берёзы).

Берёза, пожалуй, самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где её белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз.

Берёза – это стройное дерево высотой до 20 – 25 м. Это дерево живёт до 100 – 150 лет. Берёза растёт очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома.

Берёза – дерево – пионер. Она первая растёт на вырубленном или выгоревшем месте.

Берёзы не требовательны к плодородию и влажности почв: они могут расти везде, обходя лишь сухие места. Семенами берёзы, собранными в длинные свисающие серёжки, кормятся птицы.

Берёза развёртывает листья почти одновременно с началом цветения, ранней весной. Молодые берёзовые листочки пахучие, клейкие, покрыты особым смолистым веществом. Цветут берёзы в мае.

В конце февраля – начале марта у берёз начинается сокодвижение. Птицы и люди пробивают кору и пьют сок. Это приносит вред берёзам.
Ученик 11: Познавательные сведения:

( Ученик показывает изделия из « музея» берёзы.)

  1. Из почек приготавливают лекарства.

  2. Из ветвей делают метлы и веники.

  3. Из бересты народные умельцы мастерят туески и лукошки для сбора грибов и ягод.

  4. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печке.

  5. Из древесины берёзы изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт, скипидар.


Ведущий 1: - Ребята, я вам не сказала о берёзовом соке. Народная пословица гласит: «Берёзовицы на грош, а лесу на рубль изведёшь» Раненое дерево истощается. Запасы сока нужны для образования молодых ветвей и листьев. Через ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь дерева. Вот как важно беречь берёзы!
Ведущий 2: - Ни в одной стране нет столько берёз, как у нас. Мила она русскому человеку. Берёза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. А сколько рек, сёл, деревень названо в честь нашей весёлой берёзки! Любит наш народ свою зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит.
Ведущий 1: - О белоствольной берёзе можно говорить ещё долго: тема эта неисчерпаема. Пройдут сотни лет, но берёза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой Россия.

Давайте послушаем стихотворение Всеволода Рождественского «Берёзка».


Ученик 12.

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,

В серёжках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,

И так уж она хороша,

Что кажется – в шуме берёзы

Есть русская наша душа.
Ведущий 1: - Ребята, берёза на Руси широко использовалась на многих весенне – летних праздниках.
Ведущий 2: - Её заламывали (не ломали!), связывая с травой её макушку, создавали своеобразные ворота; на самой берёзке из веточек плели «оконца» для кумления – девушки становились друг напротив друга, целовались через такое «оконце» и клялись быть подружками; под берёзой гадали, угощали друг друга пирогами, яичницей…

Ведущий 1: - В некоторых местах был такой обычай: берёзу срубали, приносили и устанавливали в центре села, наряжали. После окончания праздника деревце сжигали или бросали в воду. Сама троицкая берёза в русских зонах называлась по – разному: кума, гостейка, семик, сад, куст и другое.
Ведущий 2: - Наша страна многонациональна. И каждый может назвать своим любимым деревом берёзу. Но обычаи и традиции русского народа настолько тесно связаны с этой красавицей, что вполне справедливо словосочетание «русская берёза». Обязательным обрядом на Руси в стародавние времена было величание берёзы. Отголоски этого можно и сегодня видеть в православном празднике Троица. Накануне праздника в лесу рубили зелёные ветки берёзы, собирали траву.

Ведущий 1: - Сейчас прозвучит стихотворение Олега Шестинского


Ученик 13.

Без берёзы не мыслю России –

Так светла по – славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили,

Выбирали на торгах;

Дорогих матерей хоронили

Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною

Человеческой жизнью живут:

То смеются зелёной листвою,

То серёжками слёзы прольют.

Ученик 14: «Берёза».

Под окном нашего старого дома растёт берёзка. Весной её ветви одеваются маленькими листочками. Первые листочки нежно – зелёные и клейкие. Ствол берёзы белый, с чёрными пятнышками. Он стройный и тонкий. Ветви берёзы гибки. Хороша наша берёза весной! Мы любим и бережём её.
Ведущий 1: - Певец природы, писатель М. М. Пришвин, не уставал говорить о том, что природа и человек – это одно целое.

Очень важно, чтобы вы, ребята, научились любить и ценить природу. И жизнь станет для вас богаче и интереснее. Вы не будете равнодушными и бессердечными: кто любит природу, тот не испортит дерево, не сорвёт цветок, не погубит птицу.
Ведущий 2: - Мы сегодня услышали много прекрасных произведений о природе. Надеюсь, что после нашего праздника вы ещё больше будете любить и лучше охранять природу, научитесь её слушать и видеть не только глазами, но и сердцем, никогда не будете причинять ей зла. А может, кто – то из вас попробует написать рассказ или стихотворение о природе или сочинить музыку. Мы будем этому очень рады.
(Через компьютер ребятам показывают картины русской природы – берёзовые рощи, звучит песня «Берёза» в исполнении Н. Расторгуева и группы «Любэ».)
Ведущий 1: - А сейчас мы проведём игру «Знатоки природы»

(Ведущие задают вопросы, учащиеся на них отвечают и прикрепляют из бумаги листочки на дерево.)
Ведущий 2: - На каком дереве две коры вместо одной?

(На берёзе сверху кора белая да тонкая, а снизу - чёрная да корявая. Чёрные полоски на белой коре нужны дереву для того, чтобы дерево могло через них дышать.)

Ведущий 1: - Стоят столбы белены, на них шапочки зелены. (Берёзы)

Ведущий 2: - Беленькие палочки, зелёные махалочки (Берёза)

Ведущий 1: - Кудревата, беловата, наклоняется у хаты.(Берёза)

Ведущий 2: - Какой гриб растёт под берёзой ? (подберёзовик).

Ведущий 1: - Как называется кора берёзы? (Береста)

Ведущий 2: - Что раньше изготовляли народные умельцы из бересты? (Короба, кузовки, лодки, обувь).

Ведущий 1: - Почему кору берёзы очень любят учёные – историки? (В древности, когда пергамент стоил дорого, писали на бересте. До нас дошли берестяные грамоты, прочитав которые, учёные – историки смогли много узнать о жизни наших предков).

Ведущий 2: - Какое дерево весной может утолить жажду? (Берёза, её сок).

Ведущий 1: - Молодцы, ребята вы правильно ответили на вопросы и наша берёзка стала ещё краше – на ней зазеленели молодые зелёные листочки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconЛитература Тема: Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов
Цель: Формирование духовного мира ребенка, развитие творческих способностей через музыку, поэзию и произведения изобразительного...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconУрок по изобразительному искусству и музыке в 5 классе тема: «Пейзаж...
Познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к природе и Родине

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного icon«Поэтический образ зимы в творчестве русских поэтов и композиторов»
Проведение урока по представленной разработке целесообразно во II-III четвертях в зимние месяцы, когда учащиеся пятых классов изучают...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconЗадачи: Образовательные закреплять и пополнять знания детей о природе;...
Природа – это все, что нас окружает, кроме сделанного человеком. Природа делится на живую (растения, животные, насекомые, грибы,...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconБерегите землю, берегите!
Цели урока: 1 познакомить учащихся с произведениями русских поэтов о природе; 2 раскрыть сущность одной из важнейших проблем современности...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconОбразовательная цель для учащихся
Картины родной природы в творчестве поэтов, художников и композиторов 19 века. Защита проектов

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №6»
...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconУрок-практикум в 7 классе Тема: «Родная природа в изображении русских поэтов 19 века»
Цели: раскрыть красоту родной природы; подчеркнуть глубокую любовь писателей и поэтов к своей родной земле, природе, к своей родине,...

Задачи: Познакомить учащихся с произведениями русских поэтов, композиторов, художников о родной природе. Формирование у детей чувства прекрасного iconЛитература Тема. Певцы родной природы
Задачи. Способствовать формированию знаний об особенностях изображения пейзажа в творчестве русских поэтов, писателей, художников...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница