Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год




Скачать 135.12 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Дата публикации17.10.2013
Размер135.12 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
ГБОУ СОШ №190

Рабочая программа

по литературе для 5 класса

на 2012-2013 учебный год

разработана на основе программы

для общеобразовательных учреждений

(автор: В.Я. Коровина)

Составитель: М.Г.Титаева

учитель русского языка и литературы



Раздел I. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы по литературе для 5-11 классов» (авторы: В.Я.Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина).

Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: В.А. Жуковский «Спящая царевна»; А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители»; П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»; С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»; С. Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник-хрестоматию, обеспечивающий процесс обучения.

^ Раздел II. Содержание тем учебного курса.



Дата

Содержание материала

Кол-во часов

1




Введение. Книга в жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.




2




УНТ. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.




3




Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка». Высокий нравственный облик волшебницы Василисы Премудрой.




4




Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники. Народная мораль в сказке. Поэтика волшебной сказки. Фантастика.




5




«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического содержания. Система образов. Образ главного героя. Особенности сюжета сказки.




6




Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках.




7




Р/р. Мои любимые русские народные сказки. Подготовка к домашнему сочинению. «Мой любимый герой русской народной сказки»; «Почему я люблю читать народные сказки?»; «Добро и зло в народных сказках»




8




Возникновение древнерусской литературы. «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания.




9




М.В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение. Роды и жанры литературы.




10




Вн. чт. Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).




11




И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях. «Волк и ягнёнок». Понятие об аллегории и морали.




12




И.А. Крылов. «Ворона и лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.




13




Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.




14




Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.




15




В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.




16




В.А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.




17




А.С. Пушкин. Детские и лицейские годы поэта». «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.




18




Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.




19




Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина и В.А. Жуковского.




20




А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки.




21




Р/р. «Бродячие сюжеты». Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. Подготовка к домашнему сочинению: «В чём превосходство царевны над царицей в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?», «Что помогло Елисею в поисках невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина?»,




22




А. Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки.




23




В.М. Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.




24




М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Мастерство поэта в создании батальных сцен.




25




Изобразительно-вырзительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.




26




Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.




27




Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.




28




Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.




29




Вн. чт. Н.А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.




30




И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.




31




Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. Осуждение крепостничества.




32




Р/р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. Тургенева «Муму»: «Что воспевает И.С. Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?»




33




Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.




34




А.А. Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Природа и человек в стихотворении. Воплощение красоты жизни.




35




Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.




36




Р/р. Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»: «Жилин и Костылин: разные судьбы». «Друзья и враги пленного Жилина».




37




А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. Составление киносценария по рассказу «Хирургия».




38




Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. Лирика Ф.И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.




39




Лирика И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова, А.В. Кольцова.




40




Вн. чт. И.А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.




41




В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.




42




Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. Портрет как средство изображения героев.




43




Р/р. Понятие о композиции литературного произведения. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей?»; «Два отца: Тыбурций и судья», «Вася и его отец: от вражды к пониманию»; «Маруся и Соня: два детства».




44




С.А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…» Своеобразие языка стихотворений.




45




П.П. Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.




46




Образ Хозяйка медной горы в сказе П.П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.




47




К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».




48




Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.




49




Вн. чт. К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г. Паустовского.




50




С.Я Маршак. Слово о писателе. Драма как род литературы. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. Традиции народных сказок в пьесе С.Я. Маршака.




51




Р/р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева в пьесе-сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; «Добро и зло в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; «Пьеса С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и народные сказки».




52




А.П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Оптимистическое восприятие окружающего мира.




53




Контрольная работа «Русская литература XX века».




54




В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.




55




«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.




56




Р/р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века: С.А. Есенин, П.П. Бажов, К.Г. Паустовский, В.П. Астафьев (по одному произведению)». «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение? (По произведениям К.Г. Паустовского, А.П. Платонова, В.П. Астафьева)».




57




Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин, Дон-Аминадо. Поэтическое восприятие окружающего мира природы и своего места в нём.




58




Русские поэты XX века о Родине и родной природе: А.А. Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе.




59




Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».




60




К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете…». Война и дети. А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы ВОВ.




61




Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Её драматический характер.




62




Вн. чт. Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.




63





Х.К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.




64




Р/р. Наши любимые сказки Х.Г. Андерсена.




65




Вн. чт. Ж. Санд «О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном.




66




Вн. чт. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Черты характера героев.

Вн. ч. Том и Гек в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.




67




Вн. чт. Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.




68




Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения.




^ Раздел III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия: фольклор, УНТ, басня, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, сравнение, гипербола, эпитет, фантастика и юмор, баллада (развитие представлений); сказка, виды сказок (закрепление представления); сказ и сказка (общее и различное), аллегория, понятие об эзоповом языке, литературная сказка, метафора, звукопись, аллитерация, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция литературного произведения, драма как род литературы, автобиографичность литературного произведения (начальное представление).

^ Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворения от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

  • пользоваться алфавитным каталогом библиотеки;

  • ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

  • выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка загадка, басня, рассказ);

  • подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать свое отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра – сказки, загадки, басни и т.д.

  • создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

  1. Программа по литературе для 5-11 классов / Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. – М. «Просвещение», 2010 .

  2. Литература. 5 кл. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я. Коровина (и др.). – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

  3. Демиденко, Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл. / Е.Л. Демиденко. – 3-е изд., стереопит. – М.: Дрофа, 2010.

  4. Агапова И. А., Давыдова М. А. Литературные композиции. 5-11 классы / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Волгоград: Учитель, 2008.

  5. Королева Н.С., Мошенская Г.Н. Открытые уроки литературы: 5-9 классы. – М.: ВАКО. 2010. (Мастерская учителя-словесника).

  6. Литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) / авт.-сост. Т.М. Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

  7. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А. Ерёмина. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен». 2008.

  8. Литература. Поурочные планы. Программа под редакцией В.Я. Коровиной. 5-7 классы. Электронное пособие. Издательство «Учитель».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5- а класса на 2012/2013 учебный год
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7- а класса на 2012/2013 учебный год
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 9 класса 2012 2013 учебный год....
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по английскому языку для 2 класса «Б» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса (первый год обучения) с углубленным изучением английского языка разработана на...

Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 10 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница