Моу «Джанайская сош»




НазваниеМоу «Джанайская сош»
Дата публикации18.10.2013
Размер78.7 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы


МОУ «Джанайская СОШ»

Красноярского района Астраханской области


Учебный проект по литературе

«Есенин - это вечное», разработанный

в 11 классе Джанайской школы

учителем русского языка и литературы

Нурманбетовой М. Ш.





Контактная информация

Нурманбетова Миннегуль Шафиевна

416160

Астраханская область,

Красноярский район, с. Джанай,

МОУ «Джанайская СОШ»,

тел. 8-5146-95096,

e-mail: nurmin@rambler.ru



^ 2006

Тема проекта

«Есенин - это вечное»
Творческое название

«На простых и чутких струнах сердца умел играть только Есенин»

^ М. Осоргин

Основополагающий вопрос:

Откуда берутся таланты?
Учебные предметы

Русский язык и литература, музыка, мировая художественная культура.
^ Участники проекта

Учащиеся 11 класса
Вопросы учебной темы (проблемные):

(«Тема Родины в поэзии Есенина»)

  • Отчего так «дороги мне люди, что живут со мною на земле»?

  • Какого цвета луна в стихах Есенина? (Роль цветовых прилагательных в лирике Есенина).

  • Почему так грустно «В стране берёзового ситца»?

  • Есть ли мир, «где всё живое равноправно»? («Братья наши меньшие»).

  • «Персидские мотивы» о любви?


Аннотация проекта

Среди особенно дорогих нашему народу имён по праву занимает своё место имя Сергея Есенина, великого русского поэта. Его «песенное слово» обращено к русской природе, душа поэта распахнута людям, его стихи - откровенный доверительный разговор с другом. «Мне кажется,- говорил поэт,- что я свои стихи пишу только для своих добрых друзей».

Наш проект о том, как сегодняшние «добрые друзья» поэта ищут и находят свой ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?» Кто-то соглашается с В. М. Шукшиным: «От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить-он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью». А кто-то к этой абсолютно точной и меткой характеристике добавляет: любим народной любовью, потому что «на простых и чутких струнах сердца умел играть только Сергей Есенин». Наша кропотливая творческая работа и есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Всем классом мы решили: «Наш проект о том, как в юном сердце Сергея Есенина зарождалось и крепло, обретало силу «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого»- любовь к Родине. Эти слова когда-то написал великий Л. Н. Толстой. Трудно не согласиться с гением.

Рождение любви к Родине–тайна великая, требующая и тишины великой… Поэтому предпочтём же путь неторопливых раздумий и вопросов. Это ведь и есть труд души… Это и есть прикосновение к тайне. К тайне таланта. Таланта - любить Родину…».

Итак, в добрый путь!

Автор и координатор проекта учитель русского языка и литературы МОУ «Джанайская средняя общеобразовательная школа» Красноярского района Нурманбетова М. Ш
 

^ Цели проекта

Дидактические цели:

  • формирование исследовательских навыков с применением компьютера для анализа структуры поэтического текста, для осознания целостности и своеобразия художественного мира Есенина.

Методические цели:

  • научить оформлять информацию, собранную самостоятельно, находить максимально приближённый к идее художественного текста вариант технического воплощения.


Проблемы (темы) самостоятельного исследования


  1. Есенин и Блок. Уроки Блока.

  2. Цвет в лирике Есенина.

  3. «Есенин – это вечное» («Тебе, о Родина, сложил я песню ту»).

  4. Какого цвета луна в стихах Есенина?

  5. Мир Есенина в рисунках.

  6. «И зверьё, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове…»

  1. «Мы теперь уходим понемногу».


Структура учебно-методического пакета

Описание учебного проекта.

Работы творческих групп -

презентации:

«Тебе, о Родина, сложил я песню ту»,

«О чём говорят цвета в поэзии Есенина?»,

«Братья наши меньшие»,

«Персидские мотивы»;

буклеты:

«В сердце светит Русь»,

«Стихи свежие…».

Дидактические материалы: фотоальбом, иллюстрации, сделанные учащимися к стихам,- «Мир Есенина в рисунках», газетные и журнальные вырезки разных лет, альбом «О Русь, малиновое поле…», пластинки, диафильм «Раздумья о Сергее Есенине».

Методические материалы (презентация проекта), план оценивания проекта,

Web-сайт проекта «Есенин - это вечное».

Дополнительные материалы для учителя (Диски программы «Intel», список информационных ресурсов).

^ Этапы и сроки проведения проекта.
Подготовительный этап (80 мин.). Проходит на уроке по теме: «Художественный мир С. А. Есенина»

  1. Актуализация проблемы-5 мин.

  2. Объявление темы проекта, сроков работы над проектом -5 мин.

  3. Определение целей работы над проектом-5 мин.

  4. Формирование рабочих групп по интересам (6 групп по 3 – 4 ученика)-10 мин.

  5. Предложить перечень вопросов для исследования на выбор учащихся, консультация по темам - 45 мин.

  6. Обсуждение со всеми участниками проекта форм представления результатов учебной деятельности: презентации, публикации, Web – сайта. Обсуждение критериев оценки-10 мин.

Практический этап (4 часа)

  1. Сбор сведений из различных источников.

  2. Изучение лирики под девизом «Искать надо сердцем».

  3. Домашнее сочинение «Зорко одно лишь сердце».

  4. Оформление результатов работы с целью систематизации и структуризации материала.

Этап защиты проекта (1 час 20 мин.)

Цели этапа: развивать умения учащихся представить полученную информацию.


  1. Знакомство с регламентом процедуры защиты проекта и ходом ведения защиты-5 мин.

  2. Представление проекта каждой группой - 10 мин.

  3. После выступления всех групп – этап обсуждения. Оппонирующие группы задают подготовленные вопросы выступающим – 10 минут.

  4. Этап рефлексии (самооценка деятельности учащихся, группы по очереди говорят о своих преимуществах и недостатках, допущенных в работе) –10 минут.

  5. Учитель подводит итоги работы. Награждение активных и инициативных участников выполнения проекта. Приглашение к участию в издании книги «Зорко одно лишь сердце».

Формы представления результатов (В скобках-выводы по итогам ученических исследовательских работ, выполненных авторами в электронном виде в соответствующих программах).

Презентации:

  • «Тебе, о Родина, сложил я песню ту». (Наша работа-бесспорное доказательство того, что «искать надо сердцем». Наше сердце подсказало нам, какие есенинские стихи с их неподдельной искренностью, душевной теплотой говорят о любви поэта к родине. Настоящая презентация-есть ответ на вопрос «Откуда берутся таланты?». Остаётся добавить: их питает родная земля, в которую они влюблены с колыбели).




  • «О чём говорят цвета в поэзии Есенина?». (Образ родины занимает центральное место в лирике Есенина. Образ этот многолик, и средства изображения различны. Даже цветовые прилагательные голубой и синий становятся символами родины).




  • «Братья наши меньшие…» («Зорко одно лишь сердце»,- под таким девизом я проводила свои исследования и сделала следующие выводы:
    -Вальяжный, умный, почти по-человечески понимающий Джим, почти сродни человеку, он почти его второе «Я». Никого не оставляет равнодушным трогательное обращение поэта к благородным животным, представляющим отряд домашних и бездомных четвероногих, к которым Есенин всегда испытывал особую симпатию. Они ведь не столько о меньших братьях человека, сколько о нём самом, о его безграничной любви к Родине).

  • «Персидские мотивы» (В «Персидских мотивах» поэт охотно рассказывает о России. Во всем цикле преобладает атмосфера сердечной дружбы русского человека с людьми Востока. Даже тогда, когда поэт любуется Востоком, ему приходят на память картины родного края.)


Буклеты:

  • «В сердце светит Русь». («Россия-мать! Прости меня, прости!» - эти слова принадлежат поэту, для которого было важно быть самим собой и остаться человеком в самые жестокие для России годы. Пройдут десятилетия, а благоуханный сад есенинской поэзии будет цвести и плодоносить, он поможет нам сохранить родную землю такой же прекрасной, какой её видел когда-то поэт Сергей Есенин).

  • «Стихи свежие…». (Но главным-то, главным для Есенина было другое: то, что первый поэт России увидел в нём, деревенском пареньке, талант. И талант большой, новый, самобытный. «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые», - отмечает Блок на записке Есенина...).


Web – сайт «Есенин - это вечное» включает:

вступление;

план изучения темы;

календарно-тематическое планирование;

полезные ресурсы;

критерии оценивания;

общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;

мероприятия, имеющие отношение к организации учебного проекта;

текущие классные мероприятия;

работы учеников: сочинения, иллюстрации, музыка к некоторым слайдам;

список использованных материалов.
^ Информационные ресурсы

Марченко А. Поэтический мир Есенина. - М.: Советский писатель, 1972 .

Есенин С.А. Избранное, М.: Просвещение, 1986.

Наумов Е. И. Сергей Есенин. – Ленинград; Жизнь и творчество, 1960.

^ Подведение итогов работы учителем-автором и координатором проекта:

-Дорогие участники проекта! Вы успешно завершили самую любимую тему старшеклассников нашей школы и заслуживаете самой высокой оценки. Руководители групп получат специальные грамоты, изготовленные юнкорами кружка «Репортёр». А все мы получили огромное удовольствие не только от мастерски выполненных презентаций, публикаций, но и от выразительного чтения стихов любимого поэта, от иллюстраций ваших классных художников, от вашего умения публично выступать. Вы аргументированно доказали, что поэт был прав, сказав: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве». Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: любовную лирику и стихи о природе, лирический цикл, посвящённый семье, лирику философских раздумий… В этом заключалась своеобразная цельность поэта, его своеобразный талант-талант самому любить Родину и талант влюбить человека в природу, значит, в родину. Спасибо вам всем! Спасибо за труд души, за трепетное прикосновение к тайне таланта, талант любить поэзию! Я уверена, что каждый из вас знает ответ на вопрос: «Откуда берутся таланты?» и сможет принять участие в создании школьной книги «Зорко одно лишь сердце».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Джанайская сош» iconДата проведения: сентябрь 2010 г. Дата подведения итогов
Моу «Козловская оош №1», моу «Козловская сош №2», моу «Козловская сош №3», моу «Тюрлеминская сош», моу «Карамышевская сош», моу «Байгуловская...

Моу «Джанайская сош» iconПрезентация опыта «Работаем по системе Занкова Л. В. Наши достижения»
Л. В. Занкова моу «Гимназия г. Вольска», моу «Лицей г. Вольска», моу «сош №6 г. Вольска», моу «сош №16 г. Вольска»

Моу «Джанайская сош» iconШкольная газета моу сош №4
Моу сош №4 распахнула свои двери для всех желающих поздравить ее с 50-летним юбилеем

Моу «Джанайская сош» iconЭлективный курс «Русский язык и культура речи» Практикум
Авторы составители: Руднева Н. И. Моу «Саюкинская сош», Чуприкова А. И. Моу «Зеленовская сош»

Моу «Джанайская сош» iconУчитель, библиотекарь моу сош №43) Калинина О. В. (зав библиотекой моу сош №43)
Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания

Моу «Джанайская сош» iconПравила внутреннего распорядка учащихся моу сош №5 с уиоп г. Фрязино мо
«273-фз «Об образовании в Российской Федерации», Уставом моу сош №5, Требованиями к одежде обучающихся моу «Средняя общеобразовательная...

Моу «Джанайская сош» iconИллюстрированная газета моу «сош №4 г. Ершова Саратовской области»
Учредитель, издатель до моу «сош №4г. Ершова» «Союз беспокойных сердец», ул. Вокзальная. 69

Моу «Джанайская сош» iconМоу сош №2 г о. г. Буй, О. В. Федосеева
Урок разработан учителем начальных классов моу сош№2 городского округа г. Буй Костромской области

Моу «Джанайская сош» iconИллюстрированная газета моу «сош №4 г. Ершова Саратовской области»
Учредитель, издатель до моу «сош №4г. Ершова» «Союз беспокойных сердец», ул. Вокзальная. 69

Моу «Джанайская сош» iconПубличный отчет моу «сош №2 с Алтуд»
Учредитель школы – «моу сош №2 с. Алтуд» является местная администрация Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница