Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»




Скачать 148.05 Kb.
НазваниеУрок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
Дата публикации19.10.2013
Размер148.05 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»

Урок внеклассного чтения в 9 классе. Урок проведен в контексте темы самообразования «Нравственно-эстетическое воспитание средствами художественной литературы».

Уникальными возможностями в формировании системы ценностных отношений обладает художественная литература, одной из важнейших функций которой является воспитательная. Исследуя художественное произведение, ученик приобретает нравственное «знание», накопленное человечеством за все века его существования, через призму эмоционального восприятия.

Это урок-диалог на основе анализа художественного произведения.

 

 

 

^ ТЕМА УРОКА

 

Истоки   духовного величия человека в условиях несвободы (по рассказу Льва Разгона «Борис и Глеб»).

 

Оборудование:

^ 1.  ЦЕЛИ УРОКА      

  учащиеся должны: 

1. иметь представление о жизни и творчестве Льва Эммануиловича Разгона, писателя гуманиста, пережившего ужасы сталинских лагерей;

2.знать содержание рассказа «Борис и Глеб»;

3. развивать навыки анализа прозаического произведения;

4.совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы;

5. эмоционально вовлечься в пространство текста, на основании сравнения мира  собственных ценностей и духовного мира героев произведения ответить на основной вопрос урока: «Каковы истоки духовного величия человека в условиях несвободы?»;

6. уметь находить средства художественной выразительности в тексте, выявлять их роль;

7. формировать свой взгляд на мир, аргументировать его;

8. помнить о жертвах политических репрессий; воспитывать в себе уважение к ценностям демократического общества, чувства патриотизма и гражданской ответственности.

 

Оборудование:

электронная презентация, портрет Льва Разгона, отрывок  из фильма Н. Михалкова «Сибирский цирюльник».

 

Словарь:

ГУЛАГ – главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения. 

Устьвымлаг  - Усть-Вымский лагерь в Коми АССР.

 

Духовность - духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа.

Духовность - свойство человека, характеризующее его ориентированность на духовные ценности.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе.

Честь - совокупность высших морально-этических принципов личности.

Учтивость – почтительная вежливость.

                                    (С.И.Ожегов «Толковый  словарь русского языка»).

 

^ ХОД УРОКА

 УЧИТЕЛЬ

Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение её – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Конечно, сухие, пусть впечатляющие факты не могут передать всей муки искорёженной человеческой жизни, выразить всей меры человеческого страдания. И только литература, живая память нации, хранит в себе  историю в виде, не поддающемуся искажению и оболганию. Через страдания человека мы постигаем страдания народа. Ниспровергая ложные идеалы, писатели способствуют формированию духовно самостоятельной личности, возврату вечных общечеловеческих ценностей.

Трагедия целого поколения, лишённого права быть людьми, с потрясающей силой изображается в произведениях писателей, переживших ужас сталинских лагерей.

О, люди! Люди с номерами.

                                           Вы были люди, не рабы.

                                           Вы были выше и упрямей

Своей трагической судьбы.

 

Я с вами шёл в те злые годы,

 И с вами был не страшен мне

   Жестокий титул «враг народа»

                                          И чёрный номер на спине.

(В. Шаламов)

Сегодня мы обратимся к рассказу смелого и честного писателя Льва Эммануиловича Разгона «Борис и Глеб» и откроем для себя ещё одно имя, имя  писателя – гуманиста, узника ГУЛАГа,  нашего современника.

СЛАЙД (портрет Л.Э. Разгона)

 

УЧЕНИК

 Лев Эммануилович Разгон. Годы жизни 1908 – 1999. Лев Эммануилович окончил исторический факультет Московского пединститута, который тогда именовался 2-м МГУ, работал в Детском издательстве. Написал множество статей и рецензий, 20 книг для детей и юношества, в основном о писателях и ученых. В 1938 году был арестован и провел на островах архипелага ГУЛАГ 17 лет. Увиденное и пережитое описал в своих книгах «Непридуманное», и «Плен в своем отечестве». Эти книги основаны на подлинных событиях и судьбах, на документах.

В 1988 году Лев Разгон вместе с Андреем Сахаровым и Алесем Адамовичем стал одним из основателей Историко-просветительского и правозащитного общества "Мемориал".

         В 1992 Лев Эммануилович был одним из основных свидетелей в Конституционном суде по делу КПСС. Он был одним из тех немногих, кто отчетливо понимал, что без осознания всем обществом масштабов творившихся в стране беззаконий и без покаяния виновных невозможно двигаться дальше.

         Лев Разгон - лауреат Сахаровской литературной премии "За гражданское мужество писателя". Его книги переведены на многие языки, удостоены многочисленных международных наград и премий.

Он был приверженцем основных либеральных ценностей и  отстаивал их в своей ежедневной многолетней работе в Комиссии по помилованию при Президенте РФ (с 1993 г.)

УЧИТЕЛЬ

Рассказ «Борис и Глеб» вошёл в  книгу Льва Разгона «Непридуманное». Глубоко нравственный смысл рассказов Л. Разгона – в их искренности, честности, непридуманности.  Лев Разгон писал: «На нарах, в этапах, в телячьих вагонах, на лесоповале миллионам  гражданам Страны Советов терять было нечего, кроме жизни. Да и жизнь ли это – с невообразимыми страданиями, унижениями, голодом, каторжным трудом, болезнями и неотвратимой мучительной смертью? И все же, все же, вопреки нашему пониманию, вопреки здравому смыслу люди жили и там».

И как ни удивительно, главная мысль лагерной прозы Льва Разгона такова: «В условиях тоталитаризма, именно в лагере, в тюрьме человек мог оставаться человеком, отстаивать своё человеческое достоинство, воспарять к вершинам духа».

 

 Итак, тема нашего урока «Истоки духовного величия человека в условиях несвободы»    (по рассказу Льва Разгона «Борис и Глеб»).

Сегодня на уроке мы должны вдуматься в глубину содержания  очерка Льва Разгона «Борис и Глеб», вспомнить значение нравственных категорий: духовность, достоинство, честь, учтивость и главное - определить истоки   духовного величия человека в условиях несвободы.

^ Вопрос нашего  урока: «Каковы истоки духовного величия человека в условиях несвободы»?

Давайте вспомним значение терминов ГУЛАГ и Устьвымлаг.

^ ГУЛАГ – главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения.  

Устьвымлаг  - Усть-Вымский лагерь в Коми АССР.

 

         ^ Духовное величие человека. Духовность. Что такое духовность?

Духовность – духовная, интеллектуальная природа, сущность человека, противополагаемая его физической, телесной сущности; стремление к совершенствованию, высоте духа.

Духовность - свойство человека, характеризующее его ориентированность на духовные ценности

 

^ Какие же  ценности составляют основу духовности человека?

 

         Духовные ценности — достоинство, благородство, абсолютная вера, бескорыстие, самопожертвование, любовь к своему Отечеству, мужество, доблесть, честность, храбрость, трудолюбие, сострадание, искренность, справедливость,  доброта, верность, смирение, милосердие,  праведность, учтивость, мудрость.

 

Мы назвали духовные ценности, определяющие образ жизни народа, составляющие величие духа человека. Духовность придает смысл жизни отдельному человеку, в ней человек ищет и находит ответы на вопросы: зачем он живет, что есть добро и зло, истина и заблуждение, красивое и безобразное. Именно духовность, идущая из глубины веков,  и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке. Пока не оборваны нити, связывающие душу человека с истоками, ему не страшны никакие превратности судьбы. Идеалом нравственности, величия духа человека со времен Древней Руси являются святые братья-мученики Борис и Глеб

СЛАЙД (изображение святых Бориса и Глеба)

^ Какую память в веках оставили о себе русские князья Борис и Глеб?

         Сыновья князя Владимира Борис и Глеб приняли мученическую смерть от своего брата Святополка, понимая, что сопротивление  неизменно превратит их противостояние в междоусобную войну, в которой будут убиты многие люди. Поведение Бориса и Глеба во время братских междоусобиц стало образцом христианского поведения вообще, ибо именно они, погибшие, но не преступившие нравственных  заветов любви и смирения, были признаны святыми.

Борис и Глеб воплощают подвиг смирения во имя любви, подвиг особенно великий, потому что на него идут воины, имеющие в подчинении дружинников. Исполненные любви к своему Отечеству, они добровольно приняли смерть. Святые братья сделали то, что в те времена на Руси было еще ново и непонятно, они показали: за зло нельзя воздавать злом даже под угрозой смерти.

         Любое самопожертвование - это потрясающее величие. Страдание осмысленное, добровольно принимаемое на себя,  просветляет и возносит душу и вводит ее в божественный,  вечный мир. Испокон веков страдание высоко ценилось в русском народе. Не случайно ведь первыми русскими святыми были не мученики за веру, а страстотерпцы Борис и Глеб. Достоевский говорил даже о духовной потребности "пострадать", характерной для русского человека. Но одно дело — "вольные страсти", сознательно принятый на себя крест ради Христа или ближнего своего, и совершенно другое - те страдания, которые сокрушительной океанской волной, подминающей и правых и виноватых, обрушил на людей двадцатый век. Невероятно, но именно в сталинских лагерях, где голод, холод, страх, ужас, убивающий труд – страдания духовные и телесные сводили жизнь человека к одной цели – выжить, Льву Разгону встретились люди невероятного мужества и жизнестойкости.  И   среди них братья Борис и Глеб, сыновья белого офицера, мечтавшие служить родине и сгинувшие в пучинах ГУЛАГа. В то время, когда так обесценилась человеческая жизнь, в условиях несвободы редко кому удавалось отстоять свое человеческое достоинство. И удивительно, что главные герои рассказа, почти мальчики, Борис и Глеб, стали образцом нравственной стойкости в нечеловеческих условиях сталинского лагеря.

         УЧИТЕЛЬ

 Обратимся к рассказу.

Почему автора тревожит судьба двух братьев Бориса и Глеба? Почему они никак «не улягутся на дно памяти»?

Миллионы превратились в лагерную пыль, не оставив после себя могил, но их судьбы отразились в биографиях других людей. А об этих мальчиках никто никогда не вспомнит.

Хочется обратить ваше внимание на художественные особенности прозы Л. Разгона. Писатель использует изобразительные средства языка сдержанно, как опытный мастер. Рассказывая о страшной, разрывающей сердце трагедии, он ведёт не громкое, надрывное повествование, а сдержанное, тихое, лишённое патетики. Но от этой сдержанности, обыденности становится невыносимо больно и горько. Душу заполняет чувство вселенской несправедливости.

         ^ Какое средство выразительности использует автор, выражая своё отношение к судьбе мальчиков?

Развернутая метафора «горькая капля  в океане несправедливости».

^  Кто эти братья? Как они попали в Устьвымлаг?

         Сыновья полковника генерального штаба и дочери московского адвоката, эмигрантов, живших в Чехословакии, рано потерявшие мать. Отца привела к гибели позиция «оборонца», он считал, что русские должны защищать Россию. Оставшись одни, юноши решили пробраться в Советскую Россию, чтобы стать солдатами красной Армии и защищать Родину.

^  Откуда в братьях это чувство любви к России, стране, которую они никогда не видели?

         Отец воспитывал их в страстной любви ко всему русскому: людям, нравам, обычаям. Отец был убежден, что русские должны защищать Россию. Отец, патриот, полковник генерального штаба говорил: «Немцам русских не победить».

^  Как братья могли попасть в Россию, охваченную войной, не зная этой страны? На что они надеялись?

         Чудо могло им помочь. Они записались в спецшколу к немцам, чтобы узнать все тайны и передать советскому командованию, потом попроситься добровольцами в Советскую Армию.

^  Какую оценку даёт автор этой идее? Какое средство выразительности при этом использует?

         Идея, достойная героев книг  Луи Буссенара. Горькой  иронией автор подчёркивает юношеский максимализм героев, романтизм, наивность, неистребимую  веру в справедливость.

^  Разве могли они предположить, что их ожидает в Советской России? Каковой оказалась реальность?

         Им не поверили, их допрашивали офицеры всё старше по званию с угрозами, замахиванием, их впервые разлучили, потом объявили приговор: «10 лет лагерей».

 ^ Зачитайте перечень статей, по которым осудили Бориса и Глеба. Что эти статьи значили для заключённых?

         Шпионаж, диверсии, террор, сотрудничество с мировой буржуазией. Лишали малейшей возможности трудиться на менее убийственной работе.

         А насколько тяжела, убийственно страшна работа на лесоповале суровой зимой 1942 года,  свидетельствует выживший узник  ГУЛАГА  Л.Разгон.

 

^ СПРАВКА (СЛАЙД).

         Устьвымлаг был лесным лагерем. Очень большим. В нем находилось 24 лагерных пункта плюс множество подкомандировок, они были раскиданы на несколько сотен километров в густой тайге и должны были поставлять стране миллионы кубометров леса. Лесоповал,— без мотопил, трелевочных тракторов, автопогрузчиков, — был убийствен. Недаром в лагерях лесоповал называли «сухим расстрелом» или «лесным расстрелом». Из московского этапа, численностью 517 человек, к весне осталось в живых 20.

 

Что могло ожидать этих ребят? На что они надеялись?

Хочу обратить ваше внимание на возраст Бориса и Глеба - 18 и 16 лет. Оцените это абсурдное несоответствие юного возраста  и набора самых страшных статей, по которым их осудили.

          Складывается впечатление, что эти юнцы вызывали у матерых следователей НКВД чувство страха своей искренностью, любовью к Родине, чистотой помыслов, верой в победу над фашистами, чувством собственного достоинства, т. е. тем, что государственным палачам было неведомо.

^ Как относились к братьям в лагере? Почему?

         Даже у замордованных зеков вызывали сочувствие, желание им помочь. Братья никогда не разлучались. Не примкнули ни к одной лагерной группе. Трогала необычайная забота старшего о младшем.

^  В чём проявлялась эта забота?

         Старший нёс инструмент, отливал часть баланды, что-нибудь всегда рассказывал. Борис валил лес, а Глеб был кострожёгом. Борис очень тревожился, осматривал, не тлеет ли бушлат, большую часть хлебного пайка отдавал брату.

^ Ваши ровесники, совсем мальчики,  какое чувство вызывали  у окружающих?

Чувство уважения.

Какие  детали в их поведении настойчиво подчёркивает Лев Разгон? Какие качества отмечает?

         Братья демонстративно отвергали всякое проявление жалостливого интереса к ним.  Сразу и резко отказались от конфеты.  Спокойно, с забытым достоинством отвергали помощь. (Чувство собственного достоинства).

         Чтение молитв перед едой, чтение наизусть стихотворений русских поэтов, желание увидеть Колокольню Ивана Великого. (Знание традиций и культуры своего народа)

         Дореволюционная учтивость, воспитанность, отсутствие в речи не только лагерного мата, но и лагерной терминологии.

 

^ Ещё раз отметим духовные качества Бориса и Глеба, выделенные автором и вспомним их определение.

Достоинство – совокупность высоких моральных качеств,  а также уважение этих качеств в самом себе

Учтивость – почтительная вежливость.

 ^ С какими  определениями  эти нравственными категориями даны в рассказе?

с забытым достоинством…, … дореволюционная учтивость…

Какой смысл кроется за этими определениями?

В нечеловечески жутком мире лагеря, где люди погибали от изнурения и холода, проявление достоинства, учтивости казалось чем – то фантастическим, инородным, давно утерянным и забытым.

^ Какой самый главный вопрос волнует автора, на который он так и не успел получить ответ?

Почему они такие? В чем источник их сопротивляемости?

Так почему они такие?

         Такими их воспитал отец.

         Их воспитал отец – офицер русской армии, полковник генерального штаба,  для которого Честь – святыня, высшее благо. Кодекс Чести признавал священным долгом для каждого офицера сохранять свое достоинство и доброе имя, любить свое Отечество и служить ему.

Вспомним, какое напутствие получали будущие офицеры великой России.

СЛАЙД (Отрывок  из фильма «Сибирский цирюльник» «Обращение государя к юнкерам»).

         Честь, достоинство, благородство – основополагающие качества

истинного гражданина – воспитывались со времен Киевской Руси. Владимир Мономах в своём Поучении писал: «…Научитесь быть верными людьми, благочестиво всё делать, глазами управлять, язык сдерживать, ум смирять и тело порабощать, помыслы добрые иметь, на добрые дела подвизаться…» Понятие чести формировалось у потомственных военных с детства. Вот строки из письма русского офицера своему сыну: «Честь требует, чтобы во внешней жизни офицера выражалось достоинство, вытекающее из сознания принадлежности к сословию, которому вверена защита Отечества». Человек чести и долга, отдавший жизнь за свободу Отечества, вынужденно покинутого им когда-то, не мог воспитать своих сыновей другими.

^  В чём же источник сопротивляемости братьев? Какие предположения у автора?

         Воспитанные на нравственных традициях русского народа, они сохранили свою индивидуальность. Опора – внутри души. Это духовные ценности, позволяющие устоять и противостоять миру жестокости, унижения, уничтожения лагерной реальности.

Нравственное величие человеческой личности  может быть присуще любому человеку, способному честно и самоотверженно выполнять свой долг, жить по высоким нравственным меркам, не роняя человеческого достоинства. Вам, будущим офицерам, мечтающим посвятить себя Служению Отечеству, необходимо это помнить.

                   ^ Как сложилась судьба братьев в жутком и непонятном мире, куда они попали вместо страны, которую считали родиной?

Глеб погиб, Бориса перевели в другой лагерь.

^ Как вы думаете, выжил ли  Борис? Согласны ли вы с предположениями автора?

Ответы учащихся.

         Нельзя без волнения читать последние строки рассказа, состоящие в основном из риторических вопросов.

Чтение учащимися последних строк со слов « Почему отец назвал их так? Почему он назвал своих поздних и любимых сынов именами мучеников? Неужели ему не было страшно? В одиннадцатом веке в Киевской Руси братья Борис и Глеб были убиты третьим братом- Святополком. В разное время, при разных обстоятельствах каким-то странным  образом эта история повторяется из века в век. Ведь и мои Борис и Глеб рванулись к своим братьям... »

 

Что общего между святыми Борисом и Глебом и братьями  из рассказа Л.Разгона?

         Беззаветная любовь к Родине, самопожертвование, мужество, доброта, сострадание, любовь к ближнему, смирение.

^ Как вы думаете, почему отец своих поздних и любимых сыновей назвал именами первых святых Борисом и Глебом?

         Обретя первых своих святых, Русь обрела и первых своих заступников пред Господом, которые могут вымолить у Него прощение грехов русских. Перед иконой святых Бориса и Глеба молятся о спасении России, о прощении грехов.

Возможно, он видел в своих сыновьях тех, кто будет стоять у истоков возрождения Великой России. А это по силам  людям, беззаветно любящим своё Отечество, обладающим подлинной силой духа.

 

В чем же истоки духовного величия человека в условиях несвободы?

         В нравственных традициях народа, являющихся основой человеческого существования, определяющих внутреннюю свободу человека, позволяющих сохранить чувство собственного достоинства.

 

^ Чтение учителем стихотворения Б.Окуджавы «Чувство собственного достоинства».

 

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент:

созидается он столетьями, а утрачивается момент

под гармошку ли, под бомбёжку ли, под красивую ль болтовню,

иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

 

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

 

Чувство собственного достоинства –это просто портрет любви.

Я люблю вас, мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего

Не придумало человечество для спасения своего.

 

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

Потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперёд.

                                                                     (Б. Окуджава)

         Да, история повторяется. Но неизменным остается истинное. Неизменными остаются подлинные духовно - нравственные традиции, позволяющие отстоять человеческое достоинство в условиях всеобщей лжи и тотального насилия. Помните об этом, будущие защитники Отечества!

Задание на самоподготовку: написать рецензию на рассказ Л.Разгона «Борис и Глеб».

 

 

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconУрок по рассказу Т. Толстой "Поэт и муза" Тема урока: Быт и мечта...
Способствовать формированию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconУрок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный...
Урок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы и русского языка)

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconГ. Струве Ахматова и Борис Анреп
Западе (первый раз она была в Италии в 1964 г.). Этому рассказу я хочу предпослать краткие воспоминания о моем многолетнем знакомстве...

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Урок–размышление «Благодетельный ангел» по рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор"

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconТема номера “Christmas Time”
Интегрированный урок в 7-м классе (английский язык + литература) по рассказу О. Генри «Дары волхвов»

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconАрхангельский Г. А. А87 Тайм-драйв : Как успевать жить и работать / Глеб
А87 Тайм-драйв : Как успевать жить и работать / Глеб Архангельский. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. 240 с

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconУрок исследование 8 класс Тема: От уважения человеческого достоинства...
Тема: От уважения человеческого достоинства к духовному зрению ( по рассказу А. Грина «Зеленая лампа»)

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconУрок литературы в 6 классе Тема: «Твори добро на всей Земле» (по...
Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л. Петрушевской «Котенок Господа Бога»)

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconУрок Тема: Поговорим об ушедшем лете
Цели Познакомить с учебником «К тайнам нашего языка», с тетрадью-задачником; учить образному живому рассказу

Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб» iconУрок разработан на основе технологии развития критического мышления...
Если ты слеп, если душа твоя глуха " Урок-размышление по рассказу Е. Носова "Кукла"



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница