«Поэзия «Серебряного века»




Скачать 126.09 Kb.
Название«Поэзия «Серебряного века»
Дата публикации19.10.2013
Размер126.09 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Система изучения поэзии Серебряного века в современной школе

Сухарева Татьяна Львовна,
учитель русского языка и литературы МОУ Ермаковской средней общеобразовательной школы.

Поэзия Серебряного века традиционно изучается в 11 классе. Большой объём и сложность восприятия темы учащимися вызывает определенные трудности при изучении. Мы предлагаем изучение данной темы в системе с 5 класса. Таким образом, к 11классу будут накоплены фактические знания о поэтах. Сознание учащихся вполне будет готово к восприятию поэзии Серебряного века на новом уровне как целостное историко-литературное явление, как художественный феномен.

^ Урок литературы в V классе по теме «Поэзия «Серебряного века» (вхождение в тему).

Цель: познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» на доступном для них материале.

Задачи урока: показать разнообразие поэтического мира на примере двух стихотворений поэтов разных направлений;

- развивать эстетическое восприятие.

Приемы: эмоционально-образное слово, подготавливающее восприятие поэтического текста, задания творческого характера, лингвистический эксперимент, группировка ассоциаций.

На уроке используется музыка, демонстрационные уголки, которые помогают почувствовать атмосферу эпохи.

Рефлексия проводится в течение урока после каждого этапа, когда выявляется отношение учащихся к поэтическому тексту.
^

Ход урока


1 этап:

I. Погружение.

- Посмотрите вокруг (музыка). Так необычно всё, что нас окружает: с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды поэты. Какие прекрасные лица, отмеченные высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру поэзию Серебряного века. А знаете ли вы, что это такое?

Тогда я приглашаю вас в волшебную страну поэзии Серебряного века.

Вы уже знакомы с творчеством поэтов 19 века. Вспомните их имена. (Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов и др).

Время, когда творили эти великие поэты, получило название «золотого века» русской поэзии. Как вы думаете, почему?

(Вспомогательный вопрос): Что значит «золото»? (Это важный период – золотой).

Но была в истории русской литературы и другая эпоха, когда вновь ярким светом вспыхнуло поэтическое творчество в начале 20 века, и всего лишь за два десятилетия русская литература дала миру таких поэтов, которыми гордилась бы любая страна. Это время получило название «Серебряный век» русской поэзии (тема написана на доске).

Я произношу: Серебряный век… Закройте, пожалуйста, глаза.

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите «серебряный»?

(Вспомогательный вопрос): Может, кто-то увидел серебряные звёзды? (на доске в столбик записываем ассоциативную цепочку)

- блеск, туман, дымка, колокольчик, волшебство, тайна, хрусталь, звон, капель…

II. ^ Знакомство с поэтом

-А теперь обратимся к творчеству одного из поэтов Серебряного века – Константина Бальмонта (работа с демонстрационным уголком – предполагаемый «кабинет» поэта):

Он родился в дворянской семье. Наверное, так выглядел его кабинет: изящные вещи, книги, которые он перевёл на русский язык, знаменитая шляпа, трость… Современники рассказывали, как однажды он вошёл в воду, в костюме и с тростью, чтобы полюбоваться отблесками на воде. Он мог повиснуть на дереве, чтобы почувствовать радость полёта, и читать стихи. Необычный человек.

Как вы думаете, какие стихотворения он мог создать?

- Послушайте стихотворение К. Бальмонта «Золотая рыбка». Попытайтесь представить всё, о чём там написано.

(чтение стихотворения).

^ Анализ стихотворения

- Обратимся к тексту стихотворения.

- Где мы очутились вместе с автором?

- Какова же тема стихотворения? (О чём оно?) (Весёлый бал в замке)

- Что вы ещё увидели?

- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Вспомогательный вопрос): Что люди делают на балах?

- И конечно, танцуют. А какие же танцы (веселье) без музыки. Найдите в стихотворении словосочетания, которые позволяют услышать музыку (музыканты пели, пела скрипка, снова скрипка зазвучит, песня раздаётся)

- Вы заметили, музыка зазвучала уже в самом начале стихотворения? (перечитать 1-ую строфу)

- Какие звуки преобладают (употребляются чаще) (сонорные м, л)

- Какой инструмент может передать эти звуки? (скрипки)

^ Музыка скрипки

- Это музыка композитора Бородина.

- А как пела скрипка в стихотворении. Перечитайте 2 строфу (пела в сладостном бреду)

- Как вы понимаете это выражение? (Образ музыки) Какая музыка звучала: весёлая или грустная? Тихая или громкая?

- Что чувствовали гости замка, слушая музыку? (им весело, легко, радостно, они счастливы)

- Музыка заполняет все пространство, кажется, что даже рыбка поёт. Прочитайте 5 строфу.

- И ветерок в звуках музыки не просто веет, а качает, как живой, лёгкие качели. Как называется такой литературный приём? Найдите ещё олицетворения в стихотворении. (скрипка поёт в сладостном бреду, пруд качал звезду,? любовь журчит, весна смеётся)

- Куда же исчезла золотая рыбка? Вернёмся к тексту. В какое время «был весёлый бал»? (бабочки кружились под луной).

- Можно ли увидеть ночью рыбку в пруду? Какую же рыбку качал пруд? Догадались?

- А звёздочка похожа на золотую рыбку? Почему? (дул лёгкий ветерок…волны, отблеск ночной звёздочки на воде напоминает золотую рыбку)

- Золотой рыбки не было. Почему же Бальмонт называет стихотворение «Золотая рыбка»? (Этот образ существует в природе или это сказочная героиня). Значит, в нашей жизни возможна сказка? Надо только её увидеть (о чуде). Гости бала увидели это чудо, откликнулись ли они на него? Как? (Перечитайте 3 последние строфы) (видна улыбка, в сердцах любовь журчит)

- А как произносятся слова прощания? (шёпотом) Почему? Ведь «так светло и зыбко».

- Почему же светло?

- Какова же главная мысль стихотворения? (Что поэт хотел нам сказать?) (Жизнь прекрасна, когда ощущаешь, что чудо рядом).

- Какое впечатление у вас осталось после знакомства со стихотворением? Выразите одним словом. (записываем во второй столбик).

2 этап:

1. Знакомство с поэтом.

Продолжим наше путешествие. (работа с уголком – «мастерская» поэта):

В этой художественной мастерской работал другой поэт «Серебряного века» - Велимир Хлебников. Стихотворения его необычны. Те, кто его знал, называли «заумником», а его стихи «заумными». Велимир Хлебников даже пытался создать новый поэтический язык, который сумеют постичь лишь в далёком будущем. И писал он со своими единомышленниками не всегда обычно: на обойной бумаге, разномасштабным шрифтом. (Примерно так выглядела одна из страниц, выпускаемого ими журнала). Сам же он именовал себя «будетлянином». Вы догадались, что значит это слово? С каким словом оно созвучно? (землянин) Будетлянин – это человек будущего. На репродукции картины изображён «Будетлянский силач». Таким представлял его художник Малевич. Необычен автопортрет Хлебникова, а среди ваших знакомых кто-нибудь носит имя Велимир? Ничего удивительного. Это имя для себя придумал сам Хлебников, а звали его Виктор Владимирович. Но вслушайтесь! Велимир! Кто он – повелитель мира или певец мирового величия? Не будем гадать, лучше познакомимся с его стихотворением, которое называется «Кузнечик».

- Кто из вас видел кузнечика? Попытайтесь представить сейчас его до мельчайших деталей. Представили? Расскажите, какой он?

- Теперь послушайте, каким увидел кузнечика Велимир Хлебников.

(чтение стихотворения)

^ II. Анализ стихотворения.

- Ваше впечатление от стихотворения? (Похож ли кузнечик Хлебникова на вашего? Что показалось необычным?) (Слова)

- Понятны ли они вам?

- Попробуем разобраться. Может быть, не такие уж они необычные? Что вы представляете, произнося слово крылышкуя?(крылья + машет = крылышкует)

- А что за слово золотописьмом? Как оно образовано? (Письмо золотом)

- Что рисует ваше воображение, когда читаем «крылышкует золотописьмом тончайших жил» (светит солнышко, и когда кузнечик, перепархивая с травинки на травинку, расправляет свои маленькие крылышки, то на солнце они переливаются, словно расписанные золотой краской. На них тоненькие жилочки, как узоры).

- Красивый кузнечик. И вдруг у него – кузов пуза. Почему? (Съел много травы и вер)

- Вера – это камыш. Запомните это слово, оно нам ещё пригодится.

- ^ Пинь,пинь, пинь! Тарарахнул зинзивер. Кто такой зинзивер ( зверёк или птица)?

- А в камышах живёт камышовый воробей.

- Но за этим словом слышится и другое. Произнесите его медленно ещё раз. Музыка. (звук жаркого полдня, блеск солнца – природа словно млеет)

- Вдруг прилетела птичка и запела. Тарарахнула. Почему автор выбрал такое слово? ( Это было так неожиданно в тишине, что поэту пришлось употребить такое слово).

- А теперь представим картину полностью. Нарисуйте её устно.

- Солнце, жара, сытый кузнечик, птица в камышах. Вам нравится?

- А автору? Как можно узнать? (О, лебедиво...)

- Каким словом можно заменить? (красиво)

- Почему же Хлебников придумал новое слово? (этого слова для него мало, слишком сильное восхищение).

- Представьте себе лебедя. Это же чудо природы. На него нельзя смотреть без восхищения. Что же значит слово – лебедиво? (Значит, восхитительно)

- От какого слова образовано слово озари?

- Вы, наверно, видели, в какой цвет расцвечивается мир, когда всходит солнце. Вспомните цветовую палитру.

- Так, наверно, и слово озари передаёт красоту картины, увиденной поэтом.

- Какое чувство у вас осталось после этого стихотворения? (столбик)

- Теперь попробуем провести лингвистический эксперимент:

Подчеркните слова, которые вам были непонятны и замените их обычными словами, общеупотребительными. Напишите их наверху. Работать вы будете в паре, 2 минуты.

- Прочитайте, что у вас получилось.

- Что изменилось? (Текст стал проще)

- Но, заменив слова, мы потеряли красоту и притягательность образа.

- Сегодня мы прочитали только два стихотворения. А у вас уже сложилось определенное мнение о поэзии Серебряного века.

- Так какая она, поэзия Серебряного века? (читают столбик)

- Каким видели мир поэты Серебряного века?

- Они завещали его вам. К. Бальмонт перед смертью написал:

Я шепчу вослед благословенье,

Чувствую, как силы возросли,

Как, испив рассветное мгновенье,

Дали, дрогнув, манят быть вдали.

- У В.Брюсова есть стихотворение «Первый снег», и в нем прекрасные строчки:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра. (эпиграф)

Урок литературы в VI классе по теме «Образы природы в поэзии С.А.Есенина и А.А.Блока»

^ Сухарева Татьяна Львовна,
учитель русского языка и литературы МОУ Ермаковской средней общеобразовательной школы.

Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы в стихотворениях поэтов Серебряного века; показать своеобразие лирических произведений через сопоставительный анализ; проследить некоторые традиции поэзии XIX века в стихотворениях С.Есенина и А.Блока; совершенствовать навыки анализа и интерпретации поэтического текста.

Продолжить эстетическое воспитание учащихся, воспитание у них чувства любви к окружающей природе.

^ Оформление урока. Место у доски превращается в подобие сцены: справа – уголок дворянской гостиной, слева – «красный» угол деревенской избы. На доске портреты поэтов.

Учащиеся самостоятельно оформили стенды, рассказывающие о жизни поэтов, подготовили выставку своих рисунков.

В процессе урока звучала лирическая музыка, демонстрировались видеокадры.

^ Методические приемы: выразительное чтение стихотворений; беседа по вопросам; сопоставление стихотворений; устное рисование; составление графического рисунка.

Эпиграфы к уроку:

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

С.А.Есенин

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня.

А.А.Блок

^ Конспект урока

  1. Эмоциональное вступление-погружение.

Музыка. Видеокадры как фон к стихотворению. Читаю стихотворение Ф.И.Тютчева:

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Вы, конечно, узнали лирический пейзаж Ф.И.Тютчева, поэта XIX века.

Сколько уже стихотворений о родной природе мы с вами прочитали. И каждый поэт по-своему показал нам красоту мира, душу природы, рассказал о своих переживаниях, заставил удивиться. Каждая встреча с поэзией – это открытие.

Сегодня мы увидим родную природу в стихотворениях поэтов ХХ века С.Есенина и А.Блока.

- С.Есенин… Вам уже знакомо это имя. Какие стихотворения вы помните?

Ученики называют стихотворения поэта.

- Дома вы прочитали стихотворение «С добрым утром!». Кто-то сделал иллюстрации, кто-то получил индивидуальное задание. Но прежде чем разобраться в прочитанном, я хотела бы вас спросить, доводилось ли вам видеть раннее утро? Нарисуйте мне его словами.

Устное рисование.

  1. Чтение и анализ стихотворений.

- А теперь утро, увиденное С.Есениным.

Чтение стихотворения «С добрым утром!».

- Ваше впечатление?

- Как же поэт создал это чудо? Чтобы лучше понять, я предлагаю «нарисовать» стихотворение. Начнем с образов, а чтобы картина была ближе к тексту, назовите эпитеты и метафоры.

Ученики перечисляют образы:

  1. Звезды золотые (эпитет).

  2. Зеркало затона (метафора).

Выясняем лексическое значение слова «затон».

  1. Свет.

  2. Сетка небосклона (метафора), т.е. небо, «румяное» от света.

  3. Сонные березки.

  4. Шелковые косы (метафора).

- Почему косы, да еще и шелковые? (скрытое сравнение).

7. Зеленые сережки (деталь).

8. Серебряные росы (эпитет).

9. Плетень.

10. Перламутровая крапива.

Выясняем, что это за цвет.

- Вы заметили, что в стихотворении много цветовых эпитетов, поэтому картина получилась…

Ученики дают определение: красочная, праздничная, в ней много света.

- Красивая картина… но не кажется ли она вам знакомой? Да и в начале урока разве не об этом вы рассказывали? В чем же очарование природы в стихотворении С.Есенина? (Она живет, движется).

- Какое художественное средство применил поэт? (Олицетворение).

- Давайте их назовем. (Задремали, задрожало, улыбнулись. растрепали, обрядилась, шепчет).

Ученики отмечают, что предмет у С.Есенина похож на человека. И не просто похож, каждый образ по-своему прекрасен, самоценен, вызывает восторг и изумление. Причем опоэтизированы не только звезды, водная гладь (это мы видели у А.Пушкина, А.Фета), но и крапива, и плетень стал частью этого мира. Это наше открытие на уроке. До С.Есенина такого взгляда на природу не было.

Вспоминаем стихотворение М .Ю .Лермонтова «На севере диком…».

- А голоса этого мира вы услышали?

Ученики интуитивно пытаются передать звуки мира, созданного поэтом.

- Посмотрите на первую строфу. Какие согласные повторяются? (з, ж, д, р).

Что они передают? (Звон, дрожание). Причем, на звуки, родившиеся на небе, откликается и земля: задремали – задрожало. В мире появляется созвучие.

Вносим это открытие в рисунок.

Во второй и третьей строфах звуки (ш и с) передают шепот, шорох, шептание. Он разносится по всей земле, расширяя пространство стихотворения.

- Что можно сказать об этом мире? (Это мир гармонии. В нем созвучие всего пространства).

  • Как лирический герой соотносит себя с изображаемым миром? Где вы его видите? Как он относится к этому миру? (Он влюблен в красоту, окружающую его, ощущает себя частью этого мира).

Графический рисунок:

небо

г · звезды

а

р · свет

м

о · сетка небосклона

н

и · березки · росы · плетень · крапива

я земля

·

Л. г.

пространство
- Какое настроение передает стихотворение? (Радостное от ощущения дыхания жизни; это восторг, праздник).

- Не каждому удается ощутить красоту мира, а только человеку, который сказал о себе: «Все встречаю, все приемлю. / Рад и счастлив душу вынуть».

Под музыкальное сопровождение ученик рассказывает о родине поэта, о людях, его окружавших. Оживит рассказ видеозапись.

Как рефлексия стало рождение на уроке стихотворения ученика:

После этих прекрасных строк

Посмотрю вновь на мир, улыбнусь.

Мне Есенин шепнул только что

О возможности чуда в нем.

Мне его крапива рассказала,

Как сегодня солнышко вставало.

- Следующая страница нашего урока и бесценная страница литературы Серебряного века – поэзия А.А.Блока.

Ученики вспоминают известные им имена поэтов Серебряного века.

- Мы знаем, что это поэзия тайн, музыки и поиска. А.Блок тоже всю свою жизнь искал высший смысл жизни. Вслушаемся в его слова: «Не найти мне места в тихом доме / Возле мирного огня». Конечно, это отразилось в творчестве поэта. Но где начало поиска? В детстве, о нем нам расскажет Ярослав.

Рассказ о детстве поэта также сопровождается музыкой.

- Непростым был жизненный и творческий путь А.Блока. Поэт пытался обрести гармонию, примирить небо и землю, чтобы преобразить мир. Небесное и земное нашло воплощение в образе Прекрасной Незнакомки, это его мечта о красоте и гармонии.

Демонстрируются видеокадры.

- Прочитаем стихотворение А.Блока «Летний вечер».

Ученики выразительно читают, отвечают на вопросы:

- Что общего и чем отличаются стихотворения С.Есенина и А.Блока?

Общее:

  1. Время года (лето).

  2. Те же краски (розовый, зеленый…).

  3. Тот же пейзаж.

Различие:

  1. Утро-вечер.

  2. Природа пробуждается – природа замирает: движение в природе возрастает – затихает; звук громче – звук исчезает.

- Можно ли это стихотворение перенести на рисунок? (Нет).

- Тогда изобразим этот мир словами. Перечислите образы с эпитетами, обратите внимание на роль олицетворений:

последние лучи

лежат (покой)

поле сжатой ржи

дремота розовая

объяла (умиротворенность)

некошеная трава

красный диск луны

песня жницы замирает (успокоенность)

тишина

туман

луговые дали – (простор)

Дети приходят к выводу, что художественные приемы вместе с цветовой

гаммой создают мир гармонии и красоты. Звуки (л, н, ч, м, т, й, р) придают стихотворению плавность, нежность.

- В какой строфе вы видите лирического героя? Что можно о нем сказать? (Лирический герой хочет умчаться в ночь, угнетает забота и печаль).

- Вы заметили в стихотворении «красный диск луны»? Почему «диск» не серебряный, а красный?

Ученики отвечают, что красный цвет – цвет тревоги. Значит, поэт понимает,

что гармония, красота хрупкая, что может произойти что-то страшное: мечта может разбиться о действительность, гармония может исчезнуть, а мир может стать «страшным, опасным».

Об этом мы будем говорить с вами на следующем уроке, когда прочитаем второе стихотворение. Мы не прощаемся с Серебряным веком навсегда: каждый год мы будем возвращаться к нему снова и снова, всякий раз открывая для себя новые тайны одной из самых замечательных эпох в истории русской поэзии.

Дома дети выполняли творческие работы: сочиняли стихотворения, делали иллюстрации к поэтическим текстам…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Поэзия «Серебряного века» iconУрок литературы в 11 классе по теме «Поэзия Серебряного века. Моё открытие»
...

«Поэзия «Серебряного века» iconУрок литературы в 11 классе (с применением проектных технологий)...
«Поэзия Серебряного века»: рассмотреть особенности крупнейших литературных направлений, составлявших поэзию русского модернизма символизма,...

«Поэзия «Серебряного века» iconТрудов
Американская литература XX века; русский символизм; русская поэзия Серебряного века

«Поэзия «Серебряного века» icon"Поэзия серебряного века"

«Поэзия «Серебряного века» iconУрок №11 Литература в 11 классе Тема: Серебряный век русской литературы...
Цели: дать понятие обучающимся о понятии Серебряный век и процессах, происходящих в литературе в период Серебряного века; развивать...

«Поэзия «Серебряного века» iconТемы вашего учебного проекта
Амазонки Серебряного века проект о великих женщинах эпохи Серебряного века, поэтессах

«Поэзия «Серебряного века» iconНазвание проекта
Амазонки Серебряного века проект о великих женщинах эпохи Серебряного века, поэтессах

«Поэзия «Серебряного века» iconКраткое содержание проекта: Чем дальше от нас эпоха «серебряного века»
Описание проекта: Этот проект создаётся для того чтобы всецело проанализировать творчество поэтов серебряного века на фоне исторических...

«Поэзия «Серебряного века» iconСписок литературы по программе 9 класса Древнерусская литература
Поэзия Серебряного века: А. А. Блок, С. А. Есенин, В. В. Маяковский, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, Н. А. Заболоцкий

«Поэзия «Серебряного века» iconТест 2 Поэзия серебряного века (В квадратах поставьте номер соответствующий...
В конце XIX — начале XX века в литературе сфор­мировалось три основных модернистских течения «ноной литературы». По характерным признакам...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница