Сиротства в русской классике 4




Скачать 203.62 Kb.
НазваниеСиротства в русской классике 4
Дата публикации13.06.2013
Размер203.62 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
XVII школьная научно-практическая конференция обучающихся
«Интеллект будущего»


Секция «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

ИЗОБРАЖЕНИЕ СУДЬБЫ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Мурзеева Екатерина,
ученица 9 Г класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 » города Чебоксары
Научный руководитель:

Орешникова Ольга Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары

Чебоксары – 2013

Оглавление


1. Введение 3

2. Путь исследования темы сиротства от фольклора до произведений современной литературы. 4

^ 2.1. Как воплощается тема сиротства в произведениях устного народного творчества. 4

2.2. Тема сиротства в русской классике 4

2.3. Как воплощается тема сиротства в литературе XX века? 6

2.4. Проблема сиротства в сегодняшнем мире. 8

3. Заключение 9

Список литературы 11


1. Введение


Безумный мир, обиженные дети,
Куда летишь, куда несёшься ты?
Вся красота, всё золото на свете
Не стоят и слезинки сироты.

Давно было замечено, что общество определяется тем, как оно относится к наиболее беззащитным – старикам и детям. А особенно к тем детям, у которых нет естественных защитников – родителей. И литература не исключение.

Чего, собственно, стоит это общество, как оно обращается с сиротами – любит, жалеет, усыновляет, выгоняет на мороз, отказывает в лишней порции овсянки?

Кто может быть беззащитнее сироты? Потребность в опеке, в родителях, которые обеспечивают стабильность мира маленького ребенка, является одной из базовых потребностей. Лишенный родительской заботы, сирота «открыт всем ветрам».

^ Сирота (по словарю С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой) – ребенок или несовершенно-летний, у которого умер один или оба родителя.

Сиротство – состояние сироты, одиночество.

Проблема бездомных детей, сирот была актуальна во все времена. Сиротство является одной из острейших, массовых и социально опасных явлений в обществе. С каждым годом все увеличивается число детей, оставшихся без попечения родителей. При смене времен, политических, экономических и социальных формаций проблемы детей-сирот остаются. В настоящее время их численность составляет около 2,5% от общего числа несовершеннолетних. Этот показатель не включает беспризорных детей, поскольку сегодня в Российской Федерации ни одно ведомство, занимающееся ими, не имеет точных данных об их количестве. Оценки числа беспризорных детей в нашей стране колеблются в пределах от 2 до 5 млн. человек (при общем числе детей в России около 30 миллионов). Это даже превышает абсолютные цифры данного показателя в период после Великой Отечественной войны. Большая часть беспризорников уходит из неблагополучных семей, где родители о них не заботятся, следовательно, эти дети относятся к категории социальных сирот. Беспризорные и безнадзорные дети, являясь так называемой «группой риска», не имея средств к существованию, изыскивают последние доступным для себя и не всегда законным путем. И, как следствие, прежде всего эта группа детей постоянно пополняет ряды несовершеннолетних преступников, в чем, в первую очередь, и состоит социальная опасность.

Страдания детей, потерявших родителей, лишенных заботы и ласки, во все века вызывали особую заботу государства, общества, церкви. Русская литература никогда не оставалась в стороне от этой темы, старалась привлечь внимание к судьбам таких детей. Литература воспитывает в людях бережное и чуткое отношение к детям – сиротам, призывает к состраданию. (Слайд 2)

Актуальность: проблема сиротства очень актуальна в настоящее время. В литературе данная тема изучена недостаточно, а в современной России остро стоит проблема социального сиротства.

^ Цель: выявить жизненную основу причин сиротства и проследить, как воплощается эта тема в произведениях русской литературы.

Задачи:

1) Выявить, как складываются судьбы сирот в сказках и проследить отражение проблем сирот в устном народном творчестве.

2) Охарактеризовать основные традиции изображения сиротства в русской литературе.

3) Определить значение детства и сиротства , а также функции образов детей –сирот и подростков в творчестве писателей и поэтов..

4) Раскрыть концепцию детства и сиротства в художественном мире писателей в литературе XIX-XX века.

5) Рассмотреть проблему сиротства в современном мире.

^ Объект исследования: художественное творчество русских писателей и поэтов.

Предмет исследования: тема сиротства в русской литературе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе .

1) определена степень отражения феномена социального сиротства в художественной литературе,
2) впервые выделена и рассмотрена тема детей-сирот в художественной прозе как тема самостоятельная и эстетически значимая.
3) впервые дается системно-целостное описание сиротства как феномена детства в литературе.

^ Научно-практическая значимость. Выводы и положения, изложенные в данной работе, вносят определенный вклад в изучение отражения сиротства в художественной литературе. Результаты исследования могут быть использованы:
1) в практике школьного и вузовского преподавания истории русской литературы,
2) при разработке и чтении специальных курсов по литературе.

^ Теоретическая значимость заключается в том, что в нем определяется статус категории «сиротство» в литературе, ее результаты могут служить основой для сравнительного изучения концепций сиротства в мировой литературе, а также для дальнейших исследований, касающихся творчества русских писателей и поэтов.
^ Основными подходами к исследованию проблемы сиротства в творчестве писателей cтали историко-теоретический метод с элементами текстуального анализа, метод сравнительной типологии образов. (Слайд 3)

^

2. Путь исследования темы сиротства от фольклора до произведений современной литературы.

2.1. Как воплощается тема сиротства в произведениях устного народного творчества.


Проблема сирот находит широкое отражение в русских народных пословицах и поговорках: (Слайд 4)

Без отца – полсироты, а без матери – вся сирота.

«Не строй церковь – пристрой сироту», – призывает русская пословица.

«Сироту воспитать, что храм возвести», – утверждает мысль народа.

Мотив сиротства являлся распространенным и в народных сказках. Сказки отражают жизнь людей, проблемы, с которыми сталкивается человек. Дети в сказках становятся сиротами по тем же причинам, что и в жизни: болезнь и смерть одного из родителей или сразу обоих.

Бедствия, выпадающие на долю сирот, бывают и вполне реальными:
– притеснения со стороны мачехи и сводных сестер (в сказках «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»),
– и фантастическими ( дети в сказке, оказавшись вне семьи, подвергаются постоянной опасности: их выманивают ведьмы, они превращаются в козлят, напившись из копытца («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Но сказка изображает идеальный мир, в котором, если и возникают беды – голод, болезни, сиротство, то в финале любой конфликт имеет идеальное разрешение. Появившийся вовремя избавитель: солдат, шедший мимо, добрый молодец, готовый жениться и взять под защиту – разрешает любую проблему.

^

2.2. Тема сиротства в русской классике


Нелюбовь мачехи к падчерице часто встречается и в авторских литературных сказках. В произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» царевна – не родная дочь царицы. Героиня добра, прекрасна, трудолюбива: «и хозяюшкой она в терему меж тем одна уберет и приготовит…». Верна, покорна судьбе: «…но другому я навечно отдана…». Испытания, выпавшие на долю царевны, ужасны: ее выгоняют из дома, оставляя на съедение волкам в лесу. А злая мачеха, узнав о счастливом спасении, сама решает убить ее ядом, которым пропитано яблоко. Но смерть несчастной оборачивается глубоким сном, даже богатыри не могут оживить ее. Финал сказки тоже традиционен: царевна оживает. Добро и любовь объединяются в своей победе. И злу не устоять против этого союза: царица умерла без «посторонней помощи», от собственной злости – «тут ее тоска взяла, и царица умерла». Это еще одно отличие сказок: сколько бы зла ни сделали главному герою, он прощает и не собирается мстить.

Судьбы сирот отражаются не только в сказках, но и в произведениях других жанров. Так, в комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин мастерски обличает крепостников Скотининых, Простаковых, способных глумиться над положением Софьи, думая, что она круглая сирота.

« Сколько горестей терпела я…Бессовестные мои свойственники…», – говорит главная героиня. – Сегодня, однако ж, первый раз здешняя хозяйка переменила со мной свой поступок. Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницей, вдруг из грубой и бранчливой сделалась ласковою до самой низкости».

Финал комедии оптимистичен: Софья выходит замуж за любимого, имение Простаковых взято под опеку, они лишаются реальной власти над крестьянами и имуществом.

Мотив сиротства – один из самых пронзительных мотивов творчества Лермонтова. Сиротство – общая судьба Лермонтова и Мцыри, следствием которого становится ощущение бесприютности, незащищенности, заброшенности, собственной неполноценности и даже обречённости.

Сиротство и “плен” Мцыри определены войной на Кавказе и горькой судьбой его семьи . Отторжение от родных Мцыри воспринимает как чудовищную несправедливость, как отторжение от людей вообще. Мцыри в самом начале исповеди говорит о своем сиротстве с тоской и сожалением; он вспоминает, что уже давно поклялся разыскать свою семью, своих родителей. Этот порыв вполне понятен: нельзя не сочувствовать человеку, который вырос без материнского тепла и отцовской заботы.

Но главное в “родимой стороне” для Мцыри то, что она родимая, где живут отец и мать (“священные слова”, “сладостные времена”).

В череде образов детства наряду с “мирным домом” и “вечерним очагом” возникают отец, сестры, а метафорический мотив дружеских, братских объятий становится в поэме сквозным. Именно без них Мцыри обречен умереть “рабом и сиротой”.

Потеря матери для Мцыри настолько трагична, что её невозможно выразить никакими словами, отсюда сон про золотую рыбку и её грустная песня.

Итак, жизнь Мцыри разрушена потому, что жестокие обстоятельства вырвали его из родной среды.

В наш век “случайных семейств” гуманные уроки Лермонтова оказываются, может быть, самыми необходимыми. Ведь исчезновение духовной традиции, которая передавалась бы от отца к сыну, становится существенной чертой нашего жизнеустройства. Ещё в 1838 году в стихотворении “Дума” Лермонтов обратил внимание на такую черту национального архетипа “отцы - дети”: “отцеубийство”, когда “дети” смотрят на “отцов” как на нечто ненужное, отжившее, как на изначальное зло. В таком тотальном отрицании отцов кроются многие современные беды России.

Горькая судьба детей – сирот не могла оставить равнодушным Н.А. Некрасова, который заявляет об этой проблеме с огромной поэтической силой. Об этом стихотворения «Крестьянские дети» и «Плач детей». С особой пронзительностью говорит он о судьбе детей-сирот, которые вынуждены сами зарабатывать хлеб, работая на фабрике. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни передается монотонным ритмом стихотворения:
Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!…

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!
Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» – это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Писатель В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» ярко, с детской доверчивой откровенностью пишет от лица ребенка, потерявшего мать. Жизнь мальчика Васи как бы разделилась на два ярких фрагмента: до смерти матери и после. Жизнь при матери – полная, ласковая, уютная. Даже если где-то была несправедливость, то мать своей любовью затмевает печали и горести неурядиц, ребенок не одинок. После смерти матери он остается один, несмотря на то, что отец жив, есть и сестренка.

После смерти матери родной дом для него стал почти чужим. Отец, поглощённый горем, «совсем забыл о моём существовании», «отворачивался от меня с досадой и болью». А когда замечал, то думал, «что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым эгоистическим сердцем. Печаль отца по жене была огромной, он не хотел замечать сына, и мальчик отвечал ему тем же.

Вася начал бродяжить. Вася окончательно сжился с дурным обществом. Тут он был нужен, тут никто не ставил на вид его испорченность. Дружба с Вальком и его больной сестренкой отвлекала от происходящего в семье, он не одинок.

Безысходность судеб обитателей подземелья подчёркивается и финалом повести. Умирает самая любимая героиня – Маруся. Валек с отцом куда-то ушли из города. Явно не в лучшую жизнь. Ведь сказал же как-то Тыбурций: «Я краду, и он будет красть». Будущее Валька – на дне жизни.

Писатель в произведении переживает трагедию вместе с мальчиком. Как бы указывает взрослым на необходимость в таких случаях максимально уделять внимание ребенку, для которого потеря одного из родителей – неподъемная душевная ноша.

Тяжелая доля выпала детям старой России. Нищета и разруха в стране заставляла посылать родителей своих детей на работу, иначе не прожить, не прокормиться. Кругом безысходность. Кругом горе. И как бы ни жалко было матери отдавать своё дитё в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. И несмотря ни на что, люди верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает.

Яркое отражение этого находим в Рассказ построен Чеховым на волнующем контрасте: мучительно тяжелая жизнь Ваньки у сапожника Аляхина и светлые мечты, «сладкие надежды», связанные с воспоминаниями мальчика о маленьких радостях его деревенской жизни. В своём письме Ванька раскрывает душу, образ мыслей мальчика-сироты, который за свою недолгую жизнь успел много повидать и хлебнуть горя. Единственная надежда ребенка связана с дедушкой, которому он доверяет свои страдания, воспоминания и боль. В рассказе говорится о тяжелой доле детей-сирот и батраков в царской .


^

2.3. Как воплощается тема сиротства в литературе XX века?


В годы становления советской власти по улицам Питера шныряют беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников.

В 1927 году в свет вышла книга «Республика Шкид», написанная двумя авторами в 1926 году, когда старшему из них – Г. Белых – шёл всего лишь двадцатый год, а младшему – Л. Пантелееву – не было ещё и восемнадцати. Эту повесть написали бывшие беспризорные, они были теми самыми голодающими, бродягами, которые в 1921 году попали в исправительное заведение для малолетних преступников, в детдом имени Достоевского. В повести авторы изобразили самих себя с беспощадной правдивостью.

Бывшие беспризорники и воришки отданы на перевоспитание в школу полутюремного режима имени Достоевского – сокращенно ШКИД. Динамичное, убедительное и насыщенное юмором повествование о школе им. Ф.М. Достоевского, при всей неприглядности многих изображенных фактов «неблагополучного» детства, подкупает искренним оптимизмом, питаемым постоянно ощущаемым радостным и энергичным желанием ребят жить «иной», осмысленной и полезной жизнью.

Тема сиротства в советской детской литературе проявляется наиболее активно в 1930-е годы, да она, собственно, и становится наиболее актуальной для этой литературы. Ее исторические корни уходят не только в революцию и гражданскую войну. Сказывается и постоянное стремление нового строя создать альтернативные модели воспитания, где семья будет заменена обществом.

Михаил Александрович Шолохов во многих своих произведениях уделял большое внимание детям – сиротам. Доказательством этому служат: «Алешкино сердце», «Судьба человека», романы «Тихий Дон», «Поднятая целина».

Как формируются в непрерывной борьбе стойкие, мужественные люди из мальчиков-подростков, почти детей, Шолохов показывает в рассказе «Алешкино сердце». Главный герой – четырнадцатилетний Алешка. Тяжело сложилась Алешкина судьба: умерли от голода мать, сестра, близок к гибели и сам Алешка. Он поступает в работники к деревенскому богатею Ивану Алексееву, который его нещадно эксплуатирует. Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты – голого, босого, голодного созрела личность строителя нового мира.

В рассказе «Судьба человека» главный герой прошел все муки ада, был на волоске от смерти в лагере у фашистов. После победы чудом уцелел, но остался «большим сиротой»: один на один со своей старенькой машиной.

Соколов, которому довелось, по его собственному признанию, «хлебнуть горюшка по ноздри и выше» и у которого «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть», потерял все: и родимый дом, и жену, и детей.

Случайная встреча с маленьким Ванюшей осиротевшему солдату нужна была как спасение, как исцеление, как надежда на будущее, как источник, дающий силы идти дальше. Ведь сердце героя, испившего до дна горькую чашу, не раз ощущавшего дыхание смерти «закаменело от горя». Где было найти ту живую воду, способную растопить душу, заледеневшую от мук и страданий, собственных и общенародных, заставить с новой силой биться сердце, окаменевшее от пережитых трагедий? Такой сказочной живой водой оказался мальчуган «со светлыми, как небушко, глазами».

«И вот один раз, – рассказывает Андрей Соколов о своем новом сынке, с которым он встретился в Урюпинске, – вижу возле чайной этого парнишку, на другой день – опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нему, спешу из рейса поскорее его увидеть. Около чайной он кормился, – кто что даст. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело?»

Мысль об усыновлении одинокого птенца, выброшенного из гнезда, разоренного войной, пришла как-то неожиданно, вдруг, непроизвольно, она тут же окрылила, согрела Андрея, которому уже начинало иногда казаться, что его жизнь кончена, что впереди лишь завеса скорби и тоски:

Соколов нежно заботится о мальчике, старается сделать все для того, чтобы тот как можно скорей забыл о недавней бездомности, о слезах сиротства.

Сиротство детей во вторую мировую войну имело характер всеобъемлющий, массовый. Сколько детей было брошено в водоворот жестокости, неравной борьбы!


^

2.4. Проблема сиротства в сегодняшнем мире.


История последнего столетия в России отмечена уже тремя волнами массового сиротства детей. С первыми двумя, вызванными Гражданской и Великой Отечественной войнами, удалось справиться комплексными государственными мерами.

Сегодня мир вступает в XXI век. Проблема детей-сирот по-прежнему актуальна. Современные писатели, пишущие для детей и подростков, например, Дина Сабитова и Екатерина Мурашова, часто обращаются к теме сиротства и усыновления. Вряд ли они сговорились между собой писать на эту тему, скорее, тема просто «висит в воздухе».

Четыре книги Д. Сабитовой – и для маленьких, и для тех, кто постарше, – про сирот и усыновленных детей: «Сказки про Марту», «Цирк в шкатулке», «Где нет зимы» и «Три твоих имени». Очень многие подробности для этих книг взяты из реальной жизни. В этих произведениях акцентировано внимание на том, что семья - это не обязательно кровное родство, но родство духовное, любовь друг к другу, общие интересы.

Книга «Сказки про Марту» имеет совершенно конкретного адресата — семьи, которые усыновили ребенка и не хотят сохранять тайну усыновления.

Рассказ "Где нет зимы" очень тонкое и реалистичное произведение, которое затрагивает и детей, и тех взрослых, которые неравнодушны к проблемам сиротства. Автор через судьбу своих героев говорит с читателями на очень важные темы: одиночество детей, их беззащитность, сиротство и приемная семья, дом и приют, семья и бездомность. Но в конце она дарит читателю надежду — все будет хорошо, если самому не быть равнодушным и уметь бороться за себя.

В произведениях Екатерины Мурашовой, начиная с ранней повести «Обратно он не придет!» и до последнего романа «Одно чудо на всю жизнь», герои – дети-сироты, в буквальном смысле слова выброшенные на обочину жизни.

Книга"Обратно он не придет!" — о современных беспризорниках, беглецах из детского дома — вполне могла бы называться "Дети подземелья", если бы более чем сто лет назад не назвал так свою повесть В.Г.Короленко. Да и сама Е. Мурашова упоминает это произведение классика на страницах своего рвущего душу повествования о жизни детей в привокзальной "полосе отчуждения". Повесть беспощадно погружает читателя в реальный страшный мир беспризорничества, который не где-то далеко, за горами за морями, а совсем рядом с нами и существует, "благодаря" нашим беспомощности и равнодушию. Единожды соприкоснувшись с обитателями "полосы отчуждения", многие из нас бегут от нее подальше, оберегая свой покой и благополучие.

Повесть “Одно чудо на всю жизнь» - одна из тех, которые без преувеличений можно назвать потрясением. Возможно, по прошествии какого-то времени именно эта повесть окажется наиболее точным портретом эпохи 1990-х, созданным в нашей литературе. Мурашова написала о взрослых, которых эпоха перемен сломала, и о детях, которые оказались сильнее и лучше своих родителей. Главное испытание времени — социальное неравенство, как, впрочем, и неравенство в самом широком смысле, — оказывается непреодолимым для взрослых героев книги, а дети проходят его с легкостью, несмотря на то, что живут в том уродливом мире, который на их глазах выстраивают взрослые. В одном классе престижной гимназии с математическим уклоном учатся дети “спонсоров” и обнищавшей интеллигенции, кого-то здесь держат за деньги, кого-то — за талант. Но если для родителей в жизни важны именно эти полярные противоположности, то отношения детей складываются по законам куда более нравственным и человечным. Впрочем, эти дети тоже живут на полюсе относительного благополучия, потому что на противоположном — банда беспризорников из пригородного поселка.

Эта повесть о настоящем чуде— о том, как сострадание, взаимопонимание и взаимопомощь способны объединить людей, оказавшихся по разные стороны социальной пропасти.

Природа нынешнего сиротства и бродяжничества детей печальна и вовсе не похожа на ту, что была в 20-е и 30-е годы. Тогда дети просто голодали, просто теряли крышу над головой, лишались родни, хотя слово «просто» тут вряд ли употребимо, ведь речь идет о трагедии детской судьбы. Их собрали (пусть и с солдатами да милицией) с улиц, вытащили из подвалов, отмыли, накормили, усадили за парты и вернули к жизни. Этого им было достаточно. Справедливости ради надо заметить: большинство тех ребят получило высшее образование. Другие обрели престижные профессии, состоялись как граждане.

Но вся беда в том, что нынешние брошенные дети совсем не похожи на своих предшественников. Среди нынешних сирот мало детей одиноких. Отца, как правило, нет, или он пьёт, мать тоже – пьёт или ведёт «свободный» образ жизни. Бабушки и дедушки? Ну, так дедушек почти нет по той же причине, что и отцов, а бабушки с самовольными внуками не справляются. Появилась и новая причина сиротства – дети сами хотят быть оторванными от семьи, от родителей. Ими овладела жажда вольницы, желание ночевать в теплом коллекторе или подвале, но без взрослых указок и без всяких там школ и детдомов с их «занудными» учителями и воспитателями.

И еще одно отличие совсем уж разделяет эпохи: беспризорники «Республики ШКИД» не знали, что, нанюхавшись клея «Момент», можно сладко «забалдеть», ну, а те, кто добрался до иглы, вообще отправляются на небеса, где школа не нужна, нет взрослых с их претензиями, нет правил и ограничений.

Несмотря на то что Министерство образования и местные власти стараются каждому ребенку найти семью (существует несколько форм устройства детей: усыновление, опека, приемная семья, патронат, семья выходного дня), число детей в детских домах не уменьшается, проблема сиротства остается.

Но я думаю, ситуация в стране находится под контролем. Способствуют этому и СМИ. В центральных и региональных газетах тема сиротства все чаще выносится на первые полосы, о жизни беспризорных детей снимают документальные и художественные фильмы. Политику государства об усыновлении брошенных детей поддерживает телевидение. На I канале в программе «Пока все дома» недавно появилась рубрика «У вас будет ребенок». Идея ее создания принадлежит Тимуру Кизякову (который был награжден орденом Дружбы) и его жене – Елене. Каждое воскресенье ведущая Елена Кизякова рассказывает об одном малыше из детского дома или Дома ребенка. В конце рубрики – телефон для тех, кого заинтересовали этот ребенок. Поднимает тему сиротства и Андрей Малахов в передаче «Пусть говорят».

Как жаль, что в наши дни так много в России детей-сирот, детей, брошенных родителями. Помочь им может любой хороший человек, воспринимающий чужую боль как свою.

3. Заключение


Изображение детства в художественном произведении было объектом изучения в трудах целого ряда исследователей. В последние годы наиболее активно эта тема исследовалась в работах И.Г. Минераловой, И.Н. Арзамасцевой, Н.А. Дворяшиной, Л.В. Долженко, О.В. Калининой, Л.К. Нефедовой, Л.Н. Савиной, Е.Л. Черкашиной, Е.Ю. Шестаковой, М.Н. Эпштейна, Т.В. Юниной и др. Подчеркнем, что в специальных работах, посвященных выявлению и описанию детей-сирот в русской литературе рубежа XIX—XX вв., не только не было предметом текстуального исследования, но и не упоминалось. Сказанным выше определяется актуальность темы настоящей работы.

Тема сиротства и в художественной литературе, и в реальной жизни остается глобальной и злободневной проблемой. При смене времен, социальных событий проблемы детей-сирот остаются теми же. В ближайшем будущем, по всей видимости, увеличение числа социальных сирот и их удельного веса в общественном организме продолжится. Экономическая ситуация в стране, сохранение общества на невиданном уровне бедности, кризис семьи (в виде роста разводов и доли неполных и неблагополучных семей), военные конфликты на территории РФ, природные и техногенные катастрофы, распространение пьянства, наркомании, падение нравственности в семье и в обществе не могут не отразиться на детских судьбах. К сожалению, дети-сироты, не имеющие позитивного опыта семейной жизни, часто повторяют судьбу своих родителей, как и они, впоследствии теряя родительские права и тем самым расширяя поле социального сиротства.

Сегодня в России складывается парадоксальная ситуация, когда на обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государством затрачиваются достаточные ресурсы, к работе привлекается большое количество специалистов, а эффективность всех усилий непропорционально мала. В итоге ребенок-сирота оказывается незащищенным как в детском доме или школе-интернате, так и после выпуска, когда он не в состоянии полноценно адаптироваться в обществе и жить самостоятельно.

Разработка «детской» темы в литературе связана, как правило, с выявлением важнейших философских, мировоззренческих вопросов, волнующих автора. Обращение к феномену сиротства в литературе позволяет выявить значимые особенности художественного мира в целом. В нашей работе мы использовали термин «феномен детства», поскольку это понятие является более широким, чем «сиротство », и позволяет включить в рамки исследования и систему персонажей, включая героя-ребенка, и предметный мир, окружающий его, и специфические художественные приемы, используемые автором для изображения мира детей- сирот. Понятие «феномен детства» включает также систему суждений повествователя о детстве, авторский взгляд на проблему воссоздания мира ребенка –сироты в литературе, автобиографический контекст произведения.

Проблемы, которые сопутствуют сиротству, это:
– социальное неравенство общества,
– падение нравственных устоев.
Предлагаемые пути решения проблемы:
– необходимо поднять культурный уровень населения;
– воспитывать в людях естественное, гуманное чувство к детям, новорожденным;
– введение в образовательные программы уроков нравственности.

В целом сиротство стало проблемой, затрагивающей каждого жителя нашей страны Поэтому социально-пассивное или негативное отношение к сиротам не решает проблем их успешной социализации. Необходим поворот к проблемам сирот сейчас, нежели борьба с «ордой» социально-опасных молодых людей завтра.

Согласитесь, большинство физических болей можно или вылечить, или обезболить. Но так не поступишь с душевной болью. А что может быть больнее, что может быть обиднее, чем предательство самого родного и близкого человека - мамы?.. Если мы можем, давайте сделаем так, чтобы в нашей стране, такую боль испытывало как можно меньше детей...

^

Список литературы


1. Белых Г.Г., Пантелеев Л.. Республика ШКИД. М.: НФ «Пушкинская библиотека»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

2. Короленко В.Г.. Дети подземелья. Издательство «Стрекоза-Пресс», 2006.

3. Лермонтов М.Ю. Мцыри. http://tululu.org/read58181/

4. Мурашова Е.В. Одно чудо на всю жизнь. lhttp://www.rulit.net/author/murashova-ekaterina-vadimovna/odno-chudo-na-vsyu-zhizn-download-free-180408.html.

5. Мурашова Е.В. Обратно он не придет. http://bookre.org/reader?file=369410&pg=13

6. Некрасов Н.А. Избранная лирика. М.: «Детская литература», 1985.

7. Пушкин А.С.. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. М.: «Детская литература», 2006.

8. Русские народные сказки. http://www.pycckue-cka3ku.ru/skazki.html.

9. Сабитова Д.Р. Сказка про Марту. http://www.rulit.net/author/sabitova-dina-rafisovna/skazki-pro-martu-download-free-252850.html.

10. Сабитова Д.Р.Где нет зимы. http://www.loveread.ec/read_book.php?id=11895&p=1

11. Фонвизин Д.И. Недоросль. М.: «Просвещение», 1988.

12. Шолохов М.А. Судьба человека. Ростовское книжное издательство, 1977.

13. Шолохов М.А. Алёшкино сердце. http://tululu.org/b62258/.

14. Чехов А.П. Ванька.http://www.litres.ru/anton-chehov/vanka/?gclid=CM_ZnPvRmrUCFfJ2cAodj2gA7w.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сиротства в русской классике 4 iconПлан-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы

Сиротства в русской классике 4 iconАлексей Давыдов Русская художественная литература в условиях глобализации
Откуда это смакование ситуацией, когда «башню сорвало», «крыша поехала»? «Тонкий эстет», воспитанный на русской классике и советском...

Сиротства в русской классике 4 iconНазвание организации/заявителя (полностью): Детская организация «Радуга»...
Направление (в соответствии с Положением): профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства

Сиротства в русской классике 4 iconОтчет отделения профилактики безнадзорности, социального сиротства...
На базе отделения оказывается психологическая, социальная, педагогическая помощь несовершеннолетним и их родителям, оказавшимся в...

Сиротства в русской классике 4 iconПедагогический проект «Времена года в классике»
Для полноценного развития ребёнка и становления его, как личности, необходимо создавать условия для появления устойчивого интереса...

Сиротства в русской классике 4 iconПрограмма подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью...
Подготовлено специалистами Службы сопровождения гбоу школы-интерната №8 Евстратовой Ю. В., Лотаревой Т. Ю., Захаровой А. И., Марковой...

Сиротства в русской классике 4 icon«Дао: Золотые Врата. Беседы о «Классике чистоты» Ко Суана. Ч. 2»:...
...

Сиротства в русской классике 4 iconВ одном из дневниковых записей, вошедших в сборник «Твой вечный свет...
В семье практиковались домашние музыкальные вечера, воскресные походы на выставки и в театры и т п. За нашим чтением пристально следили,...

Сиротства в русской классике 4 iconОтчет о конференции “Нижегородский текст русской словесности” 2009...
Нижегородском государственном педагогическом университете состоялась вторая международная конференция “Нижегородский текст русской...

Сиротства в русской классике 4 iconТема урока Кол-во
Учащиеся должны знать общую характеристику и своеобразие русской литературы 19 века; пути становления реализма в русской и мировой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница