Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, и Н. А. Некрасова




Скачать 37.79 Kb.
НазваниеУрок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, и Н. А. Некрасова
Дата публикации21.10.2013
Размер37.79 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
"Сгорая пламенем любви"
Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И.С.Тургенева, Ф.И.Тютчева, и

Н. А.Некрасова.
Цели урока:

1. Вхождение в поэтический мир Тургенева, Тютчева, и Некрасова.

2. Расширить представление учеников о творчестве этих замечательных поэтов.

3. Обогатить нравственно, доставить эстетическую радость, пробудить потребность обращаться к поэзии"в минуту жизни трудную" и в часы досуга, в кругу друзей и наедине с собой.
Оборудование:

1.Эпиграф: О, милая, повсюду ты со мной!

Но я уныл и втайне я грущу!

А.С.Пушкин.
2.Стенд "И.С.Тургенев"

3.Портреты поэтов, с записью под ними:

Ничто любви не предвещало.

Полуулыбка. Полувзгляд

Но мы-то знаем - здесь начало

Тех строк, что нас потом пленят.

А. Дементьев.

4. Магнитофонные записи, выставка книг Тютчева, Тургенева, Некрасова.

Ход урока.
1. Эмоциональная подготовка учащихся.

Звучит романс "Я помню чудное мгновение" на слова А.С.Пушкина, муз. М.Глинки.

2. Краткое вступительное слово учителя

"Сегодня мы попытаемся частично познакомить вас с любовной лирикой И.С. Тургенева, Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова и приоткрыть некоторые стороны их личной жизни.

В русской поэзии 19 века огромное число образцов любовной лирики. Каждый из наших классиков пережил и сумел, благодаря своему таланту, передать и нам, сегодняшним читателям, неисчислимое множество оттенков любовного чувства; каждый из них по-своему воспринимал дар взаимной любви или любовь несостоявшуюся; каждый в своих стихах создавал неповторимый, особенный образ женщины.
Ученик:

Среди высоких прекрасных талантов, которыми столь щедро были наделены эти поэты, был один, особый – талант любви.

Любовные стихи Тургенева и Тютчева многочисленны и разнообразны в радуге чувственных переживаний: от легкой, порой шутливой влюбленности до всесжигающей страсти. Они посвящены женщинам, которых любили и боготворили. Стихи же Некрасова более сдержанны, в них меньше ярких образов, нет конкретного идеала любви.



И. С. Тургенев (1818-1883).

Портрет работы В. Перова. 1872 г.



Музей-усадьба Спасское-Лутовиново


Полина Виардо.

Акварель художника П. Соколова. 1843 г.


Учитель:

У каждого человека любовь индивидуальна, неповторима, незабываема. Она может быть счастливой и несчастной, взаимной и безответной, мгновенной и на всю жизнь, но она всегда обогащает душу человека.

За Некрасовым в школе закрепился устойчивый штамп: "поэт-гражданин", певец тяжкой доли крестьян и, особенно, русской женщины. При упоминании имени Некрасова сразу возникают в памяти хрестоматийные строки: "Доля ты, русская долюшка женская, вряд ли труднее сыскать!".



Н.А. Некрасов (1821-1878).
Тема защиты прославления русского крестьянина – ведущая, но не единственная в творчестве Некрасова. И обидно, что в школе совершенно забыта его лирика.

Каков же образ женщины, объекта любви, в стихах Некрасова?
^ А. Я. ПАНАЕВА.

Акварель неизвестного художника.

1850-е гг.


Ученик:

Нам мало известно о личной жизни Некрасова. Он не указывал адресатов лирики, намеренно менял даты написания наиболее интимных стихотворений.
Учитель:

Как вы думаете, все ли любовные стихи обращены к одной женщине или их адресаты – разные люди?
Учение:

Стихотворение "Ты всегда хороша несравненно…"
Ты всегда хороша несравненно,

Но когда я уныл и угрюм,

Оживляется так вдохновенно

Твой веселый, насмешливый ум;
Ты хохочешь так бойко и мило,

Так врагов моих глупых бранишь,

То, понурив головку уныло,

Так лукаво меня ты смешишь,
Так добра ты, скупая на ласки,

Поцелуй твой так полон огня,

И твои ненаглядные глазки

Так голубят и гладят меня,-
Что с тобой настоящее горе

Я разумно и кротко сношу,

И вперед- в это темное море-

Без обычного страха гляжу…
Это стихотворение передает атмосферу счастливой гармоничной любви: возлюбленная утешает поэта, помогает ему пережить тяжелые минуты. И лишь благодаря своей возлюбленной находит силы, чтобы горе разумно и кротко снести.

Учитель: Это стихотворение посвящено женщине, с которой Некрасов жил до встречи с Авдотьей Яковлевной Панаевой, его гражданской женой.Имя этой женщины нам неизвестно, но прекрасное стихотворение стало замечательным романсом, многократно положено на музыку, среди авторов этого романса известные русские композиторы

И. А. Бородин и Ц. А. Кюи.

Ученик: Стихотворение «Я не люблю иронии твоей

Я не люблю иронии твоей.

Оставь ее отжившим и не жившим,

А нам с тобой, так горячо любившим,

Еще остаток чувства сохранившим,

Нам рано предаваться ей!

Пока еще застенчиво и нежно

Свидание продлить желаешь ты,

Пока еще кипят во мне мятежно

Ревнивые тревоги и мечты_

Не торопи развязки неизбежной!

И без того она не далека:

Кипим сильней, последней жаждой полны,

Но в сердце тайный холод и тоска…

Так осенью бурливее река,

Но холодней бушующие волны…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок внеклассного чтения, посвященный любовной лирике И. С. Тургенева, Ф. И. Тютчева, и Н. А. Некрасова iconУрок-проект Тема : Тема любви и творчества в лирике Ф. И. Тютчева
Цель: определить личностное отношение к проблеме творчества, к любовной лирике Ф. Тютчева">