Петербург Достоевского




Скачать 91.67 Kb.
НазваниеПетербург Достоевского
Дата публикации23.10.2013
Размер91.67 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Щелковское муниципальное образовательное учреждение,

г. Щелково Московская область

ул. Комсомольская, д. 8а

т. 56 -2 -75 -55

Урок по литературе для 10 класса

Разработчик: Зарицкая В.М.

Учитель русского языка и литературы

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Достоевского.
(10 класс, материал рассчитан на 2 урока)

Тема урока: Петербург Достоевского .
Цели:
Рассмотреть образ Петербурга в русской классической литературе (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов) подготовить учащихся к восприятию романа Достоевского «Преступление и наказание»; познакомить с Петербургом Достоевского; учить сопоставлять окружающую среду с внутренним миром героев; воспитывать сочувствие к страдающим людям.

Часть 1
Вступительное слово учителя:
Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад – «Онегина» глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский.

Петербург – удивительный город. Его часто называют Северной Венецией. Какой значительный след оставил он в нашей русской истории. Как сильно и многообразно повлиял на наше общество, на нашу жизнь. И как тема, и как образ Петербург оставил глубокий след в русской литературе.

У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов ХVIII века: «Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург представляет как «преславный град», «Северный рим», «Северная Пальмира».

Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.
Для Пушкина этот «град Петров», великолепный, величественный, - «краса и диво» северных стран. Немногие города мира могут сравниться величием с Петербургом! В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступает перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Прежде, чем начнем рассматривать образ Петербурга в творчестве русских писателей, давайте закроем глаза и вспомним, каким вы увидели впервые город на Неве во время нашей поездки в 9 классе на экскурсию в Санкт- Петербург? Напишите на листе бумаги словесный портрет города, поделитесь своими впечатлениями. (Через 2-3 минуты учащиеся зачитывают словесный портрет «своего» Петербурга). Этот город на Неве глазами жителей XXI века.

Этот прекрасный город с богатой историей, замечательной архитектурой, великолепными историческими памятниками и красочной природой. (Словесные портреты сопровождаются фотографиями Питера, сделанными самими ребятами во время экскурсии по городу).

А сейчас мы перенесемся с вами в далекий XIX век и познакомимся с Петербургом Пушкина, Гоголя, Некрасова, Гончарова и, конечно, Достоевского. (учащиеся поделены на 5 творческих групп, каждой из которых поручено подготовить сообщение об образе Петербурга в творчестве одного из писателей XIX века).

Учитель

Писатели XIX века показали Петербург в своем видении, но мы замечаем читая их произведения, что в образе города именно в XIX века появляются трагические черты. Откуда они возникли? Может, одно из главных ролей в трагической восприятии Петербурга сыграла легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: «Петербург быть пусту!»
(Легенду рассказывает 1-й учащийся, получивший заранее индивидуальное задание).

Еще вовремя Петра I дьячок из Троицкой церкви спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем закричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом не чисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких рассказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город построенный на костях сотен тысяч людей – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей город».

Итак, прежде, чем исследовать Петербург Достоевского, вспомним, как другие русские писатели XIX века изображали город в своих произведениях.

^ I. Петербург в описании А.С. Пушкина.
(рассказывает 1-я группа учащихся).

Пушкин любил и хорошо знал Петербург. Поэт понимал значение этого города в истории страны: новая столица, выстроенная Петром, стал тем «окном в Европу», которое открыло для России новые пути и новые перспективы.
Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено-бледный,
Сказка, холод и гранит… С. Пушкин.

В Петербурге Александр Сергеевич Пушкин провёл более трети в своей жизни – лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъёма и житейских проблем. Ни один город не был им воспет с таким высоким чувством, как «град Петров».

Петербург для поэта- воплощение петровского духа, « Петра творенье», символ созидательных сил России.

Люблю тебя Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье, Береговой ее гранит:

Однако Пушкин чувствовал, что Петербург – город контрастов, и вот уже по затопленной столице, преследуемый Медным всадником. Мчится несчастный сумасшедший Евгений:

Образы Петербурга чувствовал и его творца Петра в поэме двойственны. Петербург – город величия и славы, но в то же время это город сует, забот, повседневных тревог «маленького человека».

Обращение к фантасмагории, как типично петербургскому мотиву, и к «маленькому человеку» (бедному чиновнику), как к петербургскому типу, предвосхищает поэтику сюжетов Петербургских повестей Гоголя.

^ I. Петербург в описании А.С. Пушкина.
(2-я творческая группа)

Все мы вышли из его шинели.
Ф.Достоевский.

В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга меняется: великолепие отступает перед проблемами обезличивания человека. В «Петербургских повестях автор создает загадочный и таинственный образ столицы. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством. Просто умирают. Холодный, равнодушный, бюрократический Петербург враждебен человеку и порождают страшные, зловещие фантазии.

В повести «Невский проспект» (Невский проспект- своего рода символ Петербурга, его лицо- маска);

«Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущено массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

В повестях «Нос», «Шинель», и «Записки сумасшедшего» большое композиционное значение имеет образ петербургского департамента, гротескные характеры чиновников и тема «маленького человека».

Определенные параллели к этому можно найти и в « петербургской» вставной новелле из «Мёртвых душ»- «Повести о капитане Копейкине».

Отметим, что в поэтическом мире Гоголя существует устойчивая ассоциативная связь между праздностью, злом, дьяволом и фантасмагорией. И все это характерно для гоголевского Петербурга.

^ III. Образ Петербурга в творчестве Н.А.Некрасова.
(3-я творческая группа)

Вчерашний день, в часу шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Н.Некрасов.


Одной из любимых тем лирики Некрасова было изображение Петербурга, где Некрасов прожил 40 лет. В молодости ему пришлось влачить жизнь голодного бедняка, на себе испытать нужду и лишения, а также узнать все превратности жизни в трущобах столицы. Петербург предстал перед читателям резко разделенными на два мира-владельцев «роскошных палат» и обитателей подвалов, «счастливцев» и « несчастливцев».

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где «каждый дом золотухой страдает», где «штукатурка валится и бьет тротуаром идущий народ», где мерзнут дети на «ложе своем». На у лицах красивого города он видит прежде всего людей униженных и обиженных, видит картины, которые до него старательно обходили поэты: у памятника Петру I он замечает «сотни сотен крестьянских дровней, которые у присутственных мест дожидаются» (фрагмент из стихотворения «Размышление у парадного подъезда» читает ученик).

Роскошную столицу, одни из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами бедняка и описал ее с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым, праздным и богатым.

I^ V. Образ Петербурга в произведениях И.А. Гончарова.
>
(4-я творческая группа)

В романе «Обыкновенная история» Петербург кажется герою (Саше Адуеву) каменной тюрьмой, может быть лабиринтом, из которого нет выхода. Масса домов, которыми нет конца, ужасает героя до такой степени, что он не замечает людей, будто он один на улицах горда. Но он замечает, что здесь нет место чувствам человека.

А главный герой романа «Обломов» не принимает жизнь столичного общества, куда пытается ввести друга Штольц. Обломов откровенно и достаточно резко, четко говорит о том, что именно ему не нравится, и это, в первую очередь, люди. Петербургский «свет» кажется Обломову мертвым. Обломов отвергает Петербург как стиль жизни.

Подведем итоги нашим сообщениям; во-первых, Петербургская тема, поднятая еще русскими литераторами в X VIII веке, в ХIХ веке стала темой первостепенной важности. Во-вторых, писатели ХIХ века придали образу Петербурга новые трагические черты.

^ V. Петербург в описании Ф.М. Достоевского.
(5-я творческая группа)

Образ Петербурга занимает видное место в творчестве Ф.М. Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы «Записки из мертвого дома», «Униженные и оскорбленные», « Преступление и наказание», «Братья Карамазовы».

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них – дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 годы жил Ф.М.Достоевский.

В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский Близок к Гоголю и Некрасову, особенно к Некрасову. И в этот мы сегодня убедимся.

Роман Достоевского « Преступление и наказание» многие критики называют «петербургским романом». И в это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов ХIХ столетия- города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в то же время по-своему прекрасного.
(1. Литературно-критическая деятельность учащихся
2. Беседа с элементами диспута.)

Учитель делит весь класс на 3 творческие группы, каждой из которых поручает проанализировать страницы романа:

^ 1 – пейзажи:
ч.1, гл.1 («отвратительный и грустный колорит» городского дня);
ч.2, гл.1 (повторение предыдущей картины);
ч.2, гл.2 («великолепная панорама Петербурга»);
ч.2, гл.6 (вечерний Петербург);
ч.4, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);
ч.4, гл.6 (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

^ 2 – сцены уличной жизни:
ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми);
ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние);
ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной, сцена на мосту);
ч.5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны).

^ 3 – интерьеры:
ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова);
ч.1, гл.2 (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова);
ч.1, гл.2 (комната – «проходной угол» Мармеладовых);
ч.2, гл.7
ч.4, гл.3(трактир, где исповедуется Свидригайлов);
ч.4, гл.4 (комната – «сарай» Сони).

В результате интерпретации данных эпизодов из романа «Преступление и наказание» учащиеся делают выводы, что все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его унылой уличной жизни, и интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления. Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть.»

Часть 2

Беседа с элементами диспута.

- Корректно ли утверждать, что Пушкин показывает своему читателю парадную сторону северной столицы, а Достоевский – оборотную, изнанку жизни? Или это изменился сам город за тори столетия, прошедшие от смерти великого поэта до создания «Преступления и наказания»?

- Что вас больше всего поразило в описаниях городского пейзажа?

- Почему колорит городского дня «отвратительный и грустный»?

- Что отличает вечернюю столицу от дневной?

- Что видит из окна своей комнаты Раскольников?

- А что увидел Родион, остановившись на Николаевском мосту?

- Почему его не восторгает действительно великолепная панорама, открывшаяся с Николаевского моста: на одном берегу академия художеств, Университет, Академия наук, Кунсткамера, Петропавловская крепость; на противоположном берегу, словно по контрасту, - Зимний дворец, Исаакиевский собор, Сенат и Синод?

- Какая цветовая гамма преобладает в описаниях петербургских улиц?

- Как вписываются в общую канву романа сцены уличной жизни. Например, на том же Николаевском мосту? Какую смысловую роль играют сцены уличной жизни?

- Что общего в описаниях каморки Раскольникова, проходного угла Мармеладовых и сарая Сони?

- Какая цветовая гамма преобладает в описаниях интерьеров?

- Какую смысловую нагрузку несет этот цвет?

Из беседы учащиеся делают вывод, что город имеет огромное влияние на психику людей, его населяющих.

Образ Петербурга становится обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких как Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает страдания униженных и оскорбленных и требует от них безволия или жертвы, подобно жертве Сони Мармеладовой. Но этому пространству в эпилоге романа противопоставлено совершенно иное пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Петербург Достоевского iconПлан-конспект урока петербург в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Достоевского (истоки темы, основные произведения, особенности осмысления проблемы «миф о Петербурге»)

Петербург Достоевского iconУрок литературы в 10 классе на тему «Петербург в творчестве Н. А....
Цели урока: помочь учащимся увидеть Петербург с его хаотичной пестротой, скученностью, удушающей теснотой человеческого существования...

Петербург Достоевского iconКомитет по культуре Санкт-Петербурга Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского
Открытие конференции. Приветствие директора Музея Достоевского Н. Т. Ашимбаевой. Вступительное слово Президента Российского Общества...

Петербург Достоевского iconКемеровский государственный университет Факультет филологии и журналистики...
В год 190-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского приглашаем Вас 19 – 20 октября 2011 г принять участие в IX международной научно-практической...

Петербург Достоевского iconПрограмма фестиваля: 12. 00 13. 00, Омский государственный литературный...
Омский государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского (ул. Достоевского, 1)

Петербург Достоевского iconДом-музей Ф. М. Достоевского
Научно-культурный центр Дома-музея Ф. М. Достоевского открыт для посещения с 10. 00 до 22. 00

Петербург Достоевского iconУчебно-тематический план курса № Тема урока Кол-во часов
Творчество Ф. М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание». Законы художественного мира Достоевского

Петербург Достоевского iconКонспект урока литературы в 10 классе По рассказу Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека»
Цель: подведение итогов изучения творчества Ф. М. Достоевского в 10 классе, воспитание креативного читателя

Петербург Достоевского iconХронотопная тетрада поэтики достоевского в контексте большого времени
Достоевского, но также в иных авторских мирах и культурных контекстах, а затем выстроить синхронные и диахронные ряды и выйти на...

Петербург Достоевского iconРеферат Тема: “Петербург в творчестве О. Э. Мандельштама”
Варшаве в семье мелкого коммерсанта. Отец его, Эмилий Вениаминович, потомок испанских евреев, выросший в патриархальной семье, самоучкой...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница