Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень)




НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень)
страница1/5
Дата публикации23.10.2013
Размер0.62 Mb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5



Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 – 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной – Москва: Просвещение, 2009 год.

Программа рассчитана на 102 часа, подкреплена учебником Литература 5 класс / Авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин./ Москва: Просвещение, 2007 год. Уровень программы – базовый.

Программа включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни и т.д.)

Изучение литературы идёт от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе 18 века, 19 и 20 веков.

Курс (5класс) строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, поэтому основной виды работы на уроках – чтение и обсуждение произведений.

В рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Виды контроля:

  • Промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение, развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • Итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико- литературных понятий.



Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Учащиеся должны знать:

  • Авторов и содержание изученных произведений;

  • Основные теоретико- литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповом языке; баллада (начальные представления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; «бродячие сюжеты» сказок; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления), пьеса – сказка; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

    • Воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

    • Отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

    • Видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

    • Выявлять основную нравственную проблематику произведения;

    • Определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно- следственные связи между ними;

    • Прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

    • Воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно – выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

    • Различать особенности построения и языка произведений простейших жанров ( народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

    • Пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

    • Ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие и др.);

    • Выразительно читать текст- описание, текст- повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ);

    • Подготовить (устно и письменно) краткий, сжатый, выборочный и подробный пересказы;

    • Словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

    • Аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

    • Видеть общность и различия писателей в пределах тематически близких произведений;

    • Написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных и литературных впечатлений;

    • Сочинять небольшие произведения фольклорного жанра- сказки, загадки, басни и т.д.;

    • Создавать сочинения-миниатюры по картине или небольшому музыкальному произведению.



Ориентация на формирование общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности

В результате освоения содержания курса литературы обучающийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа.

- Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения школьника созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов.

Компетентностный подход позволяет обеспечивать взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
^ Формирование информационной культуры обучающихся

В Требованиях к уровню подготовки выпускников (там, где речь идет об использовании приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни) говорится об обязательности навыка поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика. телевидение, ресурсы Интернета).

В процессе изучения литературы должны формироваться умения находить необходимую информацию по заданной теме в источниках различного типа, извлекать ее, оценивая ее критически и отделяя основную информацию от второстепенной, передавать содержание информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). На уроке литературы и при подготовке к нему обучающийся может использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

^ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов следует руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы.

Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умения объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются две неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знания основных вопросов теории, не недостаточным умением пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения, неумение объяснять поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.


^ ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение:

Глубоко и аргументировано, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для раскрытия, умения целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается:

1 орфографическая или 1 пунктуационная ошибка, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение:

Достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умения пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточных в содержании, незначительных отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение:

В котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владения основами письменной речи; в работе имеется не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается:

4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматические ошибки

«2»

Ставится за сочинение:

Которое не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается:

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок,8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок


^ Учебный план


№ п/п



Наименование темы

Количество часов

по теме


Количество уроков внеклассного чтения

Кол-во контрольных работ

Кол-во уроков развития речи

Всего часов



Роль книги в жизни человека

1










1



Малые жанры фольклора. Детский фольклор.

2










2



Сказка «Царевна-лягушка».

3










3



«Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»

2










2



Сказки о животных. «Журавль и цапля»

2










2



Мои любимые русские народные сказки




1







1



«Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»

2










2



М.В. Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру»

2










2



Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра




1







1



И.А. Крылов. Басни

4










4



В.А. Жуковский «Спящая царевна»

2










2



В.А. Жуковский «Кубок»

1










1



А.С. Пушкин. «Няне»

1










1



Пролог к поэме «Руслан и Людмила»

1










1



Тестирование по изученному материалу 1 четверти







1




1



«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

2










2



Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты»










2

2



Мои любимые сказки АС Пушкина




1







1



Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители

2










2



В.М. Гаршин «Attalea Princeps».

1










1



М.Ю. Лермонтов «Бородино».

2










2



Н.В. Гоголь.«Вечера на хуторе близ Диканьки»

1










1



Н.В. Гоголь. «Заколдованное место»

1










1



Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе…»




1







1



Н.А. Некрасов «На Волге».

1










1



«Есть женщины в русских селениях», «Крестьянские дети»

2










2



И.С. Тургенев «Муму»..

4







1

5



Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева







1




1



А.А. Фет «Весенний дождь»

1










1



Л.Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник»

2







1

3



А.П. Чехов. «Хирургия» как юмористический рассказ.

2







1

3



Рассказы Антоши Чехонте




1







1



Русские поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе.

3







1

4



И.А. Бунин «Косцы».

Человек и природа в рассказе




1







1



В.Г. Короленко «В дурном обществе».

4







1

5



С.А. Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотво-рениях «Я покинул родимый дом…» и «Низкий дом с голубыми ставнями…»

1










1



П.П. Бажов «Медной горы Хозяйка»

2










2



К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»

2










2



К.Г. Паустовский «Заячьи лапы».




1







1



С.Я. Маршак. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев

3







1

4



А. Платонов «Никита».

2










2



Контрольная работа по литературе







1




1



В.П. Астафьев «Васюткино озеро».

2










2



Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе 20 века»










1

1



Русские поэты 20 века о Родине и родной природе

2







1

3



Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»

2










2



Дети и война. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста»

2










2



Роберт Льюис Стивенсон «Вересковый мед»

1










1



Даниель Дефо «Робинзон Крузо».

2










2



Х.К. Андерсен «Снежная королева».

2







2

4



Наши любимые сказки Х. К. Андерсена

1










1



Ж. Санд «О чем говорят цветы».




1







1



Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

2










2



Джек Лондон «Сказание о Кише»

2

1







2



Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса

1







1

2




Итого:




9

3

13

102
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
Рабочая программа разработана на основе Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией...

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 5-9 классов рабочая программа составлена на основе
Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы (Базовый уровень). 10-11 классы (Профильный уровень)/ Под ред....

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка Программа по литературе для 9 класса, рассчитанная...
Москва: «Просвещение», 2005. Настоящая программа составлена на 100 час (3 часа в неделю) при 34 учебных неделях в соответствии с...

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа разработана на основе следующих документов: 1)...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа разработана на основе следующих документов: 1)...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение,...

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 6-го класса Составитель
Данная программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений литература 5 – 11 классы (Базовый уровень)

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка литература, 5 класс рабочая учебная программа
Рф №1312 от 9 марта 2004 года), программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 11 классы под редакцией В. Я. Коровиной...

Пояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии с программой общеобразовательных учреждений Литература 5 11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе фкгос...
Рабочая программа составлена на основе фкгос и примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы». М.,»Просвещение»,2009...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница