Зима в произведениях русских поэтов




Скачать 67.67 Kb.
НазваниеЗима в произведениях русских поэтов
Дата публикации23.10.2013
Размер67.67 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
ЗИМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ

(урок чтения, 3 класс)

Н.В. Корнишина,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории.
Цели урока:

формирование у учащихся образа зимы с опорой на личный опыт; развитие речи, творческих способностей учащихся, интереса к предмету;

воспитание культуры общения, чувства взаимовыручки.

Оборудование:

учебник «Родная речь», репродукция картины Н.П. Глущенко «Зимний день», кроссворд, памятки.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель дает задание учащимся разгадать кроссворд.
1.Круглый хвостик, след косой, Робко скачет сквозь лесок. У него в кладовке Сладкая морковка (Заяц)
2.Все лето стояли, Зимы ожидали.

Дождались поры

Помчались с горы (Санки)
3.Какой это мастер на стекла нанес

И листья, и травы, и заросли роз?

(Мороз)
4.Не ботинки, не сапожки,

Но их носят тоже ножки.

В них мы бегаем зимой.

Утром – в школу, днем – домой.

(Валенки)



Учитель. Какое ключевое слово получилось? О чем пойдет речь на уроке?

Ученик. Получилось ключевое слово «зима».



  1. ^ Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке поговорим о зиме, обобщим знания после работы над стихами из «Поэтической тетради №2». Вы проявите свои способности, творчество, покажете свое умение работать в группах.

Назовите фамилии русских поэтов, которые писали о зиме.

Ученики. Стихи И.С. Никитина «Встреча зимы», И.З. Сурикова «Зима», «Детство», С.А. Дрожжина «В крестьянской семье».

Учитель. Вы в течение нескольких дней занимались сбором материала: готовили рисунки, писали сочинения, стихи о зиме. Сегодня на уроке вы будете в роли художников, писателей, поэтов.
^ III. Изучение нового материала.

Учитель. Рассмотрите репродукцию картины «Зимний день»

Что художник изобразил на картине?

Ученики. Художник изобразил зимний день. Кругом лежит снег.



  • Глядя на эту картину, возникает желание пройтись по этому лесу.



  • На картине мы видим ясный день, потому что от деревьев на снег падают тени.

Учитель. Как же еще можно передать свое видение зимы?

Ученик. Через рисунки.

Учитель. Вы тоже были в роли художников, рисовали зиму.

Как вы ее изобразили в своих рисунках?

Ученики.

  • Я нарисовала снеговика, сугробы, нарядную елку. Ведь скоро Новый год!

  • Я нарисовала зимний солнечный день. Дети на санках катаются с горы.

  • Я изобразил деревенскую улицу. Много снега на деревьях, на крышах домов.



IV. Работа в группах.

Учащиеся делятся на 3-и группы, выбирают старших групп, повторяют правила совместной работы:

  1. работать дружно, быть внимательным друг к другу, выполнять указания старшего;

  2. своевременно выполнять задание;

  3. качественно выполнять работу

  4. каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое в частности.

Учитель дает каждой группе задание:

первой группе прочитать по учебнику стихотворение И.С. Никитина «Встреча зимы» стр. 164 – 165, второй группе – стихотворение И.З. Сурикова «Детство» стр. 168 – 171, третьей группе – стихотворение И.З. Сурикова «Зима» стр. 172 и С.А. Дрожжина «В крестьянской семье» стр. 173 – 174 и выполнить всем группам следующие задания.

  1. Какое настроение возникает у вас при чтении стихов? Выберите подходящие слова: грустное, печальное, радостное, обиженное, светлое, сонное, счастливое (подчеркнуть эти слова).


Проверка задания.

Ученики (первая группа). Мы подчеркнули слова грустное, потому что в начале стихотворения говорится о дожде, холоде. А потом все меняется, потому что пришла зима. И еще подчеркнули слово радостное.

Ученики (вторая группа). Мы выбрали слова радостное, счастливое, потому что катание на санках всегда интересно.

Ученики(третья группа). Мы подчеркнули слова печальное, грустное.

  1. Первой группе в стихотворении найти и прочитать сравнения, второй и третьей группам найти строки, в которых говорится о давности событий. Проверка задания.

Ученики (первая группа). Мы нашли сравнения «туман облаками вставал», « как белый пушок на осеннюю грязь начал падать снежок», «снег лежит полотном», капли сравниваются с алмазами.

Ученики (вторая группа). Мы нашли слова: лапти, за прялкой, матушка, огонек светца, стража.

Ученики (третья группа). Крестьянин, закоптелые хаты, на печи бабушка лежит, в кручине.

Учитель. Все группы справились со своей работой. Молодцы.
V. Физминутка

Учитель. А теперь отдохнем.

Я мороза не боюсь.

С ним я крепко подружусь.

Подойдет ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

Значит, надо не зевать,

Прыгать, бегать и играть.
VI. Проверка домашнего задания.

Учитель. Сегодняшнему уроку предшествовала большая самостоятельная работа. Стихи поэтов натолкнули вас на мысль попробовать себя в роли поэтов, свои силы в написании стихов, сочинений о зиме. Каждая группа выполняла определенное задание. Первая группа писала сочинение о зиме, вторая группа придумывала загадки, третья группа писала стихи. Сейчас каждая группа познакомит со своим материалом.
Ученик (сочинение «Долгожданный снег»)

В этом году долго не было снега. На календаре уже декабрь, а матушка- природа все не достает из своих сундуков снеговые шубы для озябшей земли. И вот наконец снег выпал.

^ Белые пушистые снежинки плавно кружились в воздухе и красиво ложились на крыши домов.

Радуются снегу звери. Много веселья принес долгожданный снег детям. Достали они свои лыжи и санки. Целыми днями не смолкает радостный смех на горке.

Ученик. Был зимний воскресный день. За окном тихо падал снег. Снежинки кружились в воздухе и ложились на крыши домов , на озябшую землю .Она покрылась белой скатертью. Я оделась, взяла санки и пошла кататься с горки.

Ученик.

Белый ,мягкий, но не пушок.

Летит, кружится. Это .....(снежок).
Зеленая, колючая, в лесу она растет

На праздник новогодний скоро к нам придет.

(елка)
Он ходит с белой бородой.

Приходит только лишь зимой.

Приносит он подарки красивые и яркие.

Румяные щеки и красный нос .

Зовут его, ребята, .......(Дедушка Мороз)

Учитель. Стихи – это лучшая форма приветствия, а зиме все рады и славить ее приход лучше всего стихами.

Ученик.

Зима блестящим лаком

Покрыла реки и моря.

А белой, белой краской

Покрасила поля, луга, леса.
Красиво все вокруг зимой.

И блещет ярким светом!

А солнце выглянет порой -

И все на миг теплом согрето.

Ученик.

Снег блестит на солнце ясном.

Детвора бежит кататься.

С горки саночки летят,

Детвора смеется в лад.

Ученик.

На улице тишина.

Это зима в гости пришла.

Будем снежинки кидать

Да снег лопатой убирать.

Под ногами снег хрустит,

И веселый смех звенит.


  1. Итог урока.

Учитель. Наш урок подошел к концу. Спасибо за работу.
VIII. Домашнее задание.

Учитель. Первой группе выбрать название книги, второй группе подготовить иллюстрации к ней.

Использованная литература.

  1. Родная речь. Учебник для учащихся начальных школ. В трех книгах. Книга 2, часть 1/ Составители: М.В. Голованова, В.Г. Горецкий. - Москва «Просвещение» 2002. стр.164 – 165, 168 – 174.

  2. Волина В.В. Праздник букваря. Москва АСТ – ПРЕСС, 1995. стр. 50, 183, 188, 258.

  3. Литературное чтение 3 класс, первое полугодие. Поурочные планы по учебнику «Родная речь» (Голованова, Горецкий, Климанова.) Программа 1 – 4. Волгоград «Учитель – АСТ» 2002. стр. 76 – 79, 83.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зима в произведениях русских поэтов iconТема урока: «Здравствуй, гостья зима!» (стихи русских поэтов о зиме)
Обучающая: создать условия для формирования представления о произведениях русских поэтов-классиков о зиме; способствовать расширению...

Зима в произведениях русских поэтов iconДохнул, завыл и вот сама Идёт волшебница зима… Вопросы для беседы:...
Зима в произведениях русских поэтов (повторительно-обобщающий урок литературы в 5 классе)

Зима в произведениях русских поэтов iconУрок по теме: «Физические явления в поэтических произведениях русских поэтов»
Интегрированный урок по теме: «Физические явления в поэтических произведениях русских поэтов»

Зима в произведениях русских поэтов icon«Осень в творчестве русских композиторов»
Расширить знания о творчестве русских композиторов («Времена года» П. И. Чайковского), отрабатывать познавательные навыки пения на...

Зима в произведениях русских поэтов iconБиблиотечный час "Здравствуй, зимушка-зима!" (Стихи русских поэтов о зиме)
Оборудование: раскладушка “Здравствуй, Зимушка-зима”; на снежинках загадки; плакат “Игра в снежки”

Зима в произведениях русских поэтов iconВнеклассное мероприятие Вечер поэзии Тема: «Зима в поэзии русских классиков»
Оформление: рисунки и поделки детей к теме «Зима», картины с изображением зимних пейзажей, занавес из нитей с ватой, снежный букет,...

Зима в произведениях русских поэтов iconЛитература 5 4 Православные мотивы в произведениях русских писателей...
Божий мир в стихотворном творчестве русских поэтов Фета, Тютчева, Майкова, Никитина, Плещева

Зима в произведениях русских поэтов icon1. Викторина Здравствуй, гостья зима!
Цели: Знакомить детей с творчеством Пушкина А. С., Есенина С. А., других русских поэтов

Зима в произведениях русских поэтов iconУрок-экскурсия 19-20 Тема: «Осенняя природа в нашей жизни и произведениях русских классиков»
Цели: наблюдать за осенними изменениями в жизни растений; повторить изученные стихотворения русских поэтов; продолжить ознакомление...

Зима в произведениях русских поэтов iconУрок (литература и английский язык) по теме «Природа в стихотворениях...
Цели: познакомить уч-ся со стихотворениями о природе русских и английских поэтов 19 в



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница