Урок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения"




Скачать 169.32 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения"
Дата публикации28.10.2013
Размер169.32 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 8-м классе. "Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения" .

Цели урока:

Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.

Цели по содержанию:

образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;

развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения;

воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.

^ Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Форма урока: урок-путешествие.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.

^ Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутный лист, отрывок текста из художественного произведения, тест.

Технология реализации: технология уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач.

^ ХОД УРОКА

1. Оргмомент:

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш урок будет немного необычным, вы это поймёте чуть позже. Я предлагаю вам вспомнить, какую тему мы изучили? (обособленные определения и приложения). Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте (красная - у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы их сегодня устранить; зелёная – кто уверен в своих знаниях по теме и хотел бы в этом убедиться).

Оформление темы урока в тетради.

^ 2. Целеполагание и мотивация:

Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).

Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ЕГЭ).

Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Определению и Обособленному Приложению.

^ 3. Актуализация знаний:

Нам необходимо вспомнить, что мы называем обособленными членами предложения? Каково их грамматическое значение? Какие члены предложения могут быть обособленными? Благодарю за ответы.

Чтобы нам не потеряться в стране Языкознания, в стране слов, предложений, знаков препинания, у вас на парте лежит маршрутный лист, следуя которому, мы попадём к Обособленным Определению и Приложению. (Приложение 1).

Итак, я предлагаю обратиться к первому заданию

^ 4. Закрепления знаний и умений: А) Выполните анализ предложенных предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.

^ Итак, наша цель: выделить графически обособленные определения и приложения.

Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне.

Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.

Мы, врачи, обязаны помогать людям.

Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.

Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.

Иванов, мой коллега, был смелым человеком.

Котёнок, по прозвищу Рыжик, грелся на солнышке.

Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.

Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд.

^ 5. Систематизация и обобщение:

Б) Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений (при необходимости можете обратиться к таблице предыдущих уроков в тетради)

Наша цель: привести знания в систему.

^ 6. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях:

В) Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения:

причастным оборотом: На берегу растут ивы….

прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…

распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.

определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…

Взволнованный этой вестью…

^ Вывод: умеем ли мы правильно употреблять в речи обособленные определения и приложения?

Г) Объединитесь в микрогруппы по 4 человека, прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д. (Приложение 2).

Текст.

Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности. Верочка, когда увидела его лицо, насупленное и нервное, сразу поняла, что произошло очень большое несчастье. Два года Алмазов, торжественно проваливающийся на экзаменах, только на третий преодолел все препятствия. Благодаря жене, энергичной и неунывающей, Николай Евграфович находил в себе силы продолжать работу. Верочка, его спутница, переписчица, чертежница, репетиторша, не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. Прошло пять минут тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника. Верочка, как верная жена, решила заговорить первой.

^ 7. Контроль: проверка уровня обученности.

Выполните предложенный тест. (Приложение 3).

Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю. А он мятежный пр__сит бури как будто в бурях есть покой. Солнце еще не вошедшее в полную силу греет бережно и ласково. А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве. Истоще__ый усилиями и лишениями старик слег в постель. Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы. Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам. Молодые люди, друзья с де__ства, о чём(то) увлечё..о спорили. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. Ровес__ники годами, бли__кие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

^ Запишите домашнее задание (на выбор):

напишите сочинение – миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения и приложения;

найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически.

^ 8. Рефлексия (подведение итогов урока).

Достиг ли урок цели? Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока? Поднимите вновь зелёную или красную карточку.

Приложение №1

Маршрутный лист



задание

Отметка о выполнении

А

Выполнить анализ предложений, графически выделяя обособленные приложения и определения




Б

Вспомнить и сформулировать правило обособления приложений и определений




В

Дополните предложения…




Г

Работа с текстом. Найти обособленные члены предложения и определить их роль в тексте




Д

Домашнее задание






Приложение №2
А. выделить графически обособленные определения и приложения.

Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне.

Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.

Мы, врачи, обязаны помогать людям.

Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.

Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.

Иванов, мой коллега, был смелым человеком.

Котёнок, по прозвищу Рыжик, грелся на солнышке.

Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.

Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд.
^ В. Дополните предложения:

причастным оборотом: На берегу растут ивы….

прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…

распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.

определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…

Взволнованный этой вестью…

Текст

Д. Алмазов, молодой небогатый офицер, слушал лекции в Академии генерального штаба и теперь только что вернулся оттуда. Он сегодня представлял профессору последнюю и самую трудную практическую работу – инструментальную съемку местности. Верочка, когда увидела его лицо, насупленное и нервное, сразу поняла, что произошло очень большое несчастье. Два года Алмазов, торжественно проваливающийся на экзаменах, только на третий преодолел все препятствия. Благодаря жене, энергичной и неунывающей, Николай Евграфович находил в себе силы продолжать работу. Верочка, его спутница, переписчица, чертежница, репетиторша, не давала ему падать духом и постоянно поддерживала в нем бодрость. Прошло пять минут тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого хромым ходом будильника. Верочка, как верная жена, решила заговорить первой.

Тест.

Спишите, вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

Мелкий дождь предвес..ник осени кропит землю. А он мятежный пр__сит бури как будто в бурях есть покой. Солнце еще не вошедшее в полную силу греет бережно и ласково. А.С.Пушкин великий русский поэт родился в Москве. Истоще__ый усилиями и лишениями старик слег в постель. Санкт-Петербург северная ст.лица нашей страны ра..положен на берегах Невы. Я ваш стари..ый сват и кум пр..шёл мирит..ся к вам. Молодые люди друзья с де__ства о чём(то) увлечё..о спорили. Герасиму как отличному работнику тут же дали в руки косу. Ровес__ники годами бли__кие родственники они (н..)когда (не) разлучались.

^ Урок закрепления знаний, умений и навыков "Знаки препинания при обособленных определениях и приложениях"

Цель урока: отработать алгоритм учебного действия с изученным понятием, сформировать умение выделять это понятие среди других, освоить традиции употребления и нормы литературного языка, организовать на занятии речевую практику.

I. Оргмомент. Самостоятельно сформулировать задачу урока "Обособление определений и приложений".

II. Проверка домашнего задания в виде уплотненного опроса.

А) Устный и письменный индивидуальный опрос.

Б) Графический диктант.

Составить на основе домашней работы словарный диктант из пяти - семи слов, обосновать свой выбор и самостоятельно провести его с классом в начале следующего урока. Подобрать по три интересных вопроса или задания по ранее изученным темам, разобрать на доске предложения. Группа учащихся работает по карточкам. Класс в это время пишет графический диктант.

Карточка №1. Внимательно прочитайте предложения, прислушиваясь к интонации обособления. Составьте графические схемы к данным предложениям. В схемах укажите грамматическую основу и обособленный оборот, с помощью условных обозначений и сокращений объясните постановку знаков препинания.

Пушкин создал русский литературный язык, выразив суть русского национального характера. (Д. Благой)

Его разговор, свободный и любезный, скоро рассеял одичалую застенчивость. (А. Пушкин).

Сделать вывод о постановке знаков препинания при обособленных оборотах.

Карточка №2. Какое синтаксическое явление объединяет эти предложения?

Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие. (А.Пушкин)

В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке. (А. Пушкин).

Ответить на вопросы, подготовленные учащимися, отрецензировать ответы.

III. Закрепление изученного материала, организация лингвистического исследования текста.

Слово учителя. Перед нами два письма: одно продиктовано единственному в Кистеневке грамотею нянькой Дубровского, Ориной, а другое - записано со слов Арины Родионовны Яковлевой. Сравните их. Выделите в них стилевые черты. Определите, есть ли в текстах предложения, осложненные обособленными оборотами. Обратите внимание на то, как похожи добрые, заботливые письма двух любящих нянь. И в повести "Дубровский", и в романе "Евгений Онегин", и в трагедии "Борис Годунов", и в сказках Пушкина мы отыщем едва заметные следы дружбы поэта и его няни, которая пела ему русские песни и рассказывала сказки.

Задание 1. Выразительно прочитайте тексты. Проведите частичный стилистический анализ.

Для этого:

а) определите, как и в каких условиях происходит общение между собеседниками;

б) выделите основные стилевые черты двух текстов; в) укажите те языковые средства (лексические, словообразовательные, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данных текстах стилевые черты.

Задание проводится дифференцированно.

"Государь ты наш. Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он совсем плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое, а в животе и смерти Бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать под начало Кирилу Петровичу Троекурову, потому что мы-дескать ихние, а мы искони ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька Орина Егоровна Бузырева:"

" Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем сердцем благодарна - вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже нас не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой милый ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю: Я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться : Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и молебен отслужила, поживи, дружочек, хорошенько: Я, слава Богу, здорова, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна".

Организация сопутствующего повторения: анализ композиции и особенностей жанра письменной речи - письма: разговорная и просторечная лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы, частое употребление личных местоимений, глаголов, обилие обращений и приложений, частиц, редкое использование причастных и деепричастных оборотов, использование сложных предложений.

Назвать обращения, определяя, чем они выражены, а также обособленные и необособленные приложения, пояснить расстановку знаков препинания; определить параллельную или цепную связь и средства связи предложений в текстах (повторяющиеся слова, местоимения, синонимы).

Обобщающее слово учителя:

о непринуждённости, эмоциональности повествования, простоте и естественности стиля, то, что ценил в русской разговорной речи А. Пушкин;

о том значительном вкладе, который внёс поэт в развитие родной словесности. Разговорный язык народа, "не читающего иностранных книг и, слава богу, не выражающего, как мы, своих мыслей на французском языке", достоин, по мнению поэта, глубочайших исследований, потому что именно в народе " говорят удивительно чистым и правильным языком": "Мы не только ещё не подумали приблизить поэтический слог к благородной простоте, - писал Пушкин,- но и прозе стараемся придать напыщенность". А преклонение перед французским языком и пренебрежение русским только замедляли развитие речи - в этом Пушкин был убежден. Благодаря своему прародителю, старославянскому языку , русский язык сумел сохранить величественное течение речи, стал гибким, мощным в своих оборотах и средствах, стал "переимчивым и общежительным в своих отношениях к чужим языкам".

Задание 4. Как вы понимаете значение слов переимчивый ( склонный перенимать, быстро усваивать") и общежительный ("уступчивый, уживчивый")? Разберите слова по составу. В язык русской литературы Пушкин ввел лексику, которая считалась неприемлемой для высокой поэзии, лексику старинных русских сказок: " Вслушайтесь в простонародное наречие, молодые писатели: ":" читайте простонародные сказки, чтоб видеть свойства русского языка". Один из критиков упрекал Пушкина, что в описании осени он несколько раз употребил частицу уж, осудил его за слово корова, за то, что благородных барышень назвал девчонками, а простую деревенскую девку назвал девою ( В избушке распевая, дева прядёт:).

Пушкин не признавал в языке манерности, излишней красивости, пустой изысканности. " Оскорбление русскому языку принимал он за оскорбление, ему нанесённое (П.А.Вяземский). Поэт никогда не теоретизировал о языке, но на полях рукописей, в литературных рецензиях, в своих дневниках он оставил удивительно меткие замечания о судьбе отечественного языка, его истории, о богатстве стилистических возможностей, выразительных средствах, о грамматике "звучного и выразительного" языка.

Задание 5. Подберите, опираясь на рассказ учителя, как можно больше определений к слову язык, сделайте вывод о том, какими качествами русского языка восхищался поэт.

ЯЗЫК

гибкий

мощный

выразительный

чистый

правильный

переимчивый

Задание 6. Прочитайте записанные на доске строки, принадлежащие А.С.Пушкину, вдумайтесь в их смысл.

1. Что касается до слога, то чем он проще, тем будет лучше. Главное: истина, искренность.

2. Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности.

Как вы понимаете эти выражения? О каких качествах письменной речи говорит поэт?

(Пушкин говорит о точности, уместности, ясности, истинности. Речь ясна, если каждое слово в предложении понимается именно в том значении, в котором употребил пишущий. Речь уместна, если она соответствует теме и цели сообщения, условиям общения. Речь истинна, если пишущий точно сумел передать мысль, содержание которой соответствует реальной действительности).

Задание 7. Определите, какими же качествами должна обладать письменная речь. Какие бы вы дали рекомендации, например, для написания сочинения в любом жанре?

(Простота в изложении, отсутствие штампов и вычурных выражений; точность в изложении фактов действительности; соответствие стилю и литературным нормам; точный подбор слов для выражения мыслей; стремление к выразительности и эмоциональности, чтобы поддерживать интерес читателя.)

IV. Организация речевой практики. Углубление понимания функции изучаемого явления. Самостоятельная работа

Прочитать отрывок еще из одного письма (официального стиля), которое написано А.Пушкиным А.Х.Бекендорфу в Петербурге. Сравнить его с предыдущими текстами, определить речевое намерение автора, выделить основные стилевые черты текста.

Вариант 1. Выпишите из текста слова и словосочетания, принадлежащие высокой лексике, укажите разряд прилагательных, выделите суффиксы (глубочайшее благоговение, всемилостивейшее пожалованная, драгоценный знак, царское благоволение, возбудит силы, для совершения труда, ознаменован, благосклонность, осмеливаюсь беспокоить, покорнейшая просьба, дозволение).

Вариант 2. Выпишите причастия с зависимыми словами, укажите в них суффиксы (пожалованная мне, предпринимаемого мною труда, одобренный благосклонностью, находящуюся в Эрмитаже, пользовавшегося разными книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым).

":С чувством глубочайшего благоговения принял я книгу, всемилостивейшее пожалованную мне его императорским величеством. Драгоценный знак царского ко мне благоволения возбудит во мне силы для совершения предпринимаемого мною труда, и который будет ознаменован если не талантом, то по крайне мере усердием и добросовестностию. Одобренный благосклонностью Вашего высокопревосходительства, осмеливаюсь вновь беспокоить Вас покорнейшею просьбою: о дозволении мне рассмотреть находящуюся в Эрмитаже библиотеку Вольтера, пользовавшегося разными редкими книгами и рукописями, доставленными ему Шуваловым для составления его "Истории Петра Великого":"

V. Подведение итогов урока

Устно сформулировать ответы на вопросы:

Каково назначение обособленных определений и приложений в письменной речи?

В каком стиле чаще употребляются предложения с обособленными оборотами?

VI. Дифференцированное домашнее задание

А) Составить миниатюру в форме письма о бережном отношении к родному языку или о культуре речи. В сконструированный текст включить обособленные обороты.

Б) Построить рассуждение, используя синтаксические примеры, о смысле высказывания Пушкина Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи.

^ Урок русского языка в 8-м классе по теме "Особенности обособления приложения"

Цель.

Повторить и обобщить сведения об обособлении приложений.

Развивать навыки обособления приложений.

Воспитывать культуру речи.

Методические приёмы: повторение, работа в парах, объяснительный диктант, тест, тренировочные упражнения.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид: урок-практикум

Оборудование: таблицы, доска, компьютер

Ход урока

1.Орг. момент

2 .Синтаксический разбор предложения на доске (1 ученик).

В.И.Даль, автор «Толкового словаря живого великорусского языка, родился в семье врача, датчанина по происхождению.

3. Повторение сведений о приложении. Презентация

- Что такое приложение? Расскажите об обособлении приложений

- Какие особенности обособления приложений вам известны?

- Как отличить приложение от определения и от именной части составного сказуемого?

Таблица «Знаки препинания при обособленных приложениях » составлена на предыдущих уроках и имеется у каждого ученика на парте.Приложения – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже, например: Не забудет народ-победитель беззаветных героев своих.

Обособляются Не обособляются

1.Приложения, которые относятся к личному местоимению.

Человек дела, он всегда дорожил временем. 1. Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».

Богат, хорош собою Ленский везде был принят как жених.

2.Распространённые приложения, стоящие после определяемого слова.

Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем.

3.Приложения, имеющие причинное значение.

Смышлёные звери, бобры зимуют разумно.

4. Согласованные приложения, стоящие после определяемого существительного собственного.

Тут был и капитан, и поручик, и Онисим Михайлович, фельдфебель.

5. Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.

Её, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области.

6. Приложения, присоединяющиеся словами по прозвищу, по имени, по фамилии и пр.

Собачка эта, по кличке Чибис, была прелюбопытнейшим созданием.

Обособленные приложения могут выделяться при помощи тире, если они отделяются от определяемого слова длительной паузой, например: Пришёл ноябрь – месяц крепких заморозков.

4. Закрепление (Запись на доске)

Спишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Графически обозначьте обособленные приложения, выделяя их соответствующими знаками препинания (запятыми и тире).

Мелкий дождь, предвес..ник осени, кропит землю.

А.С.Пушкин, великий русский поэт, родился в Москве.

Санкт-Петербург, северная ст.лица нашей страны, ра..положен на берегах Невы.

Я, ваш стари..ый сват и кум, пр..шёл мирит..ся к вам.

Молодые люди, друзья с детства, о чём(то) увлечё..о спорили

Ровесники годами, близкие родственники, они (н..)когда (не) разлучались.

Обратите внимание, что в данных предложениях обособленные приложения выделяются при помощи запятых. Какими знаками препинания можно выделить приложение?

5. Работа в парах Учащимся предстоит выполнить самостоятельную работу в парах. 1 вариант находит предложения, в которых приложение с дефисным написанием, а 2 вариант выяснит, в каких предложениях приложение выделяется при помощи тире. Ответы проверяются друг у друга по ключу.

1. В каких предложениях приложение присоединяется к определяемому слову с помощью дефиса?

Мальчик пастух заиграл на жалейке.

Это был худенький юноша выдумщик и спорщик.

Течёт Волга река почти через всю страну.

Сумерки, но мы дети ещё на улице.

Пел свою нехитрую песню медный самовар инвалид.

Ключ 1,3,5

2. Выясните, в каких предложениях при помощи тире выделяется приложение.

Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.

На собрании присутствовал почётный гость – знатный купец Прохор.

Яков Степанович – человек до всего любопытный, вникающий в суть любого дела и неслыханно скромный.

Шмидт – это человек, рождённый и воспитанный морем.

Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

Ключ 1,2, 5

6. Вспомним ещё раз особенности обособления приложения с союзом как.

Укажите, в каких предложениях необходимо поставить знаки препинания и почему?

Я, как офицер и дворянин, ни в какую службу к Пугачёву вступать не могу.

Свой путь в науку он начал как участник экспедиции.

Л.Н.Толстой как гениальный писатель известен всему миру.

С.А.Есенин, как последний поэт деревни хорошо, знал крестьянскую жизнь.

Илюше тогда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому.

Он работал как простой каменщик.

7. Составление кластера на тему «Обособленные приложения»

8. Тест на компьютере с использованием тестирующей оболочки «Познание» (по группам).

9. Проверка творческого задания (чтение сочинения- миниатюры на тему) (1 человек)

10. Индивидуальные задания

1. Перестройте предложения так, чтобы именные сказуемые стали обособленными приложениями.

Берёзка – любимое дерево русского народа.

В.И.Даль – ровесник и друг А.С.Пушкина.

Звёзды – живые цветы неба. Москва – столица России.

2. К имени существительному придумайте распространённое приложение, поставив его после определяемого слова, затем запишите предложения.

Лев Николаевич Толстой много лет прожил в Ясной Поляне.

В Спасском-Лутовинове И.С. Тургеневу особенно хорошо писалось.

Норка разводится в питомниках.

3. Укажите, в каких предложениях есть пунктуационные ошибки при обособлении приложений.

Бугорков любил Травкина, своего земляка–волжанина.

Остров затянулся туманом – серой неподвижной мглой.

Капитан артиллерии, Максимов кладёт телефонную трубку.

Все знают Александра Блока, как гениального поэта

4. Прочитайте предложения и объясните расстановку знаков препинания

Вы, молодые ребята, послушайте, что мы, старые старики, будем сказывать.

5. Прочитайте предложение и подумайте, изменится ли количество участников, если после слова Миша поставить тире.

От нашей школы в соревнованиях участвовали Серёжа, Миша, мой брат, Игорь и Зина.

Подводим итоги урока.

Озвучим составленный вами кластер.

Домашнее задание.

1и 2 группы : упр.318

3 группа: выписать шесть примеров с обособленными приложениями и определениями из рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе»

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка в 4 классе. Тема «Обобщение знаний по теме «Части речи»
Задание 1: разработать 2 урока в деятельностных технологиях, опираясь на технологические карты

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка в 6 классе по теме «имя числительное. Обобщение»
Цель изучения настоящей темы: правильно писать и произносить имена числительные, т е соблюдать орфографические и орфоэпические нормы...

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка в 6 классе по теме «Богатство и разнообразие лексики русского языка»
Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка»

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconРазработка урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение»

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка в 9 классе. Учитель Кайсарова А. В. Обобщение...
Цель: 1 обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложносочиненное предложение»

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка по теме "Имя существительное", 3-й класс
Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Имя существительное”, путешествие по городу Существительное

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрока русского языка в 3 классе по теме: «Имя существительное. Урок обобщение»
Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению имени существительного

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка в 7 классе «Обобщение по теме «Причастие»
Формирование умения находить причастия и определять его грамматические признаки, выделять запятыми причастные обороты

Урок русского языка в 8-м классе. \"Обобщение знаний по теме. Обособленные определения и приложения\" iconУрок русского языка в 6-м классе. "Повторение изученного по теме "Имя прилагательное"
Цели урока: закрепление и обобщение сведений об имени прилагательном как части речи



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница