Методические указания для студентов




Скачать 57.69 Kb.
НазваниеМетодические указания для студентов
Дата публикации14.11.2013
Размер57.69 Kb.
ТипМетодические указания
lit-yaz.ru > Литература > Методические указания
Методические указания для студентов


  1. Художественные тексты рекомендуется прочитывать до занятий (лекционных, практических, семинарских), посвященных данным литературным произведениям

  2. Должное внимание следует уделить историко-культурному контексту. Желательно обращение к справочно-энциклопедической и научной литературой по Новейшей русской и мировой истории и культуре (например: Сенявская Е. С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. - М., 1999; Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. – М., 1997).

  3. В рамках курса изучается итоговый период советской литературы, что предполагает знание и анализ данного литературного материала исходя из законов эстетики социалистического реализма, а также умение его типологического обобщения.

  4. При изучении литературы русского постмодернизма необходимо учитывать ее идейно-художественную связь с искусством авангарда. Русская литература начала и конца 20 века испытала сильное влияние европейской литературы и культуры 20 века, по этой причине желательно еще раз обратиться к соответствующим разделам в курсах «Зарубежная литература» и «История русской литературы (рубеж 19–20 вв.)».

  5. Экзамен проходит в устной форме, в билете 2 вопроса. На экзамене студент должен показать знание литературного процесса, творческой биографии писателя, содержания анализируемого произведения. Произведение должно анализироваться с учетом историко-культурного контекста. Студент должен уметь охарактеризовать литературные методы, течения, направления литературы 2-й половины 20 века: «социалистический реализм», «неореализм», «постмодернизм», «деревенская проза», «интеллектуальная проза», «концептуализм» и т. д. Студент должен также продемонстрировать знание ключевых теоретических работ по поэтике (трудов М. Бахтина, Ю. Лотмана, Д. Лихачева).

^ Рекомендуемая учебная литература:

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 3-х кн. –М., 2001.

Русская литература ХХ века: учеб. пособие / под ред. Л. П. Кременцова. – 2-е изд., доп. – М., 2003.

Русская литература ХХ века: учебное пособие.– Воронеж, 1999.

Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. М., 1997.

Современная русская советская литература: В 2 ч. Ч. 2. Литературный процесс 50-80-х годов. М., 1987.

История русской советской поэзии: В 2-х т. Л.,1983-1984.

Русские писатели. ХХ век: библиографический словарь: в 2 т.–М.,1998.

Основные художественные тексты:

Абрамов Ф. Пелагея. Алька.

Арбузов А. Иркутская история. Выбор. Сказки старого Арбата.

Астафьев А. Царь-рыба. Пастух и пастушка. Прокляты и убиты.

Бабаевский С. Кавалер Золотой Звезды (или Павленко П. Счастье)

Белов В. Привычное дело. Плотницкие рассказы.

Вампилов А. Старший сын. Утиная охота.

Гроссман В. Жизнь и судьба.

Ерофеев В. Москва – Петушки.

Залыгин С. На Иртыше.

Леонов Л. Русский лес.

Некрасов В. В окопах Сталинграда.

Овечкин В. Районные будни.

Пастернак Б. Доктор Живаго. Когда разгуляется.

Платонов А. Возвращение.

Распутин В. Живи и помни. Прощание с Матерой.

Солженицын А. Матренин двор. Один день Ивана Денисовича. Архипелаг ГУЛАГ.

Твардовский А. Дом у дороги. За далью – даль. По праву памяти.

Полевой Б. Повесть о настоящем человеке.

Трифонов Ю. Обмен. Другая жизнь. Дом на набережной.

Шолохов М. Судьба человека.

Шукшин В. Рассказы.

Шаламов В. Колымские рассказы.

^ Поэзия:

Бродский И., Заболоцкий Н., Вознесенский А., Рубцов Н., Ахмадулина Б., Тарковский А..

Дополнительный список произведений:

Бакланов Г. Навеки – девятнадцатилетние.

Битов А. Пушкинский дом.

Бородин Л. Третья правда.

Бондарев Ю. Горячий снег.

Войнович В. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина.

Гранин Д. Иду на грозу.

Дудинцев В. Белые одежды.

Домбровский Ю. Хранитель древностей. Факультет ненужных вещей.

Евтушенко Е. Лирика.

Жигулин А. Черные камни.

Казакевич И. Звезда.

Луговской В.Середина века.

Маканин В. Предтеча.

Мартынов Л. Первородство.

Можаев Б. Мужики и бабы.

Панова В. Спутники.

Симонов К. Живые и мертвые.

Солоухин В. Капля росы.

Эренбург И. Оттепель. Люди, годы, жизнь.

Пелевин В. Чапаев и Пустота.

Сорокин В. Голубое сало.

^ Методические рекомендации для преподавателя

  1. Для сохранения преемственности общего курса «Истории русской литературы 20 века» данный курс рекомендуется начинать читать с рубежа 1945/46 гг. – с уникальной литературной ситуации «мини-оттепели» первого послевоенного года – года Победы. Без анализа сложной историко-литературной ситуации 2-й половины 1940-х–начала 1950-х гг. (литература Победы (весна 1945– лето 1946 гг.) – литература позднего сталинизма (конец 1946–начало 1950-х гг.)) и рассмотрения художественных текстов этого периода в социально-историческом контексте нельзя понять последующие социальный, культурный и литературный процессы времени, проблематику и поэтику художественных произведений времени «оттепели».

  2. Рекомендуется на первой лекции ознакомить студентов со структурой курса и формами проверки студенческих знаний (практические и семинарские занятия, экзамен), с основной учебной, справочной и научной литературой, а также дать и прокомментировать списки обязательных и дополнительных художественных текстов.

  3. Необходимо в конце каждой лекции объявлять тему следующего занятия и просить студентов прочитать к очередному занятию те художественные тексты, которые преподаватель планирует анализировать.

  4. Большое внимание при характеристике литературных процессов и анализе художественных текстов следует уделять историческому контексту, сложным и изменчивым формам взаимодействия исторической и художественной реальностей.

  5. Теоретические темы «социалистический реализм», «постмодернизм» трудно усваиваются студентами, поэтому после общей характеристики этих литературных методов и их базовых принципов, необходимо возвращаться к данному теоретическому материалу в ходе анализа конкретного литературного произведения. Желательно использовать материалы других искусств (живописи, музыки).

^ Рекомендуемая основная научно-методическая литература:

1.

Русская литература ХХ века: в 2 т../ под ред. Л. П. Кременцова. – 2-е изд., доп. – М., 2003. – Т. 2: 1940–1990-е годы.

Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: в 3-х кн. –М., 2001.

Русская литература ХХ века: учебное пособие / под ред. Е.Г. Мущенко и Т. А Никоновой.– Воронеж, 1999.

История русской советской литературы: в 4-х т.– М., 1967–1975.

История русской советской литературы: в 2-х т./под ред. А. И. Метченко и С. М. Петрова. – М., 1983.

История русской советской поэзии: В 2-х т. Л.,1983-1984.

Современная русская советская литература: В 2 ч. Ч. 2. Литературный процесс 50-80-х годов. М., 1987.

Нефагина Г.Л. Русская проза второй половины 80-х – начала 90-х годов ХХ века. Минск, 1998.

Освобождение от догм. История русской литературы: состояние и пути изучения: В 2 т. М., 1997.

Русские писатели. ХХ век: библиографический словарь: в 2 т.–М.,1998.
2.
Аннинский Л. Локти и крылья. Литература 80-х – надежды, реальности, парадоксы. – М, 1980.

Белая Г. А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

Бугров Б. С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов. – М., 1987.

Волков И. Ф. Литература как вид художественного творчества.– М., 1985.

Грякалова Н. Ю., Симчич О. Малые жанры в русской прозе ХХ века. Генезис и типология. – Perugia, 2003.

Добренко Е. Метафора власти: Литература сталинской эпохи в историческом освещении. – Munchen. 1993.

Ковский В. Е. Реалисты и романтики. Из творческого опыта русской советской классики.– М., 1990.

Кожинов В. В. Статьи о современной литературе.- М., 1990.

Красухина Г. В присутствии Пушкина. Современная поэзия и классическая традиция. * М., 1985.

Лапченко А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. – Л., 1985.

Ломунов Ю. Кризис веры. Литературно-критические заметки о молодой российской прозе. – М.,1991.

Михайлов А. И. Пути развития новокрестьянской поэзии.– Л., 1990.

Павловский А. И. Советская философская поэзия. Очерки о Н. Заболоцком, Л Мартынове, А. Твардовском.– Л., 1984.

Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе: 90-е. – М., 1998.

Ростовцева И. Между словом и молчанием.– М., 1989.

Русская литература ХХ века: исследования американских ученых. – СПб,1993.

Русская советская поэзия. Традиции и новаторство: в 2-х т. – Л., 1972–78.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века.– М., 1997.

Чупринин С. Настающее настоящее. Три взгляда на современную литературную русскую смуту. – М., 1989.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания для студентов iconМетодические указания по анализу финансового 12 состояния организации 12
Методические указания предназначены для выполнения курсовых работ по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности» для студентов...

Методические указания для студентов iconМетодические указания Нижний Новгород 2011 ббк 620. 9 Ж 87 Транспортная...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности 190701. 65 Организация перевозок...

Методические указания для студентов iconМетодические указания и контрольные задания для студентов технических...
Методические указания предназначены для студентов-заочников первого курса технических специальностей

Методические указания для студентов iconЭкономический факультет кафедра «Менеджмент и маркетинг» методические...
Методические указания предназначены для студентов специальности «Бизнес и администрирование» экономического факультета

Методические указания для студентов iconМетодические указания ркп «Политехник»
Методические указания предназначены для студентов младших курсов неязыковых вузов всех специальностей в качестве дополнительного...

Методические указания для студентов iconМетодические указания к лабораторным работам по дисциплине «Теория электрической связи»
Методические указания предназначены для студентов дневной формы обучения по специальности «Телекоммуникационные системы и сети»

Методические указания для студентов iconМетодические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов
Расчет транспортного шума: Методические указания к расчетно-графической работе №315 для студентов специальности 270300 – архитектура...

Методические указания для студентов iconМетодические указания к курсовому проекту по дисциплине «Технологии программирования»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 220200 «Автоматизированные системы обработки информации...

Методические указания для студентов iconМетодические указания по проведению преддипломной практики для студентов...
Методические указания рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Коммерция и предпринимательство» бгарф (протокол №1 от 31 августа...

Методические указания для студентов iconМетодические указания для выполнения контрольного задания по дисциплине «Теплотехника»
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности 150200 (190601. 65) «Автомобили и автомобильное хозяйство»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница