«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда)




Скачать 139.88 Kb.
Название«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда)
Дата публикации15.11.2013
Размер139.88 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
МОУ «Киргинская основная общеобразовательная школа»

«Край родимый! Сердцу снятся…»

(Тема Родины в творчестве поэтов С.Есенина и К.Герда)


Маргарита Катыбзяновна Кузиева,

учитель русского и удмуртского языка и литературы

МОУ «Киргинская основная общеобразовательная школа»

Тьютор - Жданова Л.В., учитель

русского языка и литературы

1 кв. категории

Кирга, 2010

Пояснительная записка
Урок литературы в 7 классе
Тема урока: «Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С.Есенина и К.Герда)
В МОУ «Киргинская основная общеобразовательная школа» изучаются русский и родной (удмуртский) языки, русская и удмуртская литература. Появляется возможность изучения отдельных художественных произведений русских и удмуртских писателей и поэтов в двойственной параллели. Такая диалогическая встреча двух литератур не подразумевает оценивания высоты сопоставляемых культур, а определяет своеобразие каждой из них путем сопоставления, взаимного дополнения, установления связей, сравнения.

История удмуртской литературы начала свой отсчет только после Октябрьской революции 1917 года, русская литература оказала огромное плодотворное влияние на ее становление. Но в 7 классе исследование этого влияния несколько преждевременно, на данном уроке предлагается сравнительный анализ художественных текстов. Эта работа будет продолжена, значение творчества русского поэта С.Есенина на начинающих писателей удмуртского народа будет рассматриваться в 9 классе.

Необходимо отметить, что наши учащиеся владеют и русским, и удмуртским литературным языком, поэтому при сопоставительном анализе не возникает необходимости перевода изучаемых произведений удмуртских авторов на русский язык. А в настоящей разработке эта необходимость возникла, но далеко не всегда перевод лучше оригинала.

^ Цели урока:

Образовательные: создать условия для освещения исторических и творческих контактов русской и удмуртской литератур на примере жизни и творчества С.Есенина и К.Герда в контексте времени, культуры;

для сопоставительного анализа художественных текстов, выделения ключевых слов, образов, идей.

Развивающие: развивать навыки ведения исследовательской работы; умение работать с первоисточником; учить работать в группе, отбирать нужный материал, работая с текстами научной и художественной литературы, со справочной литературой.

Воспитательные: способствовать развитию эмоционально-нравственной культуры учащихся, воспитанию чувства любви к родному краю, родному народу, чувство гордости за него.

^ Тип урока: комбинированный.

Используемые методы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование:

  • Портреты поэтов

  • Картины художников с изображением среднерусского пейзажа сопровождаются строками стихотворений С.Есенина и К.Герда

  • Слайд-презентация

  • Карточки для парной, групповой работы на уроке.


^ Ожидаемый результат:

Сравнительный анализ лирических произведений С.Есенина и К.Герда, сопоставление биографических данных этих поэтов должно подвести учащихся к выводу, что они оба настоящие представители своих народов, что за личной судьбой каждого из них встает противоречивая эпоха начала XX века. Тема Родины, судьба родного народа занимала в их творчестве центральное место, эта любовь к родному краю у обоих поэтов пронизана чувством тревоги за судьбы родного народа, за будущее своей Родины.
Литература

1. УМК по литературе под редакцией Г.И.Беленького.

2. Удмурт литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса/ Автор-составитель С.Т. Арекеева. – Ижевск: Удмуртия, 2004.

3. Герд Кузебай. Та кырзанъёсы-турагайёсы (Мои песни-жаворонки): Стихи, поэмы. – Ижевск: Удмуртия, 1994. – 304с.

4. Ермаков Ф.К. Межпредметные связи русской и удмуртской литератур: Ижевск: Удмуртия, 1993. – 134с.

5. Есенин С.А. Избранное/ Сост., вступ. Статья и коммент. Ю.Прокушева; Худож. О.Рытман. – М.: Худож. лит., 1985.

6. Рудина Л.Н. С.Есенин и К.Герд – сыны противоречивого времени. // Вордскем кыл. (Родное слово) - 2005 - №4

7. Жизнь и творчество Сергея Есенина: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке / Сост. и вступит. ст. 8.

Ю.Л.Прокушева; Оформл. Г.Ордынского. – М.: Дет. лит., 198


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

^ Используемые исследователь

ские методы


Подготовительный этап


1. Прочитайте эпиграф к нашему уроку (стихотворение современного удмуртского поэта В.Н.Ившина «Что дороже всего?») – слайд №1;

2. Выпишите слова, раскрывающие, что дороже всего для его лирического героя.
3. А для вас, ребята, что дороже всего? Ответы запишите.
4. Сравните группы слов. В чем совпадают ваши мнения с мнением лирического героя стихотворения. Подчеркните родственные слова.
^ Слово учителя: Родина. Родной край. Родители. Эти слова нам очень дороги, наверное, поэтому мы произносим их очень часто. Сегодня мы поговорим о любви к родному краю, о бережном отношении к ней, основываясь на творчество двух замечательных поэтов

1. Выразительно читают эпиграф (слайд №1).


2. Выписывают слова: родники, напевы дождей, небеса, белый сад, мой край, родина светлая моя.

3. Ответы: родная деревня, река Буй, родители, друзья, семья, школа, понимание, мой край, родники…
4. Родина, мой край, родина светлая моя, родники…


Анализ


Синтез

Сопоставление

Столкновение с пробле-

мой

Выдвижение рабочей версии


Мотивация

Демонстрирую портреты С.А.Есенина и удмуртского поэта Кузебая Герда (слайд №2)

1. Сравните эти два портрета и скажите, что их объединяет?

2. Читала ли вы их произведения?

3. В каком жанре они написаны?
Сообщает тему урока
Целеполагание.

1. О чем мы будем говорить на нашем уроке?

2. Какие вопросы возникли у вас, когда я предложила для анализа творчество именно этих поэтов?

3. Как вы думаете, что объединяет Есенина и Герда
Помогает сформулировать цели урока


^ Описание портретов: Оба красивые, молодые. Спокойно, задумчиво смотрят на нас. Они уверены в себе, в своих творческих способностях, об этом говорит их доброжелательный, чуть-чуть грустный взгляд.
Вспоминают запомнившиеся строки из лирики и Есенина, и Герда – выразительно читают их.
Записывают тему в тетрадь (слайд №3)

Рассуждения учащихся:

Тема родного края, родины звучит в творчестве многих писателей.

Почему же мы выбрали именно Есенина и Герда?

Возможно, есть что-то общее в творчестве и жизненном пути этих людей, что их и объединяет.

Формулируют цель и задачи урока:

^ Мы ответим на вопросы:

Что вкладывают в понятие «родина», «родной край» поэты Есенин и Герд?

Как личность поэтов отражается в настроении стихотворений?

Что объединяет Есенина и Герда?


Наблюдение, сравнение

Эвристическая беседа



Разработка алгоритма.



^ По каким параметрам будем сравнивать стихотворения?
Помощь в разработке алгоритма.



Разрабатывают параметры анализа стихотворений

  1. Каким настроением проникнуто стихотворение?

  2. Что поэту помогло создать именно такое настроение?

а) изображенные в стихотворении картины;

б) созданные в стихотворении образы.

  1. Какая авторская мысль, какие чувства автора отражены в созданной картине?





Исследование художественных произведений

Работа

с перво-

источником, дополнительным

материалом



Выразительно прочитайте стихотворения, проанализируйте их по разработанным нами параметрам;

Сделайте выводы


Помогаю сформулировать общие выводы.

Вопрос:

^ Почему поэзия удмуртского поэта Кузебая Герда настолько созвучна поэзии русского поэта Сергея Есенина, перекликается с ней.

Сопоставим их жизненный путь.




Работа в парах -

сравнительный анализ предложенных стихотворений.

Пары самостоятельно работают, озвучивают свои выводы.
^ 1 пара. С.Есенин «Край любимый! Сердцу снятся…»

К.Герд «Родному краю»;

2 пара.

С.Есенин «Береза»

К.Герд «Кызьпуос» («Березы»)

3 пара.

С.Есенин «Черемуха»

К.Герд «Сяськаяськись льомпу» («Цветущая черемуха»)

4 пара.

С.Есенин «Никогда я не был на Босфоре…»

К.Герд «Я ни разу не видел море».


^ Общий вывод:

Стихотворения Сергея Есенина и Кузебая Герда проникнуты чувством любви к Родине. Образ родины в их творчестве неотделим от образа природы. В лирике поэтов луга и поля, озера и реки, береза, черемуха, зори, закаты, снег и дождь, ветер, тучи. Природа одухотворена, олицетворена поэтами. Язык их стихотворений прост и понятен, потому что, наверное, каждый из нас когда-то переживал такие же чувства к родному краю. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью - любовью к Родине» Эти слова можно отнести и Кузебаю Герду.


^ Представление групповых работ учащихся.

(сопровождается слайд-презентацией)

Первая группа.

Задание: Рассказать о детстве поэтов С.Есенина и К.Герда:

а) место и дата рождения поэтов;

б) кто в детстве являлся для будущих них самым дорогим, близким человеком.
^ 1–й ученик: С.А.Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. В два года был отдан на воспитание деду, у которого было трое неженатых сыновей. Все детство прошло с ними. Сам поэт пишет: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти с восьми лет, в доме деда. Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные», «Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».
^ 2-й ученик: По воспоминаниям сестры Екатерины: «Уложить спать, рассказать сказку, спеть песню ребенку для него было необходимостью». Из воспоминаний сестры Александры: «Наша мама была стройна, красива, лучшая песенница на селе, играла на гармони. С младенческих лет мы слышали от неё прекрасные сказки, которые рассказывала нам артистически, а, подрастая, узнавали, что песни, которые она нам пела, зачастую были переложенные на стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова… Так бессознательно она прививала нам любовь к литературе».

^ 3-й ученик: Кузебай Герд (Кузьма Павлович Чайников) родился 14 января 1898 года в деревне Большая Докья Вавожского района Удмуртии в семье многодетного крестьянина. Несмотря на нужду, мама его не расставалась с песней. Она знала множество легенд, которые постоянно рассказывала своим детям.
Вывод: И С.А. Есенин, и К. Герд родились почти в одно время в деревне в больших крестьянских семьях, в которых любили песни, народные предания, умели ценить устное народное творчество, народные традиции.
^ Вторая группа.

Задание: а) где учились Есенин и Герд?

б) что интересовало их больше всего в годы учебы?

в) кем они собирались стать?
1-й ученик. С.А.Есенин три года учился в церковно-приходском училище в селе Константиново, окончил его с похвальным листом. Огромное влияние на него оказала древнерусская литература и древнерусская живопись. Образование он продолжил в Спас-Клепиковской учительской школе. Еще в земском училище он начал писать стихи.
^ 2-й ученик: Кузьма Чайников учился в начальной школе деревни Большая Докья, а потом в Вавожской двухклассной семинарии. Здесь начал писать стихи. Посещал кружки, участвовал в спектаклях. Начал собирать удмуртский фольклор. После семинарии стал учиться в Кукарской учительской семинарии, пристрастился к чтению книг, к русской литературе. Постепенно стал переводить русских авторов на удмуртский язык. В 1915 году издал рукописный литературный журнал «Семинарское дело».

Вывод: Есенин и Герд получили одинаковое образование в сельских школах, учились в учительской семинарии. В годы учебы оба пристрастились к чтению книг, заинтересовались русской литературой. Они должны были стать учителями детей, а стали «учителями», «воспитателями» человечества.
^ Третья группа.

Задание: После обучения в учительских семинариях оба начинающих поэта приехали в Москву.

Деятельность Герда и Есенина в Москве.
^ 1-й ученик. Сергей Есенин приехал в Москву в 1912 году. Сначала работал в типографии Сытина, в 1913 году стал посещать Народный университет Шанявского. Полтора года обучения способствовали глубокому знакомству с европейской и американской литературой. В Москве Есенин познакомился с Блоком, а Блок увидел в нем большое будущее, стал его учителем в поэзии.
^ 2-й ученик: К.Герд оказался в Москве в 1922 году. Учился в Литературно-художественном институте, много раз встречался с Есениным на литературных вечерах, в поэтических кафе. Кузебай Герд очень любил творчество Есенина, преклоняется перед ним. Он являлся аспирантом Института народов востока, занимался изучением культуры своего народа, писал статьи по удмуртскому фольклору.

Вывод: Начинающие поэты – рязанский и удмуртский – оказываются в Москве, оба они ведут бурную творческую деятельность, встречаются с известными писателями того времени: Блоком, Серафимовичем, Леоновым, Гладковым, Чапыгиным. Они полны сил, желания служить родному народу.
^ Четвертая группа.

Задание: Последние годы жизни поэтов.

Выяснить, почему они так рано ушли из жизни.
Жизнь обоих поэтов прервалась слишком рано, на взлете.

В декабре 1925 года погиб С.А.Есенина, ему было всего 30 лет. До сих пор идут споры о том, как он умер: одни считают, что он сам убил себя, а другие говорят, что его убили. Творчество поэта уместилось в десять лет. Но он и за это короткое время успел написать очень много.

Так же трагична судьба К.Герда. В 1929 году он получил извещение о том, что зачислен в докторантуру АН СССР, но вскоре началась настоящая травля талантливого писателя и ученого, его называли кулацким поэтом. В мае 1932 года Герд был арестован как буржуазный националист и приговорен к расстрелу. По ходатайству М.Горького приговор заменили десятилетней ссылкой на Соловецкие острова, но в 1937 году он там был расстрелян.




Сравнение,

сопоставление

Синтез

Сопоставление и синтез

Подведение итогов урока


^ Какие выводы мы сделаем по уроку?

Представителями каких народов являются наши авторы?

В какое время они жили?

Каково их отношение к своей родине?



Сергей Есенин – в русской литературе, Кузебай Герд – в удмуртской – явления неповторимые, они жили в непростое, противоречивое время. В их жизненном и творческом пути очень много схожего. За личной судьбой поэтов встает их эпоха. Любовь к родному краю у обоих поэтов пронизана чувством тревоги за судьбы родного народа, за будущее своей Родины.

Они давно ушли из жизни, но их творчество продолжает глубоко волновать каждого из нас. Из далеких 20-30-х годов поэты незримо шагнули в наше время и продолжают жить, удивлять, радуя и вдохновляя нас.


Синтез




Рефлексия.

Какие цветы возложили бы вы к памятникам этих двух поэтов?

Почему? Обоснуйте свой выбор.


Большинство учащихся решило возложить полевые цветы.

Обоснование:

Есенин и Герд родились в крестьянской семье, выросли среди просторов лесов, полей и лугов, не представляли своей жизни вне своей родины, во многих стихотворениях описывали красоту и прелесть неброских полевых цветов. Значит, они обрадуются как раз нашим российским полевым цветам.


Анализ


Домаш-

нее задание

^ Слово учителя: Многие стихи наших поэтов стали песнями. Эта вторая жизнь лирики стала частью нашей жизни. Прослушаем некоторые из них.

Перечитайте произведения Есенина и Герда, выберите стихотворения, близкие по теме и звучанию.

Обоснуйте свой выбор.


Прослушивание аудиозаписей:

С.Есенин «Отговорила роща золотая…»,

«Над окошком месяц…»,

«Не жалею, не зову, не плачу…»;

К.Герд «Зарни шунды жужалоз»,

«Марлы меда яратско»,

«У дороги».

Записывают домашнее задание.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconТема: «Тема Родины в творчестве А. Ахматовой»
Тема Родины в творчестве русских поэтов – особая тема. Образ России в «Медном всаднике» Пушкина – двойственный. «Печаль» и «гнев»...

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconТема.: Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля, осмыслить внутренний мир

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconТема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина
Развивающая – развивать логическое мышление школьников и их творческие способности

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconТема Родины в лирике Есенина
Цель урока – раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С. А. Есенина

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconРодины в творчестве Н. В. Карташевой
Родина одна из сквозных тем в русской поэзии. Она сохраняет актуальность для поэтов, независимо от смены стилей и направлений. Но...

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) icon«Мой край задумчивый и нежный…»
...

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconИсследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А. Блока", 11-й класс
Сегодня мы продолжим работу по творчеству А. Блока. Предлагаю вам побыть в роли исследователей и ответить на вопрос: “ А. Блок отпел...

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconУрок семинар Тема Родины и патриотизма в творчестве писателей и поэтов 20 века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Наровчат

«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда) iconТема: Мой любимый писатель
Любимый край, моя Тоджа! Когда я думаю о тебе, вспоминаются строчки из моего счастливого детства



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница