Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень)




Скачать 163.46 Kb.
НазваниеПояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень)
Дата публикации19.11.2013
Размер163.46 Kb.
ТипПояснительная записка
lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
Программа: Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006

Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006

Данная программа по  литературе составлена для 6  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор Т.Ф.Курдюмова. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010 г.

     Курс литературы в 6 классе рассчитан на 70 часов (2 урока в неделю)
В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  к изображаемому в произведении.

     Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

  В курсе литературы 6 класса  представлены все три рода: эпический, лирический и частично драматический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.

  Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.
^ Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.

^ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ
Учащиеся 6 класса
должны знать:


  • авторов и содержание изученных художественных произведений:

  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).


должны уметь:


  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);

  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.




Тема урока

Планируемый результат

Оборудование

Методические приемы

Домашнее задание

1.


Герой в мире художественного слова.
Повторение. Знакомство с учебником.

кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год

учебник-хрестоматия Курдюмовой, читательские дневники, подготовленные по итогам летнего чтения, рисунки

беседа, викторина, защита читательских дневников

Вопросы на стр.4 учебника-хрестоматии


2.-5

А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка» Островского

Знать творчество Островского как создателя русского национального театра, заинтересовать учащихся «весенней сказкой» о любви

портрет Островского

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать действие 2,3



Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы
Близость весенней сказки к фольклору.

Уметь анализировать драматическое произведение

музыкальный фрагмент (песня Леля)

чтение по ролям, анализ сцен, беседа по вопросам

Характеристика Снегурочки (по плану)



















6.
РНК


Коми народные сказки.

Знать особенности коми народной сказки.








Прочитать статью о Жуковском в учебнике

7.



В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок»

Знать творчество Жуковского-переводчика, понятие о жанре баллады. Уметь анализировать стихотворный текст.

портрет Жуковского,

иллюстрации к балладе «Кубок»

рассказ учителя, составление плана, комментированное чтение, анализ текста, рассказ по картине

Прочитать балладу

0

8.

Идеальный образ героя в балладе «Лесной царь»

Уметь находить связь героя и сюжета, решение проблемы «отцов и детей», связь баллады с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»; анализировать стихотворный текст.

иллюстрации к балладе «Роланд-оруженосец»

чтение по ролям, беседа по вопросам, анализ текста, работа со словарем

Подготовить тестовые вопросы по балладам «Лесной царь», «Светлана»


9.

.

Баллада Жуковского «Роланд-оруженосец», «Светлана»..

Уметь выделять авторскую позицию.

распечатки тестов, иллюстрации к балладам, музыкальный фрагмент

выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, тестирование

Составить кроссворд по творчеству Жуковского


10

Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века

Знать произведения о детстве и отрочестве писателей 19 века

выставка книг, репродукции, воспроизводящие быт 19 века

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Подготовить на пересказ статью об Аксакове


10.

Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Знать творчество

Аксакова, привлечь к нему интерес

издания книг Аксакова

рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать главы об учении детей


10.

Главы из повести Аксакова, посвященные учению детей




репродукции, рассказывающие об учении детей

рассказ учителя, пересказ учащихся, беседа по вопросам

Задание 7,9 на стр.125 учебника-хрестоматии


11..

Чтение и обсуждение очерка Аксакова «Буран»

Уметь анализировать текст , показать роль пейзажа в литературном произведении

отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина (описание бурана)

выразительное и комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать статью «Пейзаж»

12.

Басни А.И.Крылова. «Два мальчика»

Знать основные теоретические понятия в жанре басни, уметь анализировать текст

портрет Крылова, детские рисунки к басням

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, чтение по ролям

Зад.3 на стр.128, выразительное чтение басни

13.

Басня Крылова «Волк и ягненок»

Уметь сопоставлять тексты разных авторов на одну тему.

иллюстрации к басне «Волк и ягненок»

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, инсценирование

Прочитать любые 5-6 басен

14.

в/чтение Варианты одной басни. Викторина по творчеству Крылова




распечатка текстов басен «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова

выразительное чтение, сопоставительный анализ теста, литературная викторина

Инд.сообщение об Одоевском

14

15

РР.Чтение наизусть

Коми басни Лебедева.

^ Уметь анализировать коми басню










16-17


.
.

В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши.
.

Знать творчество Одоевского. Знать понятие жанра дневника. Уметь создавать собственный дневник.

портрет Одоевского, издания его книг

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать статью «Портрет», ответить на вопросы 1-7 на стр.145

.
















18.

А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта

Знать отроческие годы жизни Пушкина, его первые поэтические опыты, уметь анализировать стихотворный текст.

репродукции портретов юного Пушкина, его друзей, сестры

рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, творческие задания

Выучить наизусть послание «К Пущину»

1-2.

2четверть

.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина «К Пущину».
Чтение любимых стихов Пушкина.

Уметь выразительн читать и анализировать стих-я А.С.Пушкина

репродукция картины встречи Пушкина с Пущиным в Михайловском

рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, обсуждение

Подобрать примеры эпиграмм

4.

М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова

Знать о личности поэта и о его ранней лирике.

портрет Лермонтова, репродукции его картин

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ стихотворений

Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова

5.
6. РНК

М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы», «Посвящение НН».


Уметь выявлять авторскую оценку в стих-и.

репродукции, отражающие панораму старой и новой Москвы

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста

Составить краткий план «Панорамы Москвы»

8.

8.

И.С.Тургенев «Бежин луг».

Характеристика героев рассказа

Уметь характеризовать литературных героев в рассказе «Бежин луг».

портрет Тургенева, издание «Записок охотника»

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, составление плана

Ответ по плану характеристики героя

8.

Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика

Знать примерный план характеристики героев.

иллюстрации к «Бежину лугу»

пересказ, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Найти картины природы, определить худ.-изобр. средства

9.

Пейзаж в рассказе «Бежин луг»
Р.Р. Характеристика литературного героя.

Уметь находить тропы и определять их роль в тексте.

картина Сурикова «В ночном» и другие иллюстрации, словарь литературоведческих терминов

работа со словарем, анализ текста, выразительное чтение

Выучить наизусть отрывок – пейзажную зарисовку

10-11.


Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Некрасова. «Школьник» , «Крестьянские дети».

Знать с творчеством Некрасова-поэта, показывая разнообразие детских образов в его поэзии.

портрет Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Крестьянские дети», портрет Ломоносова

рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам

Вспомнить биографию Ломоносова, сравнить со стихотворением «Школьник»

13-16

Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество»

.Знать понятие об автобиографическом произведении

портрет Толстого, фотографии с изображением Ясной Поляны и интерьеров дома Толстого

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа

Ответить на вопросы 1-5 на стр.227

.

Пейзаж в повести Толстого «Отрочество»

Уметь видеть мастерство Толстого в описании пейзажа.,

иллюстрации на тему «Гроза»

беседа по вопросам, устное описание, составление плана, анализ текста

План-описание «Гроза», прочитать оставшиеся главы



.

Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева
Творческая работа по описанию стихийных сил природы.

в описании внутреннего мира человека, в«диалектике души».

иллюстрации к произведению

выразительное чтение, беседа по вопросам, работа со словарем

Прочитать статью о Достоевском, стр. 194-195

3-4.

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. «Хамелеон»

Уметь применять различные формы пересказа.

портрет Чехова, иллюстрации к «Хамелеону»

рассказ учителя, выразительное чтение, инсценирование

Ответить на вопрос «Кто хамелеон в рассказе?»

.

5-6


Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»
УВЧ.Рассказы А.Чехова.



Уметь анализировать текст.

иллюстрации к рассказу

инсценирование, обсуждение рассказа

Инсценирование рассказа

9-11


.

.

.

Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы»
Оценка учащихся поступков Темы.
Чтение и обсуждение главы «Экзамены»
Характеристика Темы.
Особенности героев литературных произведений Х1Х в.

Мир вещей Х!Х века.



Знать жизнь и творчество Гарина-Михайловского и его роман «Детство Темы».

различные издания книги, портрет писателя

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

-ниги

24.

Герой-подросток на страницах приключенческой литературы Книги Марка Твена.

Знать биографию М.Твена и его приключенческий роман.

издания романов М.Твена

рассказ учителя, пересказ эпизодов,

викторина

Индивидуальное сообщение – биография М.Твена

25.

.

26.

Сюжет романа «Приключения Геккельбери Финна»


Гек Финн как главный герой повести.
Том и Гек. Сравнительная характеристика двух друзей.

Уметь применять различные виды пересказа

кинофрагмент

пересказ, анализ текста, выразительное чтение, беседа по вопросам, просмотр кинофрагмента, обсуждение

Приготовить эпизод для исполнения в лицах

26.

р/речи Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна»

Определить, в чем заключается обаяние героев Марка Твена, сопоставить романы, определить сходство и различие

---------------

рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение по ролям

Прочитать статью о Ж.Верне, составить план

27.

.

Жюль Верн. Жизнь и творчество



Познакомить учащихся с творчеством Ж.Верна, показать особенности романа «Таинственный остров» как «робинзонады»

эпиграф «Море, музыка, свобода – вот все, что я люблю»

рассказ учителя, беседа по вопросам

Прочитать главу 8 романа «Таинственный остров

27


28.

.

.

Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями
Герои романа.

Пять путников и их хар-ки.
Герберт и его роль в жизни невольных робинзонов.
Роль дружбы.


Показать роль дружбы в романе; акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека

Книги Жюля Верна,

Географическая карта мира

Работа со словарем, пересказ текста, беседа по вопросам

Стр.348-349, вопросы 2-9

29.

Урок - литературная викторина по творчеству Жюля Верна

Проверить знания учеников, укрепить интерес к чтению приключенческой литературы

Книги Жюля Верна, иллюстрации к ним, кинофрагмент «Дети капитана Гранта»

Литературная викторина

Найти дополнительные сведения об Оскаре Уайльде

30.

Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение»

Показать особенности смешного в рассказе, расширить представления учеников об иронии и пародии

Портрет писателя, словарь литературоведческих терминов

Рассказ учителя, беседа по вопросам, чтение с остановками

Прочитать две главы

31.

Герои в рассказе «Кентервильское привидение»

Показать особенности юмористической характеристики героев, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

Фрагмент мультфильма «Кентервильское привидение»

Просмотр видеофрагмента, комментированное чтение

Вопросы 1-7 стр.413

32

Тема защиты природы в литературе..













33.

Чтение наизусть стихотворений И.Бунина.\













34.

Чтение наизусть стих- й Н. Заболоцкого.













35-36 РНК

В. Юхнин «Алая лента»

Знакомство с жизнью и бытом коми народа.












































12.

А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника»

Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста

Издания книг Аверченко

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста

По желанию: рисунки к рассказу

.13

Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника»

Разобраться в отношениях автора и героя, развивать навыки анализа текста

Рисунки учащихся

Анализ текста, беседа по вопросам

Прочитать 1-2 рассказа Аверченко о детях

14-15

УВЧ. М.Пришвин «Кладовая солнца».

^ Уметь работать с текстом и давать развернутые ответы по тексту.




























16.-17

А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор»

Познакомить учеников с личностью и творчеством Куприна. Знать жанр святочного рассказ и развивать навыки анализа текста.

Портрет Куприна, портрет Пирогова

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста

узнать о Николае Ивановиче Пирогове



















18-19.

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»

Дать представление о творчестве Паустовского. Знать о роли сюжета, композиции, портрета в произведении; показать влияние добрых отношений между родителями и детьми на судьбу героя

Издания книг Паустовского, географическая карта мира

Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, работа с картой мира

Составить словарик неизвестных слов, прочитать рассказ Паустовского «Телеграмма»

20. НРК

Рочев «Весна в тундре».

Знать прозу Е.Рочева. Его рассказы и повести о тундре.










.21.

Ф.А.Искандер «Чик и Пушкин»

Уметь анализировать текст.




























22

Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста»

Уметь рассказать о значении поэзии в годы Вов; показывая, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями.

Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны

Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выучить наизусть одно из стихотворений

23. НРК

И.Торопов «Шуркин бульон»

Знвть о творчестве И.Торопова-одного из ведущих коми писателей , земляка.













Подведем итоги

Защита читательских дневников

Список рекомендательной литературы

Выступления учеников, беседа

Рекомендации на лето

Дано за год-68 часов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconУчебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных...
Учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова....

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconУчебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных...
Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Просвещение, 2006

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка Статус документа
«Литература» под редакцией Курдюмовой Т. Ф. и др в 2 частях 2002г. Издательство: Дрофа. Программе соответствует учебник «Литература,...

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка фио учителя Краснова Людмила Петровна
Учебник Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор-составитель Г. С. Меркин

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconУчебник «Литература»
Примерная программа по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой (10-11 классы) (базовый уровень)...

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка рабочая учебная программа по литературе составлена...
Т. Ф. Курдюмовой. (М. «Дрофа», 2007 г.) и учебника «Литература. 8 класс: учебная хрестоматия для общеобразовательных учебных учреждений/...

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) icon«У войны не детское лицо » (Война и дети)
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина....

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа Литература
Учебник: Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. / авт сост. В. Я. Коровин и др....

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа ориентирована на использование следующих пособий:...
Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 4 частях. Авт сост. М. А. Снежневская, О. М. Хренова,...

Пояснительная записка учебник: Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях/автор-составитель Т. Ф. Курдюмова. М.: Дрофа, 2010 Программа: Программы оу «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) iconПояснительная записка. Основу рабочей программы составляют следующие документы
Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях/ В. Я. Коровина. М.: Просвещение, 2010



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница