Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова»




Скачать 100.71 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова»
Дата публикации10.12.2013
Размер100.71 Kb.
ТипИсследовательская работа
lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа
Департамент образования администрации

Владимирской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее».

Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В.П.Туманова».


Выполнила: ученица 9 «А» класса

Голикова Светлана.

Научный руководитель:

учитель русского языка и литературы

Горбунова О.В.

Петушки

2010 г.

Содержание.

I. Введение. с. 3

1. Причины обращения к данной теме.

2. Цели исследования.

3. Задачи исследования.

4. Метод исследования.

II. Филологический анализ стихотворений об осени петушинского поэта В.П.Туманова. с. 4-8

III. Заключение. с. 8

IV. Библиография. с. 9

V. Приложение. с. 10

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса –

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса…

А.С.Пушкин

I. Введение.
Тема осени в пейзажной лирике русских поэтов традиционна. Например, очень любил осень А.С.Пушкин. Так он писал об этой поре: «Осень подходит. Это любимое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…». Для Виктора Петровича Туманова, по-видимому, осень тоже любимое время года.

Скажем несколько слов об авторе. В.П.Туманов стихи пишет давно. Его произведения публиковались в районной и областной газетах. Сборники его стихов выходили неоднократно. В его стихотворных строчках – серьезные раздумья не только о смысле жизни, о предназначении поэта, о любви, но и о родной природе. Виктор Петрович является активным членом литературного общества «Радуга». В нашей школе он ведет шахматный кружок. Это по-настоящему талантливый поэт, педагог и просто добрый и светлый человек.

Нам показалось интересным прочитать стихи нашего земляка, погрузиться в творческую лабораторию поэта, понять, с помощью каких средств создаются стихи.

В нашей работе мы несколько сузили тему: выбрали для анализа лишь стихи об осени, потому что, как уже говорилось выше, В.П. Туманов посвятил этой теме немало своих произведений.

Таким образом, объектом нашего исследования стали стихи петушинского поэта В.П. Туманова о родной природе на тему осени, а целью работы – провести филологический анализ данных произведений. Чтобы достигнуть данной цели, нам необходимо было выполнить несколько задач, а именно: изучить необходимую литературу по данной теме, определить какие стихи будем анализировать, обобщить результаты работы. Это явилось основными методами исследования.
II. Филологический анализ лирики В.П. Туманова об осени.
В.П. Туманов – один из самых замечательных и своеобразных лириков нашей петушинской поэзии. В содержательном плане многие его стихотворения можно отнести к теме природы, вообще занимающей очень важное место в творчестве писателя. Действительно, большая часть лирических произведений поэта посвящена природе. У него есть стихи, описывающие все четыре времени года: осень, зиму, весну, лето. Особое место в этих природных циклах стихов занимает тема осени. Восторг перед осенней природой, тонкое понимание ее сути, ощущение ее тайны – все это читатель находит в творчестве поэта.

В стихотворении «Осень» (1981г.) всего 12 строк. Перед нами печальные равнины, туман, красные рябины, синее прозрачное небо, несутся паутинки, хвастливый и резкий ветер – словом, природа, ожидающая прихода зимы. В небольшом по объему стихотворении мы находим эпитеты (хвастливый ветер), олицетворения (туман крадется, природа ждет), цветовые прилагательные (синее небо, красные рябины). Природа здесь, подобно живому человеку, грустит, испытывает тревогу, ждет зимы гонца. В ритмической организации текста важную роль играет пиррихий, который замедляет чеканную поступь ямба:

Печальны голые равнины,

Туман крадется по лугам.

Лишь гроздья красные рябины

Все ярче рдеют по утрам.

В этом стихотворении природа приготовилась встретить зиму, поэтому «строга, печальна, молчалива».

Прочитаем еще одну пейзажную зарисовку – «Ромашки» (1995 г.):

Осеннее поле, косые дожди…

И солнце, и света ты больше не жди.

Вдоль грязной дороги, разбитой, лесной

Ромашки сияют своей белизной.

Ромашки, как и березы, являются символом России. Многие поэты посвящали этому скромному цветку свои стихи, описание этого полевого цветка мы находим в русских народных песнях. Не обошел вниманием ромашку и В.П. Туманов. Стихотворение производит удивительное впечатление труда зрелого, умудренного большим житейским опытом мастера. Признаки мастерства – в оригинальной композиции стихотворения, в умелом подборе лексических средств и использовании противопоставлений слов (белые, чистые ромашки и грязная лесная дорога). Особого упоминания заслуживает ритмо-мелодическая сторона стихотворения, его звучание, поддерживающие глубину, одухотворенность содержания. Мелодию стиха создают четырехстопный дактиль и точная мужская рифма (дожди – жди, лесной – белизной). Поэт не только изображает картину природы, излагает мысли по поводу созерцания ее красок, но и выражает свое состояние в данный момент, свое настроение и впечатление, передаваемое с помощью риторических вопросов («О чем они шепчут в лесной тишине? Зачем они долго и нежно хранят, как память о лете свой белый наряд?»)

В названии следующего стихотворения «Дышит вновь осень прохладой…» отражена не только тема, но и идея произведения. В 12 строчках 5 глаголов (дышит, горят, стынут, умчалось, ударит). Такое обилие глаголов, являющееся олицетворением, говорит не только о движении природы, но и о движении мысли лирического героя. Таким образом, поэту удается выстроить фрагменты по нарастанию. Стихотворение написано трехстопным дактилем. Поэт использует точные рифмы (Всерьёз – мороз, росах – покосах), обеспечивающие легкость запоминания произведения. По расположению в строках они перекрестные, по расположению ударений в рифмующихся словах – мужские (всерьёз – мороз), и женские (росах – покосах). Гибкий и четкий размер, точность рифм, отсутствие переносов придают стихотворению напевный характер.

Поражает своей необыкновенной музыкальностью стихотворение «Осенний вальс». Повтор строк («Снова осень, снова осень, так прозрачна неба просинь») усиливают экспрессивность речи лирического героя. И само сюжетное движение стиха, как движение мысли и чувств, передает нарастающий восторг в душе поэта. Ассонансы в языковой ткани стихотворения (повтор [о], [а]) складываются в аккорды, созвучия, и само произведение поётся, а не читается. Поэт также стабилен в выборе прилагательных, в том числе цветовых, к существительным «небо», «лист», «осень», «ветка» (золотая осень, желтый лист, синее прозрачное небо, голые ветки).

Название следующего стихотворения «Октябрь» (1979 г.) говорит само за себя. Хотя не пришло время зимы, она уже на пороге. И последний лист, и первый колючий морозец, и узоры на окнах говорят о том, что зима близка. Звуковой повтор согласных звуков [з], [р], в которых закодировано «мажорное» настроение, также аккомпанирует определенному эмоциональному настроению, чувству радости, звонкому и стремительному. Особую значимость в стихотворении несёт выразительная пауза во второй строфе, передаваемая с помощью тире, - пауза в смысловом и эмоциональном центре:

Морозец колючий и звонкий

Наводит порядки хитро –

Он ладит со знанием тонким

Хрусталь и куёт серебро…

Важные компоненты текста акцентируются также инверсией (морозец колючий и звонкий). В основе метро-ритмической структуры лежит трёхстопный амфибрахий с чередующимися мужскими и женскими рифмами (порога – тревога, срок – листок).

Есть немало стихотворений, в которых поэт, отталкиваясь от конкретной картины природы, идет к большим обобщениям, размышляя о сущности и смысле бытия. Такова лирика В.П. Туманова. В ней часто явления природы сопоставляются с чувствами и душевным состоянием человека. Вот одно из таких стихотворений называется «Всюду бродит хозяйкою осень…» Говоря об изобразительно-выразительных средствах языка, создающих общую тональность стихотворения, следует, прежде всего, подчеркнуть намеренное употребление стилистически возвышенной лексики (ограда сада, жёлтый огонь, свеча восковая, багряные одежды, багряный покров). Осень в произведении как хозяйка, которая наводит порядок в подвластном ей лесу. Такое одушевление природы передаётся с помощью олицетворений (клён грустит, осень бродит и др.). Другим доминирующим тропом в стихотворении является сравнение (старый клён, как фонарь; тополь, как свеча восковая; рябины жарко светят подобно кострам). Обратим внимание на отношения заглавия и текста, который служит его объяснением. Заглавие выступает своеобразным фоном текста, предвосхищая его. Главная мысль стихотворения заключается в последних строках:

Всюду бродит хозяйкою осень

До зимы, холодов и снегов…

Это произведение В.П. Туманова – словесное отражение чувств и раздумий, живописная киносъёмка природного явления.

Ярким образом пейзажной лирики является поэтическая миниатюра «Последнее золото осени», смысл которой прозрачен:

Последнее золото осени

Льётся с берёз и осин.

Островки изумрудной озими –

Средь голых и жёлтых равнин.

Хмурятся дали дальние,

Простор заполняя собой,

И тихая грусть увядания

Плывёт над промокшей землёй.

В даль клин журавлиный уносится…

Я лесом бреду не спеша.

И грустное слово просится,

Печально томится душа…

Многие тумановские миниатюры заканчиваются смысловым многоточием, но, несмотря на это, они точны и афористичны. Разные стихотворные размеры (трехстопные амфибрахий и дактиль) придают индивидуальную мелодику произведению. Стихотворение овеяно грустью, сожалением, печалью и тоской об утраченном лете.

Для стихотворения «Осенний сон» (1995 г.) поэт выбирает не только короткие строки, но и короткий стихотворный размер – трёхстопный хорей. Лирическому герою снится осенний сон. Величие и простоту природы поэт передаёт с помощью простых лексических средств – прямых наименований предметов и действий (голубое сияние, осенний холод, ночная сказка; тихо льётся, тихо падают), неброских, но выразительных эпитетов и олицетворений (золотой ковёр, ясное небо, летящий звон; звёзды шепчутся, ковёр горит). Поэт использует параллелизм, характерный для фольклора:

Звёзды тихо падают

И о чём-то шепчутся.

Как понять, узнать их

Тайный разговор?

И горит, и светится

Тот ковёр загадочный –

Не окинуть взором,

Если ввысь взглянуть.

Красота природы являет в стихах поэта истинный смысл вселенной. Красота природы, сопряжённая с любовью, прямо отражается в его поэтической душе, как в зеркале.

В названии стихотворения «Здесь льются краски осени…» (1973 г.) отражены тема и идея. Лирическая миниатюра (всего 12 строк), написанная классическим трёхстопным ямбом с мужскими и женскими рифмами, звучит энергично и уверенно. Мы видим синеву небес, оранжево-багряную рябину, слышим прощальные звуки осени. Стихотворение удивительно стройно по своей композиции, поэтому составляет законченное целое.

Следующее стихотворение называется «Осенние мотивы»:

Лист багряный сорвался с осин,

Золотой тихо льётся с берёз.

Как прозрачна, светла неба синь –

Словно не было бури и гроз.

Рисуя осенний лес, В.П. Туманов удачно выбирает трёхсложный размер – анапест, особую динамичность которому придаёт обилие глаголов (сорвался, льётся, шелестит, кружи, спешить, успокойся, шепчу, волнует). При чтении этого стихотворения обращают на себя внимание точные рифмы (осин – синь, лист – чист). Многоточия в строчках передают нарастающий восторг лирического героя.

В названии почти каждого тумановского стихотворения об осени присутствует слово «осень»: «Осень», «Дышит вновь осень прохладой», «Осенний вальс», «Всюду бродит хозяйкою осень…», «Последнее золото осени», «Осенний сон», «Здесь льются краски осени…», «Осенние мотивы». И в названии последнего стихотворения об осени, которое мы будем анализировать, тоже есть оно – «Осенняя песня» (1994 г.)

Стихотворение небольшое по объёму, но очень ёмкое по содержанию. Ритмический рисунок произведения (оно написано трёхстопным хореем с пиррихием) обеспечивает естественную непринуждённость речи и передаёт взволнованность повествования. Легкость восприятия текста вызвана классически чередующимися женскими и мужскими рифмами (бродит – водит, дождём – янтарём). В столь богатой мелодике проявилась свойственная Туманову как поэту, художественно одарённому человеку, глубокая внутренняя музыкальность. Как художник рисует свои картины, так и поэт раскрашивает свои стихи в богатые цвета осени:

За окошком осень бродит,

Хороводы свои водит

Вместе с ветром и дождём.

Как художник, правит кистью,

И багрянцем светят листья,

И сияют янтарём.
III. Заключение.
В своей работе мы анализировали стихотворения петушинского поэта В.П. Туманова, произведения которого посвящены теме осени. Его стихи – это своеобразное духовное откровение, сердечное прозрение в минуты крайнего напряжения всех эмоциональных сил. Поэт оказывается способным не просто остановить мгновение времени, природы, души, но и наслаждается переливами и мерцаниями, дрожью и тревогой всех оттенков настроения. Передавая впечатления от природы, Туманов переходит в стихотворениях на музыкальную речь. Музыка живёт почти в каждом его произведении, которое есть не только смысл, но и звук. В.П. Туманов – мастер выражения лирического настроения через музыку слов. И ценность его поэзии в том, что он уловил вековую красоту природных явлений, черпает вдохновение из этой красоты и даёт нам вдохнуть на мгновение чистым и свободным воздухом красоты и гармонии, любви и добра, подлинного творчества.

IV. Библиография.


  1. Русский язык в школе. – 2003 г. - №2, №4, №5, №6.

  2. Русский язык в школе. – 2006 г. - №5, №6.

  3. Колосова Н.В. В жанре школьного сочинения. Опыт анализа лирического стихотворения. Выпуск I. Часть – 2, 3. – Владимир, 2004 г.

  4. Туманов В.П. Лесной край. Стихи и проза. – Петушки, 1999 г.

Рецензия.

Тема работы ученицы 9 «А» класса МОУ СОШ №3 г. Петушки Голиковой Светланы была подсказана научным руководителем, т. к. В.П.Туманов является не только талантливым поэтом, но и прекрасным педагогом (в нашей школе он руководит шахматным кружком). Ученица прочитала и проанализировала несколько научных статей, тем самым показав умение работать с критической и художественной литературой. Цель исследования – филологический анализ осенней лирики петушинского поэта В.П.Туманова. Девятиклассница логично и связанно излагает материал, на хорошем научном уровне. Работа оформлена в соответствии с требованиями и имеет хорошую речевую культуру. В дальнейшем автор работы продолжит своё исследование (например, филологический анализ пейзажной лирики В.П Туманова о других временах года). Считаю, что работа Голиковой Светланы заслуживает высокой оценки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconИсследовательская работа на городскую научно-практическую конференцию...
...

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconО проведении районной научно
Гимназии №82 в 14: 00 методический отдел мбоу до «нимц» Орджоникидзевского района проводит очередную районную научно-практическую...

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconНаучно-исследовательская работа по краеведению Тема: «куклы из старинного сундука»
Посещение Тверского колледжа культуры имени Н. А. Львова Выполнение куклы – скрутки

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconГагаринские чтения: III республиканскую научно-практическую конференцию
Удмуртской Республики совместно с мбоу сош №64 г. Ижевска проводят Гагаринские чтения: III республиканскую научно-практическую конференцию....

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconПрограмма для молодежи и школьников «шаг в будущее»
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее – 2011»

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconТема Методы психолого-педагогических исследований
Тема Научно-исследовательская работа магистранта и требования к ее организации и оформлению

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconТребования к исследовательской (творческой) работе
Работа, представленная на школьную научно-практическую конференцию учащихся, должна иметь характер научного исследования, центром...

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников по литературному...
Ьности по литературному краеведению в начальной школе. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что внеурочная...

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconБояринов Антон,11 кл. Обж. Научно-исследовательская конференция «Шаг в будущее»
«История школы в документах и лицах» Паукова Дениса, 7 кл научный руководитель учитель истории Колобов Николай Иванович и «Экологическая...

Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее». Тема: «Тема осени в пейзажной лирике петушинского поэта В. П. Туманова» iconНаучный
Список участников очного тура Открытой научно практическую конференцию школьников



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница