Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?»




Скачать 90.25 Kb.
НазваниеКонсультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?»
Дата публикации19.12.2013
Размер90.25 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти пометку «для чтения родителями детям», «для дошкольного возраста», «для младшего школьного возраста». Однако в настоящее время, данный сегмент рынка сильно расширился: появились новые авторы, новые произведения, переизданы любимые родителями с детства книги. Разобраться во всем этом изобилии очень непросто, ведь нужно не только найти интересную книжку, но и понять, насколько она будет доступна ребенку.

Когда нужно начинать читать ребенку книги?

Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше начинается знакомство ребенка с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но, с другой стороны, в полгода ребенок еще не в состоянии понять прочитанного. Стоит ли опережать события? А почему бы и нет. Ведь есть книжки для малышей, в которых всего несколько строчек очень простого текста и красивые, яркие, понятные картинки. Как правило, эти картинки сопровождаются короткими стишками или потешками, содержащими многократно повторяющийся звуковой ряд: «киска-киска – брысь-брысь-брысь…». Слыша эти слова, ребенок радуется, потому что узнает их. К тому же детям очень нравится поэтическая ритмика. В два года нужно читать уже совсем другие книги, но согласится ли ребенок их слушать, если он не был вовлечен в мир литературы еще тогда, когда ему было сложно даже подражать звукам животных?

К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Неслучайно рекомендуется с самого раннего возраста читать детям сказки Пушкина, так как они способствуют пониманию языка, запоминанию его звучания. Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что родители стали меньше внимания уделять книгам.

Как подобрать книгу по возрасту?

Прежде всего нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и начать слушать рассказы.

Очень важным показателем доступности книги является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно жизненного опыта. Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает возрастные границы. Карлсон – герой без возраста. А вот другая повесть той же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и запоминается. Поэтому, выбирая ребенку книгу, советую читателям MирCоветов, пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Ведь они поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более понятной будет для него данная книга.

Сказки, казалось бы, не имеют возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не совсем так. Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже неинтересна, то вторая еще пока малопонятна.

Детям до полутора лет нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании».

После трех лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев» Григория Остера, «Винни-пух и все-все-все» Алана Александра Милна, уже упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого.

В четыре года дети начинают осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не упустить этот момент и включить в список книг «Приключения олененка Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях, переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное. После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более спокойное и веселое.

Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще, поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить. В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом случае собственный выбор ребенка особенно важен.

Для чтения по ролям можно посоветовать следующие книги для детей 5 — 6 лет:

Ю. Владимиров «Чудаки»

С. Городецкий «Котенок»

В. Орлов «Ты скажи мне, реченька…»

Э. Успенский «Разгром»

Из фольклора одна из программ рекомендует такие песенки и заклички, как:

«Как на тоненький ледок…»

«Николенька гусачок…»

«Ты, мороз, мороз, мороз…»

«Божья коровка…»

«Дождик, дождик, веселей»

Из русских народных сказок можно посоветовать:

«Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» в обработке О. Капицы

«Крылатый, мохнатый да масляный» в обработке И. Карнауховой

«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка» в обработке М. Булатова

«Финист — Ясный сокол» в обработке А. Платонова

«Хаврошечка» в обработке А. Н. Толстого

«Рифмы» пересказ Б. Шергина

«Никита Кожемяка» в обработке А. Н. Афанасьева

«Докучные сказки»

Рекомендации из сказок и песенок народов мира:

«Гречку мыли» в обработке Ю. Григорьева в переводе с литовского

«Друг за дружкой» (рекомендуется для чтения в сокращенной варианте) в обработке Н. Гребнева в переводе с таджикского

«Веснянка» в обработке Г. Литвака в переводе с украинского

«Дом, который построил Джек», «Старушка», в переводе С. Маршака с английского

«Счастливого пути!» в обработке И. Токмаковой в переводе с голланского

«Спляшем» в обработке И. Токмаковой в переводе с шотландского

«Кукушка» в обработке К. Шаврова в переводе с немецкого

«Как братья отцовский клад нашли» в обработке М. Булатова с молдавского

«Лесная дева» в переводе с чешского Б. Петровой

«Желтый аист» в переводе с китайского Ф.Ярилина

«О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» в переводе с индийского Н. Ходзы

«Чудесные истории про зайца по имени Лек» и сказки народов Западной Африки в переводе О. Кустовой и В. Андреева

«Златовласка» в переводе с чешского К. Паустовского

«Три золотых волоска Деда-Всеведа» в переводе с чешского Н. Аросьевой

На вооружение из стихов можно взять следующие книг для детей 5 — 6 лет :

«Колыбельная» В. Брюсов

«Первый снег» И. Бунин

«Котенок» С. Городецкий

«Береза», «Черемуха» С. Есенин

«Летний дождь» А. Майков

«Зеленый шум» (в сокращенном варианте) Н.Некрасов

«Встреча зимы» И. Никитин

«Зимний вечер» (в сокращенном варианте), отрывок из поэмы «Евгений Онегин»«Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин

«Мой садик» А. Плещеев

«Осень, обсыпается весь наш бедный сад…» (в сокращенном варианте) А.К.Толстой

«Воробей» И.Тургенев

«Зима недаром злится» Ф. Тютчев

«Кот поет, глаза пришуря…» А. Фет

«У кроватки» М. Цветаева

«Волк» С. Черный

«Жадина» Я.Аким

«Веревочка» А. Барто

«Про сома», «Собачкины огорчения», «Приятная встреча» Б. Заходер

«Сундук», «Лошадь» В. Левин

«Пудель», «Почта» С. Маршак

«Веселые чижи», «Уж я бегал, бегал, бегал…» Д. Хармс

«Домик с трубой» Ю. Мориц

«Бесконечные стихи», «Совет» Р. Сеф

«Мирная считалка» М. Яснов

Из стихов, которые дети могли бы выучить наизусть педагоги рекомендуют следующее:

«По дубочку постучишь…» (Русская народная песня)

«Весенняя гостья» И. Белоусов

«Посидим в тишине» Е. Благинина

«Мамин день» Г. Виеру в переводе с молдав. Я. Акима

«Пять маленьких щенят» С. Городецкий

«Поезжай за моря-океаны» М. Исаковский

«Мирная считалка» М. Карем в переводе с французскогоВ. Берестова

отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…» А.Пушкин

«Осень наступила..» А. Плещеев

«Вот моя деревня» И. Суриков

Из рассказов и глав из повестей можно предложить такой список:

главы из «Малыш и Жучка» В. Дмитриева

«Лев и собачка», «Прыжок», «Косточка» Л. Толстой

«Кот на велосипеде» С. Черный

«Горбушка» Б. Алмазов

«Не обижать Жаконю» М. Борисова

главы из повести «Чук и Гек» А. Гайдар

«Я спас Деда Мороза» С. Георгиев

«Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» В. Драгунский

«Как я ловил человечков», «Белый домик» Б. Житков

«Жадный Чик и кот Васька» Ю. Казаков

«Кроха» М. Москвина

«Живая шляпа» Н. Носов

глава из «Рассказов о Белочке и Тамарочке»«Большая стирка», «Буква «ты» Л. Пантелеев

«Кот-ворюга» К. Паустовский

«К морю», «Пингвиний пляж», «Отважный пингвиненок» Г. Снегирев

Рекомендуемые литературные сказки:

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А. Пушкин

«Крупеничка» Н. Телешов

Главы из сказки «Домовенок Кузька» Т. Александрова

«Серебряное копытце» П.Бажо

«Сова» В. Бианки

Главы из сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волков

«Серая звездочка» Б. Заходер

«Цветик-семицветик» В.Катаев

«Сказка про трех пиратов» А. Митяев

«Кот, который умел петь» Л. Петрушевская

«Как лягушку продавали», «Небылицы в лицах», «Смеянцы» Г. Сапгир

Книги для детей 5 — 6 лет поэтов и писателей зарубежных стран

«На Горизонтских островах» Я. Бжехва в переводе с польского Б. Заходера

«Баллада о королевском бутерброде» А.Милн , в переводе с английского С. Маршака

«Шумный Бабах» Дж. Ривз в переводе с английского М. Бородицкой

«Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Туви в переводе с польского С. Михалкова

«Про летающую корову» В. Смит в переводе с английского Б. Заходера

«О том, у кого три глаза» Д. Чиарди в переводе с английского Р. Сефа

«Слоненок» Р. Киплинг в переводе с английского К. Чуковского, стихи в переводе с английского С. Маршака

главы в сокращении из сказочной повести «Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен в переводе со шведского Л. Лунгиной

главы из сказки «Господин Ау» X. Мякеля в переводе с финского Э. Успенского

главы из сказки «Маленькая Баба Яга» О. Пройслер в переводе с немецкого Ю. Коринца

отрывок из «Сказок, у которых три конца» «Волшебный барабан» Дж. Родари в переводе с итальянского И. Константиновой

«О самом последнем в мире драконе» Т. Янссон в переводе со шведского Л. Брауде и глава из сказки «Шляпа волшебника» в переводе В. Смирнова

Как правильно читать книги ребенку?

Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты. Это особенно важно, когда речь идет об объемных произведениях, которые за один вечер прочитать невозможно.

В процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их. Иногда сложной бывает сама сюжетная линия, которую тоже необходимо раскрыть. То, насколько ребенок понял прочитанное, легко определяется при попытке пересказать текст или ответить на вопросы. Особенно на следующий день. Он должен вспомнить, о чем читали вчера и ждать не просто вечернего ритуала чтения, а продолжения конкретной книги.

Время чтения определяется индивидуально. Некоторые дети спокойно могут выдержать полчаса и просить почитать еще, другим достаточно 10 минут, после чего они начинают отвлекаться и перестают внимательно слушать.

Я не рекомендую внедрять чтение в процесс игры. Ребенок должен быть спокоен и сосредоточен на книге, слушать сидя или лежа, а не в перерыве между гонками за бандитами и воздвижением гигантской башни из кубиков. Книга – это источник новой информации, эта информация должна дойти до ребенка и быть им воспринята. Играя, ребенок будет слушать невнимательно. Кое-что он, скорее всего, запомнит и даже сумеет пересказать, но в общем цель не будет достигнута, а время потрачено впустую.

Если ребенок не хочет слушать

Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.

Также важно напоследок сказать, что вовсе не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными выше произведениями. Книги, о которых говорилось в статье – классика детской литературы. Однако мир не стоит на месте, и каждый год новые детские писатели пишут не менее замечательные детские книги, о которых мы, к сожалению, не всегда имеем возможность узнать. Для того чтобы как-то ориентироваться в огромном мире книг, посещайте с ребенком книжные магазины, интересуйтесь о новинках у продавцов, заходите на сайты детских издательств и интернет-магазинов, читайте отзывы, и, возможно, так у вашего ребенка появятся новые любимые книжки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить...

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей Воспитатели Виницкая Е. Ю юрасова Н. Н
Предложить ребёнку через 2 минуты повторить стихотворение вслух по памяти, при этом помочь ему, не раздражаясь

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей
...

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconПамятка для родителей «Как поощрять ребенка в семье»
...

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей
Берестов. Но умение читать начинается с изучения букв и звуков. А если ребёнок плохо помнит графический облик букв, затрудняется...

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для воспитателей и родителей
Одно из правил укрепления памяти гласит: «Когда учишь, записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики»

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки...
Консультация для родителей, будущих первоклассников «Игры для подготовки детей к школе»

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей «Современный первоклассник какой он должен быть»
Управляет своим поведением, знает, что можно, а что нельзя, неагрессивен, недрачлив

Консультация для родителей «Читать ребенку – что и когда?» iconКонсультация для родителей
День рождения – это самый любимый праздник всех детей. И очень важно, чтобы прошел он не так, как проходят другие дни. Этот день...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница