Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности




Скачать 95.23 Kb.
НазваниеИспользование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности
Дата публикации14.06.2013
Размер95.23 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы.
Цель моей педагогической деятельности - вдохнуть искру любви в сердца учеников, чтобы они ощутили единение со своими истоками, где началом начал является родной язык.




Провидеть кто сумеет кроме нас

Родной земли возможные невзгоды?

Вернем младенцу свой язык сейчас,

Иначе плюнет в нас он через годы.






^ Я, Насруллаева Аксана Рахмановна – учитель лезгинского языка и литературы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Дагогнинская средняя общеобразовательная школа №2» муниципального образования «городской округ Дагестанские Огни».


Словно быстрые весенние потоки, проносятся наши годы, и нельзя обратить их вспять, заставить задержаться, возвратить счастливые мгновения прожитой жизни. Казалось, только вчера за мной, студенткой захлопнулась дверь, и я радостная, полная самых светлых надежд, вступила на путь педагогической деятельности. Свою педагогическую деятельность я начала сразу после учебы в 1998 году, в своем родном селе Гоган Магарамкентского района, учителем начальных классов. Но ровно через пол года меня судьба забросила в маленький город -Дагестанские Огни. В 2000 году я устроилась на работу в СОШ№2. И вот с тех пор по сей день я работаю в этой школе учителем лезгинского языка и литературы. Языка, который я впитала с молоком матери, её колыбельными песнями. Материнский язык – святой язык.

«Язык – душа нации. Язык – это есть живая плоть идеи, чувства, мысли», - писал русский писатель А.Н. Толстой.

В деле воспитания истинного гражданина своей страны, педагогу необходимо помнить: ребёнок должен любить и уважать свой родной язык, материнский язык, язык своих предков.

Лезгинский язык подразделяется на три крупных наречия: кюринское, самурское и кубинское.

Кюринское наречие состоит из гюнейского, курахского и яркинского диалектов. Они и являются литературными.

Самурское наречие включает в себя ахтынский и докузпаринский диалекты.

Кубинское только исследуется, известно только, что на кубинском наречии разговаривают лезгины, проживающие на территории Азербайджана.


Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь.


Уму и сердцу язык твой проводник,

Без него попадёшь ты в тупик.

Язык твой – жизнь твоя, твои мечты,

Ты без него уже не ты.

Работая учителем родного языка я стремлюсь развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения ребят к родному лезгинскому языку. В этом мне хорошо помогает устное народное творчество.
Устное народное творчество (фольклор) – кладезь народной мудрости, рычаг развития родного языка и литературы, хранительница идей этнической культуры, просвещения, содействующая трансляции национальных культур и формированию национального самосознания в новых поколениях.

Лезгинские обычаи и традиции (почитание родителей, старших, трудолюбие, бескорыстная помощь женщинам и престарелым, защита обездоленных, деликатность, совестливость, терпеливость и т. п.) всегда были определяющими в воспитании детей. Это тот цементирующий материал, на котором держалась национальная культура, осуществлялось единение людей. В родном языке, соблюдении обычаев и традиций человек всегда черпал духовную силу, находил красоту. Лишь человек, умеющий ценить свой язык и культуру, в состоянии сознательно уважать и понимать культуру другого народа.

В своей работе я ищу особые пути к обучению и воспитанию учащихся. Всегда творчески подхожу к подготовке к каждому уроку. Стремлюсь развить в учащихся творческие способности, умение правильно и лаконично говорить

На уроках родного языка я открываю детям мир предков, древний и чистый источник мудрости.

Моё педагогическое кредо: зажечь сердца ребят любовью к родному языку; пробуждать стремление в будущее, лелея прошлое и зная настоящее. Я считаю, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад, в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.

На уроках применяю разные виды работы:

- устный ответ, рассказ;

- тесты;

- составление небольшого текста или диалога по определенной теме;

- ответы на вопросы;

- продолжение текста;

Применение на уроках разных опорных схем и индивидуальных карточек, дают хорошие результаты. Виды карточек:

- дописать предложение;

- вставить пропущенные буквы, слова;

- дописать соответствующие окончания;

- работа с текстом (озаглавить, составление вопросов по тексту, определить основную тему и идею);

- переводы отдельных слов и т.д.

Основные цели моих уроков:

- пробуждать интерес к учебе;

- прививать уважение и любовь к лезгинскому языку, народу, к его культуре, истории и легендарным личностям;

- развивать устную речь;

- повышать качества знания по предмету;

- воспитать морально-этические качества;

- воспитывать взаимоуважение;

Мы, учителя родного языка, должны донести в сердце каждого ученика красоту, нежность, глубину и богатства родного языка.

Мне хочется, чтобы мои ученики не только могли понимать, но и говорить на родном лезгинском языке.

Каждый педагог во время учебно-воспитательного процесса сталкивается с различными трудностями, возникающими по тем или иным причинам, особенно учителя родных языков городских школ. В ходе своей работы я сталкиваюсь с такой проблемой, как:

  1. Незаинтересованность учащихся в изучении лезгинского языка.

  2. Нежелание родителей, чтобы их дети изучали родной язык.

И чтобы избежать таких проблем, я всегда задумываюсь над такими вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был в радость и приносил пользу?»



Все мы сейчас находимся в состоянии перехода к информационному типу общества. Новые информационные технологии открывают большие возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

Рабочие уроки с использованием ресурсов сети Интернет позволяют глубже изучить творчество писателей, совершить экскурсии по литературным музеям, участвовать в различных заочных конкурсах, что повышает интерес учащихся к изучаемому материалу, расширяет их кругозор.

Применение компьютерных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что увиденное запоминается гораздо лучше, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.



В своей практике я использую конспекты-презентации, На уроках родного языка с помощью информационных и коммуникационных технологий возможно организовать выполнение всех традиционных видов упражнений на зрительное восприятие, вставку букв, постановку знаков препинания, редактирование текста. Необходимую информацию можно выделять: для привлечения внимания учащихся к неправильно написанной или вставленной букве использовать «мигалку»; в таблицах и правилах делать большего размера нужную букву. Использование компьютера в обучении родному языку позволяет развить у учащихся навыки чтения, письма, а также значительно расширить словарный запас.

Основные упражнения и методические приемы, которые я использую при работе с компьютером следующие:

  1. Вопросно-ответный диалог.

  2. Диалог с выборочным ответом.

  3. Диалог со свободно конструированным ответом.

  4. Упражнения на заполнение пропусков.

  5. Тесты.

Компьютер можно использовать как при объяснении нового материала, так и при закреплении полученных знаний).

В первом классе при ознакомлении с азбукой часто пользуюсь на уроке ноутбуком, так как в начальной школе у нас нет кабинетов с интерактивной доской. Дети на таких уроках не только видят, но и слышат, как произносится та или иная буква. В том же классе я проводила урок презентацию по теме «Рангар»(Цвета). Вначале я сама показываю карточки разных цветов, дети отгадывают их. А чтобы проверить правильность ответов, я включаю видео и на экране появляются картинки разных цветов: красное яблоко и дети слышат, как оно читается на лезгинском языке (яру ич), желтый лист(хъипи пеш), зеленная трава(къацу векь),синее небо(вили цав).

Очень богатый материал из Интернет Сети можно использовать при изучении темы «Халкьдин мецин яратмишунар»(Устное народное творчество),можно показать традиции, обычаи притчи нашего народа. Часто видео помогает продемонстрировать те элементы культуры, которые сложно описать словами.

В старших классах я часто провожу тестовые работы. Такую работу можно провести при опросе домашнего задания и при закреплении новой темы. Тестовая работа дает возможность одновременно проверить знания нескольких учащихся. В тестах, требующих ответов учащихся, проверяются знания различных понятий, правил, определений, предусмотренных программным материалом, которые требуются запомнить и воспроизвести. В разработанных мной тестах я использую такие задания:

1)выбери единственно правильный ответ

2)впиши пропущенное слово или букву

3)соедини стрелочками соответствующие ответы

С появлением ИКТ работу с тестами можно проводить и на интерактивной доске. Я провожу эту работу в такой форме: на 1-ом слайде появляются задания теста

На 2-ом слайде появляются правильные ответы, и мы сравниваем ответы, у кого наиболее подходящий ответ.

Я уже говорила, что тесты очень эффективны в начале урока – обобщения знаний. Например: учащиеся проходят раздел «Морфология». При повторении темы «Наречие», я могу дать учащимся кратковременный тест на 3-4 вопроса .ТЕСТ:

1)Ганвай гафарикай наречияр жагъура:

а)чуру, к1вал, гам, беден

б)физва, гъизва, катзава,ялзава.

в)к1евиз, зарбдиз, ачухдаказ,садлагьана

2) И предложенида наречияр жагъура.

а)Салман гзаф вахтунда текдаказ багъда къекъвезвай, са къатда адан рик1ел вичин аял вахтар хквезвай.

3) И наречийрикай составной наречияр хкуда:

А)худа, деринз, эквеба, сифтедай.

Б)са гуж- баладалди, югъ-къандавай, сагъ- саламатвилелди.

Такие же тесты использую при изучении и обобщении других частей речи.

Использование презентаций на уроках показало, что возрастает заинтересованность учеников материалом, который я хочу преподнести им. В легкой, непринужденной форме диалога, который сопровождается показом слайдов, приобретаются навыки разговорной речи, и легче заучиваются, запоминаются новые слова.

Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению родными языками.

Это еще раз доказало недавно проведенный мною урок по лезгинской литературе с презентацией на тему «Жизнь и творчество Алирзы Саидова» На уроке, в ходе изучения нового материала учащиеся имели возможность услышать живой голос поэта, увидеть и прослушать песню на стихи поэта и увидели, как о нем отзываются современные поэты (при помощи интерактивной доски).

Таким образом, мы ещё раз убеждаемся: успешное обучение возможно только в том случае, если учителю удается пробудить интерес к изучаемому предмету и систематически поддерживать его.

Чтобы избежать второй проблемы, а именно нежелание родителей, чтобы их дети изучали родной язык, провожу и с ними работу.

     В работе с родителями стараюсь опираться на детей, как на своих сообщников: прошу их рассказывать о том, что они узнают на уроке - пересказать сказку, легенду,   спеть песню, рассказать стихотворение.

Часто знакомые мне родители говорят, что сами узнают что-то новое о своём народе от своих детей. В будущем планирую приглашать их на   все мои  мероприятия и открытые уроки.

«Родное слово формирует характер, приобщает человека к нации», -писал К.Д.Ушинский .Каждый ребенок должен иметь возможность пользоваться своим родным языком, и прежде всего –учиться на своем родном языке.

Р.Гамзатов о своем родном языке пишет так: «Мой родной язык! Ты мое богатство, сокровище, хранилище про черный день, лекарство от всех недугов. Я молю Аллаха не лишить меня моего языка .Я на своем языке могу сказать все, что захочу, и для выражения своих чувств и мыслей мне не надо другого языка…»

^ Зи лезги чIал, вун зи руьгьдин девлет я,

Къуват гузвай датIана зи къастариз.

Вун игитрин, вун лекьерин миллет я,

Вуч гаф ава ви тарихдин къатариз!

Етим Эмин.

Как учителю родного языка и литературы мне хочется внести и свой вклад в развитие лезгинского языка и литературы .В настоящее время я работаю над составлением русско-лезгинского разговорника для учеников лезгин городских школ, а также собираю старые лезгинские народные песни.(работа прилагается ).

Пока народ помнит свой язык, культура будет жить. Язык живет, когда он востребован. Как только на нем перестают говорить, он становится мертвым.

В заключение хочу привести строки из стихотворения Р.Бикбаева.

Не наше ли равнодушие отточило
Топор, что занесен над языком?
Земле бы стать давно чудесным раем,
Да вот куда калек мы подеваем?
Калека - сын, не знающий от рода
Язык родного своего народа.
Народ, уснувший на излете века,
Не превратился в нацию - калеку:
Провидеть кто сумеет кроме нас
Родной земли возможные невзгоды?
Вернем младенцу свой язык сейчас,
Иначе плюнет в нас он через годы.
Чем языку, иссохнув, умереть,
Река, иссохни в засухе великой!
Ты помни это, не забудь и впредь,
Родимый мой сородич безъязыкий.
Р.Бикбаев.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconИспользование мультимедийных технологий на уроках русского языка и литературы
Именно поэтому одним из приоритетных направлений информатизации общества является процесс информатизации образования, который предполагает...

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconИспользование информационно коммуникативных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconУчителя русского языка и литературы моу «Артинский лицей» Пономарёвой Натальи Владимировны
Именно поэтому руководящей идеей в моей педагогической практике является духовно-нравственноё воспитание подрастающего поколения,...

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconУроках русского языка и литературы Тема моей исследовательской работы...
Тема моей исследовательской работы – «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы»

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconИспользование информационно-коммуникативных технологий в обучении младших школьников
Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconОрганизация и проведение семинаров, совещаний по вопросам организации увп
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconИспользование икт на уроках истории и обществознания, внеурочной...
Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При...

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconРеферат На тему: Совершенствование документационной деятельности
Использование компьютерных технологий для совершенствования документационной деятельности стр. 3-5

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconАналитическая справка о деятельности методического объединения учителей...
Мо работает над проблемой «Повышение качества обучения на уроках русского языка и литературы путем внедрения в учебный процесс информационно-коммуникативных...

Использование компьютерных технологий на уроках лезгинского языка и литературы. Цель моей педагогической деятельности iconИспользование песен, стихов и рифмовок на уроках английского языка
Один из эффективных приемов обучения – использование стихотворных и песенных материалов на уроках иностранного языка



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница