1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона




Скачать 94.58 Kb.
Название1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона
Дата публикации11.01.2014
Размер94.58 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Цели: 1) помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно – Литературного салона ;

2) познакомить учащихся с лицейскими годами А.С.Пушкина (жизнью Лицея, друзьями поэта);

3) познакомить учащихся с лирикой лицеистов – будущих поэтов;

4) показать, какое огромное значение имеет дружба в жизни каждого человека.

Форма урока: интегрированный урок.
Оборудование: кабинет оформляется в стиле салона: учащиеся разбиваются на 4 группы, каждая группа сидит за отдельным столом, на котором стоят подсвечники с зажженными свечами ; стенгазета «Пушкин – лицеист» ; картина И. Репина «Пушкин на экзамене» ; портреты лицеистов ; выставка книг ; грампластинка Г.Свиридова «Метель».
Примечание.

Желательно, чтобы учащиеся были одеты в стиле 19 века: мальчики – в костюмах, галстуках – бабочках; девочки – в длинных белых платьях. Роли лицеистов и профессоров распределяются между учащимися заранее.
Эпиграф:

^ Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.


Ход урока.

На доске: День открытия лицея – 19 октября 1811 г.

Преподаватели: В.Ф.Малиновский – директор, А.П.Куницын – профессор философии, Д.И.де Будри – профессор французской словесности, Н.Ф.Кошанский – преподаватель российской словесности, А.И.Галич – профессор философии.

Лицеисты: Антон Дельвиг, Иван Пущин, Николай Корсаков , Владимир Вольховский , Фёдор Матюшкин , Александр Горчаков , Константин Данзас.

(Звучит музыка)

Учитель: Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим , свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас не бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы : нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Полней, полней! И, сердцем возгоря,

Опять до дна, до капли выпивайте !

Но за кого ? о други, угадайте…

Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал лицей.
Господа, я рада приветствовать вас в Литературном салоне. И, как вы уже догадались, сегодня мы с вами поговорим о Царскосельском лицее.

Лицей. Это слово было новым для России начала 19 в. На лицей были возложены великие надежды и поэтому в него было вложено всё лучшее, что имела культурная Россия. Давайте вернёмся к той знаменитой дате 19 октября 1811 г. На нашем вечере присутствует первый директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский.

Малиновский: Я очень ясно помню тот день. С утра стали прибывать кареты. Мундиры слепили глаза. В половине 12-го из Гатчины приехала императрица. Вскоре со свитою прибыл Александр 1. Отслужив молебен, Лицей открыли. После этого я выступил с речью. Затем слово было предоставлено профессору Александру Петровичу Куницыну. ЕГО речь была блистательна. В продолжении всего выступления Куницын ни разу не упомянул о государе. Обращаясь к юным гражданам России, Куницын прославлял великую роль просвещения и воспевал любовь к своему Отечеству, России. Открытие Лицея состоялось в четверг. С понедельника начались занятия.

Учитель: Что ж, господа, мы с вами имели честь познакомиться с первым директором Лицея Василием Фёдоровичем Малиновским. А сейчас мы с вами проведём небольшую литературную викторину. В жюри я прошу пройти Александра Пушкина и профессора философии Александра Петровича Куницына. (В ходе викторины жюри дополняет ответы учащихся.)

1. Что такое Лицей или Ликей. (Лицеем или Ликеем в Древней Греции называлась роща при храме Аполлона, где Аристотель обучал своих учеников. Обучение шло во время прогулок по роще.

Дополнение: т.к. Александра 1 льстецы сравнивали с Аполлоном, то ему хотелось видеть нечто похожее в саду своей Летней резиденции-Царском Селе.)

2. Назовите имена преподавателей Лицея. (Александр Петрович Куницын-профессор философии, Давид Иванович де Будри-профессор французской словесности, Николай Фёдорович Кошанский-преподаватель российской и латинской словесности, Александр Иванович Галич-профессор философии.)

3. Каким было первое стихотворение Александра Пушкина.. (Где наша роза,

друзья мои. Увяла роза, дитя зари не говори: так вянет младость! Не говори: вот жизни радость! Цветку скажи: прости, жалею! И на лилеюнам укажи.)

Дополнение: Стихотворение было написано на уроке Кошанского, который не принимал поэзии Пушкина и называл её «ветреной».)

4. Кто был вторым директором Лицея .(Антон Егорович Энгельгардт.)

5. Из 29 лицеистов лишь двое стремились в будущем сделать карьеру. И они «дошли до степеней известных», но однокашники их не любили. Кто эти двое .(Сергей Комовский, Модест Корф .Дополнение: Корф умудрился за все 6 лет учёбы не получить ни одного замечания. СО временем он напишет книгу под названием : «О восшествии на престол императора Николая 1», где будут страницы о восстании декабристов. Он извратит все события того дня и многое поставит в вину декабристам, чтобы только быть угодным императору Николаю 1.)

6. Кто был первой любовью Пушкина. ( Её звали Екатерина Павловна Бакунина. Это была молоденькая девушка, приветливая, очаровательная. Она вызывала всеобщий восторг лицейской молодёжи.)

Дополнение: Пушкин был покорён. Он стал задумчив, рассеян. Раньше он смеялся над лицейскими Сердечкиными, теперь товарищи подсмеивались над ним.

^ Когда в забвенье перед классом

Порой терял я взор и слух,

И говорить старался басом,

И стриг над губой первый пух,

В те дни…в те дни, когда впервые

Заметил я черты живые

Прелестной, и любовь

Младую волновала кровь,

И я, тоскуя безнадёжно,

Томясь обманом пылких снов,

Везде искал её следов,

Об ней задумывался нежно,

Весь день минутной встречи ждал

И счастье тайных мук узнал.)

Учитель: Говоря о жизни Лицея, нельзя не сказать о событиях 1812 года. Как вспоминал Иван Пущин: «Жизнь лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 г. Эти события сильно отразились на нашем детстве». Через Царское село шли русские полки, а подростки в синих мундирчиках выбегали им на встречу из здания Лицея и желали им победы. В эти дни решалась судьба России. Вскоре пришли радостные известия: «Неприятель отступает».Лицеисты гордились своим народом.

Но вернёмся к будням Лицея.

Для чего же был создан Лицей. Думаю, на этот вопрос ответят сами лицеисты. Пожалуйста, господин Александр Горчаков. (В будущем А.Горчаков станет дипломатом, министром иностранных дел, канцлером, светлейшим князем.)

Горчаков: Лицей задумывался как привилегированное учебное заведение для юношей, которые затем должны были служить у государя. Телесные наказания в Лицее запрещались. Между нами, лицеистами, и профессорами были дружеские отношения.

Учитель: Вильгельм Кюхельбекер. В будущем - декабрист. Он будет на Сенатской площади во время восстания 14 декабря 1825 года. Он в кандалах пройдёт через царские казематы, карцеры и умрёт в далёкой ссылке.

Кюхельбекер: Всё это породило атмосферу доверия, к тому же мы должны были прожить безвыездно 6 лет. Нам даже запрещались отпуска на каникулы.

Учитель: Все эти правила образовали замкнутый мирок, точнее сказать лицейскую республику. Конечно, в Лицее особое внимание уделялось занятиям. Ежедневно лицеисты занимались 7-8 часов. А как они проводили свободное время.

Иван Пущин. Он будет арестован 16 декабря 1825 года за участие в декабристском движении и сослан на каторгу в Сибирь, где ему придётся провести всю оставшуюся жизнь. Будет амнистирован лишь за три года до своей смерти.

Пущин: По средам и субботам мы занимались танцами и фехтованием. В Большом зале отдыхали после занятий, делали гимнастические упражнения, а вечером играли в мяч. На уроки танцев иногда приглашали сестёр воспитанников Лицея, а позднее - царскосельских девиц.

(Звучит музыка Г.Свиридова «Метель». Танцуют вальс.)

Учитель: В Лицее очень многие писали стихи. «Литературных собраний» лицеистам стало мало, и они начали издавать журналы.

Господин Фёдор Матюшкин. В будущем великий мореплаватель, чьё имя вошло в историю отечественного флота.

^ Фёдор Матюшкин: Это была какая-то эпидемия. Появилось великое множество рукописных изданий «Царскосельские лицейские газеты», «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Сверчок», «Лицейский мудрец» и много других. Пушкин печатался во всех журналах. Он помещал в них свои стихи. Как «издатель» Пушкин выступал в журналах «Неопытное перо» и «Юные пловцы». Рисовал карикатуры для всех журналов.

Учитель: Мы с вами узнали о жизни Лицея, чем занимались воспитанники, что изучали. Теперь пришло время поговорить об экзаменах. Думаю, об этом никто не расскажет так хорошо, как сам Александр Пушкин.

Пушкин: 4января 1815 г. в Лицее началось публичное испытание. 8 января я должен был читать своё стихотворение, которое я написал специально для журналов. Стихотворение называлось «Воспоминания в Царском Селе». В актовом зале за длинным столом, покрытым красным сукном, сидела экзаменационная комиссия, председательствовал сам Гаврила Романович Державин. Наконец вызвали меня . Я стоял посредине зала, всего в двух шагах от Державина. Я читал , как во сне, ничего не слыша, ничего не замечая. Мне казалось, что это не я, а кто-то другой произносит звенящим голосом стихи о победах прошедшего, о героях недавних времён, когда пылала Москва, и весь русский народ восстал против недругов.

^ Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горестей и бед,

И вы их видели, врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь, и пламень пожирал.

И в жертву не принёс я мщенья вам и жизни

Вотще лишь гневом дух пылал.

Я не помню, как дочитал. Я так волновался, что сразу же убежал. Потом я узнал, что Державин был в восторге от моего стихотворения. В том же 1815 г. «Воспоминания в Царском Селе» были напечатаны в журнале «Российский музеум». И впервые в этом номере журнала под своими стихами я подписался полным именем: Александр Пушкин.

(Демонстрируется репродукция И.Репина «Пушкин на экзамене».)

Учитель: Вот мы с вами и понаблюдали за жизнью Царскосельского лицея; узнали о том, как туда 19 октября 1811г. пришёл никому не известный Александр Пушкин, и уже через 3,5 года о нём заговорили как о будущем великом поэте, втором Державине. Мы познакомились с некоторыми лицеистами: Александром Горчаковым, Вильгельмом Кюхельбекером, Иваном Пущиным, Фёдором Матюшкиным. Все они были друзьями Пушкина. Сюда же можно отнести и Николая Корсакова, прекрасного музыканта, который умер в возрасте 20 лет в Риме, и Антона Дельвига, известного поэта, который тоже умер молодым, и Владислава Вольховского, опытного военачальника, и некоторых других. Каждый из лицеистов пронёс лицейскую дружбу через всю свою жизнь. Это была даже не дружба, а нечто большее.

^ Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен-

Наступил 1817г. Кто раньше, кто позже покинули Лицей его воспитанники. Но празднование «Лицея дня великого» , 19 октября, было традицией лицеистов первого выпуска уже со времени окончания Лицея. Встречи проходили чаще всего в доме лицейского старосты М.Яковлева. На них пели песни былых времён, исполняли стихи и куплеты, написанные к очередной годовщине, поминали наставников, а также умерших и отсутствующих товарищей. Последним в этом ряду был двадцатипятилетний юбилей 1836г., на котором Пушкин от охватившего его волнения не сумел закончить чтение своего стихотворения. После смерти Пушкина характер праздника меняется, он становится менее интимным, на него начинают допускаться лицеисты более поздних выпусков. Вместе с ними первенцы Лицея продолжают собираться, хотя и не столь регулярно, до 1870г., когда из жизни уходят последние из них: Матюшкин, Малиновский, Комовский. Последним оставшимся в живых из соучеников Пушкина по Лицею был канцлер А.Горчаков.

Учитель: Вы должны были выучить стихи лучших лицеистов на годовщину открытия Лицея.

( Ученики читают стихотворения. Могут быть использованы следующие стихи: А.Дельвиг « 19 октября 1824г.», А.Д.Ильичевский « 19 октября 1822г.», В.Кюхельбекер « 19 октября 1836г.», А.Пушкин « 19 октября 1825г.»)

Учитель: Пора подвести итоги работы нашего Литературного салона. Для начала хотелось бы сказать, что теперь вы знаете, как проходили салоны в светском обществе, думаю, что вы почувствовали атмосферу начала 19 в.

Вывод:

Первый пушкинский выпуск дал России лишь двух ревностных государственных служак Сергея Комовского и Модеста Корфа. Прославился этот выпуск иными именами. Это , помимо Пушкина, декабристы - Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, это отважный флотоводец Фёдор Матюшкин и отважный генерал Владимир Вольховский, талантливый дипломат Александр Горчаков. Многие выпускники были людьми, близкими к декабристам. Не случайно пушкинский выпуск считался впоследствии «рассадником свободомыслия» , а для царского двора само понятие «лицейский дух» было символом бунтарства и преступного вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов. Слава Лицея как питомника декабристов вышла даже за пределы России. Но главным было то , что все они обладали горячим патриотизмом и горячо любили Россию, глубоко верили в русский народ, в его прекрасное и свободное будущее.


Выставка книг.

Руденская М., Руденская С. Наставникам за блага воздадим. - Л., 1986.

Басина М. В садах Лицея. - Л., 1988.

Волков Г. Мир Пушкина.- М., 1898.

Руденская М., Руденская С. С лицейского порога. - Л., 1984.

Скатов Н. Пушкин. - Л., 1990.

Тынянов Ю. Пушкин. - М., 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconФ. И. Тютчев: жизнь и творчество (1803 – 1873)
Помочь учащимся почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconЛитература 19 века» (10-11 класс) Тема: «романтизм как мироощушение...
Методическая разработка урока по элетивному курсу «Романтическая литература 19 века» (10-11 класс)

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconУрок по орсэ в 4 классе. Тема урока: Пасха
Цель: помочь учащимся почувствовать и осознать, что Пасха – главный праздник православных христиан, смысл их веры, поразмышлять о...

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconУрок №12. Тема «Милосердие и сострадание.»
Помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие и сострадание; как они могут проявляться в делах и словах; поразмышлять...

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconГосударственное казенное специальное (коррекционное) образовательное...
Раскрыть своеобразие таланта Н. А. Некрасова; помочь учащимся понять и почувствовать художественное мастерство автора в раскрытии...

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconОбъявление для прессы 2 Возвращение GenovaInBlu, мероприятие вне Морского Салона в городе
Салона, собрав значительное участие со стороны населения с тысячами участников в вечерних мероприятиях

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconЗадачи урока Основные понятия тсо оборудование Вводное слово учителя...
Развить и закрепить представление о разных направлениях в искусстве (классицизм, романтизм и реализм.)

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconУрок литературная гостиная
Помочь студентам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconПомочь детям почувствовать удовлетворение от первой школьной победы...
Цели: помочь детям почувствовать удовлетворение от первой школьной победы – окончанием работы с первым учебником – Азбукой, ощутить...

1 помочь учащимся почувствовать атмосферу 19 века, а именно Литературного салона iconРазработка урока по историческому краеведению на тему: «Крестьяне...
Помочь учащимся глубже осознать условия существования крестьян Тамбовской губернии в период существования крепостного права



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница