Программа вступительных испытаний по русскому языку




Скачать 142.66 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по русскому языку
Дата публикации15.01.2014
Размер142.66 Kb.
ТипПрограмма
lit-yaz.ru > Литература > Программа



ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Программа и правила проведения

вступительного испытания по русскому языку
Программа вступительного испытания
Общие сведения о языке

Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский литературный язык - нормированная и обработанная форма общенародного языка.

Русский язык как один из индоевропейских языков. Место русского языка в кругу родственных славянских языков.

Язык и культура. Язык и история народа. Основные изменения в русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.

Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Русские писатели о богатстве и художественной выразительности русского языка.

Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики. Выдающиеся ученые - русисты. Основные лингвистические словари.

^ Система языка

Язык как система. Основные уровни языка.

Фонетика. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков речи. Понятие о фонеме.

Ударение в русском языке. Смыслоразличительная роль словесного ударения.

Изобразительные средства фонетики русского языка.

Интонация. Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение - понижение голоса, тон речи и др.).

Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи.

Лексика и фразеология. Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое, прямое и переносное значения слов; однозначные и многозначные слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.

Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектизмы, профессионализмы, слова - термины.

Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи. Лексические словари русского языка.

Морфемика и словообразование. Морфема как единица языка. Виды морфем. Чередование гласных и согласных в морфемах. Исторические изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.

Основные способы образования слов в русском языке. Словообразовательные средства выразительности речи.

Морфемные и словообразовательные словари.

Морфология. Части речи в русском языке. Самостоятельные и служебные части речи. Междометие.

Имя существительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования имен существительных.

Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению.

Способы образования имен прилагательных.

Имя числительное: значение, постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Числительные количественные и порядковые. Разряды количественных числительных.

Склонение числительных.

Местоимение. Значение местоимений. Разряды. Склонение местоимений.

Глагол: значение. Постоянные и непостоянные признаки, синтаксическая роль.

Способы образования глаголов.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие. Значение наречий и их разряды. Способы образования наречий.

Предлог. Понятие о предлоге. Функции предлогов. Разряды предлогов.

Союз. Понятие о союзе. Функции союзов. Разряды союзов по значению.

Частица. Понятие о частице. Функции частиц. Разряды частиц по значению.

Междометие. Значения междометий.

Морфологические средства выразительности речи.

Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи в словосочетаниях.

Простое предложение.

Грамматическая основа. Виды простого предложения по цели высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.

Виды односоставных предложений.

Члены предложения: главные и второстепенные члены; способы выражения членов предложения. Распространенные и нераспространенные предложения; полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Обращения. Вводные слова и вводные предложения.

Сложное предложение.

Типы сложного предложения.

Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Сложносочиненные предложения с различными видами сочинительных союзов.

Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды сложноподчиненных предложений.

Бессоюзные сложные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи.

Предложения с прямой и косвенной речью.

Синонимия синтаксических конструкций.

Изобразительные средства синтаксиса.

^ Культура речи

Культура речи, ее предмет и задачи.

Основное понятие культуры речи на уровне правильной речи - нормы литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные. Вариантность нормы.

Информация о языковой норме в разных типах лингвистических словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

^ Орфография и пунктуация

Русское правописание как система общепринятых норм письма. Роль орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники по орфографии и пунктуации.

Орфография как система правил. Разделы русской орфографии и принципы написания.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем - ведущий принцип русского правописания.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе правильного написания.

Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.

Пунктуация как система правил постановки знаков препинания. Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и пунктуационных особенностей. Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:

1) знаки препинания в конце предложения;

2) знаки препинания внутри простого предложения;

3) знаки препинания между частями сложного предложения;

4) знаки препинания при передаче чужой речи;

5) знаки препинания в связном тексте.

Текст

Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.

Типы текстов по функционально - смысловым особенностям и по стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.
^ Правила проведения вступительного испытания
Экзамен по русскому языку проводится в форме теста. Экзамен проводится письменно в течение 2-х часов. На экзамене не разрешается пользоваться любой вспомогательной литературой, художественными текстами, справочниками и т.п. Во время экзамена разрешается выход абитуриентов на 5-7 минут; время отсутствия фиксируется экзаменатором на титульном листе работы.

Работа на экзамене включает тест, состоящий из 3 частей: 1 часть: орфография, 2 часть: пунктуация; 3 часть: работа с текстом.

Для выполнения часть 1 даны задания, требующие знаний русского языка в области орфографии; для выполнении части 2 даны задания, связанные с синтаксисом и пунктуацией русского языка, часть 3 направлена на выявлений знаний, связанных с анализом исходного текста.

При выполнении заданий следует учесть, что в каждом из 40 переложенных заданий предполагается только один ответ.

^ Критерии оценок

76 – 100 баллов

-

31-40 заданий

^ 60 – 75 баллов


24-30 заданий

36 – 59 баллов



15-23 задания

0 – 35 баллов


0-14 заданий



Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительного испытания, соответствует установленному Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки минимальному количеству баллов по результатам ЕГЭ по русскому языку в текущем году.

^ Демонстрационный вариант экзаменационной работы
Часть1

Орфография.
Отметьте номер слова, где пишется буква

1. Е 1) напрасл_на, 2) щавел_вый, 3) меньш_нство, 4) надоедл_вый,

5)накапл_вать.

2. Ь 1) в барсуч_ей норе, 2) гон_щик, 3) мне не верит_ся, что это правда,

4) сем_надцать, 5) замуж_
3. Ъ 1) необ_ятные просторы, 2) вороб_иная стая, 3)с этим трудно согласит_ся,

4) п_еса, 5) с_экономить
4. Ы 1) щипц_ для орехов, 2) чиж_к, 3) ц_тата, 4) ц_рк, 5) тиш_на.
5. О 1) предпол_гать, 2) утренняя з_ря, 3) пл_вец, 4) вообр_жение,

. 5) беспорядочная п_льба
6. Е 1) держаться за п_рила, 2) пост_жение истины, 3) уст_лать листьями,

4) уд_вительный, 5) изв_ниться.
7. Ё 1) накрыт плащ_м, 2) борьба с саранч_й, 3) верблюж_нок, 4) печ_ночный

паштет,5) мыш_нок.
Отметьте номер слова, где пишется
8. НН 1) мороже_ное, 2) радиацио_ный, 3)маслен_ица, 4) ветрен_ый, 5) гуси_ный.
Отметьте номер слова, где написание:
9. дефисное 1) светло_волосый,2) плащ__палатка, 3) пол_слова, 4) полу_мера, 5)

теле_сериал.
Отметьте номер слова, где пишется
^ 10. Непроизносимый согласный: 1) конста_тировать факт, 2) сума_шествие, 3)искус_ный мастер, 4)полновес_ный аргумент, 5) напрас_ный
11. Отметьте номер пропуска, где пишется частица НЕ
Что н_ говори, а отдохнули мы летом прекрасно: н_ нужно было н_ спешить, н_ суетиться, н_ нервничать.
^ 12.Отметьте номер предложения, где слово пишется слитно.

1. На моем месте вы бы сделали то_же.

2. То _же самое говорят и его друзья.

3. Берись за _то, к чему ты сроден.

4. Предмет трудный, зато интересный.


Отметьте номер слова, где пишется буква
13.О 1) ур_ган, 2) сан_торий, 3) пр_винциальный,4) экск_ватор, 5) к_нонада
14.Е 1) щ_котливый,2) серт_фикат, 3) цив_лизация, 4) стаж_роваться, 5) дел_катес.
15.Е 1) пр_нижать, 2) пр_школьный, 3) пр_мудрость, 4) пр_ближение
16.Е 1) он держ_т слово, 2) плохая вид_мость, 3 ) смотр_т на предмет. 4) сердце

трепещ_т
Отметьте номер слова, где написание
17. слитное:

1) не_ возражая, 2) постоянно не_досыпать, 3) не _зависеть от обстоятельств, 4) не _думая, 5) не_ читал.
18.слитное

1) не_законченное образование, 2) еще не_распустившаяся сирень, 3) отнюдь не _пустое занятие, 4) не _ готов к ответу, 5) это не _совсем так.
19.дефисное

1) по_ праздничному городу, 2) честь_ честью, 3) по_ особому распоряжению, 4) по_ двое, 5) во_вторых
Отметьте номер слова, где пишется
20.удвоенная согласная

1) ап_атия, 2) гал_ерея, 3) кричать до ис_тупления, 4) искус_ный, 5) рас_чет
^ 21. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква

1) р_спорядиться, с_гласие, п_завчера

2) ра_положиться, бе_деятельный, в_помнить

3) пр_образовать, пр_неприятный, пр_следовать

4) без_ядерный, раз_ем, прем_ера.
^ 22. В каком ряду во всех словах пишется гласная И

1) соб_рательный образ, слушать с зам_ранием сердца, подб_ру примеры

2) соб_ратель сказок, бл_стательный успех, выб_рут достойного

3) прот_рать мебель, заст_лать пол, бл_стательный ответ.

^ 23. В каком ряду во всех словах на месте пропусков нужно вставить буквы.

1) влас_ный взгляд, ласковое со_нце, ярос_ное сопротивление

2) ше_ская помощь, кос_ный взгляд, полновлас_ный хозяин

3) извес_ный писатель, кос_ный бульон, словес_ный портрет.
^ 24.В каком ряду во всех словах пишется буква Е?

1) на яблон_, в крепост__

2) в элеги__, в роман_

3) о предложени_, в тетрад_

4) в деревн__, о спектакл__.
^ 25. В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?

1) железная руда

2) железная воля

3) железная логика

4) железная хватка.

Часть2.

Пунктуация

^ 1.Отметьте номер предложения, где слова, набранные курсивом, выделяются запятыми.

1.Кот кабатчицы хитрый сластена и подхалим притащил из сада скворца.

2. Великий русский композитор П.И. Чайковский был профессором Московской консерватории.

3. Обнаруженная поблизости сторожка стоит пустая.
^ 2.Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится запятая.
1. Киселев был человек самомнительный_ и не терпел своеволия.

2.Пёс дышал едва заметно_ и глаза его были закрыты.

3. Я написал около двадцати пьес_ и , как старый литератор, обязан поделиться с молодыми своим опытом.

4.В углу комнаты стоял старинный дубовый шкаф.
^ 3. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие.

1. Нравится рисовать _ рисуй на здоровье

2. Кроме нравственных мук, ему пришлось испытать еще и физические_нестерпимо болело сердце.

3.Наступит весна _ все оживет.

4. На траве, на былинках, на росе _ всюду блестели нити осенних паутин.
^ 4. Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится тире.

1. Конец сентября__ это пора осеннего листопада.

2.Человек без воли_ что каша без соли.

3. Эти равнины_ словно море бескрайнее.
^ 5. Укажите номер простого предложения.


  1. В поезде экстренной работы не было и Данилов отпустил часть персонала погулять.

  2. Все ушли и разговоры спрятала ночная мгла.

  3. Дари щедрее людям счастье и сам ты будешь им богат.

4. Никита вылез из кровати и на цыпочках прошелся по горячим солнечным

квадратам на полу.

^ 6.Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Олимпийские игры проводятся раз в четыре года и участвуют в них практически все страны мира.

  1. Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


^ 7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Еще древнегреческий врач Герофил пришел к выводу, что головной мозг (1) во-первых(2) центр всей нервной системы (3)а во-вторых(4) орган мышления.

  1. 1,2,3,4

  2. 2,4

  3. 1,3

  4. 1,2,4


^ 8. Укажите номер предложения, в котором набранные курсивом слова являются обращением (знаки препинания не расставлены):

1. Брат Григорий ты грамотой свой разум просветил.

2.Не пошла Москва моя с повинной головою.

3 Онегин взором сожаленья глядит на дымные струи.
^ 9. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным цели:

1. Пьер молчал, оттого что не в силах был вымолвить слова.

2. К самому вечеру так все стихло, что листок на березе не шевелился.

3. Глаза старика были красны и влажны, и он, чтобы разлепить их, мигал ими.
^ 10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены)

1. О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

2.Желтоватые или розоватые лепестки этого растения растут по одному или парами.

3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпан и мохнатые ноготки.

4. Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажений и засорений родного языка.
Часть 3.

Пушкин

  1. Прочитайте текст.

(1) Прошлой весной на Северном Кавказе мы ехали, стараясь не выпускать из глаз мчащейся вперед нас машины. (2)Вдруг в тот самый опасный момент, когда мы неслись, покачиваясь над пропастью, возле частого дубового кустарника, еще по-зимнему с желтыми листьями, я увидел роскошные весенние ирисы, густо-синие, почти черные. (3) Охваченный страстью южной весны, играющей такими цветами, забыв об опасности и невозможном напряжении моего молодого друга –шофера Пети, я воскликнул:

-(4)Смотри, Петя! (5)Смотри скорей, какие ирисы!

(6) Водитель повел было глазами невольно в мою сторону, но одумался вовремя и выпалил:

-(7) К черту ирисы!

(8) Я расхохотался и вспомнил то время, когда на Пушкина у нас некоторые литературные организации смотрели почти так же, как мой шофер на ирисы. (9) Лично я теперь держу один из самых мне близких томов Пушкина на прикроватном столике, вместе с некоторыми другими целебными источниками нашего русского языка. (10) Ежедневно на сон грядущий принимаю некоторую дозу целебной речной воды, чтобы прикоснуться к святому, отделаться от той словесной отравы, которую вынужден принимать в себя ежедневно.

(11) Русский человек сейчас говорит двумя языками: одним, приходящим через некоторые газетные статьи языком, и другим- домашним, в творчестве которого проявляется одновременно и его собственная индивидуальность. (12) Вот, например, пришли ко мне два молодых раня: один из них говорил по-газетному, очень вычурно. (13) Другой слушал молча, а когда время пришло уходить, сказал оратору: «(14) Ну, пойдем, синий лапоть»(15)Так вот он представился, этот оратор «с пеной у рта», другому товарищу в этот момент каким-то синим лаптем.

(16) Сила и значение массового усвоения Пушкина, по-моему, и заключается именно в том, что простой человек, дома говорящий своим собственным, хорошим языком, через Пушкина получает уверенность в том, что это действительно хороший, настоящий язык и им можно говорить не только дома, но и везде: на собраниях и парадах. (17) Я не могу себе представить тех богатейших возможностей творчества, если бы весь русский народ заговорил своим, очищенным от словесного мусора языком. (По М.Пришвину).

^ Выполните следующие задания:


  1. О чем говорится в этом тексте?

1) об опасности движения на горных дорогах

2) о красоте кавказской природы

3) о значении Пушкина в нравственной жизни общества

4) о засорении русского языка иностранными словами и выражениями.


  1. ^ Каким предложением должен заканчиваться текст:

1) Все-таки как чудесна наша природа, таящая в себе ту нераскрытую до конца, чарующую силу, которая влечет каждого, кто хоть однажды распахнул свое сердце, будто ставни на окнах.

2) А ирисы так же незаметно и безрадостно растут они в глубине сырого ущелья, их красота никому не ведома, никому не нужна, и поневоле думаешь о множестве талантливых людей, которые вянут в безвестности в каком-нибудь захолустье, роняя, словно увядающие лепестки, свои несбывшиеся надежды.

3) Вот почему я не устаю повторять всем знакомым, да и малознакомым людям, чтобы они во время движения не отвлекали водителя восторженными ахами и охами, в противном случае – беда неминуема.

4) Да, так вот, всего каких-нибудь десять-двадцать лет тому назад Пушкин представлялся кое-кому ирисом, отвлекающим внимание водителя, а теперь ясно всем, что он стал горючим, без которого не может совершаться продвижение нашей машины в счастливую жизнь.
^ 3. Для чего, по мнению автора, нужно читать стихи Пушкина?

1) Чтобы лучше знать родную природу

2) чтобы понимать красоту природы

3) чтобы приобрести вкус к точному и выразительному языку

4) чтобы понимать газетные статьи
^ 4. Какое значение в этом тексте имеет слово ВЫЧУРНО (предложение 12)

1) очень кратко и точно

2) неграмотно, используя просторечные слова и выражения.

3) чрезмерно затейливо, некстати используя в своей речи книжные слова

4) торопливо, сбивчиво, оживленно жестикулируя руками.


  1. Укажите слова и выражения, которые семантически (то есть по смыслу) соотносят стихи Пушкина с лекарственным снадобьем.

    1. дубовый кустарник

    2. ирисы

    3. целебные источники, целебная родниковая вода.

    4. словесная отрава




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку Объем требований по русскому языку
На устном экзамене по русскому языку абитуриент должен показать: орфографическую и пунктуационную грамотность, знание соответствующих...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний проводимых техникумом самостоятельно...
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний по русскому языку для лиц, имеющих основное общее образование, поступающих...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе начального...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconИнститут филологии и межкультурной коммуникации Программа вступительных испытаний по литературе
Программа вступительных испытаний по литературе для лиц, поступающих на базе среднего общего образования

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку
Современный русский литературный язык как предмет научного изучения. Русский язык – нормированная и обработанная форма общенародного...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по литературе Красноуфимск
...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconПрограмма вступительных испытаний по учебному предмету «Всемирная история» (Новейшее время)
Министерством образования Республики Беларусь. Определяющим принципом составления программы вступительных испытаний является сочетание...

Программа вступительных испытаний по русскому языку iconТест для проведения вступительных испытаний по русскому языку утверждаю
Автор статьи указывает: что «рассказы Набокова вошли в золотой фонд мировой литературы»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница