«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна




Скачать 214.74 Kb.
Название«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна
Дата публикации22.01.2014
Размер214.74 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Ленинградский областной институт

работников образования

Ярмарка инноваций -2013


Продукт ИОД


«ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

на уроках русского языка и

литературы »

АВТОР:

Урядникова

Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы

МОУ « КСОШ № 3»


КИРИШИ

2013

Вступление

Продукт ИОД « ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ на уроках русского языка и литературы» предлагает новую форму организации современного урока.

В процессе подготовки и проведения урока ученик включается в процесс коллективной исследовательской деятельности по предметам гуманитарного цикла, использует доступные источники познания и учится отбирать нужную информацию, делает выводы и представляет своё исследование в интегрированной форме.

Задачи , решаемые в ходе работы над учебным проектом:

Предметные

Метапредметные

Личностные

^ ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ РУСССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ .

Важную роль в повышении эффективности современного урока играет его проектно- исследовательские технологии , которые решают следующие задачи:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
_ Развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;
- Умение самостоятельно изучить и отобрать нужную информацию;
- Развитие критического и творческого мышления.
В основе таких уроков стоит постановка проблемы.

Дальнейшая работа над проектом – решение этой проблемы

Реализация проекта начинается с планирования действий по решению проблемы, в частности, с определения вида продукта этого проекта. В основе лежит исследовательская деятельность самих учащихся, то есть поиск информации, которая будет разработана, обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы

Руководитель группы отбирает собранную учащимися информацию и представляет продукт исследования по заданной проблеме.

Проектные технологии всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся ( индивидуальную , парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время( от нескольких дней до месяца) . Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса.


Проблема проекта

Почему?

Мотивация

Цель проекта

Зачем?

Целеполагание

Задачи проекта

Что?

Постановка задач

Методы и способы

Как?

Выбор способов и методов,

планирование

Результат

Что получится?

Ожидаемый результат



В процессе работы у учащихся формируются общеучебные умения и навыки:

Рефлексивные и поисковые ( исследовательские);

Навыки самостоятельной работы в сотрудничестве;

Навык защиты проекта.

По опыту работы в такой форме я пришла к выводу , что самыми эффективными исследовательскими проектами являются уроки следующих типов:

Урок интегрированный ( русский язык , литература, история)
Урок развития речи
Урок обобщения изученного материала

Для повышения эффективности таких уроков использую также интерактивные средства обучения: интерактивная доска , таблицы, различные кластеры, аудио- и видеозаписи.

Учитель в процессе урока обеспечивает высокую организацию и дисциплину учеников, их самостоятельность, активность, инициативность, демократичность, тактичность и этику общения. При этом большое значение имеет деятельность «активных» участников урока (учеников и учителей). Глубина, новизна, логичность и последовательность их сообщений, своевременная коррекция учебно-познавательной деятельности учеников в ходе урока, объединение усилий «активных» и «пассивных» участников (информаторов и слушателей) оказывает содействие реализации поставленных целей и задач интегрированного урока.

Подведение итогов урока делает учитель вместе с учениками. Алгоритм их действий приблизительно такой: соотношение реально достигнутых результатов с поставленными целями и задачами урока, сообщение о реализации содержания урока (полностью, частично, не реализовано); оценка лучших сообщений учеников с точки зрения интеграции знаний; анализ недостатков в деятельности учеников и выявление резервов повышения эффективности урока, уровня учебных достижений учеников.

^ Исследовательские проекты:



  1. Урок по исследованию трагедии А. С. Пушкина « Борис Годунов»

« Тяжела ты, шапка Мономаха!» -7 класс


2.Урок по исследованию служебных частей речи в повести Л. Н. Толстого « Детство»

- 7 класс


^ 3.Урок по исследованию назывных предложений в русской поэзии

«Безглагольность русской поэзии»

- 8 класс



2)Развивать умение вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, уважать мнения одноклассников.,

3)Развивать умение составления опорной схемы и её использования на уроке ( кластер)

Формы организации учебной деятельности:

Индивидуальные и коллективные

Виды работ :

  1. в группе и индивидуальные

  2. опережающее домашнее задание

  3. работа с историческими и литературными понятиями

  4. работа с текстом

  5. работа с опорной схемой( составление кластера)

  6. беседа



^ ПЛАН УРОКА.

1.Организационный момент

2.Постановка цели урока

3.Изучение нового материала

1)Личность Бориса Годунова в истории и литературе

2)Отношение народа к власти в лице Бориса

3)Составление опорной схемы

4)Дискуссия «Моя гражданская позиция»

4.Домашнее задание

^ Методическое обеспечение и оборудование урока:
1)Н.М.Карамзин « История государства Российского»

2)Раздаточный материал «Свидетельства историков о Борисе Годунове ( « Иное сказание» и другое.)

3) Текст трагедии А.С.Пушкина « Борис Годунов»

4)Мусоргский – опера « Борис Годунов», ария царя Бориса « Достиг я высшей власти» в исполнении Ф. И.Шаляпина (фрагмент)

5)Мультимедийная презентация
^ Опережающее домашнее задание:

1 группа – подготовить характеристику Бориса по историческим документам

2 группа- подготовить характеристику царя по Пушкину

3 группа – ответить на вопрос « Как относится народ к царю в трагедии Пушкина»

4 группа – дать современную оценку политике Бориса Годунова
^ Основные понятия:

Литературоведческие Исторические

- Смутное время

- трагедия

-система действующих лиц

- монолог – диалог – реплика – ремарка

- художественная деталь

- развёрнутая метафора

- конфликт

- кульминация

- ключевая фраза


^ ХОД УРОКА

1)Назвать действующих лиц трагедии

2) Рассказать о Смутном времени ( презентация )

3)Историческая справка « Галерея рода Романовых»

4)Работа в тетрадях

^ БОРИС ГОДУНОВ (ХАРАКТЕРИСТИКА )

Перед работой учащиеся слушают монолог Бориса в исполнении Ф.И. Шаляпина (отрывок)

Продолжает исполнение монолога учащийся

(^ Приём выразительного чтения )

Историческое лицо - Художественный образ

«зломысленный лукавый проныра..»

«они вместо слёз глаза смачивали слюной» («Иное сказание»)

« венценосец знал свою тайну и не имел утешения верить любви народной, скоро начал удаляться от России

- отменил Устав древних

- не хотел принимать челобитные,

_-составил свою молитву,

- восстановил систему доносов..»

«имя Годунова будет произносится с омерзением..»

«вчерашний раб, татарин, зять Малюты,

Зять палача и сам в душе палач»

«Владыкою себе цареубийцу

мы нарекли..»

«Да, жалок тот ,в ком совесть нечиста«

«Борис – цареубийца»

«Нельзя молиться за царя Ирода- Богородица не велит»

(юродивый)

«Но счастья нет моей душе.»

«И мальчики кровавые в глазах,

И рад бежать,да некуда…

^ «ОХ,ТЯЖЕЛА ТЫ , ШАПКА МОНОМАХА…»


Вывод:

Образ Бориса Годунова, созданный Пушкиным на основе ист. материалов, глубоко психологичен – отличается особой трагичностью (сам герой чувствует свою обречённость)

( Учащиеся заполняют таблицу во время ответов 1 и 2 групп

В чем же главная проблема Бориса Годунова? ^ В НЕЛЮБВИ
НАРОДНОЙ…


На волне этой нелюбви появляется САМОЗВАНЕЦ

(Историческая справка)

5).Работа 3 группы « Народ в трагедии «Борис Годунов»

(Анализ сцен:

  1. Новодевичий монастырь » -присяга Борису- приём иронии.

  2. Монолог Бориса Годунова

  3. Площадь перед собором в Москве – народный суд в последней фразе

  4. Лобное место – « Да гибнет род Бориса Годунова»

  5. Кремль – « НАРОД БЕЗМОЛСТВУЕТ»)

Запись ключевых фраз в тетрадях

- народ ещё повоет да поплачет

- народ отвык в нас видеть древнюю отрасль

- Живая власть для черни ненавистна,

Они любить умеют только мёртвых

- Бессмысленная чернь

Изменчива, мятежна, суеверна..

- Народ итак колеблется безумно…

- Всегда народ к смятенью тайно склонен

-Нет, милости не чувствует народ,

Твори добро – не скажет он спасибо…

- А чем сильны мы… МНЕНИЕМ НАРОДНЫМ
(Вопрос учащимся – Как с помощью ремарок Пушкин подчёркивает бесправное положение НАРОДА? )

_- на коленях

-плачет (^ Составление диаграммы «Движение народа»

- толпою с выходом на кульминацию.)

- бунт

-безмолвие

(Запись в тетради с выходом на вывод –

Народ- решающая сила истории , но в Смутное время это ещё и главный судья.Но , к сожалению , этот суд становится безмолвным « НАРОД БЕЗМОЛСТВУЕТ» - что в этой финальной ремарке: бесправие или равнодушие?)
6).Дискуссия учащихся по проблеме предыдущего задания
7.)Составление главной опорной схемы - кластера « ТРЕУГОЛЬНИК ВЛАСТИ»(см. в приложении)

Обсуждение учащихся

8.)Вывод по уроку в виде вопроса: Как вы думаете, что может последовать после народного МОЛЧАНИЯ? ..БУНТ ?
ПРИЛОЖЕНИЕ .

КЛАСТЕРЫ

1.Диаграмма

2.Треугольник власти



…Сильны мы мнением народным...
^

Интегрированный урок – исследование (русский язык и литература)


Класс -7

Тема «Использование производных предлогов и союзов в повести Л.Н. Толстого «Детство»

^ Тип – обобщение

Цель: 1)Обобщить исследование по употреблению производных

предлогов и союзов в русской классической литературе на примере повести Л. Н. Толстого « Детство»;

2 ) воспитывать любовь к русской классической литературе и на примере литературных героев учить высоконравственному отношению к своим близким.

Задачи - завершить работу по группам и сделать выводы – открытия по исследованию;

- повторить правописание производных предлогов и союзов;

- привлечь внимание к изучаемо литературе;

- сохранить благоприятный микроклимат в ходе урока

^ Предварительная работа: класс делится на группы , каждой- ДЗ по употреблению отдельной ч. р . в тексте Л. Н. Толстого с выходом на исследование.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, текст повести,

карточки для самостоятельной работы.

^ ХОД УРОКА .

1.Слово учителя( актуализация темы) Сегодня мы обобщаем наше проектное исследование по употреблению и написанию производных предлогов и союзов в

русской классической литературе 19 века на примере повести Л.Н.Толстого «Детство».

Перед нами поставлены следующие цели: - сделать выводы по проектно -исследовательской работе и параллельно повторить орфографию производных предлогов и союзов;

- подготовить себя к написанию тестового задания ЕГЭ А -19;

- творчески завершить изучение повести «Детство» написанием небольшого размышления «Детство – это счастливая пора» ( 50 слов) с использованием самых ярких служебных частей речи (подготовить себя в выполнению части С ГИА)

^ Вначале вспомним эпиграф к изучению повести.

Ученик : это начальные слова главы 15 с одноименным названием и наше ДЗ – письмо по памяти.

Учитель : В тетрадях – число , классная работа,тема .

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (письмо по памяти )

« Счастливая, невозвратимая пора детства!Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней ? Воспоминания эти освежают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». (23 орфограммы)

( После самостоятельного написания отрывка ученик

на интерактивной доске делает проверку правильности выделения орфограмм ,в тетрадях все остальные учащиеся проверяют с помощью взаимопроверки и ставят соседу по парте оценку. Затем учитель спрашивает ребят о качестве выполнения

работы.) СЛАЙД 3

^ 2.Исследовательская работа .

Учитель: приступаем к нашим открытиям! Приглашаем группу, которая наблюдала над словами « В продолжени(?) – в течении(?)» слайд 4

«Он выиграл в продолжение своей жизни несколько миллионов» (гл. 10 « Что за человек был мой отец?») уч –ся на слайде показывает правильное написание и объясняет.

^ ВЫВОД (открытие 1) :Производный предлог « в продолжение»

Употребляется в повести только один раз, т.к. переносное значение « временной отрезок» ещё не вошло в широкое употребление. По этой же причине производный предлог « в течение» в данном произведении вообще не употребляется.Да и сейчас эти предлоги больше характерны для официально – деловой речи. (вывод по исследованию делается учащимися и записывается в тетрадь.)

^ Учитель:Следующая группа исследователей работала над употреблением слова « ( На ) счёт»

= « о»

«(На)счёт предсказаний я те- « Матушка на этот счёт была дурного

бе рассказывала.» о нём»

ГЛ. « Юродивый»

Частота употребления – 8 раз

( объсняем написание, работая интерактивно с о слайдом № 5; делаем выводы)

Вывод( открытие №2): В литературном языке 19 века часто используется выражение « на этот счёт, на мой счёт.»

^ Широко распространенного в современном русском языке выражения « на счёт ( в банке) ,т.е. прямого значения, нет,

Т.к. не было условий для его возникновения(банковский счёт возник в России только к концу 19 века.

Учитель : Теперь перед нами интереснейший предлог уступки « (НЕ ) СМОТРЯ на…

«( Не)смотря на это , на меня часто находили минуты отчаяния»

( гл.19 « Ивины»

^ Частота употребления- 20 раз !

(Объясняем написание на слайде №6 ,делаем выводы)

Вывод ( ОТКРЫТИЕ №3 ): В главах 17-20 частота употребления этого предлога 11 раз! Предположим, это связано с идейным содержанием повести: на этих страницах идёт представление тех героев,которым Николенька Иртеньев как раз не симпатизирует: кн. Корнакова, кн. Иван Иваныч, Сергей Ивин .

( см. ОПОРНУЮ СХЕМУ по повести).Таким образом,эот предлог помогает раскрыть внутренний мир героя, « диалектику души»

Учитель:Изучая производные предлоги, мы постоянно сталкивались с самостоятельными частями речи.

Таковым является наречие ( В )ПОСЛЕДСТВИ…

«Рассуждая об этом (в)последствии…, я понял, что у неё доставало присутствия духа заняться своим делом.»

( гл.28 « Последние грустные воспоминания»

Частота употребления – 4 раза

(объясняем написание на слайде № 7 , делаем выводы)

ВЫВОД (ОТКРЫТИЕ №4):На протяжение повести педлог ВСЛЕДСТИЕ не употребляется,т.к. он характерен для деловых бумаг, а наречие , имеющее другое лексическое значение « после , потом» достаточно употребимо в русской классической литературе 19 века.

Учитель:Не менее интересно употребление различных союзов в тексте

Л. Н. Толстого.Предоставляю слово исследователям союзов:

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

ТО( ЖЕ) = ТАК(ЖЕ)

«В эту минуту я тоже думал « Нагнувшись над червячком, Катенька сде-

^ Об этом.» ла то самое движение, и в то(же) время

( гл. 14. « Стихи») ветер поднял косыночку с её беленькой

шейки.»

частота употребления – 15 раз

(Объясняя написание ,работаем на слайде №8 ; делаем промежуточный вывод о том, что в современном русском языке полностью сохранилось употребление 19 века.) -Открытие №5

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ:

ЧТО(БЫ)

Я стал бояться , чтобы она не Что(бы ) это было за счастье,если (бы) можно

приняла меня за дурака… весь век прожить с ней в этом тёмном …
( глава « До мазурки»)

(Объясняя ,работаем на слайде№8, делаем выводы по употреблению подчинительных союзов)

^ ВЫВОД (ОТКРЫТИЕ № 6.

Работая с подчинительными союзами , мы установили, что рекордсменом в нашей группе является союз ЧТОБЫ ( употребляется 68 раз!). Чаще всего в главе 25 « Письмо» и в гл. 28 « Последние грустные воспоминания». Мы думаем , что это связано с раскрытием «диалектики души» матушки Натальи Савишны.

^ 3.Рефлексия « Тестовая работа по усвоению написания данных частей речи

с использованием предложений из исследования.»( СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ – КАРТОЧКИ).

^ Цель : подготовится к ЕГЭ по заданию А19.

ДЗ: творческая работа « ДЕТСТВО – ЭТО СЧАСТЛИВАЯ ПОРА»Как вы понимаете эти слова? Написать размышление , используя два аргумента из повести.

Цель: подготовить себя к выполнению части С ГИА.

^ 4. Подведение итогов.
ОБЩИЙ ВЫВОД ПО исследованию:

Исследуя повесть « Детство « на предмет употребления производных предлогов и союзов, мы увидели,что эти служебные части речи играют немаловажную роль в произведении.Употребление производных предлогов и омонимичных слов связано со сферой употребления 19 века , а союзы помогают автору глубже раскрыть «диалектику души» Николеньки Иртеньева и его близких.

См. опорную схему по повести.) СЛАЙД



^ ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Примерная письменная работа в форме С2.2.

« Детство - это счастливая пора»

В повести Л. Н.Толстого рассказывается о детстве Николеньки Иртеньева. Для него это счастливая пора! Это действительно так.

Во- первых ,мальчик в течение повести был окружён любящими родителями: маман он очень любил( « любовь к ней и к богу слились в одно чувство»), а папа уважал( гл.3 .)

^ Во – вторых, не только родители, но и просто близкие люди тоже поддерживали в сложных ситуациях и желали Николеньки добра.Например, Нататалья Савишна

(«Её жизнь – чистая , бескорыстная любовь и самопожертвование»)

^ Что бы делал Николенька, если бы не было таких людей!

Я очень хотел бы , чтобы моё детство и отрочество было похоже на удивительно добрый мир героев Толстого!

( 94 слова)

Приложение № 3

Карточки для самостоятельной работы


^ Интерактивный интегрированный урок по развитию речи ( русский язык и литература)

Тема урока: «Безглагольность» в русской поэзии( функции назывных предложений в пейзажной лирике)

^ Тип урока: р/р

Вид: урок – исследование ( проектная технология)

Цели урока :

  • Определить функции назывных предложений в пейзажной лирике (методом исследования русской поэзии)

  • На примере русской поэзии воспитывать высоконравственное отношение к русской классической литературе и языку.

Задачи урока:

  1. Завершить работу по группам и сделать выводы по исследованию

  2. Повторить правописание приставок

  3. Обобщить навыки отличия двусоставного предложения от односоставного, назывных предложений от обращений

  4. Способствовать формированию эстетического вкуса и искусства выразительного чтения

  5. Осуществлять межпредметные связи ( живопись, музыка, фотография)

  6. Продолжить работу над значением слова

  7. Прививать любовь к изучаемой литературе

  8. Сохранить благоприятный микроклимат вовремя проведения урока.

Предварительная работа

Класс делится на четыре группы , каждая группа делает свой проект по употреблению и функционированию в поэзии назывных предложений.

Оборудование

Интерактивная доска, презентация, толковый этимологический словарь, тексты стихотворений, опора по уроку.

Ход урока .

1.Слово учителя ( актуализация темы) Слайд 1.

2.Чтение эпиграфа по музыку ( Моцарт « Музыка ангелов) Слайд 2.

Отрывок из стихотворения Константина Бальмонта "Безглагольность":

Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,


Холодная высь, уходящие дали.
Приди на рассвете на склон косогора, -
Над зябкой природой дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.


3.Красиво, не правда ли? Удивительная метафора К. Д. Бальмонта стала темой нашего урока. Почему? … ( ответы уч-ся)

Вот об этой безглагольности мы и поговорим сегодня, т.к с точки зрения синтаксиса безглагольностью называется назывное предложение.

Задание : найти назывные предложения в эпиграфе и параллельно выделить орф. приставок (работа в опоре)

4.Выход на цель урока . Слайд 3.

5.Немного теории.( Работают теоретики у доски)

Назывные (номинативные предложения) Слайд 4

Пейзажная лирика
( работа по составлению кластера по теоретическим вопросам урока)

( определения урока под запись)

6.В нашем проекте мы пошли по самому простому пути : наш тематический выбор –

^ ВРЕМЕНА ГОДА .

( выступление руководителей групп по очереди с выводами по исследованию)

___ СТИХОТВОРЕНИЯ О ВЕСНЕ : слайд 5

(Задание для всех : поиск назывных предложений и определение функций.)

^ 1)Ф. И. Тютчев « Весна , весна!»

Весна,весна! Как воздух чист !

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой слепит мне очи он.

С помощью повтора рисуется восторг, пробуждение природы и человека)

2)«Весна» А. Майков

^ Голубенький , чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок

( Главный символ весны – подснежник- рисуется назывными предложениями : новая жизнь противопоставлена старой)

Работа над словом « грёзы» и определение роли эпитетов «чистый , сквозистый»

слайд 6.

3) К. Д. Бальмонт « Родное»

^ Аллеи рек. Зеркальности озёр .

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка – страшный тёмный дом.

Его вершин немолкнущие звоны.

( Работа над образами – метафорами: эти детали подчёркивают « РОДНОЕ» сердцу автора, т.е. рисуют любовь к родной земле) слайд 7

ВЫВОД 1 :

Исследовано более 10 стихотворений. Самые яркие – в презентации.

^ Назывные предложения используются для изображения явлений природы. Образы – метафоры рисуют состояние л/г ( восхищение , любование ,уважение к родной природе)

____СТИХОТВОРЕНИЯ О ЛЕТЕ

1) 19 век , метр русской поэзии, классика назывного предложения:

А. А. ФЕТ

Шёпот , робкое дыханье ,

Трели соловья ,

Серебро и колыхание

Сонного ручья.

Свет ночной , ночные тени.

Тени без конца ,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы ,


И заря, и заря!

(Лето, рассвет, любовь.

Назывные предложения используются с целью показать поэзию летней ночи,

^ Любовь, счастье, единение с природой ( образ соловья)

Работа над словом «лобзание» слайд 8

2) Теперь перенесёмся в 21 век: о любви назывными предложениями говорят и современные поэты - авангардисты

Лето…отпуск…жара…
Солнце…море…песок…
Яхта…парус…ветра…
Чайки…небо…платок…

Взгляд…улыбка…рука…
Губы…волосы…бровь…
Нежность…ласка…пока…
Завтра…вечность…любовь…
(Тамара Николаева «Лето») слайд 9

Образ лета динамично переходит в любовь: ЛЕТО - ЛЮБОВЬ

^ 3) Детская поэзия богата назывными предложениями:

Т. Боковая « Летний дождик» слайд 10

ВЫВОД 2 : ( по аналогии с первой группой)

ПЕРЕДЫШКА (ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ) слайд 11

____ СТИХОТВОРЕНИЯ ОБ ОСЕНИ:

1)Ф. И, Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная , таинственная прелесть.. слайд 12

( Назывными предложениями рисуется восхищение л/г)

^ Работа над словом – развёрнутая метафора:

« кроткая улыбка увядания» -

« божественная стыдливость страдания»

2) Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.


(Б. Пастернак)

( Осень – сказка, очарование)

Работа над словом « Чертог» Слайд 13

3)Б. Окуджава
Осень ранняя.
Падают листья.
Осторожно ступайте в траву.
Каждый лист — это мордочка лисья...
Вот земля, на которой живу.


( Назывные пр. рисуют РОДИНУ « вот земля…», где дорог каждый листик)

Слайд 14

ВЫВОД 3 ( по аналогии с предыдущими)

______СТИХОТВОРЕНИЯ О ЗИМЕ:
1) А. С. Пушкин


Мороз и солнце! День чудесный!

Ещё ты дремлешь,

друг прелестный…
Какая ночь! Мороз трескучий ,

На небе ни единой тучи…
Зима! Крестьянин , торжествуя,

На дровнях обновляет путь.. слайд 15
2)А.А. Фет

Чудная картина, Бриллианты в лунном свете,

Как ты мне родна: Бриллианты в небесах…
Белая равнина,


Полная луна, ( повтор метафор для усиления)

^ Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег слайд 16

3)К. Д. Бальмонт

Снежинка

Светло- пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

( Внимание тропам, с помощью которых рисуется зима , её символы)

слайд 17

ВЫВОД 4
Назывные предложения используются для усиления выражения восторга ,любования, русской зимой, родным краем


7.Закончилось наше основное исследование, но не закончилась наша работа с назывными предложениями , ведь мы сегодня убедились , что с их помощью можно интересно смотреть на мир: наши « Счастливые люди» приготовили всем сюрприз ( поздравление с Новым годом назывными предложениями по первой строчке :

^ Новый Год. Подарки . Елка.
(Представление работ и украшение ёлки)

8.Итог: Сегодня, ребята, мы еще раз повторили и обобщили наши знания о назывных предложениях ; определяли их функцию в русской поэзии и убедились в том, что русский язык - это действительно уникальное явление , это, говоря словами И. С. Тургенева,« клад, это достояние, преданное нашими предшественниками» , а « в руках умелых он способен совершать чудеса», что и показало наше исследование.

9. Группа теоретиков составляет итоговый кластер на интерактивной доске

10. Домашнее задание : доделать опору по уроку

Использованная литература.

1. «Универсальные поурочные разработки по русскому языку, 8 класс. Москва "ВАКО", 2009.

2.Тексты стихотворений

3. Интернет – источники

Приложение.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconМетодическое объединение учителей русского языка и литературы Советского...
Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconА ктянова Елена Геннадьевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9», учитель русского языка и литературы высшей квалификационной...

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна icon* урок творческого поиска
Интеграция как современная технология обучения на уроках русского языка и литературы

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconНазвание городская проблемная группа «Технология полного усвоения знаний»
Автор/ы урока/руководитель творческого коллектива (фио, должность): Яшаева Елена Валентиновна, учитель русского языка

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна icon-
Автор: Сарычева Римма Геннадьевна, учитель русского языка и литературы мкоу юшалинская средняя общеобразовательная школа №25 Тугулымского...

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconВопросы и задания
Автор – Бабаева Наталья Геннадьевна, учитель русского языка и литературы мкоу зимняцкой средней общеобразовательной школы Х. Зимняцкого....

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconНаучно-практическая конференция школьников и педагогов “
Недостаточная разработка, но вместе с тем, актуальность вопросов методики формирования ключевых компетенций на уроках русского языка...

«проектная технология на уроках русского языка и литературы» автор: Урядникова Елена Геннадьевна iconМастер-класс. Групповая работа на уроках литературы и русского языка...
Цель: выявление методических особенностей организации групповой работы на уроках русского языка и литературы в средних и старших...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница