Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература




Скачать 195.11 Kb.
НазваниеТематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература
Дата публикации23.01.2014
Размер195.11 Kb.
ТипТематическое планирование
lit-yaz.ru > Литература > Тематическое планирование


«Рассмотрено и принято» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании МО зам. директора по УВР Директор ГБОУ СОШ № 1007

учителей русского языка «_____»________2013г.

и литературы ГБОУ СОШ № 1007 _________/ Е.А. Жузе/

Протокол № от _________/Е.Н.Разыграева/ «______»____________2013г.

Печать ОУ

«____»____________

Руководитель МО

__________/П.А. Тюрников /
Календарно – тематическое планирование

на 2013/ 2014 учебный год
Учебный предмет: литература

Класс: 7

Количество часов: в неделю: 2; всего за год: 68
Учитель: Тюрников П.А.

Планирование составлено на основе программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. ^ 5—11 классы (базовый уровень) / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2010.
Используемый учебник: Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Учебник для общеобра­зовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература: Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 7 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2012.

Планирование составил __________________(Тюрников П.А.)

Пояснительная записка
Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
^ Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:


  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
^ Цели:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема урока

Основное содержание

Примечания

Дата

1

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы.

1 неделя




2

^ Устное народное творчество. Предания. Былина как памятник героического эпоса.. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных критериев русского народа.

Гимназический компонент: знакомство с текстами на древнерусском языке.

Предание, былина, гипербола.




3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Принципы создания образа былинного героя.

2 неделя




4

Художественное своеобразие былины «Садко». Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин.

Гимназический компонент: исполнение обрядовых песен.







5

Р.Р. Создание былины или стихотворения на былинный лад.

3 неделя




6

Народная мудрость пословиц и поговорок.

Урок-игра.




7

Зачет. Устное народное творчество. Жанры фольклора.

(Тест, контрольная работа, устный опрос).

4 неделя




8

^ Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха. Жанр поучения в древнерусской литературе.

Понятие о поучении.




9

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

Развитие представлений о летописи. 5 неделя




10

^ Русская литература ХVIII века. М.В.Ломоносов. Слово об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Понятие о жанре оды.




11

^ Г.Р. Державин. Размышления о смысле жизни, о судьбе. («Река времен в своем стремленьи..», «На птичку…», «Признание»).

6 неделя




12

^ Русская литература ХIХ века. В.А. Жуковский. Страницы жизни поэта. «Лесной царь» - перевод баллады И.В. Гете.







13

^ А.С. Пушкин. Страницы жизни писателя. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»). Интерес Пушкина к истории России. Прославление мужества и отваги русских солдат.

Гимназический компонент: поэтическая автобиография.


7 неделя




14

^ А.С. Пушкин «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Мастерство поэта в поэтическом описании города.







15

^ А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Особенности композиции произведения.


8 неделя




16

^ А.С. Пушкин «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Слово летописца.







17

^ А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Тема «маленького человека».

Гимназический компонент: викторина.

Жанры эпоса. Повесть. Цикл повестей. 9 неделя




18

История России в произведениях А.С.Пушкина.

Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению.

Обобщающий урок (зачет, тест, контрольная работа).




19

^ М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни поэта. Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Гимназический компонент: чтение стихотворения наизусть.

10 неделя




20

^ М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Поэма об историческом прошлом Руси.

Фольклоризм литературы.




21

^ М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича…». Герои поэмы и нравственный идеал автора.

11 неделя




22

^ Н.В. Гоголь. Страницы жизни писателя. «Тарас Бульба» Историческая основа повести. Образ Родины.







23

^ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Особенности изображения природы и людей в повести.

Литературный герой.




24

^ Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

Гимназический компонент: чтение фрагмента из произведения наизусть.







25

Р.Р. Характеристика одного из героев повести.


Сочинение по повести:

- Сравнительная характеристика героев (Остапа и Андрия).

- Роль пейзажа в

повести Н.В. Гоголя.

- Авторская оценка героев.




26

^ И.С. Тургенев. Страницы жизни писателя. Цикл рассказов «Записки охотника». Изображение жизни народа в рассказе «Бирюк».







27

^ И. С. Тургенев. Мастерство пейзажной живописи.

Гимназический компонент: беседа об усадьбе Тургенева в Спасском-Лутовиново.

14 неделя




28

^ И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Авторские критерии нравственности в произведениях.

Жанр стихотворения в прозе.




29

Р.Р. Сочинение в жанре стихотворения в прозе.

15 неделя




30

^ Н.А. Некрасов. Страницы жизни писателя. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы.

Развитие понятия о поэме.
















31

^ Н.А. Некрасов «Русские женщины». Величие духа русских женщин.

16 неделя




32

Н.А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом». Боль поэта за судьбу народа.







33

^ М.Е. Салтыков – Щедрин. Страницы жизни писателя. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки общества.


Сатира, гротеск.

17 неделя




34

Сатирические приемы в сказках ^ М.Е. Салтыков-Щедрина («Дикий помещик», «Премудрый пескарь»).

Внеклассное чтение.




35

^ Л.Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство» (главы из повести). Автобиографическое художественное произведение.

18 неделя




36

^ Л.Н. Толстой «Детство». Взаимоотношения детей и взрослых. Мастерство писателя в изображении мыслей и чувств человека.







37

Край ты мой, родимый край». ^ Стихотворения русских поэтов о родной природе (В.А. Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И.Тютчев и др.).

Поэтический семинар

19 неделя




38

^ А.П. Чехов. Страницы жизни писателя. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Говорящие фамилии как средство юмористической характеристики.

Гимназический компонент: связь А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.







39

^ А.П. Чехов «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня». Многогранность комического в рассказах Чехова.

Инсценировка рассказов

20 неделя




40

^ Русская литература ХХ века. И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Авторское решение проблемы взаимоотношений в семье.







41

Нравственные проблемы в рассказе ^ И.А. Бунина «Лапти». Внеклассное чтение.

21неделя




42

М. Горький. Страницы жизни о писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Мастерство писателя в изображении быта и характеров.







43

Р.Р. Обучение анализу эпизода. Письменный развернутый ответ на вопрос: «Как поведение бабушки и дедушки во время пожара объясняет разницу в их отношении к жизни и к людям?».

22 неделя




44

^ Детство в произведениях Л.Н.Толстого, И.А.Бунина, М.Горького.

Гимназический компонент: составление кроссворда.







45

М.Горький «Данко» («Старуха Изергиль»). «В жизни всегда есть место подвигам».

23 неделя




46

^ Л.Н. Андреев. Гуманистический пафос рассказа «Кусака».

Гимназический компонент: чтение фрагмента из произведения наизусть.







47

В.В.Маяковский. Страницы жизни поэта. «Необычайное приключение…». Мысль автора о роли поэзии. Особенности поэтики Маяковского

Тоническое стихосложение.

Ритм, рифма.

24 неделя




48

^ В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Богатый внутренний мир лирического героя.

Гимназический компонент: чтение стихотворения наизусть.

Лирический герой.




49

^ А.П. Платонов. Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе «Юшка».

25 неделя




50

^ А.П. Платонов Сказка – быль «Неизвестный цветок». «Ни на кого не похожие» герои Платонова.








51

^ А.Т. Твардовский. Личность поэта. Стихотворения «Братья», «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…» и др. Размышления поэта о неразделимости судьбы поэта и народа.

26 неделя




52

^ Произведения о Великой Отечественной войне (А.Ахматова, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, Н.Тихонов).

Поэтический семинар




53

^ Ф.А. Абрамов. Страницы жизни писателя. Этические, нравственные и социальные проблемы рассказа «О чем плачут лошади».

27 неделя




54

Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова

«О чем плачут лошади».







55

^ Е.И. Носов. Слово о писателе. Рассказ «Кукла» («Акимыч»). Красота родной земли в рассказах писателя – фронтовика

28 неделя




56

^ Р.Р. Анализ рассказа Е.И. Носова «Живое пламя».







57

Ю.П. Казаков «Тихое утро». Глубина психологической характеристики в рассказе.

29 неделя




58

^ Ю.П. Казаков «Тихое утро». Характеристика героев в рассказе.







59

Д.С. Лихачев. «Земля родная». Духовное напутствие молодежи.

30 неделя




60

«Тихая моя Родина». ^ Стихотворения о Родине, природе. (В.Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов).

Урок-концерт.




61

^ Зарубежная литература. Роберт Бёрнс. Особенности творчества поэта. Стихотворение «Честная бедность».

31 неделя




62

^ Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…». Гимн павшему в борьбе за свободу Родины герою.







63

^ Японские хокку. Особенности жанра хокку.

32 неделя




64

Джеймс Олдридж. «Отец и сын». Проблемы взаимоотношений людей. Ответственность за судьбу человека.

Гимназический компонент: бродячие сюжеты.







65

^ Проблема отцов и детей в русской литературе (В.Г. Короленко, Л.Н.Толстой, И.А. Бунин, М.Горький, Дж. Олдридж).

33 неделя Урок-зачет.






66

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.







67

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви.

34 неделя




68

Заключительный урок. Рекомендации для чтения.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconТематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература
Планирование составлено на основе программы: Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5—11 классы (базовый уровень)...

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала на 2013-14...
Учебный комплекс для учащихся: учебник «Литература. 9 класс» (Коровина В. Я.) – М.: Просвещение, 2013

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала на 2013-2014...
Примерной программы основного общего образования по литературе и в соответствии с программой В. Я. Коровиной по литературе

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование на учебный год: 2013/2014 /Литература/10 класс
Русская литература ХIХ века в контексте мировой культуры. Выявление уровня литературного развития учащихся

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала на 2013-2014...
Программа: Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 11 класса составлено на основе федерального...

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование учебного материала на 2012-2014...
Примерной программы основного общего образования по литературе и в соответствии с программой В. Я. Коровиной по литературе

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование на 2013-2014 учебный год. Предмет: Литературное чтение
Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих...

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование на 2013 -2014 учебный год. Предмет:...
Литературное чтение. Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий. Программы «Школа России». М.: Просвещение, 2003

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconТематическое планирование учебного материала (экстернатная форма...
Унт. Народные лирические и исторические песни. Предания. «О пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Древнерусская литература. Из...

Тематическое планирование на 2013/ 2014 учебный год Учебный предмет: литература iconКалендарно-тематическое планирование на учебный год: 2013/2014 /Чтение/4 класс



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница