М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок?




Скачать 104.92 Kb.
НазваниеМ. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок?
Дата публикации26.01.2014
Размер104.92 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Знайте, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома.

Ф. М. Достоевский

«Золотое детство» - общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? А что если миф о золотом детстве – выдумка взрослых, которые забыли о том времени, когда сами были детьми? «Ведь если бы все в детстве были безоблачно счастливы, то из детей вырастали бы глупые взрослые. Между тем мы живём в обществе людей разумных, талантливых, способных, умных, толковых, мыслящих – и это во всех областях». (В. Шефнер).

В действительности детство – пора очень напряжённой учёбы («научения»), пора освоения и усвоения бытия, время перехода от созерцательного восприятия мира к созидательному. В детстве жить и интересно, и трудно. Колоссальный поток сведений, ощущений, переживаний вливается в сознание, и во всём надо разобраться, а умственных силёнок и опыта ещё очень мало. Всё время ошибки, накладки, просчёты, недоумения. Радость постижения чего-то всё время сменяется новыми поисками и новыми ошибками.

И вот тут-то на помощь приходит учитель литературы, в руках которого весь опыт русской классической литературы, способной ответить на любой, даже очень личный вопрос. Почти каждый большой мастер слова отдал дань этой незабываемой поре жизни. Кто-то сосредоточил своё внимание на сложностях становления личности, на психологических особенностях детской души (как, например, Достоевский, Толстой, Набоков), кто-то на поэзии детства (как Бальмонт), кто-то на чистоте и одухотворённости детского восприятия мира (как Бунин).

Тема «духовный опыт детства» проходит через весь курс литературы в школе и позволяет не только использовать «живые впечатления детей» (Е.О. Галицких), но обогатить их опыт, сформировать сознательное отношение к детству как важнейшему периоду человеческой жизни, «создать условия для их духовного роста, раскрыть живые связи жизни и искусства». Постижение тайн бытия, проникновение в сокровенные стороны реальности, познание законов развития личности – дар, которым от рождения наделён человек. И задача учителя этот огонь зажечь, помочь обыденный мир увидеть глазами художника, писателя. «Удивиться ему! Пережить радость и причастность к его таинству!»

Отличительные особенности этих уроков и планирование представлено в книге Е. Галицких и Г. Самохваловой «Готовимся к уроку литературы в 5 классе» (г. Киров, 1996). Педагоги выделяют следующие особенности:

- системность в планировании с 5 по 11 класс, в отборе содержания, в усложнении форм уроков, в восприятии их учащимися как системы уроков;

- целостность, обращённость к человеку во всей его сложности и развитии, стремление преодолеть «разорванность» восприятия литературы о детстве и проследить духовное взросление учеников в течение всех школьных лет;

- актуализация опыта детства каждого ребёнка и перевод опыта в объект творческого рассмотрения;

- «чтение как труд и творчество» (В. Асмус), открытие духовного мира писателя через анализ художественного текста в единстве формы и содержания;

- активизация самопознания учащихся путём самостоятельного литературного творчества, поиск книги для души и т. д.;

- духовное общение ученика и учителя на уроке, сотворчество как необходимое его условие.

Система же таких уроков может быть у каждого учителя своя, варьироваться и изменяться. Предлагаем свой вариант системы уроков внеклассного чтения «Индивидуализация и актуализация духовного опыта детства».

5 класс. «Второго детства не бывает». (Тема детства в повести А. Лиханова «Мой генерал», урок речи по стихотворению А. Блока «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…»).

6 класс. «Каждый человек – это целый мир» (тема, близкая шестиклассникам, «человек и другие люди, идеи и побуждения, во имя которых он совершает самоотверженный поступок, наконец, человек в сложных взаимоотношениях с самим собой») по рассказу Ю. Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный…»

7 класс. «Человек создан для счастья?» (Урок – размышление о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, «психология общечеловеческой тоски по недостижимому и тоски по полноте существования» (В. Г. Короленко), духовное обновление человека в повести В. Г. Короленко «Слепой музыкант»).
8 класс. «Глюки во сне и наяву». (Урок – беседа о понятии свободы, об истинных и ложных ценностях современной молодёжи, о необходимости самосохранения по рассказу Л. Петрушевской «Глюк».

9 класс. “Человек-творец и его дар”. (Урок – исследование творческой природы человека, которая закладывается в детстве как жажда поступка, самореализации, утоление которой невозможно в неподлинном мире обыденного, что побуждает к “прозреванию” и творчеству собственных “иных” миров по рассказу Дины Рубиной «Всё тот же сон».

10 класс. "Маленькие взрослые". (Урок – суд, в основе которого разговор о "потерянном детстве", т.е. о детях, которые с детства не знали, что такое семья, любовь, ласка, забота. Они в интернате, и воспитала их жизнь, в которой они потом терялись и не находили своей дороги в "светлое будущее". По произведениям А. Лиханова «Никто» и «Благие намерения»).

11 класс. «Потерянный рай» по повести В. Набокова «Другие берега». (Урок погружения в анализ художественного произведения, исследующего драму одиночества героя-подростка, философско-художественное осмысление внутреннего мира и впечатлений детской души, для которой открытие мира - «все красоты неотторжимых богатств, призрачное имущество» - «оказалось прекрасным закалом для предназначенных потерь».

Детство, юность не исчезают бесследно. Тихой мелодией, рождающей свет и тепло, они звучат в душе, согревая душу и освещая наш жизненный путь. Способность радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком, “по-детски созерцательное состояние ума, …при котором мы понимаем, что мир хорош” (В. Набоков) – вот основа долгой, плодотворной жизни.
^ Урок речи по стихотворению А. Блока «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…»

Тема. Второго детства не бывает.

Цели урока: изучение произведения искусства, постижение идеи о необходимости внутренней потребности к самовыражению, жизнетворчеству;

формирование навыка анализа поэтического произведения; развитие речи, образного мышления, развитие критического мышления;

воспитание любви к слову, формирование мыслительных потребностей в душе юного читателя, формирование художественного вкуса.

Оборудование:

толковый словарь С.И. Ожегова; слайд – шоу фотографий детей;

портрет А. Блока; презентация к стихотворению; текст стихотворения у каждого ученика, репродукция картины В. Серова «Дети».

^ Ход урока

  1. Организационный момент

Слайд- шоу.

Сегодняшний урок мы начнём с сюрприза. Фотографии детей должны настроить на тему, которую сами ребята сформулируют – тему детства.

  1. ^ Проверка домашнего задания

К уроку учащиеся разбирают свои детские фотографии, вспоминают самые сильные эмоции и пишут небольшую письменную работу на тему: «Самое яркое воспоминание о детстве». Чтение детских работ. Вывод о том, что детство – самая счастливая пора и именно эти счастливые, радостные мгновения остаются с нами: все дети на фото улыбаются.

  1. ^ Изучение нового материала

Тема

Второго детства не бывает

- Как вы понимаете тему?

- Попробуем сформулировать проблему («Зачем человеку детство?») Результатом сегодняшнего урока будет творческая работа, где вам пригодится всё, о чём мы говорили и будем говорить на уроке.

- Вспомним произведения литературы, изученные в 5 классе, в которых встретилась детская тематика. Выводы оформим в виде кластера. Желающие читают стихи о детстве.

Детство

А. Погорельский «Чёрная курица…»

чувство ответственности

И. Бунин «Детство»

познание мира и себя

А. Платонов «Никита»

переход от созерцательного восприятия мира к созидательному

К. Бальмонт «Фейные сказки»

понимание добра и зла

В. Короленко «В дурном обществе»

милосердие

М. Зощенко «Великие путешественники»

наивность

К. Паустовский «Тёплый хлеб»

любовь к людям и животным

- В кластере оставляем местечко ещё для одного очень важного качества, которое формируется в человеке именно в детские годы. Что это за качество – нам поможет ответить на вопрос стихотворение Александра Блока «Ты помнишь, в нашей бухте сонной».

- А. Блок – великий русский поэт серебряного века (портрет на доске). С творчеством А. Блока мы познакомимся более подробно в старших классах. Прослушайте внимательно стихотворение.

Чтение стихотворения учителем (чтение сопровождается презентацией). Текст читается не полностью, а лишь 5 первых строф (элемент интриги и формирование читательской зоркости).

Выявлять восприятие лирического стихотворения будем с помощью следующих заданий:

- Лирический герой этого стихотворения взрослый человек или ребёнок?

- К кому обращается лирический герой стихотворения?

- Какие образы, созданные автором, можно запечатлеть? (Бухта, вода, море, дети).

- Если бы вы рисовали иллюстрацию, какими бы вы изобразили детей? (Предположительно, весёлыми, любознательными, добрыми).

- Какая картина по настроению получилась бы у вас?

- Что показалось странным, неожиданным, что привлекло внимание?

Возможны различные ответы, но зрительные картины первой части стихотворения очевидно вытекают из текста (кинематографичность). Предположительно, многое для пятиклассников покажется непонятным и странным, особенно в финале.

Самостоятельная работа.

- Прочитай стихотворение про себя. Подумай и ответь:

То, о чём говорится, -

  1. Пережил сам автор;

  2. Автор увидел своими глазами;

  3. Автор вспомнил;

  4. Автор придумал, но очень здорово;

  5. Автор нафантазировал, а в жизни так не бывает.

Обсуждение наблюдений.

Работа в группах. Заполните таблицу. Задание выполняется в группах по 4 человека.

^ Индивидуальное задание для 6 группы. В словаре Ожегова найти значение слов бухта, кильватерная колонна, маяк, семафор.

Индивидуальное задание для 7 группы.

  1. определить значение фразеологизма «битый час»;

  2. определить, в каком значении употребляется слово «мир» в третьей строфе;

  3. подобрать синонимы к словам «заманчивей» и «шире», использованных в третьей строфе;

  4. подобрать синоним к слову «зарылись» в третьей строфе;

  5. как вы понимаете слова «сердце радоваться радо»?




увидели

услышали

почувствовали

Ты помнишь? В нашей бухте сонной
Спала зеленая вода,
Когда кильватерной колонной
Вошли военные суда.

Четыре - серых. И вопросы
Нас волновали битый час,
И загорелые матросы
Ходили важно мимо нас.

Мир стал заманчивей и шире,
И вдруг - суда уплыли прочь.

Нам было видно: все четыре
Зарылись в океан и в ночь.

И вновь обычным стало море,
Маяк уныло замигал,
Когда на низком семафоре
Последний отдали сигнал

Как мало в этой жизни надо
Нам, детям, - и тебе и мне.
Ведь сердце радоваться радо
И самой малой новизне.


Бухта, вода, военные суда

4 серых корабля, загорелые матросы

Суда уплыли, «зарылись в океан и в ночь»

Обычное море, маяк, сигнал семафора

Дети

Плеск волн, моторы

шаги матросов, плеск воды, шум мотора


Спокойствие. Движение

Волнение

Радость, разочарование

Тоска, уныние

Желание радости, счастья

- Подводим итоги. В чём особенность детства? (жажда нового, способность увлекаться). Найдите строки, подтверждающие это.

- Что осталось непонятным? Какие чувства и мысли возникли? (^ Ученики отмечают недосказанность, недоговоренность, незаконченность). Стихотворение прочитано не до конца. А. Блок написал его в 1914 году с использованием одной черновой строфы, сохранённой в записной книжке с 1911 года. Попробуем выступить в роли экспертов. По какому пути пойдём? Что, по-вашему, должно прозвучать в финале? Действительно, в данном варианте отсутствует выход. В чём же он? (где найти новое, интерес).

Момент истины. Из нескольких вариантов выберите финальную строфу стихотворения А. Блока.

^ Варианты финальной строфы


1)

Стою один, мечтаю робко
О море, о тебе, о нас
Хочу я крикнуть звонко, звонко
Как я люблю тебя сейчас.

2)


^ Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран -
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!


3)

В этом волнении, в этом сиянье,
Весь, как во сне, я потерян стою -
О, как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою:


^ 4)

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.
Учащиеся аргументируют свой выбор тем, что в последней строфе поэт дарит читателю выход. И этот выход зависит от самого человека.
- Поразмышляем над последней строфой. К кому сейчас обращается лирический герой?

^ Случайно на ноже карманном
Найди пылинку дальних стран -
И мир опять предстанет странным,
Закутанным в цветной туман!


Нож - символ путешествий; метафора – что-то непознанное, любопытное, «малая новизна»; эпитет – новым, интересным; метафора – обретение радости

- Как изменилась эмоциональная тональность стихотворения? (Грустное настроение меняется радостным, оптимистичным).

- Чем лирическому герою дороги воспоминания о военных судах? (подарили радость)

- Почему стихотворение начинается вопросом воображаемому другу детства о далёком прошлом, а в предпоследней строфе звучат слова: «Нам, детям, - и тебе, и мне»? (детскую способность «радоваться…и самой малой новизне» человек сохраняет и во взрослой жизни)

- Согласны ли вы с тем, что уметь радоваться важно? Почему? (^ Это не даёт человеку отчаяться в минуту неудачи и помогает в отношении с людьми и т.д.)

- Добавим в наш кластер ещё одно качество, которое рождается в детстве.

- Сформулируем идею стихотворения, пользуясь схемой. (Ребёнок, радуясь новому, познаёт мир. Умение радоваться помогает и взрослому человеку).

Итоги. Второго детства не бывает. Мы прощаемся с ожиданием чудес и подарков и начинаем учиться, работать, забывая о радости. А ведь именно способность радоваться солнцу, новому дню, встрече с человеком – вот основа долгой, плодотворной жизни.

^ V. Творческая работа. Устное сочинения по картине В. Серова «Дети».

- Рассмотрите репродукцию картины Валентина Серова (1865 – 1911), на которой он изобразил своих детей. Может ли эта картина стать иллюстрацией к рассматриваемому нами стихотворению? Составьте устно связный текст по образцу. Оцените свою работу по таблице.

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

На картине художника … изображены … . Возможно, они (кто?). Герои стоят (где?) и смотрят (куда?).

Их лица (какие?)

Мне кажется, что они думают (о чём?)

Художник сумел уловить в детском характере (что?)





Добавьте цитату из стихотворения А. Блока




VI. Домашнее задание. Мини-сочинение: «Мне бы хотелось озаглавить стихотворение А. Блока …» Аргументируйте свой выбор.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconКак ослик счастье искал
Ведущая: Жил на свете любопытный ослик. Звучит музыка, выходит ослик, пританцовывает. Однажды он услышал чей-то голос: голос «Счастье...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconКлассный час тема: Что такое счастье?
Цели: Познакомить учащихся с понятием «счастье»; помочь осмыслить каждому ученику в течение классного часа понятие «счастье» применительно...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconРаботы победителей Четвертого Всероссийского конкурса сочинений «Счастье жить»
Я знаю людей которые ненавидят своих родителей и знаю тех, кто не имея одного из родителей понимает какое это счастье, когда твоя...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? icon«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің №22 орта мектебі» мм-сі...
Возможно… Только далеко не каждый потом соглашается сам со своим выбором. Каждый ли может сказать, что он правильно выбрал веру,...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconПрограмма к 8 марта
Да, конечно, но, во-первых: это минутное счастье, потому что на следующий день все забудут о том, что говорили своим близким вчера,...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconМуранивский Брошюра «Счастье и брак»
«Интимные мышцы», «Развитие интимных мышц», «Развитие женских мышц». Рассчитана на массового читателя, заботящегося о своем здоровье,...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconСтихотворение И. Бунина «Вечер» о счастье мы всегда лишь вспоминаем
Встаёт, сияет облако. Давно Слежу за ним Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? icon«Что такое счастье?»
Оборудование: высказывания о счастье, стихотворения, памятки, рецепт счастья, слова для составления формулы счастья

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconМоу «Янинская сош» дошкольное отделение методическое объединение...
Отечеству – закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины...

М. Достоевский «Золотое детство» общепринятая точка зрения. Заря жизни, счастье. Но осознаёт ли это счастье сам ребёнок? iconХазрат Инайят Хан Алхимия счастья Алхимия счастья Цель жизни Назначение жизни Искусство личности
Каждое удовольствие, которое кажется счастьем, сулит счастье с внешней стороны, поскольку является тенью счастья, но так же, как...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница