Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю»




Скачать 211.59 Kb.
НазваниеОбразовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю»
Дата публикации26.01.2014
Размер211.59 Kb.
ТипОбразовательная программа
lit-yaz.ru > Литература > Образовательная программа
Дополнительная образовательная программа

«Литературное краеведение. С любовью к родному краю»

для учащихся 5-8 классов.

Время реализации-3 года.

Количество часов- 34 в уч. год.

Автор- составитель Береза Н.В.,

учитель русского языка и литератур

МОАУ «Гимназия №4».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее

трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором

она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами

по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты

только в связи со своей родной страной

Д.М.Лихачёв


Программа по литературному краеведению " С любовью к родному краю"

является результатом обобщения многолетнего опыта работы по программе "Любимый Новгородский край" (литературное краеведение с элементами топонимики и ономастики), Основной целью её является воспитание у подрастающего поколения любви к родному краю, к "малой родине", славной своим прошлым и настоящим, неповторимой своей красотой.

Этот курс литературного краеведения "С любовью к родному краю" расширяет и дополняет знания учащихся по литературе, русскому языку, истории. Данный курс ориентирован на школьную программу (Литература. Программы общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Я.Коровиной.- Москва "Просвещение" 2009) и «Человек и искусство»: Примерную программу регионального компонента «Новгородский край» государственного образовательного стандарта. /Авторы-составители Каганович С.Л., Поровская Г.А., Дойникова Н.А., Тимонина О.Ю., Степанова А.В., Гаврилова Л.А./- Великий Новгород, 2000.

В начале XXI в. происходят огромные изменения в нашей стране. Разрабатываются новые образовательные стандарты. В соответствии с новыми стандартами была пересмотрена данная программа по дополнительному образованию. Прежде всего она даёт возможность каждому участнику быть личностно и социально успешным, так как учитывается возможность индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

В разработке данной программы опиралась на следующие соображения, подсказанные объективными проблемами сегодняшней школы и общества:

- проблемы гуманитарного образования, духовного воспитания. Воспитание культурного человека для школы на современном этапе особенно актуальны;

- проблемы краеведческого образования. Возрождение России невозможно без воспитания чувства любви к родному краю, к "малой" Родине;

- проблемы знания истории языка. Имена и названия. Откуда они пошли? Что обозначали и что обозначают сейчас?

Материалы курса разрабатывались на духовных основах русского самосознания, которые широко представлены в краеведческой литературе. Это и идея слаженности, гармонии народного бытия (лад, мир). Это и идея семьи как частицы рода, в которой сливаются мысли и чувства о народе, доме, верности, духовной крепости и чистоте человеческих помыслов.

Этот курс, дополняя и расширяя знания, полученные на уроках литературы, русского языка, истории, является составной частью в подготовке учащихся к жизни, в формировании чувства хозяина, знающего свой край, умеющего наслаждаться историческими и литературными памятниками земли Новгородской, умеющего сохранить и преумножить её богатейшие культурные традиции.
Основные виды деятельности:

- исследовательская и проектная деятельность учащихся на основе системно-

деятельностного подхода. Именно этот вид деятельности учащихся способствует развитию коммуникативной компетентности, формированию универсальных учебных действий.

- художественно- творческая деятельность, которая способствует развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей.

-лингвистическая деятельность, направлена на работу с лексикой, орфоэпией, синтаксисом обсуждаемых произведений, изучение местных топонимов; - социальная деятельность обучающихся, направленная на реализацию принципов сотрудничества и диалога, являющихся основой продуктивных и творческих взаимоотношений обучающегося с окружающим социумом и природой;

-беседа;

- выразительное чтение.

В тематическом планировании к программе большая часть времени предусмотрена на изучение творчества Д.Балашова. Это связано с возможностью участия авторов лучших исследовательских работ и проектов в в ежегодных балашовских и никитских юношеских чтениях.

В связи с изучением творчества Д.Балашова-фольклориста большое внимание в программе уделяется работе с фольклором. Предусмотрены экскурсии в Дом Народного Творчества, посещение выставочных залов музеев, посещение краеведческого центра детской библиотеки имени Бианки В.В., тесное сотрудничество с преподавателями дополнительного образования (плетение из берёсты, глиняная игрушка).

Курс рассчитан на занятия по 1 часу в неделю на 3 года.

^ Программа по дополнительному образованию

«Литературное краеведение. С любовью к родному краю»

Введение.

Человек и мир. Осмысление понятий "россиянин", "новгородец". Художественная культура древнего и современного Новгорода. Идеал человека в представлении новгородца от древности до наших дней: Вольнолюбие, Верность традициям предков. Новгород - древнейший центр русской культуры.

^ Дохристианская культура.

Формы освоения мира человеком Древней Руси. Обожествление сил природы. Древнейшие славянские божества: Перун, Велес, Даждь-бог, Ярило, Род, Чур. Древнейшее святилище Перуна под Новгородом (Перынский скит). Новгородский эпос.

Легенда «Свержение Перуна в Новгороде».

Чувственно-образное восприятие природы. Свет и тьма, радость и беда - категории мироощущения древнего человека. Идея круга и торжества сил света. Одухотворенная и олицетворённая природа в обрядах, обычаях и верованиях. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор.

^ Праздники народного календаря.

Народный календарь как отражение повседневной бытовой и духовной жизни древних новгородцев, его взаимосвязь с природой. Связь праздников с мифологией восточных славян и христианским православием:

- Петр и Павел - рябинники(23 сентября);

- Осенины. Оспожёнки (вторая встреча осени);

- Покров. Первое зазимье(14 октября);

- Святки. Рождество Христово (7 января);

- Колядование;

- Масленица. Игры на масленичной неделе. Прощеное воскресение;

- Сороки (22 марта). Закликание весны и птиц. Веснянки;

- Вербная неделя. Вербное воскресенье;

- Пасха. Обрядовая кухня;

- День Св. Егория(6 мая)- праздник пастухов;

Время года как жизненный круг человека (весна-детство, лето- юность и т.д.).

Фольклорные праздники искусств и ремёсел в Витославлицах.
^ Устное народное творчество.

Новгородские пословицы, поговорки. Сказки. «Наговорная водица». «Дурачок», «Горшок» и др. Сюжетное своеобразие сказок. Их ироничность, остроумие.

Собиратели фольклора. Этнографические экспедиции. Знакомство с Балашовым Д.М.- фольклористом, учёным, писателем.

Сказки Терского берега Белого моря. Своеобразие сказок с волшебным сюжетом ("Озёрный жук-жених", "Камень-Латырь" и др.), сказок бытовых ( "Золотая тетёрка", "Соль" и др.), сказок о животных ( "Лиса и журавль", "Кораблик мыши" и др.)

Былины. Художественные особенности былин новгородского цикла. «Садко». Историчность образа главного героя. Торжество искусства над властью денег. Образ былинного Садко и Садко в трактовке авторов ( А. Толстой «Садко», И.Суриков «Садко»).

«Василий Буслаевич и новгородцы». Отличительные черты главного героя: храбрость, смекалка, любовь к родному городу.

Исторические песни («Иван Грозный и новгородцы»).

^ Великий Новгород- центр художественных ремёсел.

Витославлицы - музей деревянного зодчества под открытым небом. Жилище древних новгородцев в 11-15 веках. Составные части жилища: клеть, горница, повалуша, сени.

Искусство плетения из природных материалов ( берёсты, лозы, лыка) как широко распространённый вид народного творчества в новгородском крае. Особенности изделий из бересты: лукошек, туесов, коробов, шкатулок, предметов домашней утвари.

Кожевенное ремесло. Изделия ремесленников - кожаная обувь (поршни, сапожки, туфли); галантерея (кошели, сумки, ножны, колчаны); аппликация из кожи.

Ювелирное ремесло, эмаль. Изделия ювелиров: предметы церковного культа. Украшения. Изделия светского характера.

Гончарное ремесло. Особенности форм бытовой керамики. Традиции гончарного производства в новгородском крае в 19-20 веках.

^ Древнерусская словесность.

Берестяные грамоты. Отражение в грамотах языковой культуры новгородцев.

История создания В. Далем «Толкового словаря живого великорусского языка».

Топонимика Новгородского края (топонимы софийской и торговой сторон, топонимы примыкающих к городу окрестностей)

«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе». Иоанн- первый архиепископ города. Его популярность среди горожан. Мотив заклятия крестным знамением беса. Использование Н.Гоголем («Ночь перед Рождеством») элементов сюжета повести.

^ Житийная литература.

Святые в истории новгородской духовной культуры. Жанр жития, воплощение в нём идеала нравственной красоты, душевной чистоты человека- подвижника.

«Житие Александра Невского». Отражение в житии наиболее значимых событий и идеальных черт биографии князя-воина. Образ великого полководца в литературе и искусстве 19-20 веков (триптих П.Корина «Александр Невский», поэма К.Симонова «Ледовое побоище» (5 глава), повесть В.Яна «Юность полководца»). Скоморошество как часть национального культурного наследия. Скоморохи в произведении русского писателя.

«Житие Варлаама Хутынского». Яркость и выразительность зрительных образов. Обращение к бытовым тревогам: пожарам, наводнениям, болезням. Хутынский монастырь.

«Житие Михаила Клопского». Отражение в произведении исторических и бытовых событий. Особое значение чудес. Сила нравственного примера святого. Клопский монастырь.

Образ Преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых святых на Руси, в творчестве Балашова Д.М. Путь Варфоломея как пример для подражания. Трудолюбие, настойчивость, твёрдая вера - основные черты в будущем святого.


^ Новгородский край в литературе 18-19 в.в.

Новгородский край как факт биографии, как источник вдохновения писателей, поэтов. Общий обзор памятных мест Новгородского края, связанных с великими именами ( Старая Русса Ф. Достоевского, Званка Г. Державина. Чудово Н.Некрасова, Окуловский район В.Бианки)

Г.Р.Державин. Стихотворения: «Лето», «Утро», «Тишина», «Русские девушки», «Крестьянский праздник», «Евгению. Жизнь Званская.» Званка- источник вдохновения поэта. Красота жизни истинной - крестьянской. Стихотворение «Снегирь»- посвящение великому полководцу А.Суворову. Могила Г.Р.Державина в Хутынском монастыре.

А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву («Новгород» и др. обзорно). Прославление вольного новгородского народного правления. Обличение крепостничества и самодержавия.

А.С.Пушкин. Стихотворение «Князю Горчакову». Прославление побед Александра Невского. Стихотворение «Моя родословная»- гордость предком, сподвижником Александра Невского.

М.Ю.Лермонтов. Пребывание поэта в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах. Стихотворения «Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель…». Древний Новгород- символ свободы человеческого духа.

Н.Некрасов. Чудовский цикл стихотворений: «Горе старого Наума», «Пожарище», «На покосе». Природа глазами новгородского мужика. Стихотворение «Железная дорога». Связь с новгородским краем. Чудовская лука- источник вдохновения поэта.


^ Литература 20 века.

В Бианки. «Страна Див» на Новгородской земле. Ученый, писатель, зачинатель жанра научной сказки, которая давала возможность объяснить детям сложные явления природы. "Оранжевое Горлышко", "Терентий-Тетерев", "Глаза и уши", "Муравьишка, который домой спешил", "Хитрый Лис и умная уточка". "Мурзук". Сопереживание как один из элементов воспитания.

М.Пришвин. «Августовские леса». Любовь писателя к новгородской природе, поэтичность пейзажей.

Д.Балашов. «Господин Великий Новгород». Судьба русского купца, патриота Новгородской республики Олексы Творимирича, его семьи. Использование в повести фольклорных элементов. Великий Новгород на страницах повести. Раковорская битва 1268 года на страницах повести. «Марфа-посадница». Трагические годы падения Новгородской республики(1470-1478 годы). Противоречивость образа Марфы-посадницы. Великий Новгород на страницах романа. Публицистика. Балашов - почётный гражданин великого Новгорода. Статья «Славная дата»- размышление о Куликовской битве. Именно оттуда начался процесс создания величайшего государства, аналогов которому нет в мировой истории - Московская Русь. Очерк «Связь времён»- объяснение в любви России и предкам, оставившим нам прекрасные памятники деревянного зодчества, памятники духовной культуры прошлого. Статья «Россия над пропастью»- призыв к выбору собственного исторического пути.

Новгородская земля в поэзии современных поэтов-новгородцев: Полякова А.Провожала меня река. Сборник стихов. Русаков Е. Живу я в маленькой деревне. Сборник стихов. Таяновский И.А. Песнь о Великом Новгороде.

Собакина И.В. Новгородские байки. («Обнова», «Яблоня», «Интересные слова», «Разгляди красу осеннюю»). Сказ как жанр литературы. Герои сказов. Толкование диалектных слов.

Литература

Афанасьев А.Н. Древо жизни.- М., 1994

Балашов Д.М. Господин Великий Новгород: Повесть. Лениздат,1990

Балашов Д.М. Ещё раз о великой России. - М.: Монолит, 2001.

Балашов Д.М. Похвала Сергию.- М., 2007.

Балашов Д.М.Сказки Терского берега Белого моря.- Л., 1970.

Балашов Д.М. Через бездну (Россия на рубеже третьего тысячелетия) // Завтра № 6(36).

Белов В. Лад.- М., 1989.

Бианки В.В. Повести и рассказы.- Л., 1966.

Былины. Садко, "- М., 1997.

« Войти в мир Виталия Бианки» методическое пособие. /Составители Н.А. Дойникова, О.А. Носкова/- Великий Новгород, 2008.

Дойникова Н.А., Лаврова Т.М. Изучение творчества Д.М.Балашова в общеобразовательной школе, лицее, гимназии: Метод. пособие; НРЦРО.- В. Новгород. 2006.

Державин Г.Р. Избранное ("Евгению. Жизнь Званская". "Похвала сельской жизни", «Русские деревушки", "Крестьянский праздник", "Радуга".- М., АСТ Олимп, 1997.

Достоевский Ф.М. Записки из мёртвого дома. Рассказы ("Мальчик у Христа на ёлке")- М., Советская Россия. 1983.

Древний Новгород /Сост. С.Ямщиков.- М., 1983.

Древний Новгород. История, Искуссто, Архитектура..-М., 1983.

Житие и чудеса преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. – Новгород: Издание Варлаама- Хутынского женского монастыря, 1996.

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.- М. 1992.

Коринфский А.А. Народная Русь.- Смоленск: Русич, 1995.

Кулагин В. Красота повторится. Сборник стихов.- Н., 1982.

Наровчатов С. Василий Буслаев. – М., 1980.

Некрасов Н.А. Стихотворения, Поэмы ("Пожарище","Страшный год", "Горе старого Наума")- М.. 1991.

Новгородские былины / Сост. Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолинецкий.- М., 1987.

Новгородские сказки.- Новгород, 1993.

Полякова А.Провожала меня река. Сборник стихов.- Н., 1978.

Пришвин М.М. Отец Спиридон.- М., 1997.

Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. - М/ Советская Россия. 1987.

Русаков Е. Живу я в маленькой деревне. Сборник стихов.- Н., 1979

Русский детский фольклор /Сост. М.Н.Мельников. - М., 1987.

Семёнова М. Мы – славяне. Спб.: Азбука- терра, 1997.

Сладков Н.И. Медовый дождь.- Л., 1984.

Собакина И.В. Новгородские байки.- Новгород,1996.

Строгова В.П. "Древние топонимы Новгорода и его окрестностей". Новгород, 1993.

Таяновский И.А. Песнь о Великом Новгороде.- «Вече» Великий Новгород, 2000.

Традиционный фольклор Новгородской области /Сост. В.И.Жекулина. – Л.,1979.

Тюрин В.В. На земле Садко. – Л., 1986.

Тюрин В.В. Некрасов в Чудове.- Л., 1983.

Тюрин В.В. От Ильменя к Неве.- Л., 1989.

Фрумкин Л.Р. В.Бианки в стране Див. – Л., 1972.

Фрумкин Л.Р. Эти сердцу милые края. – Л., 1987.

«Чтоб свеча не угасала»: Хрестоматия к региональной программе по изучению творчества Д.М.Балашова в 5- 11 классах образовательных школ, гимназий, лицеев / Сост. Н.А.Дойникова, Т.М.Лаврова.- Великий Новгород, 2005.

Югов А.К. Отважное сердце.- Л.. 1986.

Ян В.Юность полководца.

Янин В.Л. Берестяная почта столетий.- М., 1979

Тематическое планирование

1год обучения



Тема занятия

1

Человек и мир. Осмысление понятий "россиянин", "новгородец".

2

Формы освоения мира человеком Древней Руси. Обожествление сил природы.

3

Древнейшие славянские божества: Перун, Велес, Даждь-бог, Ярило, Род, Чур. Древнейшее святилище Перуна под Новгородом (Перынский скит). Новгородский эпос. Легенда «Свержение Перуна в Новгороде».

4

Народный календарь как отражение повседневной бытовой и духовной жизни древних новгородцев, его взаимосвязь с природой.

5

Связь праздников с мифологией восточных славян и христианским православием:

Петр и Павел - рябинники(23 сентября);Осенины. Оспожёнки (вторая встреча осени); Покров. Первое зазимье(14 октября);

6

Связь праздников с мифологией восточных славян и христианским православием:

Покров. Первое зазимье(14 октября); Святки. Рождество Христово (7 января); Колядование;

7

Связь праздников с мифологией восточных славян и христианским православием: Масленица. Игры на масленичной неделе. Прощеное воскресение; Сороки (22 марта). Закликание весны и птиц. Веснянки; Вербная неделя. Вербное

воскресенье;

8

Новгородские пословицы, поговорки.

9-10

Подготовка материала к балашовским юношеским чтениям.

11

Сюжетное своеобразие сказок. Сказки. «Наговорная водица». «Дурачок», «Горшок» и др. Их ироничность, остроумие.

12

Собиратели фольклора. Этнографические экспедиции. Знакомство Балашовым Д.М.- фольклористом, учёным, писателем.

13

Сказки Терского берега Белого моря. Своеобразие сказок с волшебным сюжетом ("Озёрный жук-жених", "Камень-Латырь" и др.),

14

Сказки Терского берега Белого моря. Своеобразие сказок с бытовым сюжетом ( "Золотая тетёрка", "Соль" и др.).

15

Сказки Терского берега Белого моря. Своеобразие сказок о животных ( "Лиса и журавль", "Кораблик мыши" и др.)

16

Искусство плетения из природных материалов ( берёсты, лозы, лыка) как широко распространённый вид народного творчества в новгородском крае. Особенности изделий из бересты: лукошек, туесов, коробов, шкатулок, предметов домашней утвари (Экскурсия в мастерскую по берестоплетению)

17-18

Топонимика Новгородского края (топонимы торговой стороны)

19-20

Литературная композиция, посвящённая Дню освобождения Новгорода.

21

Образ Преподобного Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых святых на Руси, в творчестве Балашова Д.М. Путь Варфоломея как пример для подражания. Трудолюбие, настойчивость, твёрдая вера - основные черты в будущем святого.

22-23

Г.Р.Державин. Стихотворения: «Лето», «Утро», «Тишина», «Русские девушки», «Крестьянский праздник», «Евгению. Жизнь Званская.» Званка- источник вдохновения поэта. Красота жизни истинной - крестьянской. Стихотворение «Снегирь»- посвящение великому полководцу А.Суворову. Могила Г.Р.Державина в Хутынском монастыре.

24-25

В Бианки. «Страна Див» на Новгородской земле. Ученый, писатель, зачинатель жанра научной сказки, которая давала возможность объяснить детям сложные явления природы. "Оранжевое Горлышко", "Терентий-Тетерев", "Глаза и уши", "Муравьишка, который домой спешил", "Хитрый Лис и умная уточка".

26

В Бианки. "Мурзук". Сопереживание как один из элементов воспитания.

27-28

Д.Балашов. «Господин Великий Новгород». Судьба русского купца, патриота Новгородской республики Олексы Творимирича, его семьи. Использование в повести фольклорных элементов.

29

Топонимика Новгородского края (топонимы торговой стороны)

30

Связь праздников с мифологией восточных славян и христианским православием: Пасха. Обрядовая кухня.

31

Топонимика Новгородского края (топонимы торговой стороны)

32

Связь праздников с мифологией восточных славян и христианским православием: День Св. Егория(6 мая)- праздник пастухов.

33

Новгородская земля в поэзии современных поэтов-новгородцев

34

Выявление читательского интереса. Подведение итогов учебного года.


Тематическое планирование

2 год обучения






1

Художественная культура древнего и современного Новгорода. Новгород - древнейший центр русской культуры.

2-3

Чувственно-образное восприятие природы. Свет и тьма, радость и беда - категории мироощущения древнего человека. Идея круга и торжества сил света. Одухотворенная и олицетворённая природа в обрядах, обычаях и верованиях.

4

Былины. Художественные особенности былин новгородского цикла. «Садко». Историчность образа главного героя. Торжество искусства над властью денег.

5

Образ былинного Садко и Садко в трактовке авторов ( А. Толстой «Садко», И.Суриков «Садко»).

6

М. Врубель. Жизнь и творчество. Эскизы декораций, костюмов к опере»Садко».

7

«Василий Буслаевич и новгородцы». Отличительные черты главного героя: храбрость, смекалка, любовь к родному городу.

8-9

Подготовка материала к балашовским юношеским чтениям.

10

Кожевенное ремесло. Изделия ремесленников - кожаная обувь (поршни, сапожки, туфли); галантерея (кошели, сумки, ножны, колчаны); аппликация из кожи ( экскурсия в мастерскую под руководством Александровой Т.И.)

11

Берестяные грамоты. Отражение в грамотах языковой культуры новгородцев.

История создания В. Далем «Толкового словаря живого великорусского языка».

12-13

Топонимика Новгородского края (топонимы софийской стороны)

14

«Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе». Иоанн- первый архиепископ города. Его популярность среди горожан. Мотив заклятия крестным знамением беса. Использование Н.Гоголем («Ночь перед Рождеством») элементов сюжета повести.

15-16

Святые в истории новгородской духовной культуры. Жанр жития, воплощение в нём идеала нравственной красоты, душевной чистоты человека- подвижника.

«Житие Александра Невского». Отражение в житии наиболее значимых событий и идеальных черт биографии князя-воина.

17-18

Образ великого полководца в литературе и искусстве 19-20 веков (триптих П.Корина «Александр Невский», поэма К.Симонова «Ледовое побоище» (5 глава), повесть В.Яна «Юность полководца»).

19

В.Ян «Юность полководца». Скоморошество как часть национального культурного наследия. Скоморохи в произведении русского писателя.

20

А.С.Пушкин. Стихотворение «Князю Горчакову». Прославление побед Александра Невского. Стихотворение «Моя родословная»- гордость предком, сподвижником Александра Невского.

21-22

Литературная композиция, посвящённая Дню освобождения Новгорода.

23

М.Пришвин. «Августовские леса». Любовь писателя к новгородской природе, поэтичность пейзажей.

24-25

Д.Балашов. «Господин Великий Новгород». Раковорская битва 1268 года на страницах повести.

26

Топонимика Новгородского края (топонимы софийской стороны)

28

История моей улицы…

29

Топонимика Новгородского края (топонимы софийской стороны)

30

Живопись. А.Васнецов. Жизнь, творчество. Новгородский цикл в творчестве художника 1910 года: «Прошлое Великого Новгорода», «Новгород Великий. Детинец». М. Врубель. Жизнь и творчество. Эскизы декораций, костюмов к опере»Садко».

31-32

Собакина И.В. Новгородские байки. («Обнова», «Яблоня», «Интересные слова», «Разгляди красу осеннюю»). Сказ как жанр литературы. Герои сказов. Толкование диалектных слов. Сравнение сказов Бажова, Лескова и Собакиной.

32

Экскурсия в Дом народного творчества.

33

Новгородская земля в поэзии современных поэтов-новгородцев

34

Выявление читательского интереса. Подведение итогов учебного года.


Тематическое планирование

3 год обучения



Тема занятия

1

Идеал человека в представлении новгородца от древности до наших дней: вольнолюбие, Верность традициям предков.

2

Время года как жизненный круг человека (весна-детство, лето- юность и т.д.).

3

Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор.

4

Исторические песни («Иван Грозный и новгородцы»).

5

Ювелирное ремесло, эмаль. Изделия ювелиров: предметы церковного культа. Украшения. Изделия светского характера.

6

Гончарное ремесло. Особенности форм бытовой керамики. Традиции гончарного производства в новгородском крае в 19-20 веках.

7

Витославлицы – музей деревянного зодчества под открытым небом. Жилище древних новгородцев в 11-15 веках. Составные части жилища: клеть, горница, повалуша, сени.

8-9

Подготовка материала к балашовским юношеским чтениям.

10

Топонимика Новгородского края (топонимы примыкающих к городу окрестностей)

11

«Житие Варлаама Хутынского». Яркость и выразительность зрительных образов. Обращение к бытовым тревогам: пожарам, наводнениям, болезням. Хутынский монастырь.

12-13

«Житие Михаила Клопского». Отражение в произведении исторических и бытовых событий. Особое значение чудес. Сила нравственного примера святого. Клопский монастырь.

14

М.Ю.Лермонтов. Пребывание поэта в Гродненском гусарском полку, в Селищенских казармах. Стихотворения «Новгород», «Приветствую тебя, воинственных славян святая колыбель…». Древний Новгород- символ свободы человеческого духа

15

Н.Некрасов. Чудовский цикл стихотворений: «Горе старого Наума», «Пожарище», «На покосе». Природа глазами новгородского мужика. Стихотворение «Железная дорога». Связь с новгородским краем. Чудовская лука- источник вдохновения поэта.

16

А.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву («Новгород» и др. обзорно). Прославление вольного новгородского народного правления. Обличение крепостничества и самодержавия.

17-18

Д.Балашов. «Марфа-посадница». Трагические годы падения Новгородской республики(1470-1478 годы). Противоречивость образа Марфы-посадницы. Великий Новгород на страницах романа.

19

Публицистика. Балашов - почётный гражданин великого Новгорода. Статья «Славная дата»- размышление о Куликовской битве.

20

Публицистика Балашова Д.М. Очерк «Связь времён»- объяснение в любви России и предкам, оставившим нам прекрасные памятники деревянного зодчества, памятники духовной культуры прошлого.

21

Публицистика Балашова Д.М. Статья «Россия над пропастью»- призыв к выбору собственного исторического пути.

22-23

Литературная композиция, посвящённая Дню освобождения Новгорода.

24

Топонимика Новгородского края (топонимы примыкающих к городу окрестностей)

25

И.Левитан. Жизнь и творчество в Окуловке Боровического уезда в 1899 году. Этюды «Последние лучи солнца», «Летний вечер», «Стога».

26-27

Н.Рерих .Цикл работ, посвящённых памятникам культуры и архитектуры Новгородского края. Участие художника в археологических раскопках на территории Новгородского кремля. Общественная деятельность Н.Рериха в международном движении в защиту памятников культуры.

28

В.Хлебников на Новгородской земле. Хлебниковские чтения.

29-30

Топонимика Новгородского края (топонимы примыкающих к городу окрестностей)

31

М.Микешин. Памятник «Тысячелетие России». История создания, художественные особенности и содержание.

32

Экскурсия в Дом народного творчества.

33

Новгородская земля в поэзии современных поэтов-новгородцев

34

Выявление читательского интереса. Подведение итогов учебного года.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Литературное краеведение»
Программа «Литературное краеведение» имеет художественно-эстетическую направленность

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconКонспект физкультурно-экологического занятия в подготовительной группе...
Цель: Прививать детям любовь к родному краю, познакомить детей с правилами поведения в походе

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconОбразовательная программа дополнительного образования детей «Краеведение через сказку»
Образовательная программа «Краеведение через сказку» детей имеет туристко-краеведческую направленность

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconОбразовательная область
Развивать у детей умение ориентироваться по карте, повысить интерес к родному краю, используя игры

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconЛитературное чтение
С. Агаповой; создание модели образовательного пространства, обеспечивающего совместную деятельность детей и взрослых на основе общего...

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» icon«История Новожизненской школы»
В разные исторические эпохи школа была разной. Но во все времена она прививала подрастающему поколению любовь к родному краю. Любить...

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconО конкурсе чтецов «Мне ль тебе, Дагестан мой былинный, не молиться, тебя ль не любить…»
Расула Гамзатова, популяризации дагестанских народных обычаев и традиций среди школьников, расширения читательского кругозора детей,...

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconК. М. Симонов Академик Д. С. Лихачёв пишет Воспитание любви к родному...
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через музыкально-образовательную деятельность»

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconПоложение о районном конкурсе на лучшее сочинение, эссе, посвященном творчеству Расула Гамзатова
Расула Гамзатова, популяризации дагестанских народных обычаев и традиций среди школьников, расширения читательского кругозора детей,...

Образовательная программа «Литературное краеведение. С любовью к родному краю» iconРабочая программа по литературному кра
Краеведение – наука, посвященная всестороннему изучению определенной части страны, города или деревни местным населением. Краеведение...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница