Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ?




Скачать 213.39 Kb.
НазваниеКакие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ?
Дата публикации29.01.2014
Размер213.39 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Тест (Ломоносов М.В.)

/. Какие теоретические сочинения принадлежат перу М.В.Ломоносова ?

а) «Мильон терзаний»

б) «О пользе книг церковных в российском языке»

в) «Поэтическое искусство»

г) «Новый и краткий способ к сложению российских стихов»

2. Какова тональность «Оды на день восшествия на престол императрицы

Елисаветы Петровны, 1747 г.»?

а) лирическая в) торжественная

б)печальная г)трагическая

3. Соотнесите сочетания слов, взятых из произведений М. В. Ломоносова, с

соответствующими им стилями.

а) высокий б) средний в) низкий

Несчастный случай; внимает; повар; рассуждаешь; простак; зрак Петров;

дерзайте ободренны; недра Отечества; жаркое; утеха; сладкий покой; сей

град; пользуют; дни благословенны.

4. Определите стихотворный размер отрывка из оды М. В. Ломоносова.

...Науки пользуют везде,

Среди народов и в пустыне.

В градском шуму и наедине,

В покое сладком и в труде...

а) хорей в)дактиль

б) ямб г) анапест

5. Какова основная тема стихотворения Г. Р. Державина «На птичку» ?

а) призыв к защите всего живого

б) осуждение жестокости человека

в) тема свободы поэтического творчества

6. Кому принадлежат приведенные ниже строки ?

а) Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид...

б) Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа...

в) Я знак бессмертия себе воздвигнул,

Превыше пирамид и крепче меди...

7. «Во всех риториках перед пишущими в жанре красноречия ставились три

задачи: 1) учить, 2) услаждать, вызывать восхищение, 3) пора-1 жать

(захватывать) воображение». В А. Дмитриев

а) Как вы думаете, к чему обязывал поэта жанр оды?

б) Согласны ли вы с тем, что в отрывке «...О вы, которых ожидает...»

Ломоносов ставил перед собой эти три задачи? Если да, то кого и чему

учил поэт, чем пытался вызвать восхищение и поразить воображение?

в) Как вы думаете, пытался ли Ломоносов с помощью красноречия решать

практические задачи? Если да, то чего пытался достичь поэт в «Оде... 1747

г.»?

А.С.Пушкин «Полтава», «Песнь о вещем Олеге»

Вариант I

1. Каково отношение А. С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный \всадник»?

а) восторженное в) двойственное

б) негативное г) равнодушное

2. Какими средствами А. С. Пушкин передает свой восторг от [Петербурга?

а) внутренними монологами

б) прямыми авторскими оценками

в) с помощью героя-рассказчика

г) через демонстрацию мнения Петра I

3. Как можно определить пафос вступления к «Медному всадницу» ?

а) задумчивый, печальный б) трагический

г) торжественный в) философский

4. Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в

хронологическом порядке.

Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к началу

сражения; первый утренний бой; победа 1России; Полтавская битва; пир Петра I.

5. Как можно объяснить авторское местоимение «мы», употребляемое А. С. Пушкиным

в «Полтаве», хотя он не был участником битвы ? «Мы» —

а) армейские командиры б) русская армия, войска в) Россия, ее будущее

6. На какие чувства читателя воздействует А. С. Пушкин в приведенном описании

боя?...Швед, русский — колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром

пушек, топот, ржанье, стон, И {смерть, и ад со всех сторон...

а) зрительное восприятие б) звуковое восприятие в) духовное состояние

7. Определите жанр «Песни о Вещем Олеге».

а) былина в) баллада

б) поэма г) легенда

8. Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»

а) «Повесть временных дет»

б) «История государства Российского» Н« М. Карамзина

в) исторические хроники

I 9. Какой художественных прием использует автор, повторяя стихи «...Они [бойцы]

поминают минувшие дни/И битвы, где вместе рубились они...»?

а) анафора в) рефрен

б)гипербола г)сравнение

10. СМ. Петров пишет, что «в центре поэмы «Полтава» — изображение Полтавского

боя как великого исторического события, поставившего Россию на одно из первых мест

в Европе. В основу героического со держания поэмы легла идея о том, что Полтавская

битва была подготовлена всем развитием петровской России, что это была битва за

существование целого народа, за будущность России».

а) Что вам известно о Петровской эпохе и Полтавском сражении?

б) Можно ли считать Полтавский бой великим историческим событием для

России? Как это отразилось в поэме?

11.А.Н. Соколов замечает, что «Петр как исторический деятель и как личность —

полная противоположность Карлу».

а) С какими целями участвовали в битве Петр и Карл?

б) Можно ли сказать, что противоположность Петра и Карла в} поэме

проявляется в их внешности и поступках?

в) Как автор выражает свое отношение к императорам?

12. Т. Галушко считает, что «Песнь о вещем Олеге» решает вопрос' «о роли и месте

поэта (пророка) в истории».

а) Каким изображается кудесник в «Песне о вещем Олеге»?| Можно ли считать

этот образ аллегорией поэта?

б) Кто, на ваш взгляд, главный герой произведения: « заветов' грядущего вестник

» или князь и его конь?

в) Если произведение решает вопрос о роли и месте поэта) (пророка) в истории,

то каким будет ответ?

13. В.Г. Маранцман видит смысл « Песни...» в следующем: « Верность чувству может

привести к смерти, но в верности человеческой памяти — залог бессмертия».

а) Определите, какое бессмертие имелось в виду ис-1 следователем.

б) Как вы думаете, в чем заключается залог бессмертия?

14. А. Архангельский замечает, что во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный

всадник» «безымянный царь, с его великой: творческой мощью, лишен личностного

начала».

а) Почему литературовед называет царя безымянным? Так ли это? Если царь

безымянный, то откуда мы знаем, что перед! нами Петр I?

б) Можете ли вы согласиться с тем, что во вступлении к поэме нет личности

Петра 1 («лишен личностного начала»)?

в) Как показывает поэт творческую мощь своего героя?

15. Е.А. Маймин считает, что вступление «Медного всадника» но писано «словами

оды», а основная часть поэмы — «эпический рассказ».

а) Какие слова во вступлении поэмы позволяют назвать его одой? Почему основная

часть поэмы названа литературоведом эпическим рассказом?

б) У «Медного всадника» есть подзаголовок «Петербургская повесть». Указывает ли тот

факт, что текст не имеет четкие!/ границ одного жанра на многозначность его смысла?

А.С.Пушкин «Полтава», «Песнь о вещем Олеге»

Вариант II

1. С какой целью Петр Iрешает «...в Европу прорубить окно» ?

а) расширить торговые отношения с Европой

б) «...назло шведу»

в) так было «суждено» Петру I

г) для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на

международной арене

2. Какой художественный прием использован в отрывке из поэмы

«Медный всадник»: «...И перед младшею столицей/ Померкла древняя Москва» Как перед

новою царицей Порфироносная вдова...»

а) метафора в) сравнение

б) антитеза г) олицетворение

3. Какой смысл вложен в строки «...Горит восток зарею новой» ?

а) начало нового дня в) восхождение России

б) алые отблески лучей солнца г) отблески пожаров в Полтаве

4. С каким чувством Пушкин описывает Полтавскую битву?

а) ужас, ощущение трагизма перед гибелью тысяч людей

б) спокойный, рациональный анализ в) восхищение, упоение боем

5. Какой момент «Песни о вещем Олеге» можно назвать его кульминацией ?

а) предсказание кудесника в) исполнение предсказания

б) победа над Царьградом г) гибель коня

6. Какие исторические реалии введены в легенду ?

а) образ кудесника

б) описание дружины

в) щит па вратах Царьграда

г) языческий бог Перу

7. Определите стихотворный размер в следующих строках:

Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен,

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен...

а) ямб в) дактиль

б) хорей г) амфибрахий

8. С какой целью А.С. Пушкин использует в «Песни...» архаизмы {секира» тризна) ?

а) следует за летописью

б) стилизация под язык эпохи

в) создание правдоподобного фона

9. Д.Д. Благой считает, что «"Полтавой" Пушкин осуществил вековое задание —

создать высокохудожественную героическую поэму о Гетре».

а) Можно ли согласиться с тем, что «Полтава» — поэма о Петре?

б) Как вы думаете, почему поэма была названа «Полтава»?

10. Ф.В. Булгарин утверждает, что «характера Петра Великого нет в поэме, но есть

прекрасный портрет его».

а) Как вы считаете, может ли быть портрет, но не быть характера?

б) Согласны ли вы с мнением критика?

11. Ю.М. Лотман замечает, что «только отказавшийся от всего личного Петр

сохраняет право на память потомков».

а) Как вы понимаете выражение « право на память потомков»?' Кто из известных

вам исторических лиц этого удостоился?

б) Чём заслуживает в поэме «Полтава» Петр право на память потомков?

Объясните свое мнение.

в) Какова, по вашему мнению, цена бессмертия человека? '

12. И. Михайлова предлагает следующие варианты определения жанра «Песни о вещем

Олеге»: «былина», «литературная баллада»}, «народная баллада».

а) Определите лексическое значение слов былина и баллада.) Чем отличаются

летопись и баллада, литературная и народная баллады?

б) В каком жанре написана «Песнь о вещем Олеге»?

13. А.Г. Вампеев отмечает, что в последней строфе «Песни...» «го речь от смерти Олега

преодолевается тризной, которая подчеркивает общую судьбу князя и его коня».

а) Что вам известно о погребальном обряде (тризне) князя?

б) В каких словах Олег сожалеет о том, что у него не одна судьба с конем? В чем

тогда смысл странного совпадения?

14. A.M. Герцен писал: «Петр I — самый полный тип эпохи, при званный к жизни гений-

палач, для которого государство было все, а человек ничего».

а) Говорит ли во вступлении поэмы А.С. Пушкин о гениальности Петра?

б) Заметили ли вы во вступлении поэмы мысль о том, что для Петра I

«государство было все, а человек ничего»?

15. СМ. Петров пишет: «Петр выступает во введении и как покоритель самой природы,

ее стихий, как воплощение победы культуры] и цивилизаций над той Дикостью и

отсталостью, которые до него веками царили "на берегу пустынных волн"».

а) Как вы считаете, говорит ли поэт о покорении природы BOJ вступлении?

б) Что рассказал А.С. Пушкин о дикости и отсталости некогда! пустынных мест,

преображенных волею Петра I ?

в) Действительно ли, во вступлении царь показан как воплощение победы

культуры и цивилизации?

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Вариант I

1. Какие из приведенных характеристик не отражают своеобразие поэмы «Песня про

купца Калашникова» ?

а) Изображается столкновение 2-х сил: народной и самодержавной.

б) Язык поэмы

в) Композиционное построение

г) Сохранение основных атрибутов песенно-былинной манеры.

2. Определите жанр «Песни о купце Калашникове».

а) былина в) поэма

б) песня г) баллада

3. Каким предстает в «Песне...» царь Иван Васильевич?

а) добрым царем-батюшкой б) жестоким, бессердечным властителем в)

справедливым и мудрым правителем

4. Соотнесите элементы композиции «Песни...» и соответствующие 'им моменты

произведения.

а) экспозиция.

б) завязка

в) кульминация

. г) развязка

д) эпилог

1) встреча Кирибеевича с Аленой

2) казнь Калашникова

3) рассказ о могиле

4) пир у Грозного

5) сцена кулачного боя

5. С каким фольклорным персонажем перекликается образ Калашникова?

а) сказочный добрый молодец в) Соловей-разбойник

б) былинный богатырь г) Владимир Красно Солнышко

' 6. А.Н. Соколов видит смысл «Песни...» в «противопоставлении пробитого

настоящему». Поэтому «своему поколению, «дремлющему в бездействии», М.Ю.

Лермонтов противопоставляет людей, умеющих действовать, бороться».

а) Что вам известно о времени, когда создавалась поэма?

б) Как вы считаете, а сам М.Ю. Лермонтов «дремал в бездействии» или действовал,

боролся? Объясните свое мнение.

7. В. С. Баевский писал: «в этой поэме мы видим ясно выраженное отношение к власти,

любовное изображение... характеров не односторонне героических, а повседневных, со

своими слабостями и достоинствами». '

а) Кто в «Песне про купца Калашникова» представляет власть?

б) Какой показана власть в этом произведении? Как бы вы определили авторское

отношение к власти?

в) Можно ли увидеть в характере Степана Калашникова слабости |и достоинства? а

в характере Кирибеевича?

8. А.Н. Соколов считает, что «в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем,

Калашников одерживает над своим противником моральную победу».

а) Как вы понимаете выражение моральная победа? Чем такая победа отличается

от физической? Какая победа важнее?

б) Согласны ли вы с точкой зрения исследователя? в) О чем тогда говорит

окончание поэмы?

Тест по творчеству М.Ю. Лермонтова

Вариант И.

/. Выберите определения понятия «просторечье».

а) Часть лексики, слова и обороты, присущие разговорной речи, отклоняющиеся

от литературной нормы.

б) Особое свойство литературных произведений, в которых автор рисует жизнь

народа, национальный характер и эпоху

в) Приемы, используемые в устных выступлениях для придания речи

выразительности: риторические вопросы, восклицания, обращения, паузы и т.п.

2. Как можно определить следующие строки: «Ой ты гой ecu, Царь Иван Васильевич» ?

а)экспозиция в) пролог

б) запев г) завязка

3. О ком из героев «Песни...» идет речь в высказывании В.Г.Белинского:' «Первое

появление его на сцену располагает вас в его пользу: почему-то вы\ чувствуете, что это

один из тех упругих к тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пору

пока обстоятельства не расколыхают их» ?

а) Иван Грозный в)Калашников

б) Кирибеевич

4. Прочитайте отрывок из «Песни...»: «Аи, ребята, пойте — только гусли стройте! Аи,

ребята, пейте — дело разумейте! Уж потешьте вы доброго боярина И боярыню его

белолицую!..» Какую роль в тексте поэмы играют повторяющиеся строки ?

а) рефрен в) параллелизм

б) припев г) дань традиции

5. За что бился в кулачном бою купец Калашников?

а) показать удаль царю в) за честь семьи

б) за младших братьев г) за родину

6. И. Андронников пишет, что в «Песне...» М.Ю. Лермонтов «возвеличил простого

русского человека: Степан Калашников выходит на бой с царским любимцем и, убив его,

не хочет повиниться перед царем».

б) Как вы считаете, почему Калашников не захотел повиниться перед царем?

в) В чем проявилось возвеличивание простого русского человека?

7. К.М. Азарова утверждает, что в «Песне...» «каждый герой является носителем

страсти: Калашников — чести, Кирибеевич — любви».

а) Какие строчки «Песни...» позволяют согласиться с такой точкой зрения?

Приведите примеры.

б) Как вы считаете, подлинна ли честь Калашникова и любовь Кирибеевича? Чем

вызвана каждая из страстей?

в) Почему в поэме эти положительные качества человека противопоставляются?

8. «В Грозном совмещаются два начала: жестокость и благородство. Грозный, можно

сказать, олицетворяет судьбу, рок». К.М.Азарова

а) Согласны ли вы с тем, что в Грозном совмещаются два начала: жестокость и

благородство?

б) Как вы поняли, что олицетворяет собой Грозный?

в) В чем заключается идея произведения?

Т ест по творчеству Н . В . Гоголя

Вариант I

1. С какой целью Н. В. Гоголь вводит повесть «Тарас Бульба» в сборник «Миргород» ?

а) противопоставить запорожскую «вольницу» ничтожному существованию

миргородских жителей

б) все произведения сборника объединены одной темой

в) собрал в сборник все, что было им к тому времени написано

2. Каково основное занятие жителей Запорожской Сечи в мирное время ?

а) торговля в) гульба

б) землепашество г) дипломатическая деятельность

3. Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками ?

а) расширение границ русского государства

б) борьба за национальную независимость Украины

в) завоевание славы среди казаков

4. Какой факт дает основания считать, что Андрий даже перед смертью не

раскаивается в предательстве?

а) он не просит пощады у отца

б) умирает с именем прекрасной полячки на устах

в) он даже не вспоминает об Остапе

5. С какой целью Н. В. Гоголь при описании боя запорожцев с врагами использует

приемы народного творчества ?

а) подчеркнуть физическую силу казаков

б) провести параллель образов казаков с богатырями

в) показать любовь народа к казакам

6. Какой художественный прием использует Н. В. Гоголь для создания образов братьев?

а) гиперболу в)параллелизм

б) метафору г) антитезу

7. П.А. Николаев пишет: «Подлинное чудо искусство: читателя не покидает ощущение,

что был на свете исторический прототип Тараса Бульбы или просто он сам».

а) Какое впечатление произвела на вас повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»? Чем

было вызвано ощущение исследователя?

б) Определите лексическое значение слова прототип. Что вам известно об истории

создания произведения?

8. В.Г. Белинский так определил своеобразие юмора Н.В. Гоголя: «Его повести смешны,

когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтете».

а) Какие эпизоды в повести вызвали у вас смех?

б) Стало ли вам грустно после прочтения «Тараса Бульбы»? Почему?

в) Встречались ли вы в других произведениях писателя с этой особенностью его

творчества? Если да, то чем это объясняется?

9.П. Вайль и А. Генис считают, что «Гоголю неинтересно представлять Андрия

заурядным предателем. Он должен быть равен Тарасу и Остапу».

а) Можно ли назвать Андрия заурядным предателем?

б) В чем Андрий равен Тарасу и Остапу, а в чем —нет?

Тест по творчеству Н . В . Гоголя

Вариант II

/. С какой целью введено в начало повести описание Запорожской Сечи ?

а) для создания в повести национального колорита

б) показать истоки героизма Тараса и Остапа

в) посмеяться над запорожцами

2. Н. В. Гоголь сравнивает Андрия в бою на стороне поляков с

а) богатырем в) псом

б) соколом г) зайцем

3. С какой целью введен рассказ о жизни Остапа и Андрия в бурсе ?

а) показать истоки предательства Андрия и героизма Остапа

б) дать более глубокое представление о братьях

в) рассказать об украинской бурсе

4. Почему Андрий оказался способен на предательство ?

а) его полностью поглотило чувство любви к полячке

б) его характеру присущи пылкость, порыв, необузданность желаний .

в) Андрию не нравилось жить в Запорожской Сечи

г) Андрий на самом деле не любил отца и брата

5. Автор добивается создания героического пафоса в повести с помощью

а) системы образов

б) авторских лирических отступлений

в) прямого обращения автора к читателю

г) введения фольклорных образов

6. Финал повести можно определить как

а) трагический в) оптимистический

б) философский

7. Е.Н. Куприянова пишет, что в повести «Тарас Бульба» «...история смыкается с

современностью по принципу контраста красоты героического прошлого

вольнолюбивого «племени» с безобразием и тусклостью его. крепостнического бытия».

а) Что вам известно о времени создания повести «Тарас Бульба»?

б) Определите значение слова контраст. Действительно ли жизнь, I в повести,

контрастирует со временем, когда жил Гоголь?

8. В. Г. Белинский писал: «Бульба герой, человек с железным характером железной

волею... Вы содрогаетесь от Бульбы, хладнокровно лишающего мать детей, убивающего

собственною рукою родного сына..., и вы же смеетесь над] ним, дерущимся на кулачки со

своим сыном, пьющим горилку с своими детьми.... И причина этого комизма...

заключается не в способности автора находить во всем смешные стороны, но в

верности жизни».

а) Какое впечатление на вас произвел Тарас Бульба? Над какими ( его поступками

вы содрогались, а над какими смеялись?

б) Какие черты характера Тараса. Бульбы вы считаете главными?

в) Действительно ли характер Бульбы верен жизни?

9. «Автору "Тараса Бульбы" чужды все, кто не разделяет его веры в Россию. У него

русское — это не просто особенное, но самое лучшее: "Нет, братцы, так любить, как

русская душа... Нет, так любить никто не может!"» СИ. Машинский

а) Как показано в повести, что русское — это не просто особен ное, но самое

лучшее?

б) Присутствует ли в произведении вера в Россию? Докажите это.

Тес т по творчеству Н . А . Некрасова

Вариант I

/. Определите жанр «Русских женщин»

а) повесть в) рассказ

б) поэма г) баллада

2. Каково авторское отношение к княгине Трубецкой?

а) сочувствует ее доле в) не разделяет убеждений

б) восхищается ее мужеством героини г) осуждает героиню

3. Каким в «Размышлении...» нарисован образ вельможи?

а) сочувственно в)реалистически

б)сатирически г)обличительно

4. Чем отличается последняя часть стихотворения (начиная со слов '.«Родная земля...»)

от всего произведения?

а) пафосом в) ритмикой

б) темой г) средствами художественной выразительности

5. Каким предстает иркутский генерал-губернатор в поэме?

а) внимательным и заботливым

б) властным и жестоким

в) мудрым и проницательным

г) упрямым и самонадеянным

6. «Весь мир и сам герой предстают у Некрасова в состоянии крайнего ^потрясения,

совмещения несовместимого». М.Н. Бойко

а) Что может вызвать потрясение в стихотворениях «Вчерашний день, часу в

шестом» и «Размышления у парадного подъезда»?

б) Следует ли говорить в отношении этих произведений о совмещении

несовместимого? Если да, то в чем это проявляется?

7. Л.Я. Гинзбург отмечает следующую особенность творчества Н.А.Некрасова: он

«вводит «низкие» слова, которые приобретают поэтический смысл».

а) Какие «низкие», не поэтические слова, образы, ситуации можно увидеть в

стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом»?

б) Можно ли сказать, что «низкие» слова приобретают смысл трагический и

ужасный, отражают социальную трагедию угнетенных?

8. Я.А. Токарева считает, что «чувство долга, основное в характеристике Трубецкой,

призывает ее оставить семью и столицу и отправиться вслед за мужем в Сибирь».

а) Как в поэме объясняется, почему княгиня Трубецкая оставляет семью и

отправляется за мужем в Сибирь?

б) Существенно ли для образа героини то, что именно чувство долга, а не какое-

либо другое (например, любовь) призывает ее оставить семью и столицу?

Расскажите об авторском замысле.

9. Н. Скатов утверждает, что поэма «Княгиня Трубецкая» обрывается

«кульминационным взрывом».

а) Определите лексическое значение слова кульминация.

б) Каким эпизодом заканчивается поэма «Княгиня Трубецкая»? Можно ли назвать

его кульминационным?

Тест по творчеству НА. Некрасова

Вариант II

/. Выделите основную идею части «Княгиня Трубецкая» поэмы «Рус ские женщины».

а) трагическая судьба русской женщины

б) обличение светского общества

в) духовное величие русской женщины

2. Пафос поэмы можно определить как

а) лирический

б) трагический

в)сатирический г) героический

3. Какими в «Размышлении...» изображены крестьяне?

а) былинными героями

б) тружениками-кормильцами

в) нищими и забитыми

г) обобщенный образ подвижников и страдальцев

4. Какой неоднократно повторяющийся в «Размышлении...» мотив связан с образом

вельможи ?

а) богатства б) власти в) сна

6. Каково авторское отношение к княгине Трубецкой ?

а) сочувствует ее доле

б) восхищается ее мужеством

в) не разделяет убеждений героини

г) осуждает героиню

7. В. Турбин писал о стихотворении Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом»:

«Это — газетная поэзия; это — стихи, так сказать, в номер: вечно торопящийся,

озабоченный репортер некой газеты побывал на Сенной и уже через час, примостившись

на краю стола в прокуренной комнате секретариата, на обрезках гранок набросал

стихи».

а) О чем могут рассказывать стихи в номер? Какая форма подачи события в

стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» позволяет отнести его к стихам в

номер?

б) Действительно ли две последние строчки стихотворения опровергают мнение В.

Турбина, позволяя увидеть большее, чем стихи в номер? Почему?

8. Ю.В. Лебедев отмечает, что в поэме «Русские женщины» «характер героини

мужает и крепнет в дороге, в ходе встреч и знакомств, сближений и столкновений с

разными людьми».

а) Как характеризует княгиню Трубецкую ее дорога в Сибирь?

б) Случайно ли то, что поэма начинается и заканчивается дорогой? Какой смысл

приобретает дорога в поэме?

9. По мнению Д. Быкова, «женщина в лирике Некрасова обречена, и1 судьба ее тем

трагичнее, катастрофа тем неотвратимее, чем больше внутренняя сила героини».

а) Могли бы вы назвать характер княгини Трубецкой обладающим большой

внутренней силой? Почему?

б) Что вы знаете о судьбе жен декабристов? Указывает ли что-то в тексте поэмы на

обреченность, трагичность судьбы Героини?

в) В чем заключался смысл поступка жен декабристов?

Тест по Творчеству Л.Н.Толстого

Вариант I

/. Какова главная черта в характере Николеньки ?

а) несговорчивость в) высокомерие

б) самонадеянность г) склонность к самоанализу

2. Почему Николенька плачет, после того как Наталья Савишна поспросила у него

извинения за свою несдержанность?

а) он продолжает сердиться на Наталью Савишну

б) ему стыдно за свои мысли о «доброй старушке»

в) он понимает, что отплатить за обиду не удастся

3. Как связаны между собой события внутренней и внешней жизни героя ?

а) они описываются параллельно

б) Л. Н.Толстой не показывает внутренний мир персонажа

в) события внешней жизни служат средством раскрытия внутреннего состояния

г) события внутренней и внешней жизни взаимосвязаны

4. Почему повесть Л. Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?

а) автор пишет о своих близких

б) в повести изображена родовая усадьба графов Толстых

в) автор описывает свое детство и жизнь в родовой усадьбе

5. При первом издании повесть Л.Н. Толстого «Детство», по воле Ш.А.Некрасова, имела

заглавие: «История моего детства», чем возмущался Л.Н. Толстой: «Кому какое дело до

историй моего детства».

а) Сердитая реплика Толстого проясняет ли, на ваш взгляд, то, о чем его повесть,

как ее надо понимать?

б) А вам интересна была бы история детства именно Льва Толстого? Что бы вы

хотели узнать об этом детстве?

6. В отечественном литературоведении сложилось мнение, что с образом Николеньки

Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Л.Н. Толстого — мысль

о громадных возможностях человека, {рожденного для движения, для нравственного и

духовного роста.

а) Видно ли из глав «Классы» и «Наталья Савишна» то, что человек рожден «для

движения»? Если да, то в чем вы это увидели?

б) Заметили ли вы при чтении повести нравственный и духовный рост ее главного

героя?

7. И.Ф. Смольников задается следующим вопросом: «В повести «Детство» 28 глав, и

почти в каждой главе герой плачет. Он плачет 18 раз..Много это или мало ?»

а) Не показалось ли и вам, что герой повести часто плачет? Что бы вы

ответили на вопрос исследователя?

б) Чем вызваны слезы Николеньки? Могли бы вы назвать причины слез

важными, принципиальными?

8. М.Б. Храпченко отмечает, что в повести «Детство» «подробности

чувств, душевная жизнь в ее внутреннем течении выступают на первый

план, отодвигая собою интерес событий».

а) Заметили ли вы при чтении подробности чувств в повести

«Детство»? Как раскрывает эти подробности Л.Н. Толстой?

б) Действительно ли душевная жизнь в произведении отодвигает

на второй план интерес событий? Аргументируйте свой ответ.

Тест по Творчеству Л.Н.Толстого

Вариант II

1. Какой представляется автору жизнь в дворянской усадьбе ?

а) скучной и безрадостной г) поэтичной и одухотворенной

б) полной и содержательной взаимной любовью

в) суетной и бездуховной

2. В чем причина волнения Карла Ивановича ?

а) Он должен расстаться с детьми

б) Он может потерять место

в) Считает, что к нему были недостаточно признательны

3. Почему Наталья Савишна отказалась от «вольной» ?

а) решала, что от нее хотят избавиться

б) очень сильно любила барышню

в) и без «вольной» чувствовала себя хозяйкой в доме

г) понимала, что ей будет сложно жить в другом месте

4. С какой целью Л. Н. Толстой тик подробно описывает бытовую сторону жизни

героев?

а) это позволяет более глубоко раскрыть характер персонажей

б) автор стремится познакомить читателя с обстановкой в доме

в) Л.Н. Толстой с любовью описывает быт родной усадьбы

5. Л.Д. Опульская пишет о повести «Детство», что это «внешне незамысловатое

повествование о детстве... близкого автору по происхождению и нравственному облику

Николеньки Иртеньева».

а) Как вы понимаете определение «внешне незамысловатое»? Подходит ли оно к

главам «Классы» и «Наталья Савишна»?

б) Есть ли в повести какой-то внутренний, более глубокий ее смысл?

6. И.Ф. Смольников замечает, что у читателя при чтении «Детства» создается

впечатление «активной и мгновенной реакции ребенка на радость и боль, которые

причиняют ему люди, на огорчения, которые он сам порой приносит тем, кого искренне

любит».

а) Приведите доводы о мгновенной реакции героя повести на радость и боль?

б) Часто ли окружающие причиняют боль маленькому герою?

в) Какие огорчения приносит Николенька окружающим? Чем они вызваны?

7. КН. Ломунов отмечает: «Поэтизируя детские годы своего героя. Толстой не скрыл их

теневых сторон».

а) Действительно ли писатель не скрывает теневых сторон детства Николеньки?

Какие теневые стороны показаны в повести?

б) То, что автор «не скрывает теневых сторон детства» героя, — это достоинство

или недостаток повести? Почему?

8. В 1908 г. Л. Н. Толстой писал: «Когда я написал «Детство», то мне казалось, что до

меня никто еще так не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».

а) Почувствовали ли вы « прелесть и поэзию детства » в повести Толстого?

б) Когда была опубликована повесть «Детство»? О чем, по вашем мнению, может

свидетельствовать мнение Л.Н. Толстого этой повести в 1908 г.?

Тест по творчеству А. П. Чехова

Вариант I

Л Кого из героев можно назвать главным в рассказе «Хамелеон» ?

а) Очумелова в) щенка

б) Хрюкина г) генерала

2. Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон» ?

а) сочувствие в) высмеивание

б) негодование г) безразличие

3. В чем смысл заглавия рассказа «Хамелеон» ?

а) в рассказе высмеивается лицемерие и ханжество

б) метафорическое обозначение чиновничества

в) глубокий метафизический символ

4. Чувство ритма прозы и ее музыкального звучания коренится в

а) нахождении соответствий прозаического и какого-нибудь музыкального

произведения

б) грамотном составлении композиции произведения

в) прекрасном знании и тонком чувстве родного языка

5. Г. Бердников увидел в образе Очумелова «холопство и деспотизм».

а) Определите значение слов холопство и деспотизм.

б) Можете ли вы согласиться с тем, что в образе Очумелова в рассказе

«Хамелеон» присутствуют холопство и деспотизм?

в) В чем смысл соединения в полицейском надзирателе (представителе власти,

закона) таких противоположных качеств, как холопство и деспотизм?

6. М. В. Кузнецова пишет: «Главное, что Хрюкин «пострадал» (то есть не получил

«удовлетворения» от хозяина собаки и сочувствия от окружающих) совершено случайно,

так же случайно, как мог бы оказаться и победителем».

а) От чего Хрюкин пострадал в рассказе «Хамелеон»?

б) Действительно ли герой пострадал совершенно случайно»? Если да, то отчего

зависело поражение или победа Хрюкина?

7. М.П. Громов отметил следующую особенность творчества А.П. Чехова: он

«существенно сократил описание, сведя портрет к нескольким сильно акцентированным

деталям».

а) С помощью каких деталей дано описание мужика Дениса Григорьева в рассказе

« Злоумышленник»?

б) Что можно сказать о мужике по описанию? Похож ли он на злоумышленника?

8. М.В. Кузнецова считает, что «грустно и нелепо до смешного» — одна из формул

чеховского миропонимания».

а) Какие эпизоды рассказов А.П. Чехова вызвали у вас смех? Что нелепого и

грустного вы заметили в произведениях писателя?

б) В чем состоит особенность чеховского миропонимания?

9. Г. А. Вялый отметил в юморе А. П. Чехова «соединение разнообразных \форм и

оттенков — от уничтожающего смеха до любовной улыбки. В нем было отрицание и

утверждение, гнев и нежность».

а) Действительно ли смех А.П. Чехова в рассказах «Хамелеон» и

«Злоумышленник» разный?

б) Как вы думаете, что отрицает (а может быть, и утверждает) писатель в своем

творчестве?

Тест по творчеству А. П. Чехова

Вариант II

1. Кого в рассказе А. П. Чехова можно назвать «хамелеоном» ?

а) Очумелова в) Елдырина д) толпу зевак

б) Хрюкина г) повара

2. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики А. П. Чехова?

а) внутренний монолог в) психологизм

б) бытописание г) художественная деталь

3. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко, доверху

наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина»,

«узелок в руке» г

в) символом

а) бытописанием

б) художественной деталью

4. Что значит «найти звук» при написании прозаического произведения ?

а) найти соответствие музыкального и литературного произведения

б) найти ритм прозы и ее основное звучание

в) сделать так, чтобы каждая часть произведения звучала по-своему и в то же

время в унисон с целым.

5. А.П. Чехов в одном из писем замечал: «Лучше всего избегать описывать душевное

состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев».

а) Как бы вы описали душевное состояние полицейского надзирателя Очумелова в

рассказе «Хамелеон»? От чего оно зависит?

б) Через какие действия передается душевное состояние Очумелова?

6. М.В. Кузнецова делает следующий вывод: в рассказе «Хамелеон» «преклонение перед

силой и глумление над беззащитностью — некий общий закон, и ему бездумно подчинены

все герои произведения ».

а) Перед какой силой преклоняется полицейский надзиратель Очумелов? Над кем

глумятся в рассказе?

б) Можете ли вы согласиться с тем, что этому общему закону бездумно

подчинены все герои произведения? Докажите это.

6. Г. Бердников пишет, что некоторыми своими современниками А.П. Чехов

воспринимался «как человек идейно бескрылый и беспечный, как литератор, который обо

всем — о добре и зле — пишет одинаково безучастно и бесстрастно».

а) Не показались ли и вам (например, при первоначальном знакомстве) рассказы

А.П. Чехова безыдейными? Что в творческой манере писателя, на ваш взгляд, дает

для этого повод?

б) Согласны ли вы с тем, что Чехов обо всем — о добре и зле — пишет одинаково

безучастно и бесстрастно?

7. По мнению М. Горького, А.П. Чехов «овладел своим представлением жизни и таким

образом стал выше ее. Он освещает ее скуку, ее нелепости, ее стремления, весь ее хаос с

высшей точки зрения».

а) Какая жизнь, по вашему мнению, отразилась в рассказах «Хамелеон»,

«Злоумышленник»?

б) Как вы поняли, с какой точки зрения изображал А.П. Чехов жизнь? Можно ли

назвать эту точку зрения «высшей»?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconТест на знание стихотворений поэтов начала 20 века
Задание. Назовите имена и фамилии поэтов, перу которых принадлежат следующие стихотворения. Укажите литературное направление, к которому...

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconСельма лагерлёф и мир ее творчества
Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции» (1906 1907). В старости трилогию о Лёвеншёльдах: романы «Перстень Лёвеншёльдов» (1925),...

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconИм. М. В. Ломоносова химический факультет Кафедра аналитической химии...
Теоретические вопросы спектроскопии диффузного отражения

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconТеоретические вопросы
Понятие «Медиарилейшнз». Какие мероприятия можно отнести к этому методу продвижения?

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconЖитие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения
«Житие» протопопа Аввакума Петрова, его челобитные, послания нетленный памятник древнерусской литературы и величия человеческого...

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? icon"феномен ломоносова"
...

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? icon«Просветительская направленность гражданской поэзии М. В. Ломоносова»
М. В. Ломоносова, в которых нашли отражение идеи Просвещения, помочь учащимся уяснить социально – политическую программу Ломоносова,...

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconВнимание! Все права на данную пьесу принадлежат автору и охраняются...
Если Вы планируете использовать данный текст в России, свяжитесь с Отделом искусств Британского Совета в Москве

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconПрезентация к уроку, выставка книг о М. В. Ломоносове, стихи М. В....
Сегодня вы узнаете о жизни и деятельности великого русского ученого М. В. Ломоносова. А сейчас мы отправимся в путешествие в далекий...

Какие теоретические сочинения принадлежат перу М. В. Ломоносова ? iconЗаслуги Ломоносова перед Отечеством
Любимая наука Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница