Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка




Скачать 161.56 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Дата публикации04.02.2014
Размер161.56 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
Рабочая программа по литературе. 10 класс.

Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования по литературе.

Главной целью основного общего образования является развитие школьника как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учёба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определённой суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

- овладение способами устного пересказа, свободного владения монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

- научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

- научиться отзыву о самостоятельно прочитанном произведении;

- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к составлению программы обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

^ Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

^ Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объём информации растёт в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота, развитие духовно-нравственного мира ребёнка, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Место предмета в учебном плане 10 класса: федеральный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе 102 часа, из расчёта 3-х учебных часов в неделю. Также в изучении предмета «Литература» выделяется 0,5 часа на «Литературу родного края».
Используемый учебник – Русская литература XIX века: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. Ю.В. Лебедева – М.: Просвещение, 2009. – входит в федеральный перечень учебников по литературе, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год.
Использование материалов журнала «Литература в школе».

Приложение к газете «Первое сентября» (Литература)
Интернет-ресурсы:

Отечественная и зарубежная литература

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

http://lit.1 september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала

http:// litera.edu.ru

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru
^ Требования к уровню подготовки учащихся 10-х классов
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать \ понимать

  • образную природу словесного искусства

  • содержание изученных литературных произведений

  • основные факты жизни и творчества писателей – классиков XIX века

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспроизводить содержание литературного произведения

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

  • определять род и жанр произведения

  • сопоставлять литературные произведения

  • выявлять авторскую позицию

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.


^ Литература 10 класс. Базовый уровень.



п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

I

Введение

2 ч.




1.

Общая характеристика общественной и литературной жизни эпохи второй половины XIX века. Поиски путей развития России.

1 ч.




2.

Расцвет реализма в искусстве второй половины XIX века. Роман как господствующий жанр в художественном исследовании жизни.

1 ч.




II

Иван Александрович Гончаров. «Обломов».

7 + 1 д/с




3.

И.А. Гончаров. Трилогия о судьбах родины и русского человека: романы «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

1 ч.




4.

Роман «Обломов». Замысел. Художественное время и пространство в романе. Роль предметной детали. Обломов и его гости.

1 ч.




5.

Обломов и Захар. Анализ эпизода «Сон Обломова». Обломовщина как тип жизни.

1 ч.




6.

Принцип сюжетной антитезы в романе. Обломов и Штольц. Поиск «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…».

1 ч.




7.

Тема любви в романе. Образ Ольги Ильинской.


1 ч.




8.

Обломов в доме Пшеницыной. Жизнь в семье Штольца. Антитеза в романе: Обломов – Штольц, Агафья Матвеевна - Ольга Ильинская. Сон-смерть Ильи Ильича Обломова.

1 ч.




9.

Роман Гончарова «Обломов» в оценке критики.


1 ч.







^ Домашнее сочинение по роману И.А. Гончарова «Обломов».







III

Александр Николаевич Островский. «Гроза», «Бесприданница».

10 ч. + 1 к/с




10.

А.Н. Островский. Театр Островского. «Свои люди - сочтёмся».

1 ч.




11.

Драма А.Н. Островского «Гроза». История создания. Определение жанра пьесы. Расстановка персонажей. Роль пейзажа в пьесе.

1 ч.




12.

Быт и нравы города Калинова. Анализ 1-го действия драмы.

1 ч.




13.

Приём антитезы в пьесе: Катерина – Кабаниха, Кулигин – Дикой, Катерина – Варвара. Работа над 2-м и 3-м действиями пьесы.

1 ч.




14.

Символика названия пьесы. Молодое поколение в драме «Гроза».

1 ч.




15.

Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством». Обобщая работа по пьесе.

1 ч.




16.

Урок-семинар. Русская критика о творчестве А.Н. Островского (Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»; Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы»; А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского»).

1 ч.




17.

Драма «Бесприданница». Действующие лица. Столкновение романтического отношения к жизни с прагматической философией. Работа над 1-м действием пьесы.

1 ч.




18.

Карандышев и его соперники. Образ Паратова как пародия на героя печоринского типа. Работа над 2-м и 3-м действиями пьесы.

1 ч.




19.

Трагическая судьба Ларисы. Роль параллельных сюжетных линий в драме. Работа над 4-м действием пьесы.

1 ч.




20.

^ Классное сочинение по творчеству А.Н. Островского.

1 ч.




IV

Николай Степанович Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник»

4 ч.




21.

Н.С. Лесков. Своеобразие повествовательной манеры. Образы праведников земли Русской в произведениях Лескова («Человек на часах», «Левша», «Павлин»).

1 ч.




22.

Анализ рассказа Н.С. Лескова «Тупейный художник». Тема одарённости и погубленной красоты в рассказе.

1 ч.




23-24.

Повесть Н.С. Лескова «Очарованный странник». Воплощение в повести русского национального характера.

2 ч.




V

Иван Сергеевич Тургенев «Отцы и дети»

10 + 1 д/с




25.

Жизнь, творчество, личность И.С. Тургенева.


1 ч.




26.

История создания романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Характеристика эпохи на материале романа.

1 ч.




27.

Братья Кирсановы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1 ч.




28.

Споры об искусстве и природе в романе «Отцы и дети». Нигилизм Базарова.

1 ч.




29.

Любовь в жизни Базарова и Павла Кирсанова.


1 ч.




30.

Дружба в жизни Базарова. Анализ сцены «под стогом сена» (глава № 21).

1 ч.




31.

Базаров и родители.


1 ч.




32.

Анализ сцены дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем (глава № 24). Противники или собратья по судьбе?

1 ч.




33.

Смерть Базарова. Анализ главы № 27.

1 ч.




34.

Автор и его герой. Критика об образе Базарова


1 ч.







^ Домашнее сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».







VI

Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо»

11 ч. + 1 т.р.




35.

История жизни Н.А. Некрасова.

1 ч.




36.

Лирический герой поэзии Н.А. Некрасова. Анализ стихотворения «Родина».

1 ч.




37.

Крестьянская тема в лирике Н.А. Некрасова. Изображение различных сторон жизни народа.

1 ч.




38.

Н.А. Некрасов о поэте и поэзии. Анализ стихотворения «Поэт и гражданин».

1 ч.




39.

Идеал революционера-борца в лирике Н.А. Некрасова.

1 ч.




40.

Любовная лирика Н.А. Некрасова. Стихотворения «панаевского цикла».

1 ч.




41.

Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия и особенности фольклорного восприятия мира в поэме. Особенности композиции поэмы.

1 ч.




42.

Крестьянский мир. Многообразие крестьянских типов в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1 ч.




43.

Тема русского богатырства, величие духа русского народа. Матрёна Корчагина и Савелий – богатырь святорусский.

1 ч.




44.

Изображение угнетателей народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1 ч.




45.

Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме. Легенда «О двух великих грешниках» и песни Гриши Добросклонова.

1 ч.




46.

^ Тестовая работа по творчеству Н.А. Некрасова.

1 ч.




VII

Фёдор Иванович Тютчев. Лирика

3 ч.




47.

Жизнь, творчество, личность Ф.И. Тютчева. Человек и природа в лирике поэта.

1 ч.




48.

Философская лирика Ф.И. Тютчева.

1 ч.




49.

Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева (урок-композиция).

1 ч.




VIII

Афанасий Афанасьевич Фет. Лирика

2 ч. + 1 к/с




50.

А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты идеала. Стихотворения о природе.

1 ч.




51.

Тема любви в лирике А.А. Фета. Идея непреходящей значимости искусства.

1 ч.




52.

^ Сочинение-анализ стихотворения А.А. Фета или Ф.И. Тютчева.

1 ч.




IX

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

5 ч.




53.

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

1 ч.




54.

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Город Глупов и его градоначальники.

1 ч.




55.

Реальное и фантастическое в «Истории одного города». Сатира и гротеск в изображении истории как смены градоначальников.

1 ч.




56.

Социальная сатира в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Народ и его угнетатели. Сказка «Дикий помещик».

1 ч.




57.

Сатира на либеральную интеллигенцию в сказке «Премудрый пескарь». Положительные идеалы М.Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках.

1 ч.




X

Фёдор Михайлович Достоевский. «Преступление и наказание»

10 ч. + 1 т.р.




58.

Ф.М. Достоевский. Общественные взгляды. Обзор творчества.

1 ч.




59.

Авторский замысел романа «Преступление и наказание», его тема и проблематика


1 ч.




60.

В Петербурге Достоевского. Образы Раскольникова и Мармеладова.


1 ч.




61.

Раскольников в мире бедных людей. Композиционные особенности романа. Мистические мотивы.

1 ч.




62.

Теория Раскольникова о праве сильной личности.



1 ч.




63.

Преступление Раскольникова.


1 ч.




64.

Двойники Раскольникова – Лужин и Свидригайлов.

1 ч.




65.

Раскольников и Соня Мармеладова.

1 ч.




66.

Почему Раскольников «сделал явку с повинной»?

1 ч.




67.

Художественное время в романе. Полемичность романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Смысл финала.

1 ч.




68.

^ Тестовая работа по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1 ч.




XI

Лев Николаевич Толстой. «Война и мир»

21 + 1 д/с




69.

Основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность».

1 ч.




70.

Война в восприятии Л.Н. Толстого. Человек и война в «Севастопольских рассказах».


1 ч.




71.

Авторский замысел и история создания романа «Война и мир». Прототипы романа. Смысл названия и жанр романа-эпопеи.

1 ч.




72.

Анализ эпизода «Салон Анны Павловны Шерер».



1 ч.




73.

Анализ эпизодов: «Именины у Ростовых», «Князь Андрей в Лысых Горах».



1 ч.




74.

Изображение в романе «Война и мир» войны 1805-1807 гг. Истинный и ложный патриотизм в понимании Л.Н. Толстого.

1 ч.




75.

Князь Андрей на войне. Путь к славе и своему Тулону.

1 ч.




76-77.

Духовные искания князя Андрея.


2 ч.




78-79.

Пьер Безухов в поисках смысла жизни.


2 ч.




80-81.

Образ Наташи Ростовой в романе. История «любви» Наташи и Анатоля Курагина.

2 ч.




82.

«Настоящая жизнь» в понимании Л.Н. Толстого

1 ч.




83.

Изображение войны 1812 г. в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

1 ч.




84.

Анализ эпизода «Бородинское сражение». Пьер Безухов на батарее Раевского.

1 ч.




85.

Пьер Безухов и Платон Каратаев. Духовное развитие Пьера.

1 ч.




86.

Образы князя Андрея и Наташи Ростовой.


1 ч.




87.

Два полководца в романе «Война и мир». Кутузов и Наполеон.

1 ч.




88.

Партизанская война в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

1 ч.




89.

Философия истории в романе «Война и мир».


1 ч.







^ Домашнее сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир».







XII

Антон Павлович Чехов. Рассказы. «Ионыч». «Вишнёвый сад».

8 ч. + 1 к/с




90.

Общая характеристика жизни и творчества А.П. Чехова. Своеобразие изображения русской действительности в его произведениях

1 ч.




91.

Ранние юмористические рассказы А.П. Чехова. «Мелочи жизни» в изображении писателя. Изображение идейно-нравственных процессов, характерных для обыденного сознания.

1 ч.




92.

Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова.

1 ч.




93.

Проблема духовной капитуляции человека перед пошлостью окружающей его действительности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч».

1 ч.




94.

Новаторство Чеховской драматургии. Особенности конфликта и сюжетного действия в пьесе «Вишнёвый сад». Работа над 1-м действием комедии.

1 ч.




95.

Своеобразие жанра пьесы. Бывшие хозяева вишнёвого сада – Раневская и Гаев. Работа над 2-м действием пьесы.

1 ч.




96.

Особенности разрешения конфликта в пьесе «Вишнёвый сад». Анализ кульминационного 3-го действия.

1 ч.




97.

Новый хозяин вишнёвого сада. Финал пьесы. Смысл названия комедии, его символика. Тема будущего в пьесе.

1 ч.




98.

Классное сочинение по творчеству А.П. Чехова.

1 ч.




99.

Значение русской классической литературы XIX века. Классика и современность.

1 ч.




100.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века.

1 ч.




101.

Ги де Мопассан. Жизнь и творчество. Новелла «Ожерелье»

1 ч.




102.

Г. Ибсен. Жизнь и творчество. Драма «Кукольный дом». Вопрос о правах женщин в драме. Образ Норы. Художественное наследие Ибсона в мировой драматургии.

1 ч.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературному чтению 2 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 Класс пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 11 класс Пояснительная записка
Рабочая программа направлена на реализацию государственного стандарта литературного образования за курс среднего (полного) общего...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка
Примерной программы основного (общего) образования с учетом авторской программы Р. Н. Бунееева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе....

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по русской литературе 7 класс пояснительная записка
Программы основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения, рекомендованных...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка. Пояснительная записка Данная рабочая учебная...
Примерная государственная программа по литературе, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного...

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе 5-9 класс Статус документа
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами

Рабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка iconРабочая программа по литературе 6 класс Составлена Агафоновой Натальей...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования1, Примерной программы по литературе для основных...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница