Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов




Скачать 418.89 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов
страница1/2
Дата публикации05.02.2014
Размер418.89 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
   Пояснительная записка

 Рабочая программа  учебного  курса «Литература 11 класс» разработана  на основе   Примерной программы среднего (полного)  общего образования по  литературе (базовый уровень)  и  авторской программы   по литературе для  5-11 классов под ред.  Коровиной В.Я. (  Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень) Под редакцией В.Я.Коровиной.11-е издание Москва. Просвещение. 2010.) без изменений.

    Программа  соответствует  Федеральному компоненту Государственного стандарта образования и базисному учебному плану (2004 года)  образовательного учреждения на 2012-2013 учебный год. Рабочая программа, как и авторская, является частью учебно-методического комплекта, включающего программу, учебники по литературе для 10-11классов средней школы (базовый  и профильный  уровни), тематическое  и поурочное планирование с методическими рекомендациями,  учебными пособиями для учащихся.   Линия учебников, обеспечивающих программу, входит в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях.  

 Учебно-методический комплект, обеспечивающий процесс обучения:

Учебник: Русская литература XX века: : Учеб.: в 2-х ч. - / Под ред. Журавлёва В.П. - М.: Просвещение, 2008

  1. ^ Учебные пособия: Русская литература XX века: 11 кл. : Практикум / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2007

  2. Методические пособия: Уроки литературы: 11 кл.: Кн. для  учителя / Под ред. В.П.Журавлёва. - М.: Просвещение, 2008     

  3.  ^ Цели, задачи, содержание, методико-дидактические принципы, обеспечивающие личностно-ориентированный характер обучения, в рабочей программе остаются теми же, что и у авторов. Требования к уровню подготовки учащихся не изменяются и соответствуют стандартам освоения обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.     Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.   

  4.  В соответствии с авторской,   рабочая программа    конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного  стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса и рассчитана на 102  учебных часов (3 часа в неделю).

Класс общеобразовательный,уровень  базовый.        
Содержание программы
  учебного курса  «Литература 11 класс»

102 часа ( 3 часа в неделю).

   Введение (1ч    Русская литература в контексте мировой художествен­ной культуры XX столетия. Литература и глобальные исто­рические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало разви­тие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литера­тура Русского зарубежья. Различное и общее: что проти­вопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нрав­ственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.Литература начала XX века  (33ч   Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобра­зие реализма в русской литературе начала XX века. Че­ловек и эпоха — основная проблема искусства. Направ­ления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искус­ства. Реализм и модернизм, разнообразие литератур­ных стилей, школ, групп.

       ^ Писатели-реалисты начала XX века  (15)Иван Алексеевич Бунин.   (6ч.)

Жизнь и творчество (обзор).  Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Оди­ночество», «Последний шмель», «Песня» (возможен вы­бор других пяти стихотворений).  Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изыскан­ность словесного рисунка, колорита, сложная гамма на­строений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике БунинРассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (произведения обязательны для изу­чения только для школ с русским (родным) языком обучения), «Легкое дыхание», «Сны Чанга» (возможен выбор других рассказов). Своеобразие лирического по­вествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и за­пустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели тради­ционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобрази­тельности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтич­ность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.  Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль пи­сателя. Рассказ (углубление представлений).Александр Иванович Куприн. (3ч.)   Жизнь и творчество (обзор).  Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранато­вый браслет» (одно из произведений по выбору). По­этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и ре­альная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия пове­сти. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любов­ной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый брас­лет». Трагическая история любви Желткова и пробужде­ние души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символиче­ское звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской пси­хологической прозы в творчестве А. И. Куприна.  Теория литературы. Сюжет и фабула эпическо­го произведения (углубление представлений). Максим Горький (6ч.) Жизнь и творчество (обзор).Рассказы «Челкаш», «Старуха Изергиль». Романти­ческий пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы пи­сателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности ком­позиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разоб­щения людей. Своеобразие художественного конфликта в драме. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их тра­гическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Са­тин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представ­ления).   Серебряный век русской поэзии   (18Символизм  (3ч.) «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережков­ский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло­губ. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Ива­нов.  Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ас-саргадон», «Старый викинг», «Работа», «Каменщик», «Грядущие гунны», (стихо­творения по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена куль­тур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь. Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнесла-вянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Те­ма России в эмигрантской лирике Бальмонта.   Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте.Стихотворения (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург» (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соло­вьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее миро­ощущение (сборник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»), Фило­софские раздумья поэта (сборник «Урна»).Акмеизм (3ч.) Н. Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма.  Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гу­милева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др. Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрип­ка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или  другие стихотворения ( 3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яр­кость, праздничность восприятия мира. Активность, дей­ственность позиции героя, неприятие серости, обыден­ности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гуми­лева на русскую поэзию XX века.Футуризм (1ч.) Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и другие), кубофутуристы (В.Маяковский, Д.Бурлюк, В.Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями   Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Слово о поэте.Стихотворения из сборников: «Громокипящий ку­бок», «Ананасы в шампанском», «Романтические ро­зы», «Медальоны» (3 стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтиче­ские неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Фу­туризм (начальные представления).  Изобразительно-выразительные средства художест­венной литературы: тропы, синтаксические фигуры, зву­копись (углубление и закрепление представлений).Александр Александрович Блок (5ч.)   Жизнь и творче­ство (обзор).Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения).

  «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «О до­блестях, о подвигах, о славе...», «Когда вы стоите на моем пути...», «Скифы». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)   Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, филосо­фии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир ран­него Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и инто­нации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэ­та. Тема родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом» и в стихотворении «Скифы». Поэт и революция.Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и восприятие ее современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символиче­ское и конкретно реалистическое в поэме. Гармония не­сочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произ­ведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.  Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.Теория литературы. Лирический цикл (стихо­творений). Верлибр (свободный стих). Авторская пози­ция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).Новокрестьянская поэзия. (Обзор)  Николай Алексеевич Клюев (1ч.)  Слово о поэте.  Стихотворения «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, А. Майкова, Л. Мея и др. Интерес к художественному бо­гатству славянского фольклора. Группа «Краса» (Рерих, Ремизов, Городецкий и др.). Клюев и Блок. Клюев и Есе­нин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нСергей Александрович Есенин ((5ч.)   Жизнь и творчест­во (обзор).Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ко­выль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Со­ветская» (указанные произведения обязательны для изучения). «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Воз­вращение на родину», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен вы­бор 3—5 других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есе­нина. Россия, Русь как главная тема всего его творчест­ва. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народ­но-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, вли­яние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и лю­бимым людям. Есенин и имажинизм. Есенинская «теория органи­ческого образа». Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенин­ского цикла «Персидские мотивы». Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихо­творный цикл (углубление понятия). Лирическая поэма. Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия) Литература 20-х годов XX века  (8ч) Обзор с монографическим изучением одного —■ двух произведений (по выбору учителя и учащихся).Общая характеристика литературного процесса (4ч.)Лите­ратурные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», «конструктивисты», ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).Тема России и революции: трагическое осмысле­ние темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бу­нин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.).  Поиски поэтического языка новой эпохи, экспери­менты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты).   Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Железный поток» А. Се­рафимовича, «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, «Кон­армия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Ве­селого, «Разгром» А. Фадеева).         Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколе­ния («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орна­ментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность («Дюжина ножей в спину революции» А. Аверченко, «Ностальгия» Тэффи).   Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).  Владимир Владимирович Маяковский (4ч.   Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указан­ные произведения обязательны для изучения) «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яков­левой». (Возможен выбор 3—5 других стихотворений.)  Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и рево­люция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое нова­торство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гипер­боличность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха).      Своеобразие лю­бовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора Традиции Маяковского в российской поэзии XX сто­летия.Литература 30-х годов.  (25ч) Творческие поиски писателей в 30-е   годы (1ч.)   Сложностьпоисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пас­тернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Про­кофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмыТвардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М.Шолохова,Михаил Афанасьевич Булгаков (6ч. Жизнь и творчест­во (обзор) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»   (Изучается один из романов — по выбору, в школе с родным (нерусским) языком обучения — в сокращении). История создания романа «Белая гвардия». Своеобра­зие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водово­роте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Сатирическое изображе­ние трусов, приспособленцев, предателей. Символиче­ское звучание образа Города. Алексей Турбин как за­щитнохранитель Дома, Отчизны. Смысл финала романа   История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость по­вествования: от символического (библейского или мифо­логического) до сатирического (бытового). Сочетание ре­альности и фантастики. Проблема предательства (Иуда), тема ученичества (Левий Матвей) и тема совести (Понтий Пилат) в романе. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.  Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Ге­те. Э.-Т.-А. Гофман, Н. В. Гоголь)    Теория литературы. Разнообразие типов рома­на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе Булгаков в трактовке современного театра (анализ теат­ральных постановок по произведениям писателя).Андрей Платонович Платонов (2ч    Жизнь и творчество (обзор).    Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы   Тип платоновского героя — мечта­теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородство детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).Теория литературы. Индивидуальный стиль пи­сателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).Анна Андреевна Ахматова (4ч Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утеш­но...», «Родная земля» (указанные произведения обя­зательны для изучения) «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Воз­можен выбор 2—3 других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощаю­щее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художествен­ного творчества как тема ахматовской поэзии. Разго­ворность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Неразделенность, единство тра­гедии народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библей­ские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и сдержанное благородство скорбного сти­ха. Мощное трагическое звучание «Реквиема». Тема су­да времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы Творческое наследие А. Ахматовой и русская поэзия XX — начала XXI   веков.Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений). Осип Эмильевич Мандельштам (2ч.   Жизнь и творче­ство (обзор). Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Го­мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть гря­дущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения).«Айя-София», «Silentium», «Концерт на вокзале», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор 3—4 других стихотворений.)  Культурологические истоки творчества поэта. Сло­во, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философич­ность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообра­зие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы риф­мовки (закрепление понятий). Марина Ивановна Цветаева (2ч. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в ру­ке...»), «Кто создан из камня, кто создан из гли­ны...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произ­ведения обязательны для изучения) «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор 2—3 других стихотво­рений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Иск­ренность лирического монолога — исповеди. Тема твор­чества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цве­таевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяе­мая трагичностью эпохи (революция, гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Своеобразие поэтической лексики и синтаксиса. Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей га­зет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве.    Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление по­нятия).  Михаил Александрович Шолохов ( 8ч.     Жизнь. Творче­ство. Личность (обзор).  «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной траге­дии. История создания шолоховского эпоса. «Донские рассказы» как подступ к роману. Широта эпического по­вествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Се­мейная тема в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Жен­ские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверж­дение высоких нравственных ценностей в романе. Тради­ции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художествен­ное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шоло­ховские традиции в русской литературе XX века.  Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное про­странство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений). Литература периода   Великой Отечественной войны.(Обзор,1 час) Литература «предгрозья»: два противоположных взгля­да на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как са­мый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, пе­реживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, Н. Тихонова, М. Иса­ковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьяно­ва; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского, «Россия» А. Прокофьева. Органиче­ское сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.  Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символиче­ское звучание признаний в любви к родным местам, близ­ким людямЧеловек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, Б. Гор­батова, А. Платонова, В. Гроссмана и др Глубочайшие нравственные конфликты, особое напря­жение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон»,Значение литературы периода Великой Отечествен­ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй по­ловины XX векаЛитература 50—90-х годов XX века.  ( 3ч.)   Обзор литературы  второй половины XXвека. (1 ч.) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Не­красова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева и др. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. По­эзия, развивающаяся в русле традиций русской клас­сики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Пра­солов, Н. Глазков, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуц­кий, С. Орлов и др.«Городская» проза: Д. Гранин, Ю. Трифонов, В. Ма­кании и др. Нравственная проблематика и художествен­ные особенности их произведений.  «Деревенская» проза. Изображение жизни крестьян­ства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамо­ва, В. Шукшина, В. Крупина и др.Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркут­ская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В доб­рый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др. Литература Русского зарубежья. Возвращенные в оте­чественную литературу имена и произведения (В. Набо­ков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зай­цев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин).Многообразие оценок литературного процесса в кри­тике и публицистике.Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержа­тельность,  искренность,  внимание к личности;  методическое богатство, современная ритмика и инструмен­товка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.Александр Трифонович Твардовский (2ч.)   Жизнь и творчество. Личность  и творчество(обзор).  Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери»,         «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательные  для изучения).«В тот день, когда закончилась война...», «Дробит­ся рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор 3 других стихотворений.)Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX ве­ка. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувст­во сопричастности к судьбе страны, утверждение высо­ких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность испо­ведальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского. Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэ­зии (развитие представлений). Элегия как жанр лириче­ской поэзии (закрепление понятия). Борис Леонидович Пастернак (4ч.)   Жизнь и творчество (обзор) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и пла­кать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хо­чется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Лето», «Быть знаменитым некраси­во...». (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная ли­рика поэта. Философская глубина раздумий. Стремле­ние постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удив­ление перед чудом бытия.    Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пас­тернак-переводчик.   Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с ана­лизом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лириче­ского начал. Образы-символы и сквозные мотивы в ро­мане. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские Образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органиче­ская связь с проблематикой и поэтикой романа. Тради­ции русской классической литературы в творчестве Па­стернакаАлександр Исаевич Солженицын ( 2ч.)   Жизнь. Творче­ство. Личность (обзор). Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеоб­разие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана ДенисовичШухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема рус­ского национального характера в контексте трагической эпохи.  Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).Варлам Тихонович Шаламов (1ч.)   Жизнь и творчество (обзор).  Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возмо­жен выбор 2—3 других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достовер­ность, почти документальность «колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследова­ние человеческой природы «в крайне важном, не опи­санном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию близкому к состоянию зачеловечности». Ха­рактер повествования. Образ повествователя. Новатор­ство Шаламова-прозаика. (развитие представлений).Николай Михайлович Рубцов (1ч.) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения «Видения на холме», «Русский ого­нек», «Я буду скакать по холмам задремавшей от­чизны...», «Звезда полей», «В горнице». (Возможен выбор других стихотворений.)Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина, Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драма­тизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Взаимодействие романтического и реалистического начал, символики и быта как характерная черта стилевого своеобразия ли­рики Рубцова. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэ­зии Рубцова.Виктор Петрович Астафьев (2ч.Жизнь и творчество (обзор). «Царь-рыба», «Печальный детектив». (Одно произ­ведение по выбору.) Взаимоотношения человека и приро­ды в «Царь-рыбе». Утрата нравственных ориентиров — главная проблема в романе «Печальный детектив».Валентин Григорьевич Распутин (2ч.   Жизнь и творче­ство (обзор).   «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Жи­ви и помни». (Одно произведение по выбору.) Тема «от­цов и детей» в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой».Нравственное величие русской женщины, ее самоот­верженность.язь основных тем «Живи и помни» с традициями русской класси   Иосиф Александрович Бродский (1ч.)   Жизнь и творче­ство (обзор). Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (Как жаль, что тем, чем стало для меня...). (Возможен выбор 3 других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литератур­но-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток не­принужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуоз­но организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.Булат Шалвович Окуджава (1ч.)Слово о поэте.Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты те­чешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор дру­гих стихотворений.)Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия оттепели и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об­разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бар­дов.  Теория литературы. Литературная песня. Ро­манс. Бардовская песня (развитие представлений)   «Городская» проза в современной литературе Юрий Валентинович Трифонов ( 1ч.)Жизнь и творчест­во (обзор).   Повесть «Обмен». Городская проза и повести Трифо­нова. Осмысление «вечных тем» человеческого быта на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравст­венной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия повести. Тонкий психологизм писателя. Традиции А. П. Чехова в прозе Ю. В. Трифонова.Теория литературы. Психологизм художест­венной литературы (углубление понятия). Повесть как жанр повествовательной литературы (углубление поня­тия) Темы и проблемы современной драматургиАлександр Валентинович Вампилов ( 1ч.)   Слово о дра­матурге.   Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.)Проблематика, основной конфликт и система обра­зов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологиче­ская раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы Из литературы народов России (1ч)  Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга (обзор).Стихотворения: «Подует ветер все больше ли­стьев...», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду...», «Птиц выпускаю». (Возможен выбор других стихотворений.)Лирика Мустая Карима. Отражение вечного движе­ния жизни, непреходящих нравственных ценностей в ли­рике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков, запечатленных в песнях и сказаниях. Беспа­мятство — самый тяжкий грех как для отдельного человека, так и для всего человечества. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики Мустая Карима.Теория литературы. Национальное и общечело­веческое в художественной литературе (развитие пред­ставлений).  Литература конца XX — начала XXI века (2ч Общий обзор произведений последнего десятилетия.Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол­стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др.Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Ев­тушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.  Из зарубежной литературы (5ч)Джордж Бернард Шоу (2ч.) Слово о писателе. «Дом, где разбиваются сердца»,  «Пигмалион».(Обзорное изучение одной из пьес по выбору учителя и учащихся.)«Дом, где разбиваются сердца». Влияние А. П. Че­хова на драматургию Д. Б. Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании ин­дивидуальных характеров. Труд как созидательная и очищающая сила.«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала лич­ности и его реализации. Характеры главных героев пье­сы. Открытый Теория литературы. Парадокс как художест­венный прием Томас Стернз Элиот (1ч.) Слово о поэте.Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора. Пародийное использование мотивов из классиче­ской поэзии (Данте, Шекспира, Дж. Донна и др.)Эрнест Миллер Хемингуэй (1ч.)   Слово о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солн­це», «Прощай, оружие!».  Повесть «Старик и море» как итог долгих нравст­венных исканий писателя. Образ главного героя — ста­рик Сантьяго. Единение человека и природы. Самообла­дание и сила духа героя повести («человека можно уничтожить, но его нельзя победить»).Эрих Мария Ремарк (1ч.)   Слово о писателе.«Три товарища» (обзорное изучение романа). Э. М. Ре­марк как наиболее яркий представитель «потерянного по­коления». Трагическая концепция жизни в романе. Стрем­ление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь. Своеобразие художественного стиля писателя (особенности диалогов, внутренних моно­логов, психологический подтекст).Теория литературы. Внутренний монолог (закрепление понятия). Повторение (3ч. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 класса

По окончании  11-го класса   обучаемые  должны

 знать:

 -содержание текстов программных произведений, предназначенных для текстуального и обзорного изучения;

-место русской литературы в мировом литературном процессе, ее национальное своеобразие;

-основные закономерности развития русской литературы  в 20-веке;

-основные черты литературных направлений.

 ^ Уметь  (устно):

- выразительно читать тексты художественных произведений в объёме изучаемого курса литературы, комментировать прочитанное;

- владеть пересказом всех видов - подробным, выборочным, от другого лица, кратким, художественным ( с максимальным использованием художественных особенностей изучаемого текста) - главы, нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи и т.д.

- подготовить характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений, изучаемых по программе старших классов;

- подготовить рассказ,  сообщение, размышление о мастерстве писателя, стилистических особенностях его произведений, анализ отрывка, целого произведения, устно комментировать прочитанное;

- составить рецензию на самостоятельно прочитанное произведение большого объёма, просмотренный фильм или фильмы одного режиссёра, спектакль или работу актёра, выставку картин или работу одного художника, владеть актёрским чтением, иллюстрировать прочитанное и пр.;

- подготовить сообщение, доклад, лекцию на литературные и свободные темы, связанные с изучаемыми произведениями;

- свободно владеть монологической и диалогической речью ( в процессе монолога, диалога, беседы, интервью, доклада, сообщения, учебной лекции, ведения литературного вечера, конкурса и т.д.);

- использовать словари различных типов (орфографические, орфоэпические, мифологические, энциклопедические и др.), каталоги школьных, районных и городских библиотек;
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена...
Рабочая программа по литературе для учащихся 10-11 классов составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования...

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и Программы общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 12 класса составлена на основе...
Составитель Кужанова Нина Петровна учитель литературы II квалификационной категории

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса по литературе...
Рабочая программа учебного курса по литературе для 5 класса разработана на основе примерной программы основного среднего (полного)...

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е....

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа для 11класса составлена на...
Примерной программы среднего полного общего образовании по русскому языку (базовый уровень), на основе Программы курса русского языка...

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе...
«Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе», а также Программы под редакцией Коровиной В. Я. с учетом...

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая программа по литературе среднего (полного) общего образования для 11 класса
Рабочая программа разработана на основе Программы образовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень)

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса Литературы...
Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Литература» на базовом...

Рабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе ( базовый уровень ) и авторской программы по литературе для 5-11 классов iconРабочая учебная программа по литературе (базовый уровень) Основная общеобразовательная программа
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница