Тема: «любовь в творчестве сергея есенина»




Скачать 117.02 Kb.
НазваниеТема: «любовь в творчестве сергея есенина»
Дата публикации07.02.2014
Размер117.02 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Я по-прежнему такой же нежный.
Тема: « ЛЮБОВЬ В ТВОРЧЕСТВЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА».
ВСТУПЛЕНИЕ:
На фоне мелодии звучит стихотворение « Письмо к женщине».
Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.
Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел-

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму-

Куда несёт нас рок событий.
Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.
Земля-корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Её направил величаво.
Ну, кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.
Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали, что в сплошном дыму,

В разворочённом буре быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несёт нас рок событий…
Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувству и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!
Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был

И что со мною сталось!
Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи,

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,

Кем был тогда.

не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне…

Я знаю: вы не та-

Живёте вы

С серьёзным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.
Живите так,

Как вас ведёт звезда,

под кущей обновлённой сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.
1924г.
Ведущая: В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней и пленяющая душу сила поэтического дара Есенина , и его порой младенческая идейная слабость. В ней полнокровная, искренняя

радость юноши, заново открывающего удивительный, прекрасный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в « узком промежутке» старых чувств и воззрений, преодоление которых сопровождалось мучительными разочарованиями и противоречиями. Его стихи « половодье» самых сокровенных, самых интимных и светлых человеческих чувств. Он не делал стихи - они лились из него, вырывались у него из глубины души.
Ведущий:

Одна из важнейших тем Есенина – тема любви к женщине. Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость этого чувства.

Юный Есенин мечтал о чистой и светлой любви. Часто в его стихах перекликается в это время образ девушки и берёзы олицетворение чистоты и юности.

^ Звучит стихотворение « Зелёная причёска…»
Ведущая:

Берёзка? В платье белом? Тоскует у пруда? Уж, не о той ли это девушке в белом? Да и посвящено стихотворение « Зелёная причёска…» Лидии Кашиной, молодой помещице, в которую был влюблён Есенин.
Ведущий:

Сергей Есенин эмоционально переживал изменения в жизни, в частности любовь. Он очень быстро увлекался, но мог также быстро отречься от неё. К примеру , первая любовь закончилась довольно внезапно и неопределённо. Обратимся к письмам.
12 июня 1913 года.

Здравствуй , Маня!

Глубоко благодарю тебя за письмо. Маня, я не виноват совершенно в нашем периоде молчания. Ты виновата кругом. Я тебе говорил когда-то, что я думаю, что приношу людям, которые меня окружают, несчастья, а потому или я их покидаю, или они меня. Я подумал, что я тебе причинил боль, а потому ты со мной не желаешь иметь ничего общего. С тяжёлой болью я перенёс свои волнения. Мне было горько и обидно ждать это от тебя. Ведь ты говорила, что никогда меня не бросишь. Ты во всём виновата, Маня. Я обиделся на тебя и сделал великую для себя рану. Я разорвал все твои письма, чтобы они более никогда не терзали мою душу. Ведь ты сама понимаешь, как тяжело переносить это, но виновата ты. Я не защищаю себя, но всё же ты виновата.

Прости меня, если тебе обидно слышать мои упрёки-ведь это я любя…
^ Чтение стиха « Не бродить, не мять в кустах багряных».
Ведущий: Горечь отвергнутой юношеской чистой и нежной любви, желание что-то изменить в своей судьбе повлекли Есенина в чужие края, вон из родного дома. В городе он быстро освоился и изменился, стал другим. Изменилось и его отношение к любви.
Ведущий:

Новая жизнь закрутила, завертела поэта в водовороте событий. Октябрьская революция, Гражданская война. Кровь, грязь, смерть. Поэт в разладе с действительностью. Появляются новые мотивы в его творчестве-неприязненное, порой враждебное отношение поэта к новой действительности и неудовлетворённость своей судьбой. Меняется и его отношение к женщине. Это хорошо видно из стихов, написанных в то время.
^ Звучит песня « Не жалею, не зову, не плачу…»
Ведущий:

Говоря о любовной лирике поэта, никак не обойдёшь стихов цикла « Москва кабацкая» с его надрывом, цинизмом нарочито «хулиганским» эпатажем. Сейчас уже забывается, что Есенин долгие годы был полузапрещённым поэтом. И в качестве оправданий гонений на поэта обычно приводились образцы «есенинщины» - стихи « Москвы-кабацкой»- кризисного этапа в его жизни и творчестве. Но любовь и скандалы для Есенина были вещами несовместимыми. И выходя из кризиса, он запел про любовь.
^ Звучит стихотворение « заметался пожар голубой ...»
Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось пить и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,

Видеть глаз злато-карий омут,

И чтоб, прошлое не любя,

Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, лёгкий стан,

Если б знала ты сердцем упорным,

Как умеет любить хулиган,

Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки

И стихи бы писать забросил,

Только б тонко касаться руки

И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошёл за тобой

Хоть в свои, хоть в чужие дали…

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

1923г.
Ведущий:

В это время в его жизни появляется женщина, сыгравшая очень важную роль в жизни поэта,- знаменитая американская танцовщица Айседора Дункан… Он и она были людьми неординарными, талантливыми, своеобразными. Но не только узы искусства крепко связывали их. Вероятно, их связывало большое страстное чувство.

^ ИСПОЛНЕНИЕ ТАНЦА.

Верно, и точно оценил эту полную конфликтов и переживаний историю Сергей Коненков, неоднократно бывавший у Есенина и Дункан в особняке на Пречистенском бульваре, наблюдавший их вместе и порознь.

« Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но ещё больше забрала у него нравственных и душевных сил».
^ Звучит песня « Мне осталась одна забава».


Ведущая:
Был разрыв с Айседорой Дункан и одинокое возвращение в Москву. По возвращении в Россию была новая женитьба и новый разрыв. Было попутно много других любовных встреч и разлук. Это говорит о том, что душа поэта снова находилась в смятении. Новая жизнь вокруг рождала в нём новые чувства.
^ Стих-е « Пускай ты выпита другим».
Есенин мечтал о путешествии в Персию. Но поездка не состоялась, и «Персидские мотивы» писались в Тифлисе, Батуми и Баку в 1924-1925 годах.

« Персидские мотивы» - прямая противоположность « Москвы кабацкой» в поэтическом решении темы любви. Чувствуется пробуждение поэта к жизни и новой любви. Теперь всё чаще облику любимой женщины сопутствуют слова «дорогая», «милая», и отношение к ней становится ровным, уважительным, поэт видит в ней друга, собеседника.
Ведущая:

Поэт пишет: «Я чувствую себя просветлённым, не надо мне этой глупой шумливой славы.… Так много и легко пишется в жизни очень редко…»

В этом цикле вновь появляется та девушка в белом, то ли из юношеского прошлого, то ли из мечты. Хотя это почти одно и то же.
^ Звучит стихотворение « Шагане ты моя, Шагане».

Ты сказала, что Саади

Целовал лишь только в грудь.

Подожди ты, бога ради,

Обучусь когда-нибудь

Ведущая:

На смену терзавших поэта кошмаров пришли иные чувства, жизнерадостное настроение, ожидание чего-то светлого, большого, чистого.

« Незадаром мне мигнули очи, приоткинув чёрную чадру». Девушке, что «лицом похожа на зарю» за одно движение прелестного стана он готов подарить шаль из Хоросана и ковёр ширазский. теперь он далеко от поцелуев за деньги и от кинжальных хитростей и драк. Высокие чувства он выражает теперь романтически возвышенно, находя их в восточной природе, обычаях, житейской мудрости, романтике, которой проникнут весь этот цикл. Любовь обрамлена самыми нежными оттенками.

Поцелуй названья не имеет.

Поцелуй не надпись на гробах.

Красной розой поцелуи веют.

Лепестками, тая на губах.
Ведущий: Девушки, представленные в цикле, красивы не только внешне, но и полны изящества, обаяния, хрупкой прелести и окружены каким-то ореолом таинственности. Прекрасное в стихах берёт верх над чувственным. Даже розы - символ свежести и красоты - не могут соперничать с обликом девушки.
Ведущая:
Прообразом есенинской героини была учительница Шаганэ Нерсесовна Тальян. С её именем связаны у Есенина самые любимые воспоминания и ассоциации. Любовь вдохновляет поэта, и ему ясно, что без неё ему не жить, не творить.
^ Звучит стихотворение « Руки милой – пара лебедей».

Руки милой – пара лебедей-

В золоте волос моих ныряют.

Всё на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.
Пел и я когда – то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

нежностью пропитанное слово.
Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою,

Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою.
Я не знаю, как мне жизнь прожить:

Догореть ли в ласках милой Шаги

Иль под старость трепетно тужить

О прошедшей песенной отваге?
У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что- для глаза.

Если перс слагает плохо песнь,

Значит, он вовек не из Шираза.
Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

1925г.

Ведущий:

Меняется поэт, меняется его отношение к тем, кто ему дорог и близок. В его душе растут слова самых кротких и нежных песен. В нём постоянно крепнет вера в светлые идеалы человека, в любовь, счастье. С горечью вспоминает он о прошедшем чувстве.
Чтец:

… И вот стал он взрослым.

К тому же поэт.

Хоть с небольшой,

Но ухватистой силою,

И какую – то женщину

Сорока с лишним лет

Называл скверной девчонкой

И своею милою…
Ведущая:

И в начале марта 1925 г. поэт познакомился с Софьей Толстой, внучкой Льва Толстого.

Ю. Лебединский пишет: « Она была человеком незаурядным. В её немногословных речах чувствовался ум, образованность, а когда она взглядывала на Сергея, нежная забота светилась в её серых глазах. Нетрудно догадаться, что в её столь явной любви к Сергею присутствовало благородное намерение стать помощницей, другом и опорой писателя».
Ведущий:

В браке с Софьей Толстой Есенин не был счастлив. Здесь не было виноватых – так сложилась жизнь.

Другу своему Есенин сокрушённо писал: « Всё, на что я надеялся, о чём мечтал, идёт прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать. Куда?»
Ведущая:

Теперь всё позади. На смену отношению к жизни пришли страшные душевные муки, глубокое разочарование в истинности избранных путей, приведшие к болезни, мукам, одиночеству. Теперь поэт не ждёт « ни друга, ни гостя», без приглашения посещает его каждую ночь « чёрный человек - зловещий, страшный, читает ему столь же зловещую книгу».
…Месяц умер,

Синеет в окошке рассвет.

Ах ты, ночь!

Что ты, ночь, наковеркала?

Я в цилиндре стою.

Никого со мной нет.

Я один…

И разбитое зеркало…
Ведущий: Уходят годы, меняется отношение поэта к жизни, к любви, но в сердце его всегда живёт образ матери.
Ведущая: « Письмо к матери»- одно из самых популярных произведений Есенина. Оно положено на музыку разными композиторами.

Есенин шёпотом признавался: « Я Россию очень люблю. И мать свою люблю»,- и тосковал по дому. На этой тоске по материнскому страданию и всепрощению, тоске невыдуманной, нелитературной, настояна его поэзия.

Ученики читают « Письмо от матери» и « Письмо к матери».

В 1923-1925 гг. С.Есенин жил с Г.Бениславской в коммунальной квартире в Брюсовском переулке. Здесь же жили его сёстры - Катя и Шура, сюда приезжала из Константинова Татьяна Фёдоровна. Об одном из её приездов Есенин писал 6.03.1925г.: « Вчера приехала моя мать, я в семье, счастлив до дьявола».

Сергей Есенин больше всего любил русские песни. Большой радостью было подбить свою мать на песню. Она споёт, а он говорит: « Вот это песня…» Очевидно, отсюда и произошли поэтические строки Есенина « Ты запой мне ту песню, что прежде напевала нам старая мать…», посвящённая младшей сестре Шуре. Они стали хрестоматийными, как и « Письмо к матери». Но о том, что существует стихотворный текст плача Татьяны Фёдоровны по сыну и хранится он в Государственном литературном музее, стало известно недавно. Подлинность речи матери поэта в записи фольклориста не бесспорна, однако содержащаяся в ней информация представляет интерес.

^ Ученица читает стихотворение « На смерть Есенина».

Татьяна Фёдоровна Есенина умерла 3 июня 1955г. До наших дней дошли многие воспоминания Есениной о своём сыне. Несмотря на некоторые конфликты с матерью, Есенин питал к ней очень нежные и высокие чувства, которые ясно можно увидеть в его лирике.

Последние стихи Есенина- плач по утраченной чистоте.
^ Звучит стихотворение « Ты меня не любишь, не жалеешь…»

Ты меня не любишь, не жалеешь,

Разве я немного некрасив?

Не смотря в лицо, от страсти млеешь,

Мне на плечи руки опустив.
Молодая, с чувственным оскалом,

Я с тобой не нежен и не груб.

Расскажи мне, скольких та ласкала?

Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?
Знаю я – они прошли, как тени,

Не коснувшись твоего огня,

Многим ты садилась на колени,

А теперь сидишь вот у меня.
Пусть твои полузакрыты очи

И ты думаешь о ком - нибудь другом,

Я ведь сам люблю тебя не очень,

Утопая в дальнем дорогом.
Этот пыл не называй судьбою,

Легкодумна вспыльчивая связь,-

Как случайно встретился с тобою,

Улыбнусь, спокойно разойдясь.
Да и ты пойдёшь своей дорогой

Распылять безрадостные дни,

Только нецелованных не трогай,

Только негоревших не мани.
И когда с другим по переулку

Ты пройдёшь, болтая про любовь,

Может быть, я выйду на прогулку,

И с тобою встретимся мы вновь.
Отвернув к другому ближе плечи

И немного наклонившись вниз,

Ты мне скажешь тихо: « Добрый вечер!»

Я отвечу: « Добрый вечер, мисс».
И ничто души не потревожит,

И ничто её не бросит в дрожь,-

Кто любил, уж тот любить не может,

Кто горел, того не подожжёшь.
Ведущая: Есенин писал о самом главном: о том, что его жгло, восхищало и ужасало, а потом убило. Он писал о любви:
Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: « Нет!»

Далёкие милые были!..

Тот образ во мне не угас,

Мы все в эти годы любили,

Но, значит,

Любили и нас.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconТема: «Родина в лирике Сергея Есенина»
С. Есенина, помочь увидеть ту исключительную роль, которую играла в ней тема родной природы и тема Родины (с самого начала слившиеся...

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconУрок литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой...
Ели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать...

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconПлан урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом...
Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать...

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconУчебно-методический комплекс открытого урока по литературе на тему...

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconЛитература. Тема: «Своеобразие лирики Сергея Есенина»
Цель деятельности учителя: создать условия формирования культурологической,коммуникативной, информационной, исследовательской компетенции...

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconИсследовательская работа по литературе На тему: Цветовая гамма в творчестве С. А. Есенина
Закрепить знания обучающихся об основной цветовой гамме в творчестве С. Есенина и выборе ее поэтом в разные периоды творчества

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» icon«Болдинская осень» Сергея Есенина. С. А. Есенин на Кавказе. Библиографический список литературы
«Болдинская осень» Сергея Есенина. С. А. Есенин на Кавказе: библиографический список литературы / мбук «цбс г. Рязани»; цгб им. С....

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconПрезентация «Тропинка к Есенину»
Заинтересовать учащихся личностью поэта, увлечь песенно-поэтическим творчеством Сергея Есенина, обратить внимание на глубокую лиричность...

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» icon«Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда)
Тема урока: «Край любимый! Сердцу снятся…» (Тема Родины в творчестве поэтов С. Есенина и К. Герда)

Тема: «любовь в творчестве сергея есенина» iconТема.: Тема Родины в творчестве С. А. Есенина
Помочь учащимся постигнуть процесс формирования стиля, осмыслить внутренний мир



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница