Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык»




Скачать 63.64 Kb.
НазваниеМетодическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык»
Дата публикации14.02.2014
Размер63.64 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе.
Тема: «..о великий, могучий и правдивый русский язык»
Цель урока: утверждение мысли бережного отношения к языку как одной из главных ценностей гражданина России, формирование языкового сознания школьников, лингвистической компетенции

Задачи:

- познакомить с основными сведениями из истории русского языка, о месте русского языка в системе других языков;

- изучить стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»;

-развивать умения литературного анализа поэтического текста;

-развивать самостоятельность, универсальные учебные действия

- развивать речь учащихся
Оборудование:

Компьютер

Проектор

Портрет И.С.Тургенева

План урока:

Слово учителя:

В 2011 году Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев подписал Указ о ежегодном праздновании Дня русского языка «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации». В соответствии с Указом Президента   учрежден  и впервые пройдет в России в 2012 году Всероссийский фестиваль «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации», организатором которого являются Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова при участии Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

Предлагаю Вам посмотреть работы участников фестиваля (http://festival.mggu-sh.ru/about), которые попытались показать уникальные возможности русского языка как общенационального достояния россиян,  средства обогащения и развития  культур народов Российской Федерации в современной языковой ситуации и определить современные проблемы сохранения и развития русского языка, предложить пути решения заявленных проблем.

Работа организуется в группах с использованием методики «Разброс мнений», «Мозговой штурм».

Каждая группа высказывает мнение о выявленных проблемах сохранения и развития русского языка, предлагает пути их решения. Выступления групп.

1 группа

- Низкий уровень современной литературы, СМИ, неграмотная речь политиков, общественных деятелей делает нашу речь переполненной заимствованной лексикой, сленгом, а также нецензурной лексикой. Необходимо принять на законодательном уровне ряд документов и процедур о соблюдении культуры речи граждан РФ.

Результаты исследовательской деятельности учащихся по теме» Молодёжный сленг». (Приложенный файл)

2 группа

- На наш взгляд, преподавание русского языка как неродного находится на низком уровне. На территории РФ на данный момент проживают люди разных национальностей, которые приехали недавно, но уровень владения русским языком у них достаточно низкий. Необходимо разработать систему мер по повышению качества преподавания русского языка как неродного, организовать в школах специальные курсы для эмигрантов по овладению русским языком.

3 группа

- Граждане РФ стали мало читать, негативным следствием этого является низкий уровень владения русским языком, культурой речи. А ведь русская литература представлена именами непревзойдённых мастеров слова: А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева … Необходимо повысить читательскую культуру народа, воспитывать бережное отношение к русскому языку через социальную рекламу, социальные проекты по данной проблеме, вдумчиво читать произведения русских писателей, поэтов и публицистов прошлого.

Учитель: Давайте сегодня на занятии проверим результативность одного из высказанных предложений для решения проблемы сохранения русского языка: обратимся к стихотворению И.С. Тургенева «Русский язык».

Звучит выразительное чтение стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык» (под музыку Дворжака «Славянские танцы»)

- Какие чувства вы испытали после прочтения стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Русский язык»?

Учитель:

- Стихотворением «Русский язык» обычно завершают издание «Стихотворений в прозе». Оно написано в 1882 году. И.С. Тургенев последние годы своей жизни живёт во Франции. Разлуку с родиной тяжело переживает писатель. В письме Л.П.Полонскому от 30 мая 1882 года мы читаем: « Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу- родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу». Хватает за сердце от этих слов, полных любви, грусти, от этого обращения к дубу, так естественно ставшему образом далёкой Родины. И.С. Тургенев умер в 1883 году. Смерти предшествовало более чем полтора года мучительной болезни (рак спинного мозга).

Вопросы к учащимся:

-Каким словом И.С.Тургенев определяет свои раздумья о Родине?

-Найдите строки в тексте, которые объясняют причину тягостных раздумий.

-1882 год. Что же происходит в России?

Сообщение учащегося « Россия в 70-80 годах 19 века (историческая справка)»:

К концу 70-х годов в России сложилась очень напряжённая обстановка. В стране усилились крестьянские волнения, начало развёртываться рабочее движение. Активизировалось деятельность народников, людей, которые требовали безвозмездной передачи всей земли крестьянам, ликвидации самодержавия, боролись против произвола полиции и чиновников. Они совершили ряд террористических актов, приговорили царя Александра II к смертной казни и упорно стремились привести приговор в исполнение. Они организовали ряд покушений на него.1 марта 1881 года народовольцы привели в исполнение свой приговор над царём. Цареубийство произвело огромное впечатление в России, за границей, однако никакого облегчения народу оно не принесло и к тому же стало поводом для усиления реакционной политики и репрессий. Самодержавие сурово расправилось с народовольцами, два активных участника покушения были повешены. После казни на престол вступил сын Александра II- Александр III- человек ограниченный, крайний реакционер. В своём манифесте он заявил, что будет охранять самодержавную власть «от всяких на неё поползновений».
-Какие определения даёт русскому языку автор? («великий», «могучий», «правдивый», «свободный»)
- Попробуем внимательнее рассмотреть эти определения. Эти четыре определения сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в критических работах, в публицистических выступлениях. Ведь в этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств.
Давайте вспомним историю развития русского языка и докажем, что русский язык «великий» и «могучий».

Используя предложенную литературу и имеющиеся знания, учащиеся составляют схему или кластер, отражающий историю развития русского языка.

Список литературы:

Мешчерский Е.В.История русского литературного языка.- М., 2002 год.

Верещагин Е.М. Кто и когда нам письмена сотворил и книги перевёл?// Русская речь,-1988.-№3.

Драчук В. Дорогами тысячелетий.- М.,1977

Соболевский А.И. История русского литературного языка.-Ленинград, "Наука" , 1980г.

Иванов В.В. О происхождении русского языка// Русская речь,-1980.-№3

Огрызков В. Праздник на все времена. - М., 1991 г.
Защита работ.
Перед вами задача непростая, но увлекательная: дать стилистический анализ отрывков из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника», подумать о качествах русского языка при анализе конкретного художественного текста.

Работа в группах.

Материалы для работы

Памятка для анализа текста.

1. Прочитать выразительно отрывок из художественного произведения.

2. Определить тему, идею данного текста.

3. Какие художественные приёмы использует автор для раскрытия идейного содержания текста? Привести примеры.

4. Объясните авторский выбор синтаксиса предложений. Как знаки препинания помогают автору раскрыть тему, идею данного текста?

5. Какие качества русского языка вы можете отметить на основе анализа данного художественного текста.
Выступления групп.
И.С.Тургенев - создатель прекрасных образцов русского художественного слова. Ему принадлежит высказывание " Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса".

- Актуально ли это высказывание о русском языке и почему?

На данном этапе используется методика «Попс-формула».

Краткое выступление в соответствии с ПОПС - формулой состоит из четырех элементов:

П – позиция (в чем заключается точка зрения)

я считаю, что …

О – обоснование (довод в поддержку позиции)

… потому, что …

П – пример (факты, иллюстрирующие довод)

… например …

С – следствие (вывод)

… поэтому …


Учитель:

- По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о культурном уровне, но и гражданской ценности. Любовь к своей стране начинается с любви к родному языку. Безразличие к родному языку объясняется безразличием к прошлому и будущему своего народа. Мы с вами, как и И.С.Тургенев, верим в великое будущее русского народа. Не может народ, имеющий богатую культуру, «великий», «могучий», «правдивый», «свободный» язык, не быть великим. А если народ велик, и будущее у народа должно быть великим.
Домашнее задание:

Выучить стихотворение И.С. Тургенева наизусть.

Принять участие в конкурсе социальной рекламы «Русский язык – язык межнационального общения в России» (плакаты и видеоролики на русском языке, направленные на популяризацию грамотного русского языка как средства межнационального общения) в рамках Всероссийского фестиваля ( по желанию)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconВеликий могучий русский язык. Квн в 6 классе
...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconМетодическая разработка интегрированного урока русского языка и литературы...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» icon" Культура речи и речевой этикет"
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconАвторы: Лазукова Антонина, 9 «В» Шаманова Александра, 9 «В»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconВикторина по русскому языку "О, великий, могучий русский язык". Жукова Г. М
Открытый урок русского языка "Понятие о бессоюзном сложном предложении" в рамках городского семинара заместителей директоров по увр...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconМетодическая разработка урока русского языка в 7 классе на тему «Почувствуй в себе Человека!»
Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconУрока русского языка с элементами театрализации в 1 классе. Тема:...
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconМетодическая разработка урока русского языка в 8-ом классе. Тема...
Продолжать работу с текстом: умение найти новую информацию, выбрать ключевые слова и т д

Методическая разработка интегрированного урока русского языка в 7 классе. Тема: « о великий, могучий и правдивый русский язык» iconУрок русского языка
Цель: воспитывать любознательность, интерес и любовь к великому русскому языку, желание самостоятельно приобретать знания по русскому...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница