Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства»




Скачать 74.89 Kb.
НазваниеКонспект открытого урока на тему: «живописность искусства»
Дата публикации22.02.2014
Размер74.89 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5

городского округа-город Нововоронеж»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

НА ТЕМУ: «ЖИВОПИСНОСТЬ ИСКУССТВА»




Класс: 5б

Учитель: Мокшина М. А.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А так же способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Такой постичь!

Г.Гессе.
Цель урока: научить находить общее и различное между музыкой и живописью.
Задачи урока.

Дидактические ( образовательные):

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысление средств музыкальной выразительности;

  • сформировать умение сравнивать музыкальное произведение с произведениями ИЗО;

  • побудить детей к самостоятельному поиску звуковых образов.

Развивающие:

  • развить интерес к музыке через творческое самовыражение;

  • развить чувственные ощущения от прослушанных музыкальных произведений и произведений ИЗО;

  • развить наглядно- образное мышление;

  • развить познавательную активность в процессе сравнивания музыки и ИЗО.

Воспитательные:

  • воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному;

  • воспитать эмоциональную отзывчивость.


^ Тип урока: организационный.

Вид урока: урок - прелюдия.
Методы: словесный, проблемного обучения, творческий метод, метод стимулирования и мотивации учения, мозговой штурм, метод «пластического интонирования».

^ Оборудование урока:

- репродукции картин: А. Васнецов «Богатыри», М. Врубель «Лебедь», И. Левитан «Вечерний звон»;

- тексты песен: «Песня о картинах»; «Веселое эхо»; «Где водятся волшебники»

- Фрагменты из музыкальных произведений: Н. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», А. Бородин «Богатырская симфония», русская народная песня «Вечерний звон» (слушание);

- С.Прокофьев Вариация Феи зимы. Из балета «Золушка» (слушание);

- интерактивная доска, ТСО.


^ Ход урока
I. Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Прежде чем мы начнем наш урок, я хотела бы узнать какое у вас сейчас настроение. У вас на столах лежат листочки с нотным станом и рядом разноцветные нотки, на доске вы увидите, какое настроение соответствует этим ноткам, выберите нужную нотку и прикрепите ее на нотный стан.
Шкала цветового диапазона настроений:

(А.Н.Лутошкин)
Красный – восторженное

Розовый – радостное

Желтый – приятное

Зеленый спокойное, уравновешенное

Голубой – грустное

Фиолетовый – тревожное

Черный – крайне неудовлетворительное

Белый трудно сказать
^ II.Закрепление материала, изученного на предыдущем уроке.

Учитель: Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:

  • Что же роднит музыку с литературой?

  • Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

  • Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

И придя к единому мнению о том, что сюжеты, темы, образы этих двух видов искусств имеют общий источник - это окружающая нас жизнь, мы нашли различия в средствах выражения, в их формах.

Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тестовые задания. Свои ответы я предлагаю записать на лепестках цветка, а я перенесу ваши ответы на доску.

№1

1.^ Как и любой другой вид искусства, музыка имеет множество жанровых разновидностей. Продолжи этот ряд: песня…(опера, балет, мюзикл, романс, симфония).

№2

2.^ Литература дружит с музыкой в:

а) опере « Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова;+

б) « Курских песнях» Г.Свиридова;+

в) романсе « Жаворонок» М.И. Глинка;+

г) Концерте №1 для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского;-

д) « Песне без слов» Ф.Мендельсона.-
Учитель собирает выполненные работы и вместе с учениками заполняет лепестки цветка названиями музыкальных жанров, в которых «дружат» музыка и литература: опера, песня, былина, романс, балет, мюзикл.
^ III. Основная часть. Изложение нового материала.

Учитель: А теперь мы продолжаем постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим искусством.

^ Звучит песня Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина - “Песня о картинах”.

Дети прослушивают куплеты и отвечают на вопросы

- О чём эта песня? (О пейзаже, о натюрморте, о портрете)

- К какому виду искусства относятся эти понятия? (Изобразительному искусству, живописи).

- Ребята, я предлагаю сегодня на уроке ответить на вопрос “Можем ли мы услышать живопись?”.

Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку.
^ Тема нашего урока: « Живописность искусства»

Цель урока: научиться находить общее и различное между музыкой и живописью.

Читая книги и слушая музыку, мы не раз убеждались в том, что литература и музыка помогают нам увидеть в мыслях, внутри себя то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами. Внимательно вчитываясь в строки Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» и слушая нежные, очень несмелые сначала звуки «Вальса» С.С. Прокофьева, мы живо представляем себе первый бал Наташи Ростовой и ее саму, охваченную самыми противоречивыми чувствами. С помощью «внутреннего зрения» мы можем увидеть разные жизненные картины, слушая не только музыку со словами или названиями, помогающими понять о ком или о чем речь, но и без всяких слов и названий. Например, «Баба-Яга», «Сиротка» М. Мусоргского. Мы обязательно представим себе образы богатырей, слушая Вторую симфонию А.П. Бородина. Нежно-взволнованные звуки «Вокализа» С.В. Рахманинова вызывают в нашем представлении образы Родины и материнской любви.

Но у человека есть не только внутреннее зрение, но и внутренний слух – возможность услышать в мыслях, внутри себя то, что на самом деле в этот момент не звучит.

Давайте сейчас проверим.

- Послушайте внимательно произведение А. Бородина «Богатырская симфония» и ответьте, какой образ нам передает композитор?

(слушание фрагмента произведения)

- Образ русских богатырей.

- А что вам помогло это услышать? (обратите внимание на словарь музыкальных терминов)

- Мужественный, волевой, решительный уверенный отважный характер произведения

- Хорошо, все верно, а как же мы можем это произведение связать с живописью? Как вы думаете, какая картина больше всего к нему подойдет?

(А. Васнецов «Три богатыря»)

- Образы кого мы встречаем и в музыке, и в живописи?

- Образы русских богатырей!

Итак, идем дальше… Слушаем следующее произведение, попробуйте сами определить о чем оно и как называется?

(слушание рус. нар. песни «Вечерний звон»)

Анализ произведения и картины И. Левитана «Вечерний звон»

- А здесь образ чего нам рисуют музыка и живопись?

- Образы Родины и природы.

- Но на этом мы не заканчиваем наше сопоставление музыки и живописи. Послушайте, отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», «Три чуда» Н. Римский-Корсаков скажите, какой же образ нам передает композитор?

(слушаем отрывок и анализируем)

- Сказочные образы.


Элементы

Музыка

ИЗО (живопись)

Произведения искусства

А.Бородин «Богатырская симфония»

Стихи Козлова песня «Вечерний звон»

Р.-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане», «Три чуда»

А. Васнецов «Богатыри»
И. Левитан «Вечерний звон»

М. Врубель «Лебедь»


Темы и образы

Образ богатырей;

Сказочный образ;

Образы Родины,

Природы.

Образ богатырей;

Сказочный образ;

Образы Родины,

Природы.

Средства воплощения

Мелодия,

Ритм,

Гармония,

Динамика,

Тембр (окраска звука),

Лад.

Линия,

Ритм,

Колорит,

Перспектива,

Цвет (цветовая гамма),

Краска.


Итак, мы убедились, что, не смотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений живописи разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник это - сама жизнь. И этому есть вполне объяснимые причины. Каковы они?

(Ответ ученика)

Ученик: Давным-давно, когда только появилась жизнь на земле, все искусства жили одной большой семьёй, так как служили для того, чтобы запечатлеть жизнь человека на земле. Шли годы, сохраняя большую дружбу между собой, каждое из искусств – музыка, живопись, литература пытались приобрести свои, отличные от других особенности. Эти особенности привносились людьми, которых позже стали называть - композиторы, художники, писатели.
IV. У.: Давайте снова проанализируем наше настроение. («шкала настроений»)
^ V. Разминкка «Если весело живется…»
VI. Вокально-хоровая работа.

- А сейчас мы вернемся к нашей песне о картинах, которую мы слушали в начале урока.

Разучивание песни:

  1. Напоминаю мелодию 1го предложения,

  2. Повторите, пожалуйста, обратите внимание на небольшую паузу между фразами,

  3. Закрепляем

  4. Хорошо. Следующее предложение…… и т.д.

  5. Исполнение песни под фонограмму.


VII. Продолжение изучения новой темы.

- А сейчас мы прослушаем музыкальный фрагмент и каждый из вас мысленно нарисует себе образ (используем метод «пластического интонирования») - звучит «Вариация Феи Зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка», в конце звучания которого дети замирают в разных формах.

- А теперь пришло время побыть немножко художниками. Что вы представили себе под эту музыку можно перенести на лист бумаги.

(рисуют свои картины под музыку)
VIII. Итог урока.

Уч.: Вспомним всё содержание нашего урока. Можем ли мы выделить художественные связи музыки и ИЗО?

Д.: Тема, образы, средства воплощения, внутренний мир человека.

Оценивание детей.
IX. «Шкала настроения»
X. Дом. задание: прослушать классическое произведение (на выбор) и нарисовать к нему рисунок.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 а классе на тему «Двойные...

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока по цветоводству на тему: «Моя профессия цветовод»
Альметьевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №19 VIII вида

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 8-м классе на тему: «Роль обращений в речи»
Цель урока: систематизировать знания учащихся об обращении; углубить понятие об обращении, полученное в 5-м классе

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconУрока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему: «Мои...
Конспект открытого урока по Окружающему миру и развитию речи в 4-в классе на тему

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconПлан конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного...
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconПлан-конспект открытого урока на тему
Место выполнения работы: моу дод «дши №4 п. Богородское» Сергиево-Посадского муниципального района Московской области

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока по русскому языку на тему «Суффиксы»
Цель: обобщить и систематизировать знания о способах образования родственных слов от их основ, определять значение суффиксов

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока в 9-м классе на тему: “Лингвистическая лаборатория:...

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока по музыке на тему «Музыкальный портрет России»
Цель урока: создать единый музыкальный образ России на различных примерах русской музыкальной культуры: классической музыки, народной...

Конспект открытого урока на тему: «живописность искусства» iconКонспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение...
Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову, бережного отношения к природе



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница