Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов




Скачать 150.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов
Дата публикации13.06.2013
Размер150.66 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Филологический факультет

Кафедра всемирной литературы

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

__________________Г.А.Папуткова

«___»_____________20___г.


рабочая ПРОГРАММа ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.7.2 Литература с основами литературоведения



Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: «Логопедия»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная, 4 года


Н. Новгород

2012

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, утвержденного «18» января 2010г., номер государственной регистрации 49.

  2. Учебного плана по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия», утвержденного «__» ______ 2012 г.


Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол № 5 от «29» июня 2012 г.


Разработчики: к.филол.н. В.Н.Девятов


СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой всемирной литературы

_________________/Н.М.Ильченко/

«____»_______________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Зав. выпускающей кафедрой коррекционной педагогики

________________/С.Н.Каштанова/

«___» ___________201__г.


СОГЛАСОВАНО

Директор библиотеки

_________________/Т.А.Ефимова/

«____»_______________201__г.



  1. ^ Цели и задачи дисциплины

Целью освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» является формирование у студентов знаний о закономерностях развития литературы и умений анализировать художественные произведения

Задачи дисциплины:

- понимание художественного значения литературного произведения в контексте истории и культуры и с учетом основных методологических направлений;

- умение провести аналогии и связи между русской и зарубежной литературой на разных этапах развития;

- готовность к филологической анализу художественных произведений в контексте культуры и социально-исторического опыта, с учетом эволюции и трансформации литературных жанров.
^ 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Цикл (раздел) ООП: Дисциплина «Литература с основами литературоведения» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Взаимосвязь дисциплины с другими дисциплинами ООП: Для освоения дисциплины «Литература с основами литературоведения» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в ходе изучения дисциплины «Русская литература».

Дисциплина «Литература с основами литературоведения» логически связана с дисциплиной «Детская литература» и позволяет сформировать представление об общих особенностях литературного процесса.
^ 3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

- ОК-2 - способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем.

- ОП-2 – способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности.
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

знать:

- общий процесс литературного развития;

- содержание и художественную специфику литературы;

- важнейшие литературные произведения;

уметь:

- понимать вариативную природу литературы и ее анализировать;

- пользоваться научной и справочной литературой;

- ориентироваться в основных литературоведческих категориях;

владеть:

- навыками анализа художественного текста;

- знаниями об истории и принципах изучения литературы;

- приёмами текстологического анализа литературных жанров.
^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

^ Всего зач.ед.

Всего часов

Семестр 1

Общая трудоемкость дисциплины

3,5

126

126

Аудиторные занятия

54

54

в т.ч. занятия в активной

и интерактивной формах

2

2

Лекции

26

26

Практические занятия

28

28

Самостоятельная работа

72

72

Вид итогового контроля

экзамен


^ 5. Содержание дисциплины

5.1. Тематический план

Раздел дисциплины

Количество часов

Итого по разделам дисциплины

Лекции

Практические занятия

Самостоя-тельная работа

^ Раздел 1. Литература с основами литературоведения как предмет изучения.

4

4

14

22

1.1. Специфика литературы. Основные этапы развития .

2

2

6

10

1.2. Литературоведение как наука. Цели и задачи.

2

2

8

12

Раздел 2. Историческое развитие литературы.Основ ные литературоведческие категории.

16

20

44

90

2.1. Романтизм в России и за рубежом.

4

2

10

16

2.2. Основные особенности развития реализма.

2

2

10

14

2.3. Роды и жанры литературы.

2

2

4

8

2.4. Литература ХХ века. Модернизм в России и за рубежом.

2

2

4

8

2.5. Творчество ведущих писателей ХХ века.

2

6

12

20

2.6.Проблемы школы и воспитания в литературе.

2

4

2

8

2.7. Литературоведение в ХХ веке.

2

2

2

6

Раздел 3.Литература и литературоведение на современном этапе.

6

4

14

24

3.1Постмодернизм в русской и зарубежной литературе.

2

2

6

10

3.2. Категория метаромана в литературоведении.

2




4

6

3.3.Поэтический язык. Мифопоэтика.

2

2

4

8

Итого

26

28

72

126


^ 5.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1.Литература с основами литературоведения как предмет изучения

1.1. Специфика художественной литературы. Образность литературы. Основные этапы развития мировой литературы. Роль и значение фольклора.

1.2Литературоведение как наука. Цель и задачи. Понятия о типах художественного сознания.

Раздел 2. Историческое развитие литературы. Основные литературоведческие категории.

2.1.Романтизм в России и за рубежом Творчество писателей романтиков(Пушкин, Лермонтов, Байрон,Мицкевич, Гофман…).

2.2. Основные особенности развития реализма.

Творчество крупнейших писателей – реалистов Х1Х века (Бальзак,Стендаль,Диккенс,Толстой,Достоевский,Чехов).

2.3.Роды и жанры литературы.

Понятие о родах литературы. Эпические, лирические, и драматические жанры. Тема, идея, сюжет и композиция литературного произведения.

2.4. Литература ХХ века. Модернизм в России и за рубежом.

Основные закономерности развития литературы в ХХ веке. Модернистские течения в России и за рубежом на рубеже Х1Х- ХХ в.(символизм, футуризм, акмеизм).

2.5.Творчество ведущих писателей ХХ века..

Вершинные достижения литературы в ХХ веке. Творчество ведущих писателей. Крупнейшие литературоведы ХХ века. Основы стихосложения. Поэтические размеры.

2.6.Проблемы школы и воспитания в литературе.

Вопросы школы, воспитания, формирования личности ребенка в художественной литературе (Астафьев, Распутин, Тендряков, Азаров…). Понятие о стиле писателя.

2.7. Литературоведение в ХХ веке.

Литература и литературоведение конца ХХ века. Крупнейшие литературоведческие работы. Вершинные достижения писателей этого периода.

Раздел 3. Литература и литературоведение на современном этапе.

3.1. Постмодернизм в русской и зарубежной литературе.

Теоретические основы постмодернизма. Творчество писателей русского и зарубежного постмодернизма. Вершинные достижения писателей мирового постмодернизма.

3.2. Категория метаромана в литературоведении.

Теоретическое обоснование понятия метаромана в русском и зарубежном литературоведении. Своеобразие метаромана В.Набокова.

3.3. Поэтический язык. Мифопоэтика..

Особенности поэтического языка. Понятие о мифопоэтике и ее специфике. Крупнейшие литературоведческие работы по проблемам мифопоэтики.
^ 5.3. Разделы дисциплины и связь с формируемыми компетенциями

Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-2

+

+

+

Оп-2

+

+

+

^ 6. Образовательные технологии

При изучении дисциплины «Литература с основами литературоведения» рекомендуется применение развивающих технологий, проектных технологий, программированного обучения, интерактивных методов обучения. Предусмотрено прослушивание литературных произведений, просмотр фрагментов художественных фильмов; посещение музея областной Ленинской библиотеки, Нижегородского государственного художественного музея, театров Нижнего Новгорода. Во время занятий демонстрируются слайды – репродукции произведений ИЗО, фотографии.

Темы занятий, проводимых в активных и интерактивных формах:

  1. Проблемы школы и воспитания в литературе. – 2 часа


^ 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература:
1. Бурцев А.А. История западноевропейской литературы средних веков и эпохи Возрождения. Учебное пособие. – М., 2008.

2. Мощанская О.Л., Шевелёва Т.Н. Литература западноевропейского средневековья. Учебное пособие. – Нижний Новгород, 2010.

3. Захарова В.Т., Комышкова Т.П. Неореализм в русской прозе ХХ в. Типология художественного сознания в аспекте исторической поэтики. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2008.

4. История русской литературной критики: Учеб для студентов…Допущено Министерством образования и науки РФ.- М., Высш. шк., 2009.

5. Детская литература: Учеб.: Допущено экспертным Совет по проф. образованию/ Под ред. Е.О.Путиловой.- М.. Академия, 2008.

6. Типология художественного сознания в русской литературе 18-20 в. Учебное пособие.- Н.Новгород, 2010.

7. Громова М.И. Русская драматургия конца Х1Х – начала ХХ века: Учебное пособие.- М., Наука, 2009.

8. Ковтун Е.Н. Художественный вымысел в литературе ХХ века: Учебное пособие для вузов: Рек. УМО по классич. университет. образованию.- М., Высшая школа, 2008.

9. Давыдов Т.Т. Русский неореализм: Идеология, поэтика, творческая эволюция: Учеб. пособие для студентов вузов… Допущено Министерством образования РФ. - М., Академия, 2008.

10. Русская проза конца ХХ века: учеб. пособие для студентов вузов: Допущено УМО по спец. пед. образованию /Под ред. Т.М.Колядич, - М., Академия. 2010.

11. Казначеев С.М. Современные русские поэты ХХ века: Учеб. пособие для студентов вузов: Рек. Советом по филологии УМО ун-тов РФ.- М., 2008.

7.2 Дополнительная литература

1. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1998.

2. Зарубежная литература XIX века. Практикум. – М., 2002.

3. Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 т. – М., 1997.

4. История всемирной литературы. – М., 1989. – Т.VI.

5. История западноевропейской литературы. XIX век. Англия: Учеб. пособие для студентов филол. фак. высш. учебн. завед. / Л.В.Сидорченко, И.И.Бурова и др. – СПб, 2004

6. Афанасьев А.Н. Древо жизни.- М., 1983..

7. История зарубежной литературы Х1Х века/В.Н.Богословский и др.- М.,20003.

8. Кузнецова А.Ю. Зарубежная литература второй половины ХХ века.- Великие Луки., 2004.

9. Маньковская Н.А. Эстетика постмодернизма.- СПб., 2000.

10. Носик Б. Мир и дар В.Набокова .- М.,1996.

11. Петелин В.В. Михаил Булгаков.- М., 1997.

12. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы .- М., 1988..

13. Зуева Т.В.Волшебная сказка. – М., 1993.

14. Круглов Ю.Г. Русский обрядовый фольклор. – М., 2000.

15. Максим Горький. Личность и творчество.- СПб., 2000.
7.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.feb-web.ru/

Фундаментальная библиотека

http://legendy.claw.ru/

Мифы и легенды народов мира

http://www.neva.ru

Библиотека Академии наук

http://www.nounb.sci-nnov.ru

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека

http://www.rsl.ru

Российская государственная библиотека

http://sci-lib.com

Большая научная библиотека


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Реализация дисциплины требует наличия учебной аудитории.

Оборудование учебного кабинета: тесты, методические пособия, справочники, раздаточный учебно-методический материал.

Технические средства обучения: мультимедийное оборудование (компьютер, ноутбук, проектор, экран, DVD-плеер, магнитофон).
^ 9. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Формируемые компетенции и используемые оценочные средства

Наименование компетенций

Показатели сформированности компетенции

№ разделов дисциплины, участвующих в формировании компетенций

1

2

3

ОК-2 – способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем;

^ Знает: основной процесс литературного развития;

Умеет: понимать вариативную природу литературы и анализировать его конкретные произведения;

Владеет: знаниями об истории и принципах изучения литературы и литературоведения.


Контрольная работа

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта


Индивидуальное задание

ОП-2 – способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности;

^ Знает: содержание и художественную специфику литературного текста;

Умеет: правильно анализировать литературные произведения;

Владеет: навыками анализа литературного текста и основными литературоведческими категориями;


Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.

с

Пров. раб. на знание текста, составление конспекта.


Индивидуальное задание


Контрольные вопросы к экзамену
1.Специфика художественной литературы.

2.Своеобразие романтизма как художественного метода.

3.Исторические судьбы реализма.

4.Тема и идея художественного произведения.

5.Сюжет и композиция.

6.Роды и жанры литературы.

7.Эпические жанры.

8.Лирические жанры.

9.Драматические жанры.

10.Модернизм в России и за рубежом.

11.Роль фольклора в развитии литературы.

12.Основные особенности поэтического языка.

13.Понятие о метаромане в современном литературоведении.

14.Особенности мифопоэтики.

15.Постмодернизм в литературе.

16.Своеобразие и значение творчества Байрона.

17.Проблематика произведений Гофмана.

18.Значение романистики Бальзака.

19.Проблематика творчество Стендаля.

20.Эначение романтизма А.Мицкевича.

21.Значение творчества Диккенса.

22Роль Пушкина в развитии русской литературы и культуры.

23.Значение творчества Лермонтова.

24.Роль и значение творчества Достоевского.

25.Проблематика произведений Толстого.

26.Своеобразие рассказов М.Горького.

27.Специфика творчества Бунина.

28. Значение поэзии Цветаевой.

29.Проблематика романистики Набокова.

30.Значение поэзии Ахматовой.

31.Своеобразие творчества Солженицына.

32.Проблемы воспитания и формирования личности ребенка в современной литературе.

33.Трилогия Тендрякова о школе.

34.Любимое произведение современной литературы.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Русская литература ХХ века ч. 1»...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Детская литература» принята на заседании...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Теоретическая механика» принята...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Психопатология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Патопсихология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Дефектология» принята на заседании...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Введение в профессию» принята на...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconРабочая программа по дисциплине «Психолого-педагогический практикум»...
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рабочая программа по дисциплине «Литература с основами литературоведения» принята на заседании кафедры всемирной литературы, протокол №5 от «29» июня 2012 г. Разработчики: к филол н. В. Н. Девятов iconПрограмма по дисциплине «Финансы и кредит» принята на заседании кафедры...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница