Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте




Скачать 134.64 Kb.
НазваниеВажнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте
Дата публикации14.03.2014
Размер134.64 Kb.
ТипЗадача
lit-yaz.ru > Литература > Задача



СПЕЦИФИКА ЯЗЫКОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЭЗИИ

(рекомендации)

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ “Горки-Х”

Очкина Илона Анатольевна

Горки 10, 2011 год
Анализ художественной прозы намного специфичнее, чем анализ стиха. Конструктивные признаки стиха выступают явно (размер, рифма, повтор, параллелизм и т.д.).

Основная проблема анализа поэтического текста (хотя и в меньшей степени, чем в прозе) — это проблема соотношения «голоса» автора (лирического героя) и «голосов» персонажей.

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте.

Лингвистический анализ поэтического текста осуществляется от смысла целого к смыслу его составных частей, при этом важно подчеркнуть идейно-тематическое, интонационное, структурное единство произведения. Рассмотрим некоторые примеры.

^ 1. Все элементы стихотворения (ритм, рифма, мелодика, лексика, грамматика и т. д.) связаны друг с другом. Благодаря этой связи создаются художественные образы. В них находит выражение идейно-эстетическое содержание произведения. Например, интересно в этом отношении стихотворение М. Цветаевой, посвященное Б. Пастернаку:

Рас-стояние: версты, мили...

Нас рас-ставили, рас-садили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...

Нас расклеили, распаяли,

В две руки развели, распаяв,

И не знали, что это – сплав

Вдохновенный и сухожилый...

Не рассорили – рассорили,

расслоили...

Стена да ров.

расселили нас, как орлов –

Заговорщиков: версты, дали...

Не расстроили — растеряли.

По трущобам земных широт

Рассовали нас, как сирот

Который уж — ну который — март?

Разбили нас — как колоду карт!

Главная тема этого стихотворения — тема разлуки. Само слово разлука не названо поэтессой ни разу; глубина художественного образа создается за счет выразительности разнообразных элементов. Прежде всего это слова с приставкой рас: расстояние, расставили, рассадили, расклеили, распяли и др. Известно, что в русском языке эта приставка имеет, наряду с другими, и значение разъединения. Не случайно в стихотворении приставка отделена от остальной части слова даже графически (рас-стояние). Этим подчеркивается ее смысловая функция в организации текста.

Смысловая выразительность приставки тесно связана в стихотворении с другими элементами. Например, с особенностями синтаксиса. Интересна конструкция Рас-стояние: версты, мили. Знак двоеточия между двумя частями предложения свидетельствуют о емкости цветаевского предложения: мысль, выраженная лишь тремя словами, необычайно глубока, очень важна для понимания всего произведения. Слово расстояние толкуется в словаре следующим образом: пространство, разделяющее два пункта, промежуток между ними. Знак двоеточие используется как показатель особых смысловых отношений в тексте, свидетельствует о семантическом многообразии слова расстояние. Это не только версты, дали, мили (не случайно после идет многоточие). Это полная невозможность соединиться, встретиться, быть вместе. Если говорить о выразительных элементах, то они немногочисленны, не обладают особой экспрессивностью. Например, сравнения: как орлов-заговорщиков, как сирот, как колоду карт. Но выбраны такие сравнения, которые по смыслу близки основному содержанию произведения, выявляют его художественный образ. Итак, мы видим тесную спаянность всех элементов стихотворения, их четкую композиционную организацию.

^ 2. Соотношение элементов изменчиво в тексте и индивидуально у каждого поэта.

При лингвистическом анализе выявляются приемы организации языковых элементов. Например, одна из проблем современной поэзии — это словотворчество. Примеры индивидуального словотворчества можно найти в стихотворении Е. Евтушенко «Инфантилизм».

Мальчик-лгальчик,

подлипала,

мальчик с пальчик с кем попало,

выпивальчнк,

жральчик,

хват,

мальчик,

ты душою с пальчик,

хоть и ростом дылдоват.

Надувальчик,

продавальчик,

добывальчик,

пробивальчик,

беспечальник,

хамом хам,

Ты, быть может, убивальчнк

в перспективе где-то там.

Неужели

сверхнахальчик,

книг хороших нечитальчик,

если надо — то кричальчик,

если надо,

то мольчальчик,

трусоват

как все скоты,

ты еще не понимальчик,

Что уже не мальчик ты?

В этом стихотворении по одной словообразовательной модели (корень+суффикс) создаются новые слова, смысл которых выводится из контекста (мальчик, спальчик, выпивальчик, жральчик и др.). Многие из вновь образованных слов обладают отрицательной разговорно-просторечной стилистической окраской (надувальчик, добывальчик, пробивальчик и др.). В сочетании со словарными словами, соотносимыми с ними в плане экспрессивности, такими, как хват, хам, скоты, создается отрицательный в целом образ молодого современного инфанта.

Если же обратиться, например, к творчеству Н. Рубцова, выявится совершенно иное соотношение элементов в тексте, отражающее индивидуальность этого поэта — его стремление к поэтическим образам, часто имеющим фольклорную основу. Например:

Наслаждаясь ветром резким,

Допоздна по вечерам

Я брожу, брожу по сельским

Белым в сумраке холмам.

Взгляд блуждает по дремотным,

По холодным небесам,

Слух внимает мимолетным,

Приглушенным голосам.

По родному захолустью

В тощих северных лесах

Не бродил я прежде с грустью,

Со слезами на глазах.

Было все — любовь и радость

Счастье грезилось окрест.

Было все — покой и святость

Невеселых наших мест...

Я брожу... Я слышу пенье...

И в прокуренной груди

Снова слышу я волненье:

Что же, что же впереди?

Особую напевность, лиричность стихотворения создают и повтор слов (я брожу, брожу; что же, что же впереди?), и повторы предлогов перед определениями (по дремотным, по холодным небесам), и многоточие, и устаревшие слова (окрест), и высокие (святость).

Таким образом, при анализе поэтического текста решаются различные проблемы, зависящие от факторов, организующих текст, и от специфики жанра:

^ 1. Проблема выразительности единиц стихотворной речи: мелодики, ритма, метрики, рифмы, строки.

Например, рифма рассматривается с разных точек зрения:

а) рифма как звуковой повтор. В этом случае она имеет организующую функцию в метрической композиции;

б) рифма и смысл. Рифмующиеся слова сопоставляются друг с другом в смысловом отношении.

Известно высказывание В. Маяковского: «Рифма возвращает Вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформленные в одну мысль, держать вместе».

Интересные примеры приводит в своей книге «Звуковая организация стиха и проблема рифмы» Б. П. Гончаров. По мнению автора, рифма сама по себе не может выразить какую-либо мысль, но, соотнося различные понятия, связывая их в нашем сознании звуковой перекличкой, она способствует выражению основных мыслей, заключенных в тех или иных строчках.

^ 2. Проблема анализа явлений звукописи и звукового символизма.

Звукопись — это применение разнообразных фоностилистических приемов для усиления звуковой выразительности речи. Звукопись состоит в особом подборе слов, которые своим звучанием способствуют образной передаче мысли.

Таким образом, звукопись может быть использована в целях звукоподражания или как выразительно-изобразительное средство.

В качестве примера звукописи, когда используется противопоставление фонетически-контрастных звуков, часто приводится стихотворение М.Волошина:

Ветер воет и вьется украдками

Меж ветвей, над водой наклоненных,

Шевеля тяжелыми складками

Шелков зеленых

Звуковой символизм — это связь между звуками и образными представлениями или ощущениями, которые они вызывают у говорящих. Звучание слова как бы подчеркивает, поддерживает его лексическое значение.

Современные экспериментальные исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки (и, э; с, з, т, д, ц, л, н; ч, ж, ш, р) у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, например, следующие слова состоят преимущественно из высоких звуков: свет, жизнь, день, снег, солнце, весна, осень, лес, сирень, сердце, счастье, дети, истина и др. Низкие звуки (а, о, у; г, к, х; б, п, в, ф) вызывают ощущение темного. Следующие слова состоят в основном из низких звуков: омут, боль, шум, мука, кровь, глух, груб, обман, мрак, оковы и др.

Этим свойством звука интуитивно пользуются поэты. Перевес глухих звуков над высокими может вызвать ощущение темноты и тяжести. И наоборот — скопление высоких звуков при малом количестве низких — ощущение света и радости:

Боже мой! Вчера — ненастье,

А сегодня — что за день!

Солнце, птицы! Блеск и счастье!

Луг росист, цветет сирень...

(Майков)

Экспериментально установлена закономерная связь звука и цвета. Так, цветовая гамма связана с гласными звуками. Они — цветные. Согласные звуки — черно-белые (светлые — с, з, ц; темные — п, б, м).

^ Задания для самостоятельной работы

1. И. Сельвинский в книге «Студия стиха» пишет: «Возьмем знаменитые строки Пушкина из стихотворения «К Керн»: «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты». Эту фразу можно было бы изложить иначе: «Мгновенье чудное я помню, явилась ты передо мной». Как видите, четырехстопный ямб не пострадал, все слова остались теми же, мысль та же, но... что-то утрачено. Что же именно?»

^ Ответьте на поставленный вопрос.

2. Л. И. Тимофеев в «Очерках теории и истории русского стиха», анализируя пятистишие А. Блока:

Свежий ветер, твое дыханье,

Опьяненные губы мои...

Валентина! Звезда!

Мечтанье!

Как поют твои соловьи..,

пишет: «Нам ничего не стоит заменить имя Валентина именем Александра. При этой замене мы полностью сохраним строфу в смысловом, синтаксическом, интонационном отношении. Даже в звуковом отношении оба имени в началах своих совпадают (Вале-Але), однако непосредственное восприятие стиха нам подсказывает, что строфа стала звучат хуже».

^ По каким фонетическим признакам имя Валентина больше соответствует тексту, чем имя Александра?

3. А. С. Пушкин в своей работе над языком поэтических произведений стремился к наиболее яркому звуковому выражению мыслей. Сравните черновые варианты и окончательный текст из «Евгения Онегина» и объясните, почему происходит замена имени Наташа на имя Татьяна.

^ Черновой вариант.

Я новый карандаш беру,

Чтоб описать ее сестру...

Ее сестра звалась Наташа.

Мы нынче именем таким

Страницы нашего романа,

Не устрашаясь, освятим.

^ Черновой вариант.

Позвольте мне, читатель мои,

(Займусь я старшею сестрой),

Заняться старшею сестрой,

Окончательный текст:

Позвольте мне, читатель мои,

Заняться старшею сестрой,

Ее сестра звалась Татьяна...

^ 3. Проблема анализа поэтического синтаксиса и ритмико-интонационной структуры стиха.

Ритмико-интонационная структуры стиха и прозы различна, поэтому различен и порядок слов. Если в прозе варианты словорасположения стилистически противопоставлены (прямой порядок слов или инверсия), то в стихотворной речи они не противопоставлены и стилистически нейтральны.

Например, то, что звучит в стихах А. Блока, было бы недопустимо в прозе:

Стучись позначными часами

^ В блаженства замкнутую дверь.

Синтаксис в поэтической речи связан с ритмико-интонационной структурой, он даже в какой-то степени подчинен стихотворному ритму, зависит от него. Поэтому в стихе всегда, происходит взаимодействие синтаксиса и ритма. Так, указанный выше случай инверсии — это обычное для поэзии явление, потому что она (инверсия) подчеркивает и выделяет ритм. В стихах с ритмической интонацией стилистическое значение приобретает не порядок слов, а место слова в стихотворной строке. В частности, приобретает значение расположение созвучных слов. Эти слова могут быть синтаксически не связаны, но, занимая определенное место в стихах, они вступают друг с другом в звуковую и семантическую связь.

Вот почему для поэзии так важно расположение слов, которое становится приемом (повтор, параллелизм и т. д.). Например, в стихотворении Р.Рождественского «Я писал и пишу по заказу» используется прием повтора во взаимодействии с парцелляцией:

Я писал и пишу по заказу.

^ По заказу дождей и снегов.

И дороги, бегущей к закату,

И висящих над ней облаков.

Я пишу по заказу осенних

Черных гнезд и нахохленных птиц.

^ И распахнутых настежь газетных

Обжигающих руки страниц!

По заказу и часа, и мига.

Боли в сердце. Дрожанья струны.

По заказу орущего мира

И смертельной его тишины.

И нежданно ожившей строки

На пределе последнего круга.

И бездонной щемящей тоски

Позвонившего за полночь друга.

Гула памяти. Скрипа дверей...

Я писал и пишу по заказу

Горьковатой улыбки твоей,

Не разгаданной мною ни разу...

Лишь бы день над землею не гас,

Лишь бы колос над небом качался.

Только б он не кончался — заказ,

Лишь бы этот заказ не кончался.

^ Задание для самостоятельной работы:

Прочитайте (вслух или на магнитофон) или запишите следующее стихотворение, данное без знаков прилипания, затем сравните свое восприятие с авторским замыслом. Объясните, как соотносятся синтаксис, интонация и смысл.

Н. Заболоцкий.

^ ВОЗДУШНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ

В крылатом домике высоко над землей

Двумя ревущими моторами влекомый

Я пролетал вчера дорогой незнакомой

И облака скользя толпились подо мной
Два бешеных винта два трепета земли

Два грозных грохота две ярости две бури

Сливая лопасти с блистанием лазури

Влекли меня вперед Гремели и влекли
Лентообразных рек я видел перелив

Я различал полей зеленоватых призму

Туманно-синий лес прижатый к организму

Моей живой земли гнездился между пив
Я к музыке винтов прислушивался я

Согласный хор винтов распределял па части

Я изучал их песнь я понимал их страсти

Я сам изнемогал от счастья бытия
Я посмотрел в окно и сквозь прозрачный дым

Блистательных хребтов суровые вершины

Торжественно скользя под грозный рев машины

Дохнули мне в лицо дыханьем ледяным
И вскрикнула душа узнав тебя Кавказ

И солнечный поток прорезав тело тучи

Упал дымясь на кристаллические кучи

Огромных ледников и вспыхнул и погас
И далеко внизу расправив два крыла

Скользило подо мной подобье самолета

Казалось из долин за нами гнался кто-то

Похитив свой наряд и перья у орла
Быть может это был неистовый икар

Который вырвался из пропасти вселенной

Когда напев винтов с их тяжестью мгновенной

Нанес по воздуху стремительный удар
И вот он гонится над пропастью земли

Как привидение летающего грека

И славит хор винтов победу человека

И Грузия моя встречает нас вдали

^ 4. Проблема тесной связи языка поэзии с современным литературным языком во всем многообразии его стилистических и эмоциональных возможностей:

а) слово в поэзии рассматривается с точки зрения его соответствия норме литературного языка (обращение поэта к стилистически окрашенной лексике, к архаичной, просторечной, диалектной, жаргонной лексике).

б) в поэзии своеобразно используются словообразовательные модели. Для поэзии характерно словотворчество.

в) слово в поэтическом тексте может нести несколько смыслов. Смысловые наслоения могут связываться в тексте с определенным звуковым составом слова, воспроизведенным в ближайших словах.

г) обращение поэта к традиционным срествам выражения. Связь с фольклором. В зависимости от темы, от личности поэта, могут быть выделены и другие проблемы.

^ В современной поэзии отмечаются следующие основные тенденции:

1. Основной, определяющей тенденцией развития стихотворной речи на современном этапе является процесс демократизации (на всех уровнях: лексико-фразеологическом, синтаксическом).

2. Следовательно, одна из характерных черт современной поэзии — свободное использование разнообразных словесных рядов, типичных для тех или иных стилей.

3. Исследователи языка современной поэзии говорят о возможности стилистической группировки текстов лирических стихотворений:

а) тексты с наибольшим участием высоких и поэтических речевых элементов (общая тональность таких текстов поэтическая), т. е. тексты с наименьшей степенью речевой демократизации;

б) тексты с наибольшим участием разговорных речевых форм (общая тональность — разговорная);

в) прозаизированные тексты (в зависимости от степени участия разговорных и книжно-поэтических речевых форм их тональность может быть и разговорной, и книжно-поэтической);

г) фольклоризированные тексты (народно-поэтическое звучание определяется долей участия народно-поэтических речевых элементов и приемов фольклорной поэтики наряду с разговорными речевыми формами).

^ Методические указания:

1. Ознакомьтесь со статьей А. И. Горшкова «Язык поэзии — язык жизни». Автор анализирует поэму А. Твардовского «За далью — даль» (глава «на Ангаре»), реализуя тезис: одна из характерных черт языка поэзии — свободное использование словесных рядов.

2. В работе факультатива или кружка учитель часто сталкивается с необходимостью анализировать стихи школьников. В этих стихах тоже находят выражение названные выше тенденции. Их необходимо учитывать. Можно познакомить школьников со стихами их сверстников, которые публикуются в газетах, журналах, выходят отдельными книгами.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте icon«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
Анализ поэтического текста или анализ прозаического текста даётся на выбор учителя

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconЗадания для отборочного этапа олимпиады I. Комплексный анализ поэтического текста
Комплексный анализ прозаического текста (на примере одного из произведений, выбранных участником олимпиады)

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconГлавное управление образования курганской области
Выполните комплексный анализ текста прозаического или поэтического. Выбор типа текста право участника олимпиады

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconСпецкурс «Комплексный анализ текста»
Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие Н. В. Францева

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconКласс учитель: Сарычева Анна Владимировна. Мастер-класс по анализу...
Создание условий для формирования умения видеть в тексте средства художественной выразительности

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как...
Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconЗадания заочного тура по литературе
Попробуйте сделать небольшой анализ данного поэтического текста, опираясь на следующие вопросы

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconЗадания заочного тура по литературе
Попробуйте сделать небольшой анализ данного поэтического текста, опираясь на следующие вопросы

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте icon2. тематический план изучения дисциплины
Целостный анализ поэтического текста на примере элегии А. С. Пушкина «Когда за городом задумчив я брожу…»

Важнейшая задача при анализе поэтического текста — это анализ не только языковых средств, но анализ специфики их организации в тексте iconОткрытый урок по литературе
С. Есенина; через анализ поэтического текста подвести к пониманию индивидуальности поэта в раскрытии темы Родины



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница