Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год




Скачать 330.8 Kb.
НазваниеРабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год
страница1/3
Дата публикации22.03.2014
Размер330.8 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 197 г. Москвы

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

филологического цикла

Протокол № _______

от «____» ________ 201_г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по ____

___________ /_________/

«_____» ________ 201_г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

______________ Р.А.Фандо

Приказ № _______

от «____» _______ 201_г.

^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

на 2012/2013 учебный год

6 класс

Уровень: общеобразовательный

Составитель: учитель русского языка и литературы

^ Ивлева Ольга Александровна

г. Москва

2012 г.

1. Пояснительная записка

Программа разработана на основе:

  • Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089)




  • Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин И.С.Збарский, В.П.Полухина), опубликованной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5 – 11 классы» (Москва «Просвещение» 2009г.)


Авторская программа в основном соответствует Госстандарту (его федеральному компоненту), кроме этого, в неё включены для изучения дополнительные произведения: басня И.И. Дмитриева «Муха»; И.А. Крылова «Осёл и Соловей», «Листы и корни», «Ларчик»; поэта Н.А. Некрасова «Дедушка»; стихотворения Я.П. Полонского «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри какая мгла…»; А.К.Толстого «Где гнутся над омутом лозы…», А.А. Блока «Летний вечер», «О, как безумно за окном…», стихотворения о войне К.М. Симонова, Д.С. Самойлова, рассказ В.М. Шукшина «Срезал». В рабочую программу включены все вышеперечисленные произведения.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

  • осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Обозначенные цели определили задачи обучения:

  • приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

  • овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтения наизусть;

  • устный пересказ (подробный, выборочный, сжатый, от другого лица, художественный) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;

  • свободное владение монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

  • научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

  • формирование навыка составления отзыва на самостоятельно прочитанное произведение;

  • свободное владение письменной речью.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
^ Методы и формы обучения.

Для достижения поставленных целей используются следующие методы и формы обучения: монологические выступления, литературная беседа, полилог, диалог, диспут, проблемные задания, работа с учебником, ведение записей в тетради, работа с текстом (комментированное чтение, пересказ (подробный, краткий, выборочный, с анализом), выразительное чтение наизусть стихотворных текстов, составление простого и сложного плана), работа с иллюстративным материалом (в том числе и создание собственных иллюстраций к художественным текстам), выполнение творческих заданий (сочинения, кроссворды, викторины), работа со справочной литературой (знакомство с теоретико-литературными понятиями), составление сопоставительной характеристики героев, соотнесение художественного текста с реальным историческим пространством, устные и письменные ответы на вопросы, тесты.

Программа ориентирована на использование учебной хрестоматии: Литература. 6 класс. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ Автор-сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2009 г.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов (2 часа в неделю) для обязательного изучения учебного предмета "Литература" в 6 классе.

Виды контроля:

  • промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос (устный и письменный ответ), анализ эпизода, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование;

  • итоговый: написание сочинений; тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


Количество учебных часов распределяется следующим образом:


п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Устное народное творчество

2

3.

Древнерусская литература

2

4.

Произведения русских писателей 18 века

2

5.

Произведения русских писателей 19 века

28

6.

Произведения русских писателей 20 века

12

7.

Из литературы народов России

2

8.

Из зарубежной литературы

12

9.

Внеклассное чтение

1

10.

Уроки развития речи

4

11.

Резервные часы

2

Всего

68


^ 2. Содержание учебного предмета

Введение

Писатели - создатели, хранители и любители книг. В дорогу зовущие. Литература как художественное отражение жизни. Книга и ее роль в жизни человека. Художественное произведение и его автор.

^ Русский фольклор

Календарно-обрядовые песни. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни: колядки, масленичные, весенние, осенние. Эстетическое значение обрядового фольклора.

^ Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тематики.

Народная мудрость и неисчерпаемое богатство русского фольклора - обрядовых песен, пословиц, поговорок. Выражение в них народного духа. Афористичность фольклорных жанров.

^ Древнерусская литература.

Русская летопись и история её возникновения. Люди Древней Руси. Отражение в летописи исторических событий и народных идеалов (патриотизма, ума, смелости, отваги, находчивости). Связь древнерусской литературы с устным народным творчеством. «Сказание о белгородском киселе», «Принятие христианства на Руси».

Произведения русских писателей XVIII века.

^ Русские басни.

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка 18 века.

^ Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе - баснописце. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория.

^ Произведения русских писателей XIX века.

Александр Сергеевич Пушкин. Дружба в жизни поэта. Стихотворение «И.И. Пущину».Лицейские годы и лицейская лирика А.С.Пушкина. Искренняя, глубокая дружба. Жанр стихотворного послания. Стихотворение А.С. Пушкина «Узник». Период кишиневской ссылки в жизни поэта. Вольнолюбивая лирика Пушкина. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Пейзажная лирика поэта. Двусложные размеры стиха.

^ Роман «Дубровский». История создания романа. Картины жизни русского барства. Конфликт двух помещиков. Проблематика произведения. Образ «благородного разбойника» в романе А.С. Пушкина «Дубровский» Протест Владимира Дубровского против произвола и деспотизма. Бунт крестьян. Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Воспитание и характер Маши Троекуровой, ее взаимоотношения с отцом. Сцена объяснения с Дубровским. Второе свидание Маши и Дубровского. Сюжет и композиция романа «Дубровский». Теория литературы. Композиция и сюжет. Последовательность раскрытия темы. Художественные средства, с помощью которых автор рассказывает о своих героях. Сочинение по роману.

«Повести Белкина». «Повести Белкина» - книга (цикл) повестей. Сюжет и герои повести. Мир русской усадьбы. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Барышня- крестьянка». «Станционный смотритель». Повествование от лица вымышленного героя как художественный приём.

^ Михаил Юрьевич Лермонтов. Детские годы поэта в Тарханах. Жизнь М.Ю. Лермонтова в Москве. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества, грусти, тоски и любви поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Особенности поэтических интонаций стихотворения.

Восточное сказание М.Ю. Лермонтова «Три пальмы». Тема поверженной красоты. Разрушение красоты и гармонии человека с миром природы. Особенности композиции стихотворения. Олицетворение как один из художественных приемов, его роль. Теория литературы. Аллитерация. Поэтическая интонация.

Мотивы одиночества в стихотворениях М.Ю. Лермонтова «Утес», «Листок». Антитеза как основной композиционный прием стихотворений. Особенности выражения мотива одиночества.

^ Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ о писателе. Иван Сергеевич Тургенев - автор «Записок охотника», их гуманистический пафос. «Бежин луг». История создания. Духовный мир крестьянских детей. Изображение крестьянских детей в рассказе: портреты героев как средство изображения их характеров. Народные верования и предания. Авторское отношение к героям. Мастерство И.С. Тургенева. Смысл рассказа «Бежин луг» И.С. Тургенев – мастер пейзажа. Роль детали. Смысл названия рассказа.

^ Федор Иванович Тютчев. Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

^ Афанасий Афанасьевич Фет. А.А.Фет - русский поэт 19 века. Стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у дуба, у березы…». Переплетение природы и любви. Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного, как естественный мир истинной красоты. Мелодичность, лиричность, напевность лирики Фета.

^ Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. Н.А.Некрасов -певец тяжелой доли русского народа. Стихотворение «Железная дорога». Картины подневольного труда и прекрасной осенней поры, изображенные в стихотворении. Величие народа в созидании духовных и материальных ценностей Своеобразие композиции и языка стихотворения.

Н.А.Некрасова «Железная дорога» Особенности композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций, значение риторических вопросов.

Историческая поэма Н.А. Некрасова «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А.Некрасова. Трехсложные размеры стиха.

^ Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе». Изображение русского характера. Понятие о сказе. Национальный характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительные черты русского человека Народ и власть в сказе о Левше Проблема народа и власти в рассказе. Авторское отношение к героям. Роль антитезы в сказе. Образ повествователя. Особенности языка сказа Н. Лескова. Сказ Лескова и фольклор. Особенности языка. Приемы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовка и их роль в произведении. Понятие каламбура. Сочинение по сказу.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе в 9 (общеобразовательном) классе на 2012-2013 учебный год
Составлена в соответствии с умк по литературе авторов Кутузова А. Г., Романичевой Е. С., Киселева А. К

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и «Программы...

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год рабочая...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа По литературе 7 класс 2 ступень, базовый уровень...

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа По литературе 6 класс 2 ступень, базовый уровень...

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе 2012 2013 учебный год
Учебник : Русская литература XX века. Учебник для 11 кл общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. М. Просвещение

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2012/2013 учебный год разработчик программы
Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2012-2013 учебном году литературное образование в школе на базовом уровне...

Рабочая программа по литературе на 2012/2013 учебный год iconРабочая программа по литературе 2012 2013 учебный год
Учебник : Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Издательство «Просвещение», 2011



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница