Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год




НазваниеРабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год
страница1/4
Дата публикации22.03.2014
Размер0.62 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ



РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №8.

Протокол от №1.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета школы протокол от 31.08.2013 № 1

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора школы от 05.09.2013 № 534 С


Рабочая программа по литературе

для 8 класса

на 2013- 2014 учебный год

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта,

Программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-9 классы» под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана- М.: Просвещение, 2007

Автор-составитель:

Тараканова Н.Г., Шишкина Е.С., Силантьева М.Б., учителя русского я зыка и литературы МБОУ СОШ №8

^ Учебник Е.Г.Маранцман, Е.К.Маранцман, А.В. Белова и др «Литература. 8 класс». М.: Просвещение, 2011

Кстово

2013
Содержание


  1. Пояснительная записка

2 стр.

  1. Содержание учебного курса

10 стр.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся

  1. тр.

  1. Нормы оценки знаний умений, навыков учащихся

15 стр.

  1. Тематическое планирование

24 стр.

  1. Календарно-тематическое планирование

25 стр.

  1. Список литературы

48 стр.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по русскому языку». Оно предназначено для работы по учебнику под ред. В.Г.Маранцмана «Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.» (М.: Просвещение, 2011). Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса.

Весь курс литературы построен по концентрическому принципу на хронологической основе с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9, 10, 11 классах.

Начиная с 5 класса, ученики изучают вершинные произведения классической литературы и литературы XX века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов.
Общая характеристика учебного предмета

Главная цель школы – подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Цель литературного образования определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы.

Учащиеся должны сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова, освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению художественных произведений; воспитывать культуру чтения, сформировать потребность в чтении; совершенствовать устную и письменную речь.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком;

  • интеллектуальное освоение и эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки; отработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми; создание начального представления о своеобразии индивидуального художественного мира в близких по теме и проблематике произведениях.


Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В 7-8-м классах наступает пора нравственного самоуглубления. Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственными личностными проблемами. Самое интересное и в истории, и в литературе для данного периода – человеческое проявление, мотивы поступка героев. Поэтому основной задачей литературного образования в 7 – 8-х классах становятся актуализация нравственной проблематики литературного произведения и систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Читательская интерпретация литературного произведения сопоставляется с научным его истолкованием и художественными интерпретациями текста в музыке, изобразительном искусстве, театре и кино.

Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, памфлет, стихотворение в прозе, послание, хокку, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия, водевиль). Понятия, изученные в 5 – 6-м классах, индивидуализируются в зависимости от рода и жанра. Вводятся понятия о творческой истории произведения, взаимодействии жизненного материала и художественного сюжета, биографии писателя и его мировоззрения.

Сквозными доминантными проблемами курса литературы 8 класса являются проблемы «Герой и время» (социально-нравственное содержание) и «Жанры литературных произведений» (теоретико-литературный аспект).

Программа составлена таким образом, чтобы на конкретном литературном материале показать ученикам смену времен, познакомить с характерными для каждой эпохи типами литературных героев. Расширяется диапазон национальных культур и исторических времен, ставших предметом рассмотрения. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества, подчеркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя.

Таким образом, 8-й класс, завершая определенный этап в развитии школьников, дает возможность решить ряд ключевых нравственных проблем, важных как для понимания эволюции литературы, так и для формирования личности подростка.

Выделение проблемы «Герой и время» в качестве доминирующей помогает проследить развитие литературы от античности до наших дней в одном только, но этически и социально наиболее важном аспекте и готовит учеников к восприятию курса литературы старших классов.

Жанровое своеобразие изученных произведений и возможность сопоставления в пределах одного жанра разных писательских позиций, художественных индивидуальностей подготавливает учеников к самостоятельной оценке литературных явлений.

Круг внеклассного чтения не только углубляет темы программы, но и содействует перекличке времен в сознании читателя. В литературно-творческих работах возрастает роль самостоятельного создания разножанровых произведений и оценки разных видов искусства.

Компетентность читателя предполагает:

  • способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

  • готовность к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

  • овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

  • освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся.


В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Цель литературного образования определяет его задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  • Развивать эмоциональную чуткость к слову, интонации и стилям речи.

  • Формировать целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его архитектонику, способность улавливать связи между частями текста.

  • Развивать способности различения индивидуальных художественных систем и исторически несходных стилей в искусстве слова.

  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

  • Развивать способности выражения в слове чувства, представления, мысли; способности образной конкретизации слова, его «прорастания» в зрительные, слуховые и иные ассоциации.


Критерии литературного развития учащихся

1. Начитанность, направленность читательских интересов, круг литературных явлений, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге.

2. Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения.

3. Объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы.

4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия (эмоциональная отзывчивость и постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном, аналитическом, синтезирующем; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции).

5. Умения, связанные с анализом художественного произведения: находить эмоциональный лейтмотив, проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении; мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования; сопоставить героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличие авторской позиции; видеть движение авторской мысли от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста; выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах.

6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью: выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения; видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа; передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении.
Основные виды деятельности на уроке литературы:

  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

  • Составление планов и написание отзывов о произведениях.

  • Написание изложений с элементами сочинения.

  • Анализ и интерпретация произведений.

  • Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

  • Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

  • рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

  • продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для обучающихся 7 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны
Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 7 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по предмету литература для 9 класса на 2013/2014 учебный год
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 6 класса учителя Ереминой Т. В. на 2013/2014 учебный год
Рабочая программа по литературе для 6 класса к учебнику В. П. Полухиной В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина составлена...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса на 2013 2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...

Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013- 2014 учебный год iconРабочая программа по литературе для 5 класса 2013-2014 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница