Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»»




Скачать 76.05 Kb.
НазваниеОбластной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»»
Дата публикации28.03.2014
Размер76.05 Kb.
ТипКонкурс
lit-yaz.ru > Литература > Конкурс


Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы - исследователи»

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»»

Автор работы: Грабар Николай Романович 3 класс

Место выполнения работы: БОУ «Каменская ООШ»


Руководитель: Шатулина Ирина Николаевна

п. Вострогский

2012г.

Оглавление:

1.Введение

2.Основная часть

4.Заключение

5.Список используемой литературы:

Введение

Тема работы: «Что за прелесть эти сказки!»

Выбор темы: Сказки А.С.Пушкина все знают, книги его все читают. Его стихи заучиваются наизусть. Прошло уже более 200 лет со дня рождения Пушкина, а память о нем не умирает, любовь к нему не проходит, и слава его все растет.

Пушкина не только читают, но и старательно изучают. Я в своей работе тоже попытаюсь раскрыть небольшую часть творчества этого великого писателя.

Темой для исследования я избрал сказки. С самого раннего детства многие из нас слышат их от родителей. Становясь старше, мы узнаем и другие, более серьезные и трудные произведения Пушкина, а перечитывая старые, с детства нам знакомые его вещи, начинаем видеть и понимать в них многое такое, чего раньше не понимали. И тогда нам еще ближе, еще дороже становится Пушкин.

Раньше или позже, в детстве или в зрелом возрасте, произведения этого писателя затронут сердце каждого.

^ Актуальность темы: Сказки А. С. Пушкина – это универсальные произведения, которые будут интересны и взрослому, и ребенку. Каждый найдет в них что-то для себя. Мне показалась интересной и увлекательной эта тема. Очень интересно открыть для себя что-то новое из того, что знакомо нам с раннего детства. Именно поэтому я и увлекся этой частью творчества великого писателя.

Гипотеза: Я предполагаю, что сказки А.С.Пушкина похожи на народные, их интересно читать, они доступны для понимания, как взрослым, так и детям, и написал он эти сказки, так как любил общение с простыми деревенскими людьми. Но большее влияние, я думаю, на него оказала няня – Арина Родионовна, так как она сама была замечательной рассказчицей русских народных сказок.

^ Объект исследования: Сказки А.С.Пушкина

Цель: Показать значимость творчества А.С.Пушкина, как для взрослых, так и для детей. Задачи:

1. Прочитать сказки А.С.Пушкина;

2. Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и русских народных;

3. Выявить родство этих сказок с народными;

4. Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях А.С.Пушкина;

5. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы;

Методы исследования: анализ произведений; моделирование гипотезы; сюжеты, композиция, герои произведений, наличие элементов народной сказки.

^ Основная часть

Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или лёжа в кроватке, слушая дивные сказки мамы?

Моё знакомство с Пушкиным состоялось со «Сказки о мёртвой царевне», когда маленький курносый мальчишка, забравшись на диван, сжавшись калачиком, раскрыл новую красивую книжку и начал по складам читать первые строки сказки.

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна…

Так в моё детство вошёл Пушкин.

Писать Пушкин стал, будучи маленьким мальчиком восьми лет отроду. Сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Впервые он услышал сказки из уст своей бабушки и няни. Талантливая сказительница Арина Родионовна Матвеева первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. «Что за прелесть эти сказки, - говорил он. – Каждая есть поэма…» многие рассказы Пушкин записывал, а потом использовал их сюжеты в своих сказках. Впоследствии Пушкин посвятил своей дорогой няне стихотворение.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

Александр Сергеевич Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Сказки Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь ими. Поэт всё изображал легко, с блеском, бодро, весело. Действительно кто из нас не знает…

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. Сказки нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей. В сказках Пушкин высмеивает и осуждает глупых и злых, жадных, хитрых и невежественных людей.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо подбежала

И царевну повстречала.

Тут тоска её взяла,

И царица умерла.

Сказки Пушкина привлекают меня необычными событиями полными чудес и превращений, но в тоже время каждая деталь тесно связана с реальной жизнью, с тем миром, в котором живу я. Иногда так хочется пожить в сказке, окунуться в тот удивительный мир, мир который создан не компьютером, а солнечным гением Пушкиным.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин - прежде всего поэт-сказочник. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив двойне.

Сказки А. С. Пушкина появились в период наивысшего расцвета его творчества. Они не предназначались для детей, но сразу вошли в детское чтение.

«…Дети, к которым и не думал обращаться поэт, когда писал своего «Салтана», «Золотого петушка» и «Царевну», ввели их в свой духовный обиход и этим лишний раз доказали, что народная поэзия в высших своих достижениях часто бывает поэзией детской», - писал К. И. Чуковский.

Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья.

Няня рассказывала ему, как и в детстве, сказки, пела народные песни, и Пушкин был восхищен их поэтичностью. В то время в деревне можно было услышать множество чудесных песен – и свадебных и похоронных, и грустных и веселых, и хороводных и колыбельных, и богатырских и «божественных».

Рассказывалось множество интереснейших сказок, повторялось громадное количество поэтических загадок, пословиц и поговорок. Все это сочинялось народами, крестьянскими поэтами, которые грамоты не знали, своих рассказов, стихов и песен не записывали, а рассказывали и пели их, передавая друг другу с голоса. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. На праздники ходил в соседний Святогорский монастырь, для того чтобы послушать пение слепых нищих и запомнить их песни.

Пушкин в Михайловском стал учиться сам сочинять по-народному песни, сказки и, в конце концов, овладел этим умением. Он же создал истинно народные сказки, они вобрали все традиции русской сказки. В пушкинских сказках много событий, образов, народные образы и язык, обилие народных выражений, интересный сюжет, зависть. Пушкин воспринял от народных сказок веру в победу добра и справедливости.

И всё же, близки ли к народным эти сказки?

Первое мы видим - разница: русские народные сказки написаны в прозе, т.к. это жанр устного народного творчества. У Пушкина это стихотворные произведения.

Что же роднит их с народной сказкой? Я приведу пример из сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

1. Как и в народных, в ней есть сказочный зачин и концовка.

2. Сюжет волшебной сказки, волшебные силы и предметы - говорящие рак и зеркальце.

3. Как и в русских народных сказках, борьба добра и зла - добро побеждает, добрым людям помогают волшебные силы.

4. Троекратный повтор: У Пушкина 3 раза царица обращается к зеркальцу, 3 раза королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу и ветру.

5. Числа магические: 7 богатырей у Пушкина, приданое царевне - 7 торговых городов; три силы природы - солнце, месяц, ветер, 3 дня лежала мертвая царевна.

6. У Пушкина есть падчерица и мачеха, как в народных сказках.

7. Есть положительные герои и отрицательные.

8. Падчерица у Пушкина, как в русских сказках, трудолюбивая, кроткая, ласковая.

9. Он передает собственное отношение к царевне словами «моя душа», к мачехе - через цвет: «на черное дело посылает чернавку, черницу», она «черной зависти полна».

Свои сказки А.С.Пушкин создал на фольклорном материале.

Сказки Пушкина хорошо знают и любят люди разного возраста, помнят строчки наизусть.

Заключение

Таким образом, проведенное исследование подтверждает гипотезу, что сказки А.С. Пушкина близки к русским народным, легко запоминаются, поэтому их хорошо знают и любят как дети, так и взрослые. Сказки любимого поэта есть в каждой семье, и встреча с ними происходит в раннем возрасте. Сам Пушкин, как я и предполагал, полюбил русскую народную поэзию благодаря няне Арине Родионовне Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Живя в Михайловском, Пушкин близко познакомился с простым народом, с крестьянами. Там он с глубоким сочувствием и интересом изучал народные нравы, обычаи и поверья. Пушкин не мог наслушаться всей этой чудесной поэзии. Он приглашал к себе простолюдинов, знающих много песен и сказок, и записывал то, что слышал от них. Многие рассказы Пушкин записывал, а потом использовал их сюжеты в своих сказках.

Эта работа имеет практическую пользу. Ее можно использовать на уроках литературы.

Использованная литература:

  1. А.С. Пушкин Стихи. М. 1997 год «Просвещение»

  2. Н.А. Чуракова Литературное чтение 2-4 классы 2007 год

  3. Л.И.Тимофеев Краткий словарь литературоведческих терминов. Москва «Просвещение» 1985 г.

  4. Журнал «Костер» 1999 год




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconОбластной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по...
...

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconКонкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников...
Муниципальном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconРоссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов...
Российский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconПоложение о региональном конкурсе работ и творческих проектов дошкольников...
Настоящее Положение определяет цели и задачи регионального конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и...

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» icon«Энциклопедия слова собака»
Республиканский этап IV российского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconТема: “Что за прелесть эти сказки!”
Сегодня на уроке мы вспомним все сказки, изученные нами. А тему урока мы прочитаем все вместе («Что за прелесть эти сказки!»)

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconИсследование провел учащийся 2 класса моу «Средняя общеобразовательная Шаталовская школа»
Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «я исследователь»

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconРеспубликанского конкурса научно-исследовательских и творческих работ...
Список участников очного тура I республиканского конкурса научно-исследовательских и творческих работ школьников «аксаковские чтения»...

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconКонкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Что? Откуда? Почему?»
А каша одно из наиболее распространённых блюд русской кухни. С кашей связано большое количество поговорок и пословиц, так как она...

Областной конкурс исследовательских работ и творческих проектов по фольклору и этнографии для младших школьников «Мы исследователи» Тема: «Что за прелесть эти сказки!»» iconПриложение №10 к Публичному докладу 2011-2012 гг
В V муниципальном конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я – исследователь» победителями стали



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница