Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А




Скачать 493.84 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А
страница1/4
Дата публикации01.04.2014
Размер493.84 Kb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОСТРОМЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА КОСТРОМЫ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»



Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей………………………. Протокол № ___

от « » __________ 20… г.,

Руководитель: ________ /.............................../


Согласовано

заместитель директора по УВР

________/________________/
«_____» «__________ » 2010 г

«_____» «__________ » 20… г


Утверждено:

Директор школы:

_________ /_________ /
«_____» «__________ » 20… г


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Литература»
Класс 7 А
2013 – 2014 учебный год

Ф. И. О. учителя:

Никифорова Ксения Викторовна


г. Кострома,

2013

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Программы литературного образования для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (авторы: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова) с учетом учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения города Костромы «Средней образовательной школы № 1». Рабочая программа ориентирована на использование учебника "Литература" в 2-х частях Б.А.Ланина, Л.Ю.Устиновой, В.М.Шамчиковой.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основной задачей современного курса литературы в средней школе является формирование нравственной и эстетической культуры личности, воспитание творческой активности, потребности в эстетическом самовыражении и самосовершенствовании, развитие оценочных умений и навыков анализа художественного текста в единстве содержания и формы.

Приоритетным направлением программы является необходимость дать возможно полную и точную картину своеобразия развития русского литературного процесса, его направленности и тенденций, в связи с чем решить воспитательные и литературоведческие проблемы, вытекающие из специфики рассматриваемого материала. При этом доминирующим на уроках литературы должно стать нравственно-эстетическое воспитание учащихся.

^ Основной целью литературного образования в 7классе средней школы является формирование квалифицированного читателя (человек, который обладает эстетичным вкусом) с определившимся кругом читательских интересов и предпочтений, обладающего системой важнейших умений и навыков анализа художественного произведения и имеющего устойчивую шкалу ценностей.

^ Задачи преподавания в 7 классе средней школы состоят в том, чтобы:

  1. заинтересовать учеников самим процессом чтения, сформировать устойчивую потребность в чтении художественной литературы;

  2. приобщить школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, познакомив их с лучшими произведениями прозы и поэзии во взаимосвязи формы и содержания;

  3. дать учащимся определенный программой круг знаний по истории литературы, обратив внимание на направленность и развитие стилевых процессов, на разнообразие систем художественного мышления;

- дать учащимся начальное представление о теории литературы, познакомить с ее важнейшими понятиями, выработать умение применять полученные знания на практике;

  1. формировать и развивать эстетический вкус, творческую активность читателей-подростков;

  2. формировать у подростков умения и навыки целостного анализа текста, связного и аргументированного изложения мыслей в устной и письменной форме; обучать учеников нормам литературного языка, обогащая словарный запас и грамматический строй речи;

  3. способствовать формированию и упрочению нравственно-ценностных ориентиров у младших и старших подростков, приобщая их к мировой и отечественной гуманистической духовной традиции.

В основу изучения положен принцип конкретно-исторического подхода к литературным явлениям, рассмотрения их во взаимосвязях и взаимодействии, метод сравнительного анализа; тексты расположены в порядке возрастающей сложности; кроме того от этапа к этапу предполагается последовательное усложнение и обогащение основных понятии и представлении литературы.

Программа рассчитана на совершенствование техники чтения и активное развитие искусства (культуры) чтения - восприятия. Предполагается знакомство с различными жанрами и жанровыми формами, их освоение, выработка навыка чтения художественного текста различного объема с учетом необходимости его целостного восприятия.

Курс построен на основе хронологического принципа, что способствует формированию начального целостного представления о своеобразии развития литературного процесса, о соотношении литературы с действительностью (литература изучается в контексте эпохи). Дополнительно применен жанрово-тематический принцип группировки материала, что способствует систематизации знаний учащихся.

Наряду с умениями и навыками чтения и анализа художественного произведения, учащиеся должны получить знания об основных жанровых формах, усвоить понятия и представления по теории литературы.

При отборе произведений большую роль играет тематика, проблематика, выраженность идеи, конфликта, т.к. основное внимание читателей младшего подросткового возраста привлекает сюжет, фабула, содержательная сторона произведения. Наиболее сущностным при определении принципов отбора произведений является критерий читательского интереса, присущий данной возрастной группе, и критерий доступности, а также необходимость формирования у читателя верного представления о развитии историко-литературного процесса. В соответствии с этим, программа существенно обновлена за счет включения произведений, входивших в круг детского чтения, но оказывавшихся за пределами школьного изучения, в то время как их культурное значение и художественный уровень - вне сомнения; необходимо отметить также обогащение программы текстами, ранее не использовавшимися в силу субъективных и объективных причин.

Важным моментом предполагается освоение представления о роли автора в произведении, формах авторского присутствия, выражении авторской позиции. В конечном счете - выработке представления о произведении как специфической форме выражения авторской концепции мира и человека в нем.

Ученики должны освоить понятие художественной логики, приобрести умение аргументированно воспроизводить авторскую точку зрения, отделяя ее от своей, различать идею и пафос, идею и проблематику.

Курс 7 класса построен по проблемно-тематическому, жанровому и хронологическому принципу.

Центральная задача 7 класса - сформировать способность воспринимать произведение в единстве формы и содержания как специфическое средство самовыражения автора и оценивать его в данном контексте, обращая при этом внимание на направленность и ведущие тенденции развития литературного процесса через обращение к анализу конкретных произведений.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в 8 классе отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного среднего образования, (из расчета 2 учебных часа в неделю).

При составлении планирования уроков предусмотрены в рамках отведенного времени часы на развитие письменной речи учащихся.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Программа предусматривает изучение произведений регионального компонента на отдельных уроках.

^ Межпредметные связи.

Литература тесно связана с русским языком, музыкой, изобразительным искусством, историей. Единство данных дисциплин обеспечивает формирование коммуникативных умений и навыков, эстетического отношения к окружающему миру, обогащает культурно-исторические знания.

^ В данной рабочей программе учитываются особенности обучающихся в 7«А» классе. В этом классе учится 28 человек с разной степенью обученности и разными способностями. Восьми ученикам характерен высокий уровень подготовки и усвоения знаний, поэтому для них предусматриваются дополнительные задания творческой направленности или задания более сложного содержания. Трое учащихся с низким уровнем подготовки и усвоения учебного материала, поэтому для них разрабатываются задания, предусматривающие индивидуальную работу с текстом, пересказ, работу в парах и в группах с более сильными учениками. Остальные ученики класса способны усваивать программный материал и выполнять задания, предусмотренные в данной рабочей программе.

^ Предметное содержание учебного процесса: монопредметный.

Ведущий вид деятельности: практико-ориентированный.

Основные виды учебной деятельности: пересказ, заучивание наизусть, устное рассказывание, устное рисование, сопоставительный анализ текстов разных жанров, но сходной тематики, сопоставление характеров персонажей различных произведений - наблюдение за типом героя, сочинения, сообщения, доклады, первичное рецензирование.

^ Технологии обучения включают в себя технологию развивающего обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию игр, проблемного обучения, ИКТ-технологии.

^ Формы организации учебного процесса:

групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы урока: вводные уроки, уроки изучения произведений, чтения и обсуждения, внеклассного чтения, развития речи.

Методы: ролевые игры, работа в малых группах, в парах, индивидуальная работа, рассказ, беседа, самостоятельная работа, работа с текстом и др.

^ Система контроля и учета знаний и умений учащихся.

Контроль за качеством знаний осуществляется через систему устных и письменных ответов, работ по развитию речи, тестов, контрольных работ, проверку домашнего задания, чтения стихов наизусть.

Виды контроля:

  1. Поурочный (промежуточный): беседа, устный и письменный индивидуальный опрос, работа с учебником, с текстом, доклад, сообщение, пересказ, выразительное чтение (в том числе наизусть), развёрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение-миниатюра.

  1. Тематический: тест, контрольная работа, реферат, сочинение.

  1. Итоговый (проверяет результаты обучения за год): контрольная работа, контрольное сочинение.

^ Используемый учебно-методический комплект:

Учебник: Б.А.Ланин, Л.Ю.Устинова, В.М.Шамчикова "Литература" 8 класс в 2-х частях, Москва, издательский центр "Вентана-Граф" 2013 год.

^ Учебно-тематический план.

п\п

Название разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Из них

всего

уроки

Внеклассное чтение

Развитие речи

Контрольные работы

тесты

1.

Вводный урок. "Моя книжная полка".

Знакомство с учебником.

классе.

1

1

2.

Этапы развития русской литературы.

1

1

3.

Классицизм.

Н.Буало. Поэма-трактат "Поэтическое искусство".

Ж.-Б.Мольер "Мещанин во дворянстве"(сцены из комедии)

М.В.Ломоносов. Жизнь и творчество. "Теория трёх штилей".

Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. "Недоросль"(сцены из комедии).

1

1

2

3

1

1

2

3

4.

^ Сентиментализм и его традиции.

Н.М.Карамзин. Жизнь и творчество. Сентиментальная повесть "Бедная Лиза".

А.И.Куприн. Жизнь и судьба. "Гранатовый браслет".

3

2

3

2

5.

^ Русская литература 19 века.

Поэты пушкинской поры.

Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты), «Русские девушки», «Снигирь» (по выбору учителя)

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана»

Жанр баллады в творчестве Жуковского.

1

1

1

1

1

1

К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя)

^ Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя)

А.С. Пушкин. Лирика. Повесть "Капитанская дочка".

М.Ю.Лермонтов. Лирика. Поэма "Мцыри".

Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор». Повесть"Шинель".

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди».

И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя.

«Записки охотника». "Певцы". "Бирюк". "Ася".

А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья».

1

1

8

8

6

2

6

2

1

1

8

8

6

2

6

2

1

1

6.

^ Из зарубежной литературы.

Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад»)

У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены)

И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты)

^ Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец»

У. Голдинг. «Повелитель мух»

1

2

1

2

2

1

2

1

2

2

7.

^ Из русской литературы ХХ в.

К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки)

В.А. Пьецух. «Прометейщина»

1

1

1

1

1

8.

Внеклассное чтение.

«В. Каверин. Два капитана»

«Костя+Ника». Повесть Тамары Крюковой.

2

1

9.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература», 10 класс
Рабочая программа по предмету «Литература» в 10 классе составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература»
Рабочая программа ориентирована на использование учебника В. Я. Коровиной. Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений....

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература» 10 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 10 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература» 11 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература» 8 класс
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая учебная программа по предмету «Литература» 7 класс
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе следующих документов

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconЛитература Хакасии 10 класс на 2013-2014 уч г. рабочая программа...
Аннотация к рабочей программе по предмету Литература Хакасии 10 класс на 2013-2014 уч г

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература. 11 класс». Москва, «Русское слово», 2010

Рабочая программа по предмету «Литература» Класс 7 А iconРабочая программа по предмету «Литература»
Учебника для общеобразовательных учреждений Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев «Литература. 8 класс». Москва, «Русское слово»,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница