Что побудило меня обратиться к этой теме?




Скачать 131.55 Kb.
НазваниеЧто побудило меня обратиться к этой теме?
Дата публикации15.04.2014
Размер131.55 Kb.
ТипВопрос
lit-yaz.ru > Литература > Вопрос
Речевое развитие учащихся

В течение нескольких лет работаю над темой «Речевое развитие учащихся».

Что побудило меня обратиться к этой теме?

Во-первых, причины, связанные с существенными изменениями в обучении русскому языку, произошедшими в последние годы. Содержание нового государственного стандарта (проекта) ориентировано в первую очередь на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.

Вторая причина (она связана с первой) носит психологический характер («Речь начинается с образов»). Психологами давно установлена связь между творческим потенциалом человека и сложным взаимодействием его сознания с подсознанием, миром мыслей и миром чувств. Детское сознание особенное: ребенок воспринимает мир в образах. К сожалению, с годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия окружающего мира, образуется, по словам психологов, «подростковая дыра» художественного развития. Такое положение во многом объясняется тем, что развитию образного мышления должного внимания не уделяется.

И, наконец, причина субъективного характера. Меня всегда привлекала личность школьника, способного видеть, слышать, чувствовать глубоко, тонко, по-особенному. Я глубоко убеждена, что в каждом ребенке заложены творческие возможности. Но как помочь учащемуся выразить себя в слове? Как организовать процесс обучения, чтобы школьник душою усваивал самобытность русского языка?

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении – обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью.

Одной из основных задач преподавания русского языка является развитие эстетического идеала, то есть представления о прекрасном в языке и в речи.

Цель моей работы – показать, как отдельные виды речевой деятельности способствуют осознанию эстетической ценности языковых явлений.

Ставлю следующие задачи:

  • научить учащихся наблюдать за выразительными средствами, наиболее характерными для текста;

  • дать понятие об основных изобразительно-выразительных средствах речи;

  • формировать умения учащихся в использовании приемов словотворчества;

  • развивать у школьников навыки творческого использования богатства языка в собственной речевой практике;

  • развивать образное, ассоциативное мышление;

  • пробуждать и воспитывать эстетические чувства.

Один из путей, интенсивно разрабатывающихся сегодня в методике, стыковка двух предметов: русского языка и литературы. В своей деятельности пытаюсь осуществить интеграцию двух предметов.

Считаю, что усиленное внимание к изобразительно-выразительным возможностям языка и реализации их в собственной речевой практике нужно уделять в 5-7 классах.

Творческие задания позволяют решать проблему мотивации учения школьников. Интенсивность же учебной деятельности в существенной мере зависит от мотивов учения школьников. С точки зрения современных психологов, социальные мотивы обучения в среднем звене школы в большинстве случаев отсутствуют. Поэтому упор делаю на развитие творческих способностей учащихся.

В результате многолетней деятельности сложилась определенная методика работы по развитию речи. Остановлюсь на некоторых видах заданий, стимулирующих речетворчество учащихся.

^ Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои открытия, пусть маленькие, но открытия. « Дети, постарайтесь отразить свое, неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» - обращаюсь я к ребятам.

К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Использую несколько приемов при подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы.

Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй шаг – пишем свои этюды. Второй прием: веду ученика индуктивным путем – от частного к общему. Первый шаг – создаем образ, подбирая эпитеты, метафоры, олицетворения, оксюмороны и т. д.; второй шаг – пишем миниатюры.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй - пишем свои миниатюры. Сначала слушаем стихотворения А.С. Пушкина, Я.П. Полонского, А.Н. Майкова, С. Маршака, Е. Стюарт о весенних цветах. Как удивительно тонко видят мир поэты, как чутко они воспринимают все, что нас окружает! Взволнованные поэтическими образами мастеров русского художественного слова, дети пишут свои этюды…

^ Одуванчик – это солнце для нас. Его яркие желтые лепестки согревают наши сердца. А потом желтая головка одуванчика превращается в седую, пушистую – и нет солнышка. (Ярославцев Саша)

Ландыши – самые красивые весенние цветы. На очень тоненьком стебельке много-много маленьких бубенчиков. Эти бубенчики белые, как снег, А если вдруг холодно, то этот нежный красивый цветок защитят его листочки. Листочки у ландыша темно-зеленого цвета, длинные и широкие. Совсем как зонтик, который закрывает цветок от ветров.

^ Яркие, но печальные цветы. ( Мирзаева Ильмира)

Дети пишут стихотворные миниатюры. Творения ребят далеки от стихотворных законов совершенства, но они покоряют неповторимостью детского виденья мира.
Одуванчик

Увидел я красивый одуванчик,

Мне показалось: он будто плачет.

И я сорвал его

И побежал домой,

А он – а он рассыпался, как песок меж пальцев,

И я расплакался, что не донес его домой.

(Самойлов Артем)

Фрагмент урока развития речи в 6 классе «Зимний пейзаж».

Первый шаг – создаем образ снежинки.

Эпитеты: узорная, кружевная, пушистая.

Олицетворения: танцует в вальсе, радуется.

Сравнения: как пушинка, будто пушок одуванчика, словно маленький парашютик.

Второй шаг – пишем этюд о снежинке.

Легкая снежинка, танцуя в воздухе, присоединяется к своим маленьким друзьям, и они в своем сказочном танце покрывают землю легким пушистым покрывалом.

^ Протягивая руку к небу, я пытаюсь поймать летящую снежинку, но она мгновенно исчезает. Как хрупок мир красоты. (Самойлова Таня)

Темы для сочинений-миниатюр я тщательно подбираю, заботясь прежде всего о тесной связи их с темой урока. Так, изучая тему «Употребление частиц в речи», предлагаю учащимся написать миниатюры, начав их словами: «Что за утро!», «Что за день!», «Что за вечер!».

Что за вечер! Ослепительное солнце заходит за горизонт. На синее море пал светло-серый вечерний туман. Слегка повеял ветерок. Луна медленно встает из-за холмов. Ее плавные отблески видны на высоких верхушках сумрачных деревьев. Где-то вдали слышится мелодичное плескание речки. Рощи спят. Озеро стало темным-темным. Оно так безмолвно и очаровательно. Небо кажется таинственным, необъятным и полным жизни… Эта тишина и красота природы наводят на мысли о необычайности окружающего мира.

(Незванова Юлия)

Другое творческое задание: «Напиши миниатюру, закончив ее словами: «Вот это счастье!», «Вот это чудо!».

Проснуться бы утром, открыть глаза, смотреть в окно, где светит яркое солнце... Забыть про все плохие мысли и начать день с чистого, радостного листа. Встретиться с друзьями и никогда не быть одной… Вот это счастье!

(Самойлова Таня, 7 класс)

С увлечением учащиеся пишут миниатюры по опорным словам ( это своего рода акростихи).

Сочинения - миниатюры по опорному слову «снег» /6 класс/

Снег кружился,

Нежно падал на

Ель и

Гулял по дремучему лесу.

/Самойлова Таня/

Снег

Накрывал

Ели

Голубым покрывалом.

/Кузьминых Надежда/

Родина.

Реки,

Озера,

Деревья, поля – ведь это

И есть

Наша родная земля.

А как прекрасна она!

/Самойлова Таня/

Родина!

Она

Для каждого

Из

Нас как

Ангел-хранитель.

/Полякова Лера/

Миниатюры, этюды – это такие творческие работы, которые не только способствуют развитию образного восприятия, но и дают возможность ученику самораскрыться, самовыразиться.

^ Приемы, активизирующие работу с текстом.

В своей практической деятельности выработала ряд приемов, позволяющих активизировать работу в классе, когда каждый ученик становится участником общего дела и может принять посильное участие в «исследованиях» текста.

Как сделать так, чтобы ученик «всмотрелся», «вслушался» в текст?

Систематически использую в своей работе следующую цепочку: создаем образ - наблюдаем над этим образом в художественном тексте. Фрагмент урока развития речи в 6 классе «Тема весеннего обновления в поэзии, музыке, живописи».

  • Весеннее слово «капель». Создайте образ капели.

Учащиеся подбирают

эпитеты: солнечная, радостная, сказочная, веселая;

метафоры: плачет, играет;

сравнение: капель как слезы, капель словно музыка.

  • А теперь послушаем, как о капели пишет Игорь Северянин.

Вы понимаете, что значит

Просолнеченная капель?-

Зима, смеясь, от счастья плачет,

Весны качая колыбель.

  • «Просолнеченная» …необычный эпитет. Слово, созданное поэтом

( авторский неологизм). Как вы понимаете этот образ?

(В капле отражается солнце; капель – это слезы счастья и горя; капель – это слезы зимы- матери).

  • Послушайте музыкальную миниатюру Чайковского «Март».

(Учащиеся сравнивают музыку Чайковского и стихотворение И.Северянина, находят общие образы, мотивы).

Один из моих излюбленных приемов: через ассоциации к художественному произведению.

Урок развития речи в 6 классе «Зимний пейзаж». Одно из заданий творческой разминки на этом уроке:

- какие слова у вас ассоциируются со словом « снег»?

родина

лес
СНЕГ серебро

снежки

волшебство

снегирь


  • Обратите внимание на ассоциативную связь – «снег» и «родина».

Тема снега и России – сквозная в русской поэзии.

Чтение наизусть стихотворений Е Евтушенко «Идут белые снеги» и Н. Рубцова «Выпал снег».

Запись четверостишия из стихотворения Н.Рубцова:

Снег летит на храм Софии,

На детей, а их не счесть.

Снег летит по всей России,

Словно радостная весть.


на храм

Снег летит на детей

по всей России

  • Храм, дети, Россия – святые слова, в которых выражена надежда на спасение и человека, и России. Вы, дети, будущее России. С надеждой и верой обращается к вам поэт

Использую в своей работе речетворческие тренинги « ассоциативные шаги».

Предлагаю учащимся установить ассоциативную цепочку между словами лес и колокольня.

^ Лес – зима- снег – оттепель – сосульки – ветер –звуки –колокольня.

Возникает удивительный образ (перифраз): зимние деревья – это лесная колокольня.

Обращаемся к тексту Пришвина.

Ночной снег отяжелил ветви деревьев и теперь медленно расходился по веткам каплями, и они понемногу поднимались. Когда к вечеру стало холодать, то мороз прежде заморозил все капли. А из-под снега на ветках они все еще выбегали и вдруг замерзли, удлиняя сосульки. Мороз остановил тающий снег, когда все дерево успело покрыться маленькими звонкими сосульками. Наутро поляна стала наполняться светом и ветер заиграл на своей лесной колокольне.

Еще один прием использую в работе с текстом. ^ Записываем начало текста – продолжение пишут учащиеся.

Например, записываем начало микротекста из рассказа Тургенева «Лес и степь».

А между тем заря разгорается, вот уже золотые полосы протянулись по небу… Свежо, весело, любо!»

Задание: «Продолжить составление текста с использованием частиц».

«Вот запела малиновка. Что за голосок у нее! К ней присоединился соловей и запел так чудесно, мягко!

Куда ни пойдешь, всюду светит уже поднявшееся яркое солнце и согревает все своим теплом после прохладной ночи.

^ Какая красота!

/Кузьминых Надя, 7 класс)

Приведенные и аналогичные задания ненавязчиво и активно развивают образное мышление, активизируют работу ассоциативной памяти. Это такой вид учебной работы, в котором в большой степени заложено личностное начало. С помощью данных творческих упражнений развивается умение понимать чужой текст, создавать собственные высказывания.

Осуществлению личностного подхода при изучении русского языка способствует следующие виды заданий:

  1. «Продолжите предложение»
^

Я в мир пришел, чтобы


/сделать людей счастливыми /;

/делать людям добро/;

/совершать хорошие поступки/.

«Я в мир пришел, чтобы видеть Солнце» /Бальмонт/.

  1. «^ Составьте предложение»

Например, составьте предложение с частицей пусть (пускай).

«Пусть будет мир на земле!» (Чердынцев А.)

«Пускай никогда не будет жестоких войн» (Самойлова Т.)

«Пускай во всем мире будет покой, дружба и никогда

не будет войны» (Васильева Я.)

  • Давайте вспомним слова из известной песни «Солнечный круг»:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я…

Одним из ярких средств выразительности в данном четверостишии является повтор частицы «пусть».

  1. «^ Вставьте подходящие по смыслу слова»

Читаю микротекст с пропущенными словами:

«…. можно сравнить с ручейком, берущим свое начало в недрах земли. Ручейки эти, сливаясь, образуют величественные реки общечеловеческой жизни…» (И.С. Соколов-Микитов).

Что можно сравнить с ручейком?

«^ Нашу жизнь в детстве» (Васильева Я.)

«Наши дела и поступки» (Кузьминых Н.)

«Первые знания ребенка, родившегося на этот свет» (Самойлова Т.)
Авторский вариант: «Человеческую жизнь…»

Такие творческие упражнения не только активизируют детское словесное творчество, но и дают возможность мне как учителю увидеть неповторимость внутреннего мира каждого ребенка.

Учебный труд, как всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Большое внимание уделяю стимуляции познавательной деятельности. Созданию эмоционально острых ситуаций способствуют творческие разминки, которые стали типичными в моей работе. Как правило, разнообразные задания творческого характера (проблемные вопросы, задания с элементами занимательности и т.д.) учащиеся выполняют в группах.


Несколько примеров заданий творческой разминки ( 7 класс).

  1. Определите предмет поэтического обращения в стихотворении Решетникова.

Рука, дарующая хлеб,

Длань, поднимающая ниву, -

Да видят все, кто не ослеп:

Ты по-особому красива.

  1. Определите смысловую нагрузку местоимения «ты».

  2. Найдите слова, соотносимые с этим местоимением (учащиеся составляют цепочку ключевых слов: рука, длань, ты).

  3. Определите стилистическую окраску слова «длань» (высокое, старославянизм).

5. Почему поэт утверждает: «Ты по-особому красива»?

6. Найдите слова-соответствия в самом тексте (Рука «по-особому красива», потому что - «дарующая хлеб»)

Творческая разминка

на одном из уроков по теме «Наречие» ( 7 класс)

  1. Восстановите авторское слово.

Определите роль наречия в поэтическом тексте М. Цветаевой

Терпеливо, как щебень бьют,

Терпеливо, как смерти ждут,

Терпеливо, как вести зреют,

Терпеливо, как месть лелеют –

Буду …………. тебя.

(^ Учащиеся трех групп восстановили авторское слово «ждать», учащиеся одной группы предложили вариант «хранить»)

Внутреннее состояние лирической героини Цветаевой, сила чувства выражается при помощи повтора наречия.

  1. Приведите примеры олицетворения, оксюморона с использованием наречий.

«Ветер играет весело» (олицетворение)

«Грустно шумят березы» (олицетворение)
Примеры из художественной литературы:

«Все березы на дожде как бы радостно плачут» (Пришвин)

«…печально воды льет ( река)» (А.К.Толстой)

«сон наяву» /оксюморон/

«грустно улыбается» /оксюморон/
Пример из поэтического текста:

« О как мучительно тобою счастлив я» ( А.С.Пушкин)

«Ученик многое может, надо только поверить в его силы» (Г.П. Соколова).

Предлагаю учащимся задания повышенной сложности. Это придает занятиям творческий характер, ставит ученика в позицию исследователя, что приносит успех и дает радость открытия.

Например, предлагаю учащимся 7 класса для «исследования» стихотворение «Тени» Я.П. Полонского:
По небу синему тучки плывут,

По лугу тени широко бегут,

Тени ль толпой на меня налетят –

Дальние горы над солнцем блестят;

Солнце ль внезапно меня озарит –

Тень по горам полосами бежит.

Так на душе человека порой

Думы, как тени, проходят толпой;

Так иногда вдруг тепло и светло

Ясная мысль озаряет чело.

Стихотворение «Тени» Полонского богато образными средствами. Антитеза («Тени ль толпой на меня налетят…» - « Солнце ль внезапно меня озарит») передает сложную внутреннюю борьбу в душе лирического героя. Частица «ль» выражает вопрос, сомнение героя. При помощи олицетворений поэт одухотворяет мир природы («тучки плывут», «тени бегут», «тени налетят» ). Метафоры и архаизмы придают тексту торжественность (« Ясная мысль озаряет чело»).

^ Используя средства выразительности, Полонский показывает слияние души человека и природы. (Незванова Юля ).

Цели обучения должны быть достаточно напряженными, ориентироваться на максимум возможностей учеников и тем самым вызывать высокую активность. Одновременно цели должны быть принципиально достижимыми. Нереальные, явно завышенные цели приводят к «самоотключению» учащихся от решения познавательных задач. Поэтому наряду с заданием повышенной сложности предлагаю задание попроще: найти изобразительно-выразительные средства в стихотворении. Таким образом, все учащиеся включены в творческий поиск. Очень значимым этапом урока-исследования является проверка выполненного задания. Ребята учатся рецензировать работы своих одноклассников.

Творческие задания создают условия для интенсивной работы мысли и чувства ученика. Увлеченность делом приводит к тому, что произвольное внимание перерастает в послепроизвольное. Речевая деятельность на уроке побуждает учащихся к самостоятельной творческой работе во внеурочное время. (См. приложение «Творческие работы учащихся», «Поэтические салоны»)

В своей работе я остановилась на некоторых приемах активизации речевой деятельности учащихся. Но они важны не сами по себе, а в целостной системе работы по речевому развитию школьников.

Учебная работа по формированию языкового эстетического идеала особенно актуальна в настоящее время, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка. «…Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка?» (Н.К.Рерих)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconМбдоу «Детский сад №4 «Ивушка»
Обратиться к данной теме: «Эффективные методы и приёмы развития связной речи дошкольников», меня побудило, то, что в настоящее время...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconПри библиотеке-филиале №12
Чтобы правильно преподносить читателям материал, сотрудники библиотеки вынуждены были обратиться к специалистам по здоровому образу...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconВ этом море, был Он сам. То, что мы называем желанием любить. «которая...
И проплыл море за мгновение одно в могуществе своём, и вынул меня, как стрелу – рука человека сильного, и скрыл (тамир) меня в том...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconМесяца
Всё чаще современное общество стало обращаться к проблеме XIX века – табакокурение. Вот и мы решили обратиться к этой проблеме: что...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconТак ли страшен «Грех», как его рисуют?
«Грех». Об этой группировке мало кто упоминал, хотя не исключено, что я просто встречал о ней недостаточно информации, в чем каюсь...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconДень победы! Этот праздник всем праздникам праздник! Этот праздник...
Чем же порадовал меня рассказ этой удивительной женщины? Он порадовал меня силой духа и неуёмной энергией жизни, а ведь Болотова...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconКуница Вероника Александровна
Потому что я не…знаменитый офтальмолог… Правда, есть и у меня успех, мама смотрит на меня и улыбается. Моему успеху уже 15 лет. Дочка…...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconПрезентация на тему «Московский зоопарк и его обитатели»
Добрый день, ребята! Надеюсь, что вы не болеете и уверена, что не скучаете в течение этой недели карантина. Очень хочется, чтобы...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconПамятка родителям… от ребенка
Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто...

Что побудило меня обратиться к этой теме? iconБориса Заходера «Страна Вообразилия»
Б. Заходер. Как по-вашему, сколько на свете Борисов Заходеров? Надеюсь, вы не подумали, будто я собираюсь обратиться с этим вопросом...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница