Художественная философия и. А. Бунина




Скачать 116.7 Kb.
НазваниеХудожественная философия и. А. Бунина
Дата публикации18.04.2014
Размер116.7 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок

Всероссийский конкурс «Учитель года России – 2008»


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ И.А. БУНИНА

(по стихотворению «Еще и холоден и сыр…»)
Учебное занятие проведено в рамках финала Всероссийского конкурса “Учитель года России – 2008»
Методология:

Тип урока – урок изучения художественного произведения (по Н.И. Кудряшову).

Форма учебного занятия – практикум (30 минут).

Цели:

1. образовательные: совершенствование навыков филологического анализа стихотворения «Еще и холоден и сыр…» и воплощенной в нем оригинальной художественной философии в историко-литературном и культурном контексте;

2. развивающие: развитие языковой личности старшеклассников, ее креативных способностей и аналитических навыков; формирование общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной и ценностно-смысловой компетенций учащихся;

3. воспитательные: приобщение учащихся к духовной культуре, вечным общечеловеческим ценностям на основе «медленного», вдумчивого прочтения и осмысления произведения классической литературы.

Оформление УЗ:

расстановка парт: буквой «П»;

на электронной доске размещены: портрет И.А. Бунина, текст стихотворения без последней строки;

на партах разложены: перевернутый лист с напечатанным текстом, опорные материалы (литературоведческий комментарий).
Выбор арсенала методических средств обусловлен, во-первых, содержанием учебного материала, достаточно сложного, проблемно-поискового по характеру, предполагающего, в силу родовой специфики лирического произведения, «сотворчество» учеников-читателей и учителя и полилог разных прочтений и интерпретаций художественного текста. Ребятам был предложен Литературоведческий комментарий, что предполагает филологический подход, который расширял и дополнял личностное восприятие стиха, подтверждал верность их исследовательской логики.

В структурировании урока основополагающими являются следующие принципы:

- принципом преемственности и актуализации имеющихся у детей знаний: о поэтическом тексте и его художественных уровнях, о теме природы в русской литературе, об импрессионистической манере А.Фета; знаний,

- принципом воссоздания «пространства культуры»: музыка Скрябина, живопись (репродукция картин К.Моне, И.Левитана «Март»), высказывания А.Блока, А.И. Куприна, М.Горького, художника П.А.
^ Ход урока:

Урок начинается под звуки сонаты № 10 А.Н. Скрябина, с выразительного чтения стихотворения, представленного на фоне репродукции картины Исаака Левитана «Март». Так создается эстетический фон урока, особый эмоциональный настрой, «пространство культуры».

^ Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.
Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.
Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.
Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

………………………………………..

Учитель: Что? Предположите, ребята, финал стихотворения И.А. Бунина, его последнюю строчку. Попробуйте себя в роли поэта!

^ Учащиеся: под музыку записывают свой поэтический вариант.

Учитель: Какие строки родились?

Учащиеся: зачитывают варианты («Россия, Родина моя», «Тот блеск, в котором жизнь моя» и др.) и объясняют.

Учитель: Интересно узнать бунинский финал? Давайте сравним с оригиналом – переверните ваш лист с текстом стиха: «Любовь и радость бытия». Какие мысли родились?

Учащиеся: анализируют, сравнивают, высказывают собственные суждения.

Учитель: Чтобы понять авторскую логику, мы заглянем с вами сегодня в творческую мастерскую поэта. И тогда что будет целью нашего урока?

(Учащиеся сами определяют цель урока, что предполагает деятельностный подход в развитии языковой личности, ее рефлексивных способностей: учиться у Мастера – писать стихи, работать со словом, прикоснуться к тайнам его художественного мастерства, понять бунинскую поэтическую технику, постичь секрет особой притягательной силы и вечности бунинского стиха через анализ текста).

Учитель: В соответствии с темой урока (тема выводится на интерактивной доску) - «Художественная философия И.А. Бунина» - я подобрала, ребята, три эпиграфа (выводятся на доску): «Мы слиты с природой, мы часть ее. Это надо чувствовать…», «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду...», «Ищу я в этом мире сочетанья/ Прекрасного и вечного…». Какой из них, на ваш взгляд, наиболее подходит к теме – вы, я думаю, сможете определить в конце урока.

Учитель: Как вы думаете, ребята, что отличает Бунина от его литературных предшественников в изображении природы – традиционной, как вы знаете, сквозной темы в русской литературе?

С целью активизации познавательного интереса и актуализации знаний учащихся учитель зачитывает поэтические строки, а учащиеся определяют авторство:
Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом (Ф.И. Тютчев)
Весна! Выставляется первая рама –

И в комнату шум ворвался… (А.Майков)
Еще весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Еще овраги полны снега,

Еще зарей гремит телега

На замороженном пути (А.А. Фет)
Чем отличается Природа Бунина от пушкинской, тютчевской, фетовской…? Это достаточно сложный исследовательский, литературоведческий вопрос. И.А. Бунин, первый среди русских Нобелевский лауреат, соединил в своем творчестве два века – классический, пушкинский, «золотой» и модернистский, «декадентский», «серебряный». И в его поэзии литературные критики сразу почувствовали не только реалистические черты, но и нечто иное, привнесенное новой эстетикой «серебряного века». Что? Обратимся к Литературоведческому комментарию. Прочтите тезис 1 - слова известного литературного критика Ю.Айхенвальда. Какие черты Бунина-поэта и человека он отмечает?

Учащиеся: «замечает» - наблюдательность, внимание к окружающему миру, «берет для нее верные краски и оттенки» - точность и зоркость художника.

Учитель: Какие краски и оттенки использует Бунин-художник и как можно охарактеризовать используемую поэтом цветовую гамму?

Учащиеся: голубая (небо, небосклон, отблеск с неба), прозрачно-бледная - размытая (снег), возможно – серый (февральский воздух – цветовое ощущение), серо-коричневый (кусты, деревья, которые «сквозят», то есть контуры их нечетки, размыты), красная (грудки снегирей). Цветовую гамму составляют светлые, легкие, холодные тона, тонко передана игра света, который словно размывает цвета.

Учитель: Какую картину нарисовал Бунин-художник, в какой, может быть, известной вам художественной манере? Что хотел он передать?

Учащиеся: Бунин-художник передает настроение, впечатление.

^ Учитель (выводим вместе с детьми): впечатление на французском - «impression»). Импрессионизм, например, Клода Моне (на экране – репродукция картины с одноименным названием) и словесный импрессионизм Бунина в изображении природы: что роднит их?

Учащиеся: Картина природы у Бунина легкая, эскизная, подвижная, в импрессионистической мазковой манере.

Учитель: как Вы думаете, с чем это связано? При затруднении используйте Литературоведческий комментарий.

Учащиеся: Бунин ценит каждый миг бытия, неповторимый и неостановимый, и пытается остановить мгновение, словно сделать фотоснимок, чтобы запечатлеть красоту божьего мира, гармонию природы, увиденной человеком через стекло оконной рамы («Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»).

Учитель: Традицию какого поэта-новатора непосредственно развивает И.А. Бунин, для которого тоже был характерен культ мига, живопись мгновений?

Учащиеся: А.А. Фета.

Учитель: какие художественные приемы и средства для этого использует поэт? Как, благодаря чему возникает ощущение присутствия «здесь» и «сейчас»?

Учащиеся: Сразу точно указано время – февраль, конец зимы, есть и другие сезонные приметы: оттепель, сменившая недавнюю стужу (Комментарий учителя: «Стихотворение было опубликовано в «Журнале для всех» под заглавием «Оттепель», «слезится снег» (метафора), «снегири в кустах звенят» (эффектный звуковой образ на основе метафоры: словно звон возвещающей о своем приходе весны).

Учитель: обратите внимание на звуковой аккомпанемент стиха, которое совсем неслучайно прозвучало под музыку Александра Скрябина, его 10-й сонаты, в которой наиболее сильны пантеистические мотивы. И сам поэт говорил: «Для меня главное – это найти звук». Какие аллитерации и ассонансы использовал Бунин?

Учащиеся (выделяют в тексте, представленном на электронной доске): в 1-й строфе: аллитерация на С воссоздает поэтичный образ сада и царящей в воздухе свежести, ясности взгляда божьего мира (олицетворение) и ассонансы на О-А, контрастные, передающие переходное состояние природы; аллитерация на С во 2 строфе (образ слезящегося снега, его чистой слезы) сменяется аллитерацией на Л - во 2 и 3 строфе, придающей звучанию стиха особую мягкость, теплоту, текучесть. В 4 строфе доминируют ассонансы на звонкие З и Р – звучит гимн природе, воплощающей Любовь и радость бытия, гимн весне, молодости, поре пробуждения и обновления, времени перемен.

Учитель: каков интонационный рисунок стиха Бунина? Как меняется интонация в стихотворении?

Учащиеся: три строфы звучат с тихой грустью, они описательны, а финал (размышления лирического героя) звучит уверенно, жизнеутверждающе.

Учитель: А знаете, ребята, во все времена стихи поэта вызывала неоднозначное восприятие и бурные споры, ее называли «печальной», проникнутой «элегической грустью», а И.А. Бунина – «поэтом сумеречных настроений».

Сам поэт отвечал на это так (слова появляются на экране-доске): «…грусть – ведь это потребность радости, а не пессимизм… Я, наоборот, настолько люблю жизнь, что с удовольствием прожил бы хоть две тысячи лет». Душа поэта говорит стихами. Какие строки подтверждают это?

Учащиеся: именно те финальные, особенно - последняя, которую пытались мы воссоздать.

Учитель: Как вы понимаете их? Почему, подробно воссоздав все детали и малейшие подробности пейзажа, лирический герой, размышляя, словно оспаривает себя:

^ Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит…?

Учащиеся: не сама изобразительность самоценна, не пейзаж как таковой и краски природы, а «то, что в этих красках светит», то есть свет красоты и гармонии природы, самого Божьего мира, который рождает в душе человека «любовь и радость бытия», желание жить и верить.

Учитель: так колорит грусти рождает особую, жизнеутверждающую художественную философию – это как у Пушкина: «Печаль моя светла». Как, за счет чего пейзажное, казалось бы, стихотворение обретает философское звучание? Обратите внимание на пространственную организацию стиха.

Учащиеся (обращаются к тезису 5 – словам исследовательницы Л.В. Крутиковой): действительно, сиюминутное, конкретное, казалось бы, природное описание «размыкается» в вечность, художественное пространство (сад) расширяется, обретает масштабы всего божьего мира, бытия.

Учитель: проследим, как движется взгляд лирического героя.

Учащиеся (выделяют в тексте на электронной доске): он устремлен то на землю (сад, снег, кусты и лужи), то на небо, в поднебесье и воссоздает широкую панораму, соединяет обыденное, земное и высокое, вечное.

Учитель: Сам Бунин говорил (слова появляются на экране-доске): «…я родился во вселенной, в бесконечности времени и пространства». И мы доказали справедливость этих строк анализом хронотопа (пространства и времени) стиха. Проведя художественное исследование, мы выявили отличительную особенность художественного мышления поэта-пейзажиста, тонко, ювелирно работающего с цветом и цветовыми оттенками, звуками и запахами, светом и тенью. Словесный импрессионизм, словесную живопись И.Бунина тонко уловили уже его современники. Кто? Используйте литературоведческий комментарий.

Учащиеся: А.Блок (тезис 6), А.И. Куприн (тезис 7), художник П.А. Нилус (тезис 8).

Учитель: Действительно, друг Бунина, художник П.А. Нилус, чутко уловил принципы живописи в его поэзии и прозе. По воспоминаниям современников, его всю жизнь мучила тайна, «как сказать о красоте мира, как передать эти краски…».

Еще одно подтверждение верности наших выводов – слова М.Горького (тезис 9) по поводу бунинского сборника стихов «Листопад»: «Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я…буду сравнивать вас с Левитаном…». Неслучайно, обратите внимание, текст стихотворения Бунина представлен на фоне репродукции картины Исаака Левитана «Март». Что сближает два шедевра – бунинский, поэтический, и левитановский?

Учащиеся: общая тональность – светлая, мажорная, ощущение какой-то ясной праздничности, гармонии пробуждающейся ранней весной природы, радости бытия, жажды жизни.

Учитель: а знаете, ребята, как создавал эту картину Исаак Левитан? (на экране-доске появляется портрет художника). Он писал ее тяжело больной, мужественно борясь со смертью. Что вдохновляло и поддерживало его?

Учащиеся: природа, ее гармоничная красота, которая вносит в душу покой и умиротворение. Уже чувствуя дыхание смерти, художник утверждал торжество жизни, вот эту бунинскую «радость бытия». Между жизнью и смертью он создал свою самую оптимистическую картину!

Учитель: Итак, Природа Бунина – какая она? Подберите определения с целью нарисовать своего рода словесный портрет бунинской Природы.

Учащиеся: живая (использованы олицетворения), гармоничная, совершенная, жизнеутверждающая, это воплощение красоты.

Учитель: Какие слова вы выбрали бы в качестве эпиграфа к уроку?

Учащиеся (выражают разные суждения, приходя к выводу): Они все в той или иной мере выражают философию Бунина, но наиболее подходят строки «Ищу я в этом мире сочетанья/ Прекрасного и вечного…». Это уникальное сочетание поэт искал и находил в гармоничной и совершенной природе.
Учитель (говорит под музыку А.Скрябина): Действительно, палитра Бунина-художника, богатая, светозарная, щедрая, заставляет увидеть прекрасное и вечное в самом обыденном, привычном, повседневном. Его лирический календарь природы утверждает неповторимую ценность всякой минуты, прожитой под открытым небом. Поэзия И.А. Бунина — поистине «высокий трепет приобщенья к духовной жизни, к красоте». «Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне», - писал Бунин в стихотворении «Вечер». И в качестве домашнего задания я предлагаю вам, ребята, поразмышлять над этими словами и написать эссе. Надеюсь, что вы прочитаете и другие стихотворения Бунина. А кто-то, может быть, составит поэтическую антологию «Любовь и радость бытия»: подберет 5-7 стихотворений
и напишет вступительную статью. Спасибо, ребята, за роскошь духовного общения!
Закрепление учебного материала предполагается через выполнение творческого домашнего задания (высший уровень развития языковой личности): написать эссе, в котором учащиеся смогут выразить личностное восприятие художественной философии Бунина. Домашнее задание дифференцированное: более сильные ребята, склонные к литературоведческой деятельности, попробуют составить поэтическую антологию «Любовь и радость бытия» и написать вступительную статью.

Таким образом, на уроке была предпринята попытка концептуально-целостного осмысления художественной философии Бунина в философском и культурном контексте на анализе одного художественного текста. Задача не из легких, тем более что в методической литературе практически нет разработок и рекомендаций по данному стихотворению
^ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:

художественное своеобразие поэзии И.А. Бунина



  1. «…нельзя сказать, чтобы автор даже природу патетически любил; он ее попросту замечает, поэтически констатирует ее великий факт и со своей палитры берет для нее верные краски и оттенки» (Ю.И. Айхенвальд, литературный критик XIX-XX вв.).

  2. «Он был от природы прежде всего х у д о ж н и к о м. Слух, обоняние, зрение были у Бунина намного острее, чем у «обычных» людей» (О.Н. Михайлов, литературный критик XX века).

  3. «Бунин остро видит красоту и неповторимость отдельного мгновения, преходящего, но не пропадающего бесследно, оставляющего свой след как в душе человеческой, так и в самой природе…» (Л.В. Крутикова, литературный критик XX века).

  4. «Основное настроение лирики Бунина – элегичность, созерцательность, грусть… это чувство грусти не что иное, как желание радости, естественное, здоровое чувство» (А.Т. Твардовский, поэт XX века).

  5. Бунинский мир не замкнут и не статичен и почти всегда распахнут в глубины времени и пространства» (Л.В. Крутикова, литературный критик XX века).

  6. Мир Бунина – по преимуществу мир зрительных и слуховых впечатлений и связанных с ними переживаний» (А.Блок, поэт XX века).

  7. «Он владеет тайной изображать, как никто, малейшие настроения и оттенки природы, звуки, запахи, цвета…» (А.И. Куприн, писатель XX века).

  8. «Принципы живописи решительно прививаются Буниным литературе… ни один еще писатель не доходил до такого чисто живописного рельефа изображения в слове» (П.А. Нилус, художник).

  9. «Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я…буду сравнивать вас с Левитаном…» (М.Горький, писатель XX века»).

  10. «Бунинский взгляд направлен на самое обыкновенное, привычное, повседневное и в нем обнаруживает высокую и щемящую красоту» (Н.В. Барковская, литературный критик XX века).




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Художественная философия и. А. Бунина iconРассказах И. А. Бунина. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина
Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Художественная философия и. А. Бунина iconТематика рефератов
Философия и частные науки. Философия и математика. Философия и психология. Философия и экономика. Философия и право

Художественная философия и. А. Бунина iconА. Л. Доброхотов Введение в философию
Но и здесь его союзник философия. Он наивен, и философия, в сущности, наивна; он непрактичен, но и философия отвлекается от непосредственной...

Художественная философия и. А. Бунина iconТема: Жизнь и творчество И. А. Бунина. Поэзия (7 кл)
Раньше вы уже знакомились с творчеством И. А. Бунина. Вам он известен прежде всего как прозаик, то есть писатель, но Бунин писал...

Художественная философия и. А. Бунина iconТема урока Стихотворение И. А. Бунина "Листопад"
Портрет писателя, книги И. А. Бунина, рисунки детей с осенним пейзажем, презентация, медиапроектор, экран, ноутбук

Художественная философия и. А. Бунина iconРассказов Ивана Бунина тема любви не является основной?
Что символизирует «танцующая пара влюбленных» в рассказе И. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

Художественная философия и. А. Бунина iconУрок №2 бунин-поэт тема. Философская направленность лирики и. А. Бунина
Цель: характеристика лирического наследия Бунина; выявление основных тем поэзии и их своеобразия

Художественная философия и. А. Бунина iconТема: «Вечные темы», человек и природа в лирике И. А. Бунина
Учитель. На прошлом уроке мы говорили о теме любви в творчестве И. А. Бунина и анализировали три рассказа

Художественная философия и. А. Бунина iconРеферат по курсу «Философия» Философия Аристотеля
Философия наука о всеобщем в мире и познании; наука о наиболее общих сторонах мира как целого

Художественная философия и. А. Бунина iconДиректор моу «Чурачикская сош»
И. А. Бунина, великого русского писателя, первого лауреата Нобелевской премии из России. Его имя пользуется всемирной известностью,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница