Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень)




Скачать 369.32 Kb.
НазваниеПримерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень)
страница1/4
Дата публикации24.04.2014
Размер369.32 Kb.
ТипПримерная программа
lit-yaz.ru > Литература > Примерная программа
  1   2   3   4


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:


Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения.

Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2007. – 254 с.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Коровина В.Я. Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1, 2 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С.Збарский; под ред. В.Я. Коровиной. - 18-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 383 с. : ил. - ISBN 978-5-09-025475-5.

Рекомендовано: Приказ Минобрнауки России от 19.12.12 г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в общеобразовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год.

Программа 9 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю),

из них на развитие речи - ^ 11 часов,

на контроль усвоения знаний - 4 часа,

резерв - 4 часа.
Рабочая программа имеет целью воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самопознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей уч-ся, читательских интересов; устной и письменной речи уч-ся и способствует решению следующих задач, с помощью которых учащиеся

  • формируют представление о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа;

  • осознают своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • осваивают теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладевают знаниями и умениями аналитического характера и теми, которые связаны с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности самого ученика;

  • используют различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

Новизна программы заключается в том, что в результате сопоставления Государственного стандарта общего образования и авторской программы по литературе под редакцией В.Я.Коровиной были выявлены элементы дополнительного содержания, которые включены в тематическое планирование за счет резервного времени, к их числу относятся: рассказ И.А. Бунина «Темные аллеи», стихотворение В.Маяковского «Послушайте», стихотворения М.Цветаевой «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Стихи о Москве», стихотворения Н.Заболоцкого «Завещание», «Я не ищу гармонии в природе», «О красоте человеческих лиц», «Можжевеловый куст».

^ Особенности организации учебного процесса проявляются в разнообразных формах и методах организации учебной деятельности: семинары, практические занятия, тренинги, уроки-лекции; общие формы обучения: индивидуальная (консультации); групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по темпу усвоения – при изучении нового материала, по уровню учебных достижений – на обобщающих по теме уроках); фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами); парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).Приемы, методы и формы работы определяются указанными выше целями курса и его содержанием. Особое внимание уделяется работе с текстом, используется специальные задания, рассчитанные на совместную деятельность в малых группах сотрудничества. На формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности направлены такие виды работы, как составление плана, тезисов, кластеров, конспектов, подготовка доклада, написание сочинений, анализ текстов.

При планировании предусмотрены разнообразные формы контроля:

- устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- тестовые задания

- самостоятельная работа

- терминологический диктант

- устные сообщения, доклады

- создание мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий

- тест

- сообщение

- сочинения

- творческая работа

- контрольная работа

- комплексная работа на межпредметной основе

- проектная работа

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая пятибалльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятий, но и во внеурочное время.

^ Требования к уровню достижений обучающихся

К концу 9 класса уч-ся должны овладеть основными теоретико-литературными понятиями:

- художественная литература как искусство слова;

- художественный образ;

- фольклор, жанры фольклора;

- литературные роды и жанры;

- основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм;

- форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадия развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт, система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой;

- язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, аллегория, гипербола;

- проза и поэзия, основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

^ В результате изучения литературы ученик должен знать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творческого пути поэтов и писателей;

- изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- воспринимать и анализировать художественный текст;

- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

- определять род и жанр литературного произведения;

- давать характеристику героям;

- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

- выявлять авторскую позицию; выражать свое отношение к прочитанному;

- выразительно читать произведения, соблюдая номы литературного произношения;

- владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

- участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения;

- цитировать художественное произведение и героев;

- составлять конспект критической и литературоведческой статьи;

- писать сочинения по литературным произведениям.
^ Учебно-тематический план


Содержание

Кол-во часов

В том числе


Развитие речи

Внеклассное чтение

Контрольные работы

Введение.

1










Литература Древней Руси

7

2







Русская литература ХVIII века

9










Из русской литературы I половины ХIХ века

3









А.С.Грибоедов «Горе от ума»

8

3







Творчество А.С.Пушкина

18

2




1

Творчество М.Ю.Лермонтова

9




1

1

Творчество Н.В.Гоголя

4

1

1




Русская литература второй половины ХIХ века

7

1

2




Русская литература ХХ века. Проза

9

2

1




Русская литература ХХ века. Поэзия

15







1

Из зарубежной литературы

6




2




Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2







1

Резервные уроки

4




1




Итого

102

11

8

4


^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1ч)

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребно­сти общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

^ ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. (7ч)

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный харак­тер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произве­дения. Значение «Слова...» для русской литературы после­дующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

^ ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. (9ч)

Характеристика русской литературы XVIII века.

Граж­данский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

«Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Им­ператрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославле­ние Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

^ Теория литературы. Ода как жанр лирической по­эзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Об­зор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости силь­ных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламаци­онные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особен­ности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

^ Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Кри­тика крепостничества. Автор и путешественник. Особенно­сти повествования. Жанр путешествия и его содержатель­ное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

^ Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сенти­ментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты рус­ской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

^ ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (3ч)

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

^ Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности по­этического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые пред­сказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фанта­стической баллады. Нравственный мир героини как средо­точие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

^ Теория литературы. Баллада (развитие представ­лений).

Александр Сергеевич Грибоедов. (8ч)

Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconУмк по литературе
Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Сайт моин...

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая учебная программа по литературе составлена на основе примерной...
«Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. В. Я. Коровина М.: «Просвещение», 2010 г.»

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе в 8 классе составлена на основе Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень), 10-11 классы (Профильный уровень) Под ред. В....

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа учебного курса «Литература 11 класс» разработана...
Коровиной В. Я. ( Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень) 10-11 классы (Профильный уровень)...

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе...
Примерной программы общеобразовательных учреждений по литературе (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной. Программа рассчитана...

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного...
Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006

Примерная программа основного общего образования по литературе для образовательных учреждений с русским языком обучения. Программы общеобразовательных учреждений: литература 5-11 классы (базовый уровень) iconРабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В. Я. Коровиной,...
В 2 ч. М.: Просвещение, 2011) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница