Региональный компонент




НазваниеРегиональный компонент
страница1/4
Дата публикации25.04.2014
Размер0.58 Mb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4



Макарищева Татьяна Сергеевна

23.10.48

Высшая квалификационная

категория. Награждена Почетными грамотами Департамента образования, грамотами УО администрации г. Тулы.

Отличник народного образования.

Учитель русского языка и литературы.

Хобби: семья, чтение, здоровый образ жизни.

Учитель учителей.

Опыт учителя русского языка и литературы Макарищевой Татьяны Сергеевны–это творчество, основанное на глубоком и отличном знании методики преподавания и содержания материала, глубокая научность. За заслуги в воспитании детей награждалась грамотами ГУО Управы г. Тулы, Департамента образования, в 1989 году награждена значком «Отличник народного просвещения»

Преподавание русского языка и литературы формирует нравственный мир, духовность, гражданские идеалы, лучшие человеческие качества. Это блестяще получается у Макарищевой Т.С., потому, что сама она - олицетворение человечности, доброты, любви, мудрости. Ее уроки – это настоящее искусство, где ребенок не только получает знания, но и формируется как личность.

На протяжении многих лет Татьяна Сергеевна возглавляла районное МО учителей русского языка и литературы, передавала свой богатый опыт молодым учителям, оставив заметный след в становлении не только образовательного пространства школы, но и Зареченского района.

Не одно поколение выпускников с любовью и теплотой вспоминают своего мудрого наставника –Макарищеву Т.С.
Тематическое планирование
^ ЛИТЕРАТУРА 7 КЛАСС


Учитель – Макарищева Т.С.


Программа – под редакцией Г.И.Беленького, Ю.И.Лыссого

Учебник - под ред. Г.И.Беленького 2008г.
Количество часов – 105
Самостоятельное чтение – 25
Контрольные работы:

- домашние сочинения – 2

- классные сочинения – 3
Региональный компонент – 12





Тема урока

Региональный компонент

Контрольные и проверочные работы

Домашнее задание




1

Художественное время и художественное пространство. Роды и виды литературы.




Конспект учебной статьи

Конспект статьи




2

М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Лермонтов и Тульский край




Стр 11-12, «Песня», глава 1




3

«Песня про купца Калашникова…» Картины быта 16 века . Связь с УНТ. Композиция поэмы.




Композиция поэмы, отрывок наизусть

Чтение «Песни» до конца, отрывок наизусть, вопросы 1-2




4

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем. Образ Ивана Грозного.




Описание картины Васнецова

Вопросы 3-5, отрывок наизусть




5

Сила и цельность характера Калашникова. Обучение выразительному чтению наизусть




Описание картины Рябушкина

Задание на стр 28, письменно




6

С/ч Мое любимое стихотворение Лермонтова.







Наизусть стихотворение




7

А.К.Толстой. «Василий Шибанов».Три героя баллады. Роль главного героя.







Стр 32-36, читать, пересказ содержания




8

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.

Толстой о Гоголе




«Тарас Бульба», читать 1 главу




9

Патриотический пафос повести «Тарас Бульба». Боевое товарищество Сечи, ее нравы, обычаи.




Описание картины Репина

Глава 3, задание 2-3 на стр 11




10

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные героическим и жестоким временем.




Описание картин Кибрика, Бубнова, Соколова

Прочитать до конца повесть, ответить на вопросы




11

Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы.




Сравнительная таблица

Выписать цитаты к сравнительной характеристике героев.




12

Язык повести, картины степи, выражение в них чувств писателя.

Гоголь и УНТ.




Иллюстрирование, отрывок наизусть

Отрывок наизусть, художественный анализ эпизода




13

Изложение прочитанного эпизода.




Изложение№1

Стр 11,письменно вопросы 11




14

Понятие о литературном характере.

Обучение выразительному чтению наизусть.




Домашнее сочинение

Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Пересказ




15

С/ч Суть конфликта в «Повести как поссорились…»







Ответить на вопросы в тетради




16

А.С.Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра 1 в творчестве поэта. Поэма как жанр.

Пушкин и Толстой

Конспект учебной статьи

Конспект уч статьи, стр 115-116




17

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме.







Задание на стр 160, читать 1 и 2 песнь




18

Трагические судьбы героев поэмы.







Задание на стр 161




19

Картины Полтавской битвы. Сопоставление Петра1 и Карла12. Роль Мазепы. Осуждение предательства, утверждение правого дела.




Наизусть

Описание картины Куинджи

Выучить отрывок наизусть. Сопоставление Петра 1 и Мазепы. (конспескт)




20

Композиция поэмы. Картины украинской природы. Метафора.




Наизусть, конспект учебной статьи

Конспект учебной статьи, стр 163-165




21

Лиризм поэмы. Совершенство языка и стиха.

Обучение выразительному чтению наизусть.




Подготовка к сочинению

Подобрать материал к сочинению




22

Сочинение по поэме А.С.Пушкина «Полтава».




Классное сочинение №1

Читать «Арап Петра Великого»




23

С/ч «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого».







Чтение по выбору отрывков,анализ




24

Н.С.Лесков. Сведения о жизни писателя.

Образ тульского мастерового




Стр 167-171, пересказ




25

«Человек на часах». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.







Глава 6-8читать, пересказ, вопросы




26

Постников- герой праведник. Проблема чувства и долга. Язык произведения.







Задание на стр 189, ответить письменно




27

С/ч Лесков «Левша», «Тупейный художник».







Пересказ отрывка




28

С/ч И.С.Никитин «Русь».

К.Симонов «Тарас Бульба».







Выразительное чтение наизусть «Русь» (4 строфы)




29

И.С.Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Тургенев и Тульский край

Доклады

Доклады, стр 196-200 пересказ




30

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей.

Сложность и противоречивость характера Бирюка.




Описание картины Шишкина

Стр 201-208-пересказ, рассказ о Битюке, вопросы 1-3




31

Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.







Выписать детали из рассказа «Бежин луг»




32

И.Тургенев. Стихотворения в прозе.




Наизусть

Выразительное чтение отрывка наизусть




33

С/ч Тургенев. Рассказы из сб. «Записки охотника».

Обучение выразительному чтению наизусть прозаического отрывка.

Толстой и Тургенев

Иллюстрирование

Сообщение о Некрасове




34

Н.А.Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.







Стр 217-218 ,конспект, пересказ




35

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения.

Картины подневольного труда.




Анализ ст-я

Описание картины Савицкого

Дочитать поэму, наизусть отрывок




36

Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей. «Благородная привычка» к труду как образец для подражаний.




Наизусть

Ответить на вопросы письменно




37

Своеобразная композиция ст-я, Роль пейзажа, значение эпиграфа.




Проекты

Проекты, задания на стр 224-225




38

Н,Некрасов. Жизнь народа в ст-ях «Орина, мать солдатская» и др.




Описание картины Венецианова

Прочитать поэму «Мороз-красный нос», выучить отрывок наизусть.




39

Обучение выразительному чтению наизусть.

С/ч Мое любимое стихотворение Некрасова.







Подготовить выразительное чтение отрывка наизусть, подготовиться к защите проекта.




40

Защита проектов по творчеству Некрасова.







Материалы о Салтыкове-Щедрине




41

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Салтыков-Щедрин и Тульский край




Стр 238-247, задания на стр 247




42

«Повесть о том..». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию и находчивости мужика.




Сравн. таблица «Сказочное и реальное»

Доделать сравнительную таблицу




43

Приемы сказочного повествования. Сатира. Гротеск.




Конспект учебной статьи

Стр 255-256, задание на стр 25




44

«Дикий помещик», «Коняга». Сатирические образы.




Работа по тексту

Читать сказки Салтыкова-Щедрина.(по выбору)




45

С/ч Сказки Салтыкова-Щедрина. Темы для сатиры.




Монологическое высказывание

Письменно ответить на вопрос №4 на стр 256




46

А.Н.Островский. Сведения о жизни драматурга.







Составить конспект статьи




47

«Свои люди- сочтемся». Мораль и нравы купеческой среды.




Чтение по ролям

Чтение по ролям, анализ эпизода




48

Иронический смысл названия пьесы.

Герои, «перешагнувшие» рамки своей эпохи.







Чтение по ролям, рассказ о персонажах




49

С/ч Сказочная пьеса «Снегурочка».







Читать, пересказывать




50

А.П.Чехов. Умение писателя видеть в обыденном смешное и грустное.

Чехов и Толстой




пересказ 257-259




51

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе.

Особенности композиции. Смысл названия рассказа.







Чтение по ролям, задания на стр 263





52

Значение диалога и художественной детали в рассказе.

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.




Практическая работа

Задания на стр 274, статья учебника на стр 274-275




53

С/ч Юмористические рассказы Чехова.»На мельнице» Характеристика героев. Внешний юмор и глубокий трагизм.




Работа с иллюстрациями Кукрыниксов

Читать юмористические рассказы




54

Литературная игра- викторина (1 часть прграммы)




Викторина

Подготовиться к тесту, задания на стр 285




55

Поэзия Ф.И.Тютчева.




Наизусть

Выучить наизусть отрывок, анализ




56

Поэзия А.А.Фета.

Живопись Поленова

Наизусть

Вопросы №9-10, наизусть стихотворение




57

С/ч Поэзия А.П.Полонского. Поэзия и живопись.




Анализ ст-й

Описание картин Левитана, Шишкина

Подготовить материалы к сочинению




58

Сочинение «Поклонись родной природе»

Кон соч 2




Вспомнить факты биографии Л.Н. Толстого




59

Л.Н.Толстой- автор повестей о становлении характера человека.


Толстой и Ясная Поляна

Описание картин Маковского, Воробьева

Стр 23, «Детство», глава 1




60

Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Детство». Формирование взглядов, чувств главного героя.




Комментированное чтение, беседа

Вопросы и задания на стр 13,19




61

Чувство сострадания- важнейшее нравственное качество человека.

Повествование от лица героя- рассказчика.







Вопросы на стр 39-40




62

«Отрочество». Нравственный рост главного героя.

Самосовершенствование и самовоспитание какоснова становления личности.




Составление плана

Главы из повести «Отрочество» Подготовиться к сочинени ю




63

Особенности построения повести.




Домашнее сочинение

Домашнее сочинение №1




64

Ф.М.Достоевский. Сведения о жизни писателя. Главы из романа «Братья Карамазовы».







Биография, пересказ




65

Сострадание, милосердие, любовь к ближнему как добрые начала в человеке.




Описание картин Перова

«Мальчики», читать главы, отвечать на вопросы




66

Коля Красоткин как сильная , незаурядная личность.

Осуждение самомнения и самолюбования.







Рассказ о Коле Красоткине. » Подготовиться к сочинению




67

Обостренное восприятие писателем страдания, особенно ребенка.




М/сочинение

Домашнее сочинение №2




68

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Автобиографическая основа повести «Детство».

Горький о Толстом

Описание картины Юона

Рассказывать биографию, читать главы из «Детства», анализ эпизодов.




69

Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».




Комментированное чтение

Выбр. матер., по вопросам (тетрадь)




70

«Яркое, здоровое , творческое в русской жизни» в изображении писателя.







Выбр. матер., по вопросам (тетрадь)




71

Мастерство писателя в изображении быта и человеческих характеров.







пересказ




72

Вера писателя в творческие силы народа.

Обучение выразительному чтению прозаического отрывка.




Наизусть

Выучить отрывок




73

Сочинение по повести Максима Горького «Детство».




Классное сочинение







74

С/ч В.А.Солоухин. «Моченые яблоки»

А.Г.Алексин «Мой брат играет на кларнете»







Анализ рассказа по вариантам




75

В мире звуков и красок- содружество искусств.

С.П.Шевырев «Звуки».




Анализ ст-я

Выучить наизусть стихотворение, анализ




76

К.Г.Паустовский . Слово о писателе. «Корзина с еловыми шишками». Музыка и литература.




Описание картины Левитана

Читать, пересказывать, анализ рассказа




77

«Левитан». Литература и живопись. М/ сочинение




М/сочинение

(устно)

Описать картину (устно), читать рассказ




78

Стихи русских поэтов об искусстве: ст-я А.А.Блока, К.Д.Бальмонта, К.М.Фофанова.




Практикум- анализ ст-ий

Наизусть 1 стихотворение




79

Обучение выразительному чтению наизусть.




Наизусть







80

Музыкальное сочинение по сюите Э.Грига













81

Ж.Б.Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии.







Пересказать статью о Мольере.

Читать комедию по ролям




82

Чтение комедии с анализом отдельных сцен.




Чтение по ролям

Дочитать пьесу-комедию




83

Жанры драматических произведений. Структура пьесы. Комедия как литературный жанр.




Конспект учебной статьи

Конспект статьи




84

И.А.Крылов- драматург. «Урок дочкам». Обзор содержания комедии. Сходство и различие содержания комедий Мольера и Крылова.




Чтение по ролям

Инсценирование

Чтение по ролям, пересказ, сопоставление пьес




85

Фантастика. А.де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц». Иносказательный смысл сказочных историй.







Комментированное чтение




86

Истинные и мнимые ценности жизни. Смысл афоризмов в сказке.




Конкурс афоризмов

Анализ эпизодов




87

С/ч Р.Брэдбери. «Каникулы» .Жизнь в одиночестве.




Чтение и обсуждение

Анализ эпизодов




88

С/ч «Земляничное окошко». Смысл человеческой жизни.




Чтение и обсуждение

Чтение, анализ эпизодов




89

С/ ч Человек и искусство в рассказе Брэдбери «Улыбка».







Читать, пересказывать




90

С/ ч Рассказ предупреждение Р.Шекли «Абсолютное оружие».







Читать, пересказывать




91

С/ч Эпизоды Великой Отечественной войны в литературе.







Чтение, анализ




92

Тульские поэты о Великой Отечественной войне.

Тульские поэты о войне

Наизусть

Выучить наизусть 1 стихотворение




93

С/ч Приключенческая литература. Ж.Верн «Дети капитана Гранта».







Анализ эпизодов




94

С/ч А.Дюма «Три мушкетера»







Анализ понравившегося эпизода




95

С/ч Романы Ф.Купера «Следопыт», «Зверобой».







Анализ понравившегося эпизода




96

С/ч О.Генри «Обращение Джимми Валентайна». В пределах допустимого.







Читать, пересказывать




97

С/ч Ч.Диккенс.Становление молодого характера в романе «Давид Копперфльд».







Читать, пересказывать




98

С/ч Детективная литература. Романы А.Кристи.







Читать, пересказывать




99

Комплексный анализ поэтического произведения.




Анализ ст-ий

Читать, пересказывать




100

Контрольный тест по пройденному материалу.




Контрольный тест

Наизусть, анализ стихотворения




101

Сочинение «Мой любимый литературный герой».




Классное сочинение







102

Проверка техники Чтения.













103

С/ч Мое любимое стихотворение.




Урок-концерт







104

С/ч Устный рассказ о любимом произведении.




Устное сообщение







105

Что читать летом. Итоговый урок.














^ Рабочая программа

по литературе для 5 класса

Учитель –Макарищева Т

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Региональный компонент iconРешение педагогического совета
Региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения

Региональный компонент iconДоклад «Региональный компонент в дошкольном образовании»
Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденным...

Региональный компонент iconРегиональный компонент образовательной программы
Гос включает не только федеральный, но и национально- региональный компоненты. Законодательство в области образования и установления...

Региональный компонент iconНазначение документа
Региональный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования «литература вологодского края»

Региональный компонент iconРабочая программа по английскому языку 102 часа 5 класс
Региональный социокультурный компонент государственного образовательного стандарта… Чита. 2006 г

Региональный компонент iconОсновы православной культуры в школе обоснование необходимости преподавания...
Обоснование необходимости преподавания Основ Православной Культуры в российской школе и возможный региональный компонент к учебнику...

Региональный компонент iconРазработка урока кубановедения по теме: «Материальная культура адыгов»
В краснодарском крае региональный компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета...

Региональный компонент icon«Региональный компонент в курсе математики» Травкиной Натальи Ивановны Туапсе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им. А. Верещагиной г. Туапсе мо туапсинский...

Региональный компонент iconЛитература Ставропольского края (региональный компонент в 5 11 классах)...
Г. С. Фатеев.(1 час) Глубокая нежность к родному краю, огромное уважение к людям труда, любовь к земле

Региональный компонент iconПояснительная записка контингент учащихся
А. И. Шаваевой на базе программы Б. М. Неменского(региональный компонент). Она создана в целях конкретизации содержания образовательного...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница