Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи




НазваниеУчебно-методический комплекс русский язык и культура речи
страница1/11
Дата публикации25.04.2014
Размер2.23 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
lit-yaz.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Негосударственное образовательное частное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
РУССКИЙ ЯЗЫК И

КУЛЬТУРА РЕЧИ
Высшее профессиональное образование
СПЕЦИАЛЬНОСТИ

030501. 65 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

080105.65 ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

080109.65 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ, АНАЛИЗ И АУДИТ

080507.65 МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ

МОСКВА, 2013

Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю.М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидатом исторических наук, доцентом

Обновления учебно-методического комплекса одобрены кафедрой Общих гуманитарных, математических и социально-экономических дисциплин протокол от 18 января 2013 №5

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию Учебно-методическим советом Протокол №1 от 24 января 2013 года

Рецензент: Прохорова Н.С., кандидат педагогических наук

Рецензент: Прохорова Л.Л., кандидат педагогических наук

© МНЮИ


ОГЛАВЛЕНИЕ


Раздел I. Пояснительная записка
1. Требования ГОС к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по направлению подготовки

дипломированного специалиста по дисциплине

^ "РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ"


Индекс

Дисциплина и ее основные разделы



ГСЭ.Ф

Федеральный компонент



ГСЭ.Ф.07

^ Русский язык и культура речи:


Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и письменная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и выразительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.



^ 2. Краткие сведения о дисциплине «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Специальность 030501.65 Юриспруденция, 080109.65 Бухгалтерский учёт, анализ и аудит, 080507.65 Менеджмент организации
На изучение курса «Русский язык и культура речи» для всех форм обучения учебным планом отведено 198 часов.

Для студентов дневной формы обучения со сроком обучения 5 лет отводится: 100 часов – аудиторных занятий. Из них: 60 часов - на проведение лекций, 40 часов - семинарские и практические занятия, 98 часов – самостоятельная работа. Дисциплина изучается в 1-м и во 2-м семестрах. В 1-м семестре - на изучение отводится 46 аудиторных часов учебного времени. Заканчивается эта часть курса сдачей зачёта. Во 2-м семестре - на изучение отводится 54 часа аудиторных занятий. Эта часть курса также заканчивается сдачей зачёта. Итоговая оценка выставляется по результатам двух успешно сданных зачетов.

Для студентов со сроком обучения - 3 года курс «Русский язык и культура речи» читается во втором семестре. Из 198 часов учебного времени, отведенных на дисциплину 18 часов – аудиторные занятия, 180 часов - самостоятельная работа. Аудиторное время распределяется в соотношении: 12 часов – лекции, 6 часов – практические занятия. Заканчивается курс сдачей зачёта.

^ Для студентов очно – заочной формы обучения Срок обучения - 6 лет. Дисциплина изучается в третьем семестре. Из 198 часов учебного времени, отведенных на дисциплину, 40 часов - аудиторные занятия, 158 -самостоятельная работа. Аудиторное время распределяется в соотношении: 24 часа – лекции, 16 часов – практические занятия. Зачёт сдаётся в третьем семестре. При наличии компьютерного класса - проводится электронное тестирование, при отсутствии - преподаватель проводит тестирование письменно. Варианты тестовых заданий для письменного тестирования - см. «Практикум».

Срок обучения - 3 года. Дисциплина изучается студентами в первом семестре. На изучение отводится 198 часов учебного времени. Из них аудиторные занятия - 6 часов лекции, самостоятельная работа – 192 часа. В первом же семестре обучения студентами сдаётся зачёт.

^ Для студентов заочной формы обучения со сроком обучения - 6 лет. Аудиторные занятия со студентами проводятся на 2-й и 3-й учебных сессиях. На изучение отводится 198 часов учебного времени. Из них 20 часов - аудиторных, 178 часов - самостоятельная работа. Аудиторные занятия распределяются следующим образом: 16 часов – лекции, 4 часа – практические занятия. Во время второй учебной сессии - на установочные занятия отводится 12 часов. В ходе третьей сессии выделяется 8 часов учебного времени, и принимается зачет. При наличии компьютерного класса проводится электронное тестирование, при отсутствии - преподаватель проводит тестирование письменно. Варианты тестовых заданий для письменного тестирования - см. «Практикум».

Срок обучения – 3,5 года. На изучение отводится 198 часов учебного времени. Из них 4 часа лекции – аудиторные занятия, 194 часа - самостоятельная работа. Аудиторные занятия со студентами проводятся в 4-ю и 5-ю учебные сессии. Во время четвёртой учебной сессии - на установочные занятия отводится 4 часа лекции. В ходе пятой сессии студенты пишут контрольную работу, и по результатам написанной работы преподаватель оценивает их в форме недифференцированного зачёта. Перечень тем контрольных работ и порядок их выбора приведен в соответствующем разделе УМК.

Цель изучения курса «Русский язык и культура речи» - сделать осмысленной речевую практику студентов, повысить их языковую компетенцию, способствовать эффективному освоению ведущих дисциплин по специальностям. Ориентация на профессиональные требования, предъяв­ляемые к специалистам в области экономики, юриспруденции, обусловила прагматическую направленность основных задач курса:

- сформировать навыки грамотной письменной учебно-науч­ной речи и речи, необходимой в будущей профессиональной деятельности;

- научить вести межличностный и социальный диалог, разре­шать конфликтные ситуации, используя эффективные мето­дики общения;

- научить выступать публично, аргументировать собственную позицию в соответствии с нормами русского литературного языка и речевого этикета;

- анализировать готовые тексты различных жанров, создавать свой текст, осуществлять

правку готового текста с учётом требований оптимальной коммуникации.

- познакомить с различными этнориторическими идеалами, на­циональными особенностями речевого и неречевого поведения;

- совершенствовать уровень владения нормами русского литературного язы­ка;

- уметь распознавать, предупреждать и исправлять речевые ошибки, лингвисти­чески

некорректные высказывания;

- выявлять особенности использования языковых единиц всех уровней в текстах

разной функциональной принадлежности;

Такая ориентация процесса обучения делает необходимым обращение к различным направлениям научных исследований в языкознании: психолингвистике, функциональной стилистике, стилистике текста, практической стилистике, исследованиям по риторике, ораторскому искусству и др.

Изучение курса «Русский язык и культура речи» обеспечивает связь теории и практики: опираясь на фонетический, лексический и грамматический материал, курс призван углубить знания студентов о русском языке, его богатстве, способности выражать различные мысли и чувства, передавать их тончайшие оттенки. В процессе освоения курса студент должен совершенствовать свои навыки в использовании выразительных средств и стилистического многообразия родного языка, в выборе лексических и грамматических синонимов, вариантных форм в зависимости от целей и задач высказывания, от условий общения и стиля речи, а также научиться анализировать языковые особенности различных текстов. Основная цель курса – способствовать повышению культуры письменной и разговорной речи студентов.

Для достижения поставленных задач студенты готовят сообщения и пишут рефераты, контрольные работы, изучают дополнительную литературу, анализируют художественные и другие тексты, осуществляют языковой мониторинг с целью выявления культурно-речевых и стилистических ошибок в средствах массовой информации и разговорной речи. Все виды работы – как учебной, так и творческой – взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В результате изучения дисциплины студент должен обладать следующими компетенциями:
иметь представление:

  • о понятии «современный русский литературный язык» и о речи как инструменте эффективного общения;

  • о функциональных стилях современного русского языка, их языковых особенностях;

  • о понятии «культура речи» и коммуникативной компетенциям носителя языка.

знать:

  • основные нормы современного русского литературного языка;

  • основные формы речи;

  • основные способы переработки текстовой информации;

  • основные правила оформления деловых документов.

уметь:

- писать аннотацию, тезисы, рефераты различных типов, курсовую

работу;

- доказывать и обосновывать, аргументировать, опровер­гать, делать

оценки, отвечать на вопросы;

- выступать с самостоятельно с подготовленным докладом, участвовать в

диалоге, беседе, дискуссии; защищать курсовой проект;

- анализировать предмет общения, организовывать обсуждение, управлять общением, использовать этикетные средства для дос­тижения коммуникативных целей; владеть эффективными ме­тодиками коммуникации;

- анализировать конфликты, кризисные ситуации и разре­шать их;

  • переводить устную информацию в письменную, знако­вую в словесную и наоборот;

  • анализировать текст на предмет соответствия его нормам современного русского языка;

  • выступать перед аудиторией.


Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальностям: 030501.65 – юриспруденция, 080109.65 – бухгалтерский учёт, анализ и аудит, 080507.65 – менеджмент организации – по курсу «Русский язык и культура речи» включают следующие дидактические единицы. Стилистика. Стили современного русского литературного языка. Научный стиль речи. Публицистический стиль речи. Официально-деловой стиль речи. Разговорный стиль речи. Выразительные средства языка. Риторика. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Логические основы речевого общения. Оратор и его аудитория. Подготовка речи и публичное выступление. Тип связи в тексте. Деловой русский язык. Особенности официально-делового стиля речи. Деловое письмо. Нормы делового письма. Реклама в деловой речи. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, интервью, презентация. Деловой этикет. Культура речи. Лингвистические словари русского языка. Нормы современного русского литературного языка: нормы ударения. Нормы современного русского литературного языка: орфоэпические нормы. Нормы современного русского литературного языка: нормы лексической сочетаемости. Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы. Нормы современного русского литературного языка: лексические нормы фразеологизмов. Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы. Нормы современного русского литературного языка: морфологические нормы имени числительного. Нормы современного русского литературного языка: синтаксические нормы. Орфографические нормы русского литературного языка. Пунктуационные нормы русского литературного языка. Орфографическая грамотность. Пунктуационная грамотность. Грамматические ошибки. Речевая грамотность.

Дальнейшее углубление и конкретизация знаний студентов по русскому языку и культуре речи происходит при изучении учебных дисциплин «Философия», «Политология», «Социология», "Экономика", "Концепции современного естествознания", "Логика", а также в процессе освоения естественнонаучных и профессиональных дисциплин при обучении в институте.

Раздел II. Тематический план
^ 2.1 Тематический план для студентов очной формы обучения

№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

Всего

в том числе:

Лекции

Семинары,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

^ Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.


1.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Языковая и коммуникативная компетенция. Понятие языковой нормы.

12

6

4

2

6




^ Практическое занятие: «Лингвистическая и коммуникативная компетенции. Понятие языковой нормы». Пробный диктант.










2




Раздел II. Разновидности форм речи.


2.

Особенности коммуникации. Устная и письменная формы речи, диалог и монолог.

8

4

2

2

4


3.

Функционально-смысловые типы речи, понятие функционального стиля. Читательская квалификация.

14

8

6

2

6




^ Практическое занятие: «Читательская квалификация». Решение тестовых заданий по разделам I - II.










4




^ Раздел III. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4.

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

30

14

8

6

16

5.

Функционально – стилевой состав книжной речи. Разговорная речь и просторечие.

14

6

4

2

8




^ Индивидуальное контрольное собеседование: «Характеристика функциональных стилей речи».










8




^ Раздел IV. Культура речи и русский литературный язык.

6.

Основные направления повышения грамотности письменной и устной речи. Ошибки в современной речи, их причины, пути устранения.

14

8

4

4

6




^ Практическое занятие: «Типичные ошибки в современной речи и их причины». Пробный диктант.










4




Всего за 1-й семестр:

92

46

28

18

46

Зачёт.

Раздел V. Публичная речь и ораторское искусство: история предмета и общие понятия.

7.

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности специалиста. История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

14

8

6

2

6




Семинарское занятие: «Ораторское искусство: общая характеристика предмета и основные этапы развития».










2




^ Раздел VI. Специфика и структура публичного выступления.

8.

Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура публичной речи. Особенности деловой и судебной речи. Основные этапы работы оратора над речью.

32

16

8

8

16




^ Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.










8




^ Раздел VII. Требования к ораторской речи.

9.

Логические основы ораторской речи. Техника и культура речи оратора.

36

18

10

8

18




Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.










8




^ Раздел VIII. Социально – психологические особенности публичного выступления.

10.

Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

12

6

4

2

6

11.

Основы полемического мастерства. Логические приёмы и уловки спора, дискуссии, полемики.

12

6

4

2

6




Семинар-практикум: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».










4




Всего за 2-й семестр:

106

54

32

22

52

Зачёт.

Всего за учебный год:

198

100

60

40

98


^ 2.2 Тематический план для очно-заочной формы обучения


№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

Всего

в том числе:

Лекции

Семинары,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

^ Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.


1.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Языковая и коммуникативная компетенция. Понятие языковой нормы.

12

2

1

1

10




^ Практическое занятие: «Лингвистическая и коммуникативная компетенции. Понятие языковой нормы». Пробный диктант.










1




Раздел II. Разновидности форм речи.


2.

Особенности коммуникации. Устная и письменная формы речи, диалог и монолог.

8

2

1

1

6


3.

Функционально-смысловые типы речи, понятие функционального стиля. Читательская квалификация.

14

2

1

1

12




^ Практическое занятие: «Читательская квалификация». Решение тестовых заданий по разделам I - II.










2




^ Раздел III. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4.

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

30

6

4

2

24

5.

Функционально – стилевой состав книжной речи. Разговорная речь и просторечие.

14

2

1

1

12




^ Индивидуальное контрольное собеседование: «Характеристика функциональных стилей речи».










3




^ Раздел IV. Культура речи и русский литературный язык.

6.

Основные направления повышения грамотности письменной и устной речи. Ошибки в современной речи, их причины, пути устранения.

14

4

2

2

10




^ Практическое занятие: «Типичные ошибки в современной речи и их причины». Пробный диктант.










2




^ Раздел V. Публичная речь и ораторское искусство: история предмета и общие понятия.

7.

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности специалиста. История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

14

4

4

-

10




^ Семинарское занятие: «Ораторское искусство: общая характеристика предмета и основные этапы развития».










-




^ Раздел VI. Специфика и структура публичного выступления.

8.

Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура публичной речи. Особенности деловой и судебной речи. Основные этапы работы оратора над речью.

32

6

4

2

26




^ Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.










2




^ Раздел VII. Требования к ораторской речи.

9.

Логические основы ораторской речи. Техника и культура речи оратора.

36

8

4

4

28




^ Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.










4




^ Раздел VIII. Социально – психологические особенности публичного выступления.

10.

Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

12

2

1

1

10

11.

Основы полемического мастерства. Логические приёмы и уловки спора, дискуссии, полемики.

12

2

1

1

10




Семинар-практикум: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».










2




Зачёт.

Всего:

198

40

24

16

158


^ 2.3 Тематический план для заочной формы обучения


№№

тем

Наименование разделов и тем

Общее

к-во

часов

Аудиторные часы

Самостоя-

тельная

работа

Всего

в том числе:

Лекции

Семинары,

практич. занятия

1

2

3

4

5

6

7

^ Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.


1.

Предмет, цели и задачи курса. Язык и речь. Языковая и коммуникативная компетенция. Понятие языковой нормы.

12

1

1

-

11




^ Практическое занятие: «Лингвистическая и коммуникативная компетенции. Понятие языковой нормы». Пробный диктант.










-




Раздел II. Разновидности форм речи.


2.

Особенности коммуникации. Устная и письменная формы речи, диалог и монолог.

8

-

-

-

8


3.

Функционально-смысловые типы речи, понятие функционального стиля. Читательская квалификация.

14

2

2

-

12




^ Практическое занятие: «Читательская квалификация». Решение тестовых заданий по разделам I - II.










-




^ Раздел III. Функциональные стили современного русского литературного языка.

4.

Понятие о функциональных стилях. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль.

30

2

1

1

28

5.

Функционально – стилевой состав книжной речи. Разговорная речь и просторечие.

14

2

1

1

12




^ Индивидуальное контрольное собеседование: «Характеристика функциональных стилей речи».










2




^ Раздел IV. Культура речи и русский литературный язык.

6.

Основные направления повышения грамотности письменной и устной речи. Ошибки в современной речи, их причины, пути устранения.

14

1

1

-

13




^ Практическое занятие: «Типичные ошибки в современной речи и их причины». Пробный диктант.










-




^ Раздел V. Публичная речь и ораторское искусство: история предмета и общие понятия.

7.

Предмет ораторского искусства и его значение для профессиональной деятельности специалиста. История ораторского искусства. Величайшие ораторы прошлого и современности.

14

2

2

-

12




^ Семинарское занятие: «Ораторское искусство: общая характеристика предмета и основные этапы развития».










-




^ Раздел VI. Специфика и структура публичного выступления.

8.

Общие требования к публичному выступлению. Виды и структура публичной речи. Особенности деловой и судебной речи. Основные этапы работы оратора над речью.

32

4

4*

-

28




^ Практическое занятие: Методика подготовки публичного выступления.










-




^ Раздел VII. Требования к ораторской речи.

9.

Логические основы ораторской речи. Техника и культура речи оратора.

36

4

2

2

32




Практическое занятие: Методика произнесения публичной речи.










2




^ Раздел VIII. Социально – психологические особенности публичного выступления.

10.

Социально – психологические аспекты взаимодействия оратора с аудиторией.

12

1

1

-

11

11.

Основы полемического мастерства. Логические приёмы и уловки спора, дискуссии, полемики.

12

1

1

-

11




Семинар-практикум: «Ораторское искусство в профессиональной деятельности специалиста».










-




Зачёт.

Всего:

198

20

16

4

178


*Обзорные лекции – 4 часа

Раздел III. Содержание дисциплины

Раздел I. Русский язык и культура речи: предмет и общие понятия курса.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Вопросы для подготовки к экзамену, зачету
Учебно-методический комплекс «Русский язык и культура речи» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Классические языки» для студентов заочной формы обучения по специальности 0503010....

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура...
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура...
Обеспеченность учебно-методической документацией по дисциплине «Русский язык и культура речи»

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки :...
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Зарубежная литература и культура (античность)» с другими

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебники Учебно-методические пособия начальное общее образование...
Русский язык 1 класс. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык «Просвещение» 2011г

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс мбскоу №60 на 2013-2014 учебный год чтение и развитие речи
Русский язык (В. В. Воронкова). Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4...

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Художественная культура...
Дисциплина входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин специальности в блок дисциплин по выбору студентов,...

Учебно-методический комплекс русский язык и культура речи iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Основы культуры речи»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница