Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н




НазваниеРабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н
страница1/3
Дата публикации04.05.2014
Размер0.64 Mb.
ТипРабочая программа
lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №27 г.Владивостока»

Рассмотрено_2.09.13 Согласовано _2.09.13 Утверждено_______

На заседании МО зам.дир. по УВР директор МБОУ СОШ №27

________/Лысенко И.Н./ _______/Сутченко Е.Н./ _______/Харабажиу Е.Г./

Рабочая программа по литературе, 11 класс.

Учитель Лысенко И.Н.

2013-2014год
Раздел I. Пояснительная записка.

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

В 11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по литературе для V-XI классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.)

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;
уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
Программа рассчитана на 102 часа.

^ Раздел II. Структура изучаемого курса

Содержание

Кол-во часов

^ Введение. Русская литература в контексте мировой литературы.

2

Творчество И.А.Бунина

5

^ Творчество А.И.Куприна

3

Творчество А.Аверченко

1

Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. Основные течения и представители модернизма.

11

^ Творчество М.Горького

7

Творчество А.А.Блока

5

Творчество С.А.Есенина

4

^ Литература 20-х годов

2

Творчество В.В.Маяковского

5

Творчество А.Толстого.

3

^ Творчество А.А.Ахматовой

4

Творчество М.И.Цветаевой

4

Творчество Б.Л.Пастернака

5

^ Творчество Н.А.Заболоцкого

1

Творчество М.А.Булгакова

6

Творчество А.П.Платонова

2

^ Творчество М.А.Шолохова

6

Литература 40-50-х годов

1

Литература о войне

3

^ Творчество А.И.Солженицына

3

Творчество А.Т.Твардовского

3

Литература последних десятилетий 20 века

13

^ Уроков развития речи

По всем разделам-8

Уроков повторения и систематизации знаний

3

Всего

102


^ Раздел III. Основное содержание минимума образования. Содержание тем учебного курса.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА КОНЦА XIX — НАЧАЛА XX век

И.А. Бунин. «Антоновские яблоки». Лирическое преображение быта в повествовании. Образ повествователя и его стилистическое воплощение. Ностальгические мотивы в рассказе и их значение; единство мира, основанное на памяти, хранящей живой облик ушедшего. Противопоставление вечного и временного. Значение символической детали в прозе Бунина.

«Лёгкое дыхание». Необычность, иррациональность поведения героини, её природная сущность. Парадоксальность изображения любви, привязанности, восхищения у Бунина.

«Господин из Сан-Франциско». Противопоставление сиюминутных ценностей цивилизации и вечных ценностей культуры. Образы современной цивилизации (американское богатство; пароход и его устройство; времяпрепровождение туристов на пароходе и в Италии; итальянские отели для богатых туристов). Мотивы живой и мёртвой жизни в рассказе. Формы воплощения мёртвой (псевдоживой) жизни: образы дьявольского в рассказе. Апокалиптические мотивы и образы в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Реалистическое и символическое в рассказе.

«Чистый понедельник». Конкретное и символическое в рассказе. Образы героев и образ России в рассказе.
^ А.И. Куприн. «Гранатовый браслет». Своеобразие главного героя повести, его несоответствие традиционной роли “маленького человека”. Несовпадение “романтической” таинственности, к которой стремится герой, и его социальной роли (телеграфист Желтков). Противопоставление понимания любви Желтковым и обществом, собирающимся в доме Шеиных. Тема высоты истинной любви в «Гранатовом браслете».
М.Горький. «Старуха Изергиль». Романтизм Горького. Смысл человеческой жизни.

«На дне». Место творчества М.Горького в культуре конца XIX — начала XX века. Черты драматургии рубежа XIX и XX веков в пьесе. Драматургическое новаторство М.Горького. Своеобразие места действия и социальной принадлежности персонажей. Своеобразие системы персонажей: отсутствие главных и второстепенных действующих лиц. Особенности драматического конфликта. Житейский и философский смысл пьесы. Спор о человеке. Понятие правды в драме. Возможности символического прочтения драмы.
^ Своеобразие реализма начала XX века. Углубление представлений о психологизме, об особенностях повествования. Особенности жанра рассказа рубежа веков. О творческих перекличках Чехова и Горького. Расширение представлений о творческом пути писателя, традициях и новаторстве в литературе.
^ ВАЖНЕЙШИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

Постоянное стремление к расширению и обновлению художественных средств в поэзии, к всевозможным литературным экспериментам: от Брюсова (“старшие символисты”) до Маяковского, Хлебникова (футуризма 1910-х годов) и особенностей поэтического языка М.Цветаевой в 1920-х годах.
А.А. Блок. Значение идей В.Соловьёва для мировоззрения и творчества молодого Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Героиня первых поэтических книг поэта, своеобразие лирического героя. «Вступление» («Отдых напрасен. Дорога крута...»), «Вхожу я в тёмные храмы...», «Мы встречались с тобой на закате...», «Предчувствую тебя...»*, «Я отрок, зажигаю свечи...», «Девушка пела в церковном хоре...»*. Символизм Блока.

Принципы циклизации поэтических книг Блока. Три тома лирики как путь и судьба лирического героя. «Город», «Страшный мир» и «Возмездие» («Ночь, улица, фонарь, аптека...», «О доблестях, о подвигах, о славе...»).

Блок о поэте и его назначении — «Поэты» («За городом вырос пустынный квартал…»), «Незнакомка», «Соловьиный сад». Использование литературной традиции в создании поэтических символов.

Россия в творчестве Блока. Основные мотивы, связанные с образом Родины (тайна, сказка, загадка, древность, положение между Востоком и Западом, женский облик) — «Русь», цикл «Родина» («На поле Куликовом», «На железной дороге», «Родина», «Россия»). Куликовская битва — “символическое событие русской истории”.

«Двенадцать». Многообразие жанровых истоков поэмы (частушка, марш, романс, песня, заупокойная молитва и другие). Контраст как основной принцип построения поэмы: контраст образов, цвета, стихового ритма, языковых стилей (просторечие — книжный). Контрастная природа революции. Ветер и метель как символы революционной стихии. Символические образы в поэме. Разнообразные толкования образа Двенадцати. Особенности композиции поэмы. Значение финала поэмы, его принципиальная непрояснённость.
^ А.А. Ахматова. Книги: «Вечер», «Чётки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini».

Многоликость лирической героини. Конкретность образов, “дневниковость” и психологизм ранней лирики: цикл «В Царском Селе», «Сжала руки под тёмной вуалью...».

Формирование эпического взгляда на мир (от стихотворений 1914 года до стихов начала 1920-х годов) — «Июль 1914», «Не с теми я, кто бросил землю...», «Всё расхищено, предано, продано...», «Я гибель накликала милым...», «Для того ль тебя носила...», «А Смоленская нынче именинница...», «Когда в тоске самоубийства...», «Ты — отступник: за остров зелёный...».

Значение темы памяти в поэзии Ахматовой: «В сороковом году», «Мужество», «Реквием».

Ахматова о поэте и поэзии («Тайны ремесла»). Влияние классической традиции русской лирики на творчество поэта.
^ О.Э. Мандельштам. Книги: «Камень» и «Tristia».

Сиюминутное — вечное у раннего Мандельштама («Дано мне тело»). Трагическое ощущение хрупкости смертного и холодности, безликости вечного («Нет, не луна, а светлый циферблат...»). Воплощение темы творчества (в том числе и поэтического) в конкретно-осязаемых образах (камня, дерева, ласточки и другом). Значимость архитектурных мотивов («Notre Dame», «Айя-София»), в том числе в связи с темой культурной преемственности («Я не слыхал рассказов Оссиана», «Silentium», «Золотистого мёда струя из бутылки текла…», «Век»). Мотивы Тютчева в поэзии Мандельштама и их переосмысление. Образ Петербурга в стихотворениях Мандельштама. Тема гибели культуры, апокалиптические мотивы («Петербургские строфы», «Адмиралтейство», «В Петрополе прозрачном мы умрём», «Сумерки свободы», «Нет, никогда ничей я не был современник...», «За гремучую доблесть…», «Мы живём, под собою не чуя страны…»).
^ В.В. Маяковский. Предреволюционная лирика. Своеобразие поэтического языка. Единство противоположностей в характере лирического героя: грубость–нежность, ненависть–любовь. Резкое неприятие буржуазного мира, его представлений о любви, красоте, поэзии. Ощущение себя поэтом улицы. Связь поэзии Маяковского с изобразительным искусством. Яркая метафоричность образов, значение языка, гиперболы. Своеобразие и функция художественных средств. Особенности стихосложения. Ритмическое своеобразие поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского — «А вы могли бы?..», «Любовь» («Девушка пугливо куталась в болото...»), «Послушайте!», «А всё-таки», «Адище города», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Вам!», «Облако в штанах». Своеобразие послереволюционного творчества. Работа в Окнах РОСТА. Маяковский о назначении поэзии. «Разговор с фининспектором о поэзии», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче», «Во весь голос».

Современность в зеркале сатиры Маяковского («О дряни», «Прозаседавшиеся».
^ С.А. Есенин. Блоковские мотивы в ранней поэзии С.Есенина («Запели тёсаные дроги»). Цельность и гармоничность образа Родины, значение фольклорного начала в поэзии Есенина («Гой ты, Русь моя родная», «Калики»). Выражение эстетического восприятия деревни и родины в лирике Есенина («Край ты мой заброшенный», «Как захожий богомолец я смотрю твои поля...», «Отговорила роща золотая...»). Сквозные образы поэзии Есенина, их символическое значение — клён, осина и другие («Я покинул родимый дом», «По-осеннему кычет сова»). Противопоставление цивилизации и природы («Я последний поэт деревни»). Есенин о месте поэта в послереволюционной России («Возвращение на родину», «Русь советская», «Спит ковыль. Равнина дорогая», «Сторона ль ты моя, сторона!», «Не жалею, не зову, не плачу», «Сорокоуст», «Несказанное, синее, нежное», «Русь уходящая», «Анна Снегина»). Поздняя любовная лирика (цикл «Персидские мотивы»).
^ М.И. Цветаева. Романтическое мироощущение Цветаевой. «Стихи о Москве». Романтические поэтические портреты современников (цикл «Стихи к Блоку»; «Стихи к Ахматовой»). Мотивы одиночества и их романтического преодоления в лирике Цветаевой (цикл «Провода», «Русской ржи от меня поклон», «Расстояния: вёрсты, мили»). М.Цветаева о поэте и поэзии — «Поэт» («Поэт — издалека заводит речь»).
^ Б.Л. Пастернак. Единство поэзии, жизни и природы в лирике Пастернака («Февраль. Достать чернил и плакать!», «Определение поэзии», «Про эти стихи», «Поэзия» («Поэзия, я буду клясться»), «Во всём мне хочется дойти...».

«Доктор Живаго». Многоплановость романа: о революции, о поколении, об истории. Художественное решение проблемы соотношения жизни и смерти. Роль искусства в бессмертии человека. Образ эпохи в романе. Роман Пастернака в контексте традиций русской классики и литературы ХХ века.

Соотношение прозаической и стихотворной части романа. Законы организации цикла стихотворений Юрия Живаго.
^ Историко- и теоретико-литературные понятия

Развитие представлений о литературном направлении и течении. Возникновение понятий символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм в русской поэзии. Представление о реминисценции. Углубление представлений о поэтическом мотиве, лирическом герое, выразительных средствах поэтического языка, прежде всего метафоре, звукописи, словотворчестве. О лирическом сюжете, традиции и новаторстве в литературе; о психологизме лирики, о влиянии музыки на поэзию.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Принципы французского символизма и русская поэзия.

Блоковские мотивы в поэзии Юрия Живаго.

Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока.

Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой.

Экзотика и традиция в поэзии Н.Гумилёва: особенности темы пути, образ лирического героя.

Языковые эксперименты и В Маяковского (или В.Хлебникова).

Живописность образов В.Маяковского (или А.Блока).

Поэтический синтаксис Цветаевой.

Детство и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой.

Принципы поэтического изображения “обстоятельств великолепия” (А.Жолковский) у Б.Пастернака: сверхэмоциональное напряжение в жизни человека, природы, поэзии.

Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н.Клюева и С.Есенина.
^ ОТРАЖЕНИЕ В ПРОЗЕ 1920–1930-х годов РЕВОЛЮЦИИ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ, РЕАЛИЙ НОВОЙ ЭПОХИ (“новый человек”, “новый быт”, “новый язык”)
Е.И. Замятин. «Мы». Образ Единого Государства в романе. Представление современности и её перспектив в образе обезличенного механизированного общества и государства будущего, построенного на принципах “идеологизированной” науки. Элементы сатиры в романе Замятина. Тема творчества в романе. Значение литературных реминисценций*.
^ И.Э. Бабель. «Конармия». Гражданская война в изображении Бабеля. Язык и система ценностей героев «Конармии». Роль интеллигенции в революции. Образ повествователя и главного героя.
^ М.А. Шолохов. «Тихий Дон». Донское казачество как историческая сила. Мир казачества в романе Шолохова: распад патриархальных семейных связей, разрушение этических представлений как следствие кризиса русского общества накануне революции. Судьба семьи Мелеховых. Жестокость изображённой в романе жизни. Особенности финала романа и его значение. Логическая и историческая неизбежность революции и Гражданской войны в романе.
^ САТИРИЧЕСКОЕ И ТРАГЕДИЙНОЕ В ИЗОБРАЖЕНИИ 1920–1930-х годов
М.А. Булгаков. «Собачье сердце». Булгаков об историческом эксперименте. Тема создания нового человека. Литературная традиция как средство создания сатирических образов.

«Мастер и Маргарита». Философский релятивизм романа: отказ от традиционных представлений о времени, пространстве, границах между истиной и ложью, жизнью и смертью, добром и злом. Особенности композиции романа. Соотношение московских и ершалаимских глав. Полемика с евангельской историей Христа: человеческая природа Иешуа, пародийность образа Левия Матвея, сложность образа Пилата. Пародирование в московских главах элементов церковной службы и христианских таинств. Неоднозначность образа Мастера. Образ Ивана Бездомного и его значение в романе. Образ Воланда и разгул нечистой силы в современной Булгакову Москве. Сатирические мотивы в романе. Музыкальные мотивы в романе. Литературная традиция и её значение для понимания романа.
^ М.М. Зощенко. «Аристократка», «Баня», «Нервные люди», «Любовь», «Анна на шее».

Новый тип героя и новый тип повествования в творчестве Зощенко. Соединения сочувствия и сатиры в авторской позиции.
^ А.П. Платонов. «Сокровенный человек». Язык как предмет и средство изображения нового мира и нового героя.

«Котлован». Платонов об отношениях человека и природы и возникшей между ними дисгармонии. Символический смысл котлована, бездомности ребёнка, сцен раскулачивания, гибели ребёнка. Особенности новой жизни через особенности языка. Традиции русской литературы и философии в романе.
^ Н.А. Заболоцкий. Книга «Столбцы» («Меркнут знаки Зодиака», «Движение», «Рыбная лавка»). Художественная оправданность сочетания высокого и низкого в «Столбцах». Эффект отстранения как результат соединения несоединимого. “Детский” взгляд на мир. Живописность поэзии раннего Заболоцкого.
^ Историко- и теоретико-литературные понятия

Утопия и антиутопия. Понятия “положительный герой”, “отстранение”. Углубление представлений о комическом, сатире, сказе. Содержательная функция языковых экспериментов: использование смешения стилей как основа для изображения особенностей новой жизни (появление этого приёма в поэме А.Блока «Двенадцать»). Новые эксперименты в поэзии конца 1920-х годов, абсурд в поэзии. Обериуты. Углубление представления об актуальном обращении к историческому материалу. Развитие представлений о традициях и новаторстве.

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы школьников

Театральность романа Булгакова «Белая гвардия».

«Фауст» Гёте и роман Булгакова «Мастер и Маргарита».

Традиции Л.Толстого в прозе 1920-х годов о Гражданской войне.

Герои Замятина и традиции изображения художника, поэта в литературе.

Мастер и традиция изображения творца в литературе.

Проблема положительного героя в советской литературе 1920–1930-х годов.

Авангардная живопись (например, П.Филонова) и поэзия Н.Заболоцкого.

Игра в поэзии Д.Хармса.
Литература второй половины XX века рассматривается выборочно в связи с проблемными темами («Человек в современном мире», «Человек и государство», «Противостояние человека жестокости и насилию», «Человек и история», «Экологические проблемы современного мира», «Роль культурной традиции в формировании нового искусства»).
^ ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА
А.Т. Твардовский.

«Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...». Воспоминания о войне как сквозной мотив лирики Твардовского. «По праву памяти».
К.Воробьёв. «Убиты под Москвой». Цена человеческой жизни и цена жизни солдата в тоталитарном обществе.
^ В.П. Астафьев. «Пастух и пастушка». Отсутствие героизации в изображении войны. Война как безликая жестокая сила, не разбирающая ни добра, ни зла, ни своих, ни чужих. Проблема сохранения человечности в этих условиях.
^ В.С. Высоцкий. «О моём старшине», «Чёрные бушлаты», «Высота», «Мерцал закат, как блеск клинка», «Разведка боем», «Он вчера не вернулся из боя», «Песня о госпитале», «Звёзды». Психологически точное изображение Великой Отечественной войны человеком невоенного поколения. «Тот, который не стрелял», «Песенка про Серёжку Фомина». Превратности жизни при подведении итогов войны.
“Ролевые” песни Высоцкого (лирическое и драматургическое начало песен Высоцкого). Изображение советской реальности. Драматическое и комическое в песнях Высоцкого. «Диалог у телевизора», «Милицейский протокол», «Поездка в город», «Инструкция», «Лекция о международном положении», «Письмо в редакцию телепередачи “Очевидное — невероятное” с Канатчиковой дачи», «Охота на волков».
^ Б.Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики», «Бери шинель, пошли домой». Лирическое изображение войны в песнях Окуджавы.

«Полночный троллейбус», «Гори, огонь, гори», «Песенка о голубом шарике», «Песенка об Арбате», «Живописцы», «На фоне Пушкина снимается семейство», «Молитва», «О Володе Высоцком». Романтический мир песен Окуджавы. Идеалы любви, дружбы, верности, благородства, памяти. Значение песен Окуджавы в советском обществе.

^ ЧЕЛОВЕК И ВРЕМЯ
А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». Первое произведение о лагерном быте в советской литературе. Иван Денисович — “маленький человек” литературы XX века. Лагерный быт в изображении Солженицына. Воспитанная годами советской истории способность человека приспосабливаться к самым страшным обстоятельствам.

«Матрёнин двор». Мотивы русской литературы XIX века в рассказе: мотивы метели и железной дороги. История советского государства и судьба человека. Образ Матрёны-праведницы. Российский масштаб изображённого.
^ В.М. Шукшин. «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам!», «Верую!», «Выбираю деревню на жительство». Герои и антигерои Шукшина. Комическое и трагическое в рассказах писателя. Особенности сюжета, композиции, жанра рассказов Шукшина. Своеобразие повествования. Способы воплощения авторского отношения к героям. Авторский идеал и художественный мир рассказов Шукшина. Скрытое величие души простого человека.
^ В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой». Экологическая проблематика повести. Проблема гибели деревенской России и разрушения традиционных этических ценностей.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год рабочая...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе, 6-г класс Учитель Молчанова Наталья Владимировна
Рабочая программа составлена с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе в 6 классе учитель-разработчик: Кузнецова Г. Н
Настоящая рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель...

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе ступень обучения, класс
Рабочая программа по литературе для 9 кл составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Программы общеобразовательных...

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе. 10 класс. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует...

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе Класс
Рабочая программа по литературе составлена на основе программы «Литература. 5-11 кл.» (под ред. Г. И. Беленького. М, Лыссого: «Мнемозина»,...

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе школа 138 класс 6а учитель: Лебедева Анна Михайловна
Программа для общеобразовательных учреждений 5-11 классов под ред. В. Я. Коровиной, М.: «Просвещение», 2009г

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе 11 класс Составитель Голикова И. В
Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе 7 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций

Рабочая программа по литературе, 11 класс. Учитель Лысенко И. Н iconРабочая программа по литературе 6 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница