Кайтаз Татьяна Ивановна




Скачать 46.38 Kb.
НазваниеКайтаз Татьяна Ивановна
Дата публикации05.05.2014
Размер46.38 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
Кайтаз Татьяна Ивановна

«Формирование духовно- нравственных качеств учащихся через формы внеклассной работы» (на примере творчества Александра Костюнина )

Нам выпало жить в сложное время- время глубоких преобразований. Упаянный своей властью, человек натворил столько глупостей, что даже природа не может терпеть.

Ещё на заре 20 века писатель и философ Д.С. Мережковский говорил о приходе « Грядущего Хама» Хамство в его устах было не социальной характеристикой, а синонимом бездуховности, безнравственности, безответственности.

Острый кризис нравственности, дефицит духовности, толерантности, конструктивного общения особенно ощущаем мы сейчас в среде подростков

Действительно, в последнее время процесс общения и взросления у современной молодёжи происходит в сложных условиях. Размытость моральных ценностей, которые порой не являются твёрдой опорой для выстраивания собственной личности диктуют необходимость использования специальных мер для формирования жизнеспособной личности, обладающей внутренними ресурсами для успешного взаимодействия в социуме. Важное место при этом, на мой взгляд, отводится формированию у молодёжи нравственной позиции, духовной компетенции, которые предполагают в первую очередь готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции

Мы живём в 21 веке, на наших глазах изменились идеалы, на которые равняется молодёжь. Я работаю в колледже почти 40 лет. Страшно признавать, но ребята стали меньше читать, меньше интересоваться художественной литературой, больше их интересует компьютер и интернет. Как привить любовь в литературе, художественному слову, чтобы ребята смогли выразить своё мнение, отстоять позицию, умели дискутировать и т.д?

Контенгент наших учащихся разный, в основном, это- «технари», которые пришли в колледж получить профессию, литература, как и многие общеобразовательные предметы, их мало интересует, есть среди и обучающихся дети- сироты, поступившие в колледж из разных детских домов и приютов Московской области и находящиеся в трудной жизненной ситуации

17 лет назад я организовала литературный кружок, куда привлекла в основном детей сирот, чтобы занять их внеклассной работой, чтобы они нашли эмоциональный отклик, не разочаровались в жизни и не ожесточились, чтобы они поверили в себя, в свои силы и возможности, получили ресурс, определили нравственные критерии, которые смогли бы оценить в себе и в людях. Без помощи и поддержки взрослых подросткам бывает трудно.

Поэтому участие в работе кружка позволяет подросткам не только развивать и совершенствовать свои творческие способности, но и работать над формированием духовно- нравственных критериев. На первые занятия приходили 5-7 человек

Постепенно число участников кружка увеличивалось ( сейчас в кружке занимается больше25 человек) Мы стали выпускать альманах «Слово», в который помещаем стихи, рассказы, очерки ,эссе, воспоминания учащихся и сотрудников колледжа, интересные отзывы, заметки и наблюдения из жизни колледжа, результаты творческих работ и т.д.

Как- то я принесла на занятие кружка ( это было несколько лет назад) рассказы Александра Костюнина и так ненавязчиво предложила прочитать и написать своё мнение о прочитанном.Я была приятно удивлена, что некоторые мои кружковцы уже были знакомы с творчеством писателя в школе и охотно отозвались на мою просьбу. Стали вспоминать « Рукавичку» «,Поводырь»,» Орфей и Прима» и другие. Помню, мы допоздна засиделись на занятии кружка: Мы организовали « Круглый стол»с чаепитием, где в непринуждённой, комфортной обстановке говорили о творчестве замечательного писателя Александра Костюнина, зачитывали вслух отрывки из рассказов, анализировали их, спорили, дискутировали, особенно активны были сироты, которые в детских домах сталкивались с примерами жестокого обращения взрослых с детьми, приводили примеры, плакали, вспоминая грустные истории., похожие со случаем, описанным Костюниным в рассказе «Рукавичка».

Давно я не испытывала такого истинного удовольствия от работы. Ребята отмечали, что благодаря писателю Александру Костюнину, благодаря знакомству с его произведениями необходимо воспитывать духовно- нравственные качества в каждом человеке, прежде всего в себе лично, ведь это всё сегодня отошло, к сожалению, на второй план. А на первом плане - пропаганда насилия, жестокости с экранов телевизоров, со страниц модных журналов и газет, со страниц Интернета. Эта информационная пропаганда растлевает души молодёжи, заполняя их безнравственностью. Произведения Александра Костюнина заставляют задуматься подростков над тем, что только духовно и нравственно чистый человек может быть свободным, востребованным., не вовлечённым в асоциальные группы, потому что он самодостаточен и умеет отличить зло от добра и противостоять этому чудовищному злу и насилию Только такой человек, приближаясь в поэтическому и художественному слову, может понять, что такое Прекрасное, может понять,. что у каждого человека есть шанс приподняться над своими возможностями, осмыслить всё то, что волнует, радует, беспокоит и мучает. Произведения Александра Костюнина помогают подросткам ,особенно трудным, пытливо, глубоко и разносторонне вглядываться в жизнь, реально её воспринимать и критически переосмысливать.

Теперь мы практически на каждом занятии кружка обращаемся к произведениям А. Костюнина, которые помогают подросткам не лгать, не приспосабливаться, не выкручиваться, не предавать друзей и близких, не быть жестокими, а стараться определить свой нравственный выбор, сформировать нравственные принципы, принципы востребованности и успешности в жизни, принципы добра и гуманизма. Ведь сегодняшний рыночный мир требует особой активности человека, его творческого потенциала. Я считаю, что в момент соприкосновения с творчеством Александра Костюнина, с тем, что мы называем нашим культурным наследием, происходит нечто, похожее на катарсис, эмоциональное переживание и духовное очищение. Произведения Костюнина помогают подросткам удержаться от падения в пропасть неверия и уныния, помогают укрепиться духовно и физически, озаряют светом Надежды и Любви, светом Прекрасного.

.

« Прекрасное служит опорой души народа. Сломав его, разбив, разломав, мы ломаем устои, заставляющие людей биться и отдавать за родину жизнь. На изгаженном, вытоптанном месте, не вырастет любви к своему народу, к своему прошлому, воинского мужества и гражданской доблести.»

И.Ефремов «Таис Афинская»

Я уверена, что у моих кружковцев, даже у начинающих авторов, у которых «первые пробы пера», прорастёт творческое зерно, посеянное сейчас, на занятиях кружка, прорастёт и взойдёт в другой области, поможет стать благороднее и чище, поможет двигаться к Прекрасному, к Добру, совершенствоваться профессионально. Жить в мире и гармонии, любить и быть любимыми. Разумеется, я не ставлю задачу сделать из каждого участника кружка писателя или поэта. Но увлечение литературным творчеством делает ребят культурнее ,благороднее , формирует духовно - нравственные позиции, помогает осознать, что у каждого человека всегда есть шанс приподняться над своими возможностями.

Спасибо Александру Костюнину за замечательные рассказы, спасибо за честное исполнение человеческого, писательского и гражданского долга Желаю автору от имени моих ребят и от себя лично творческого долголетия.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Кайтаз Татьяна Ивановна iconРабочая программа по литературному чтению Уровень образования (класс)
Учителя Калиниченко Татьяна Николаевна, Кусочек Наталья Николаевна, Сердюк Елена Ивановна, Ковалевская Людмила Ивановна

Кайтаз Татьяна Ивановна iconГод образования школы 1963
С основания школы на протяжении всей своей трудовой деятельности проработали в родной школе такие учителя, как Бармина Нина Ивановна,...

Кайтаз Татьяна Ивановна icon«Послание к инопланетянам»
Ляшко Галина, 9 класс, руководитель Голубева Татьяна Ивановна – учитель русского языка и литературы

Кайтаз Татьяна Ивановна iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Учитель английского языка Г. Ачинск Красноярского края мбоу «Школа №12» Выборова Татьяна Ивановна

Кайтаз Татьяна Ивановна iconИващенко Татьяна Ивановна
Опыт работы ● Педагогическая практика февраль ноябрь 2005 г специализированная школа №9 г. Сумы преподаватель английского и французского...

Кайтаз Татьяна Ивановна iconС днём рождения школа!
Юбилей! По традиции, с Днём рождения школу поздравила директор Стариченко Татьяна Ивановна

Кайтаз Татьяна Ивановна iconКлассный час "1 сентября в первом классе" Орешкова Татьяна Ивановна
Десятиклассники провожают первоклассников под музыку «Чему учат в школе» в класс, дети садятся за парты, родители выступают в роли...

Кайтаз Татьяна Ивановна iconДенисенко Татьяна Ивановна Записки очевидца
Мне бы хотелось описать их так, как они воспринимались и виделись мною тогда, в те дни, пока живы во мне те эмоции, те мысли, то...

Кайтаз Татьяна Ивановна iconЗудова Татьяна Ивановна учитель начальных классов моу «Рамешковская сош» 2013год «Война полов»
Семейная концертно – развлекательная программа, посвященная Дню Защитника Отечества и Международному женскому Дню 8 марта

Кайтаз Татьяна Ивановна iconЧупина Татьяна Ивановна Уроки Здоровья. Путешествие по городу Здоровейску
Здоровье – одна из существенных характеристик человека наряду с духовностью, интеллектуальностью и т п., определяющая степень жизнеспособности,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница