Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова




Скачать 77.04 Kb.
НазваниеУрок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Дата публикации09.05.2014
Размер77.04 Kb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок развития речи во 2 классе

УМК Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова»
Урок разработала и провела Шебурова Т.Н, учитель начальных классов МОУ СОШ с. Пушанина.

Тема: Работа с текстом. «Пришла зимушка - зима»

Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязью их с жизнью человека.

Задачи урока:

  • Обучающие:
    Учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.

  • Обогащать активный словарь детей.

  • Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа.

  • Развивающие:
    Расширять представление об окружающем мире через сопоставление и сравнение.
    Создавать условия для постижения учащимися новых понятий и умения доказывать представленную гипотезу.
    Развивать речь учащихся и самостоятельность, мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение.

  • Воспитывающие:
    Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.

  • Воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Зимние забавы детей».
Картины о зиме, плакат «Зима. Зимние развлечения детей».
Межпредметные связи: развитие речи – чтение - конструирование.

Ход урока:
I. Организационный момент. (1мин.)
 Сегодня к нам в окно залетела снежинка. Посмотрите, какая она? (красивая, ажурная, легкая, волшебная). Она не просто прилетела, она принесла для вас задания, выполнить которые мы узнаем, кто лучший друг снежинки. Вам интересно узнать кто это?

II. Артикуляционная гимнастика: (1 мин.)
Ребята! Вспомним правило, которое мы с вами применяем на уроках чтения и развития речи.

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Чисто, четко говорим,

Потому что не спешим!

Чистоговорка.

Мороза моржи не боятся,

Моржи на морозе резвятся.

«Подуй на снежинку». (Упражнения для развития напора воздуха).
- Ребята, к нам на ладошку упала снежинка, давайте её отправим опять в путешествие. (На ладошке лежит кусочек ваты. С силой выдыхается воздух через губы, вытянутые вперёд трубочкой).

III. Введение в тему (Звучит песня «Три белых коня».) (3мин.)
- О каком времени года идёт речь в песне? (О зиме).

Игра «4 лишний»:

На мольберт выставляется 4 картинки с изображением времен года, где лишней каждый раз оказывается зима. Дети определяют лишнюю картинку. Почему вы так решили? Учитель отмечает, что речь сегодня пойдет именно о зиме.

Звучит музыка, я читаю стихотворение:

«Под голубыми небесами, Великолепными коврами…»

-О каком времени года прозвучали стихи?

«Тройка-тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром»

-Ребята, а что это за тройка со скакунами? Что вы о них знаете?
Ребята, а какую песню вы знаете про тройку белых скакунов?

Остыли реки и земле остыла

И чуть нахохлились дома

- Ребята, вы поняли, о чём пойдёт речь на уроке?
- Тема нашего урока сегодня: «Пришла зимушка зима». (1 слайд)
- Сегодня мы будем говорить о погоде зимой и зимних забавах детей. И вы покажите свои знания.

IV. Работа по теме урока. (15мин.)
- Какие месяцы упоминаются в этой песне? (Декабрь, январь, февраль).

^ . Работа в команда : Игра: «Двенадцать месяцев».
- Расставьте месяцы по временам года. Зима Весна Лето Осень А) Название месяцев перепутаны, их необходимо расставить по временам года. Назовите зимние месяцы.

3). Чистоговорка про зиму.
- Ребята, а теперь давайте хором повторим чистоговорку о зиме.
Ма – ма – ма – наступила зима.
Мы – мы – мы – не боимся мы зимы.
Ме – ме – ме – прочтём стихи мы о зиме.

- Какой же первый зимний месяц вы знаете? (Декабрь.)
- Какой второй зимний месяц? (Январь.)
- Какой месяц заканчивает зиму? (Февраль.)
- Ребята, поднимите руки, кто родился в эти зимние месяца?
Письмо для детей
- Ой, дети, посмотрите, нам пришло письмо. (Показывает конверт. Дети читают, кому адресовано письмо и откуда оно пришло. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Почемучка). Давайте прочитаем:
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Почемучка. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, но я никак не могу понять, что это такое. Пожалуйста, расскажите мне о ней. Ваш друг Почемучка.

Чтобы дать ответ на письмо Почемучке, надо много знать… - Какие признаки зимы вы знаете? (Стало холодно, деревья потеряли свой наряд, идёт снег, небо чаще покрыто облаками, дни становятся короче, а ночи длиннее).

5). Игра: «Слова на зимнюю тему».
- Придумайте слова, в которых есть звук [с], используя «Зимнюю тему».
(Снег, снеговик, сугроб, Снегурочка, санки, снегирь, солнце, сосульки, снежинки).
Отгадывание зимних загадок

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице ... (мороз)

С неба он летит зимой,

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный ... (снег)
Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой. (лыжи)
Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел ... (сосульки)
Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ... (снеговик)
Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим ... (лед)
Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый ... (Дед Мороз)

Беседа о зиме. ( 5 - 7 слайд).
- Ребята, зима – это самое замечательное время года. Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.
- Живописцы изображают картины русской природы, зимние пейзажи.
- Нигде в мире нет такой зимы, как у нас в России. В песнях, былинах, сказках зима названа волшебницей, чародейкой, красавицей, рукодельницей. А мороз – всемогущим воеводой.
- Ребята, о зиме написано много стихотворений. И сейчас давайте вспомним стихи великих русских поэтов, воспевающих прелесть зимы.7). Игра с мячом.
Ребята: давайте поиграем и расскажем Почемучке, что если днем идет снег, то он называется снежным. Кидаю мяч детям по очереди и задаю вопросы, дети отвечают и возвращают мяч.
Если мороз –                            если снег идет в декабре -
Если ветер –                            в январе -
Если холод –                            в феврале -
Если солнце –                           если идет дождь

- Ребята, а какие осадки выпадают зимой? (Снег).
- А почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Из – за холода).
- Ребята, а что такое снег? (Ответы учащихся).

Рассказ «Снег – что это такое?» (З. Трофимова).
Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью.
Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок (рассмотреть рисунки снежинок). (Слайд). Они похожи на белые звёздочки. Если вы поймаете несколько снежинок на рукавичку, и разглядите их хорошенько, то увидите, они разные. Они будто кружевные, с тонкими лучиками, их ровно шесть, и лепестками, как у самых нежных цветов.
Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом.
Если вы пробежите по снежной дорожке в ясный морозный день, то услышите, как скрипит под ногами снег. Как вы думаете почему?
Это ломаются у вас под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много – вот мы и слышим треск.
В снегопаде снежинки могут быть различными, от 8 до 40 форм. А всего люди насчитали 246 разных форм снежинок.

Физкультминутка
- А сейчас давайте проведём физкультминутку. (Проводит ученик).

«Не боимся мы пороши –
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам –
Снега хватит нам и вам!
Мы шагаем по сугробам,
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи себе дорогу».

V. Работа с плакатом «Зимние забавы». (7мин.)
- Посмотрите, пожалуйста, на плакат и скажите, что такое забавы? (Игры, развлечения, времяпровождение).
- Какие игры – забавы, связанные со снегом вы знаете? (Играть в снежки, строить снежные крепости, горки, копать пещеры).
- А о каких видах спорта говорится в загадках?

^ Работа в парах: Чтение стихотворения «Зимняя песенка» Р. А. Кудашева

Вот зима пришла

Серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днём с детьми на коньках

Всё катается,

Ночью в снежных огоньках

Рассыпается...

В окнах пишет узор

Льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор

С свежей ёлочкой.


Какой период зимы описан в стихотворении? Какое слово вам подсказало ответ? Что значит «зима стучится к нам во двор с свежей елочкой? Почему зиму часто называют серебристой?
Дидактическая игра «Зимние слова»

Дети хлопают в ладоши, если слышат слово, связанное с зимой.

(Снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, персики, загорать, снегопад, лыжи).

Дидактическая игра «Исправь ошибку»

Дети, Незнайка писал письмо, в котором хотел рассказать о том, что такое зима, да, как обычно, все перепутал. Помогите исправить ошибки, допущенные Незнайкой в письме.

«Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы. Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»
Ребята, а вы согласны с последним предложением из незнайкиного письма: «Зима – чудесное время года!». Объясните почему.

Расскажите, за что вы любите зиму.

Ответ на письмо Почемучки.

Здравствуй, Почемучка! В России наступила зима, лес оделся в белые шубки, дорожки засыпало белоснежной ватой. Реки и пруды затянуло льдом. Нагрянули первые морозы, сковало природу холодом, часто идёт снег. Россияне ждут новогоднего праздника.

Новый год

Новый год, наверное, самый замечательный и любимый праздник. К нему долго готовятся, ждут подарков, все заняты приготовлением сюрпризов. Новый год - ожидание волшебства, тайны и счастья.

Новый год — праздник, который отмечают многие народы. По календарю Новый год наступает, когда заканчивается последний день года и начинается первый день следующего года.
Рефлексия.

Используется рефлексивный экран 
- Что вам особенно запомнилось на уроке?

- О чём бы вы рассказали сегодня дома?

- Я понял, что… 
- Было интересно… 
- Было трудно… 
- Мне захотелось… 
- У меня получилось… 
- На следующем уроке мы…
(Личностные УУД: учащиеся высказывают своё мнение, свою позицию и коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста).
Домашнее задание. Напишите свой ответ на письмо Почемучки. Сделайте к нему рисунок, чтобы почемучка лучше представил зиму.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconОтчет за 2009 год Федеральной экспериментальной площадки «Отделение...
«Отделение Развивающего образования (система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В.) «Умка» муниципального общеобразовательного учреждения...

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconОтветы на ключевые вопросы по образовательной системе Д. Б. Эльконина-...
В. В. Давыдова, В. В. Репкина, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др ведущих специалистов ро

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconЦыбикова Б. Ж. Матрица основного содержания программы по литературному...

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconРазвитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности
По программе развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила четыре класса

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconОтчет за 2010-2011 год Сетевой экспериментальной площадки
«Отделение Развивающего образования (система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В.) «Умка» муниципального бюджетного общеобразовательного...

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconОтчет за 2011-2012 год Сетевой экспериментальной площадки
«Отделение Развивающего образования (система Эльконина Д. Б. – Давыдова В. В.) «Умка» муниципального бюджетного общеобразовательного...

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова icon«У читель Столицы 2010г ”, Призер Всероссийского интернет-проекта...
По программе развивающего обучения (система Д. Б. Эльконина В. В. Давыдова) я работаю с 1995 года. Выпустила четыре класса

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconПрограммы по учебным предметам в начальной школе (2012-13 уч г.) Предметы
Репкин В. В., Восторгова Е. В., Некрасова Т. В. Русский язык. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д....

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconПримерная программа по математике 1-4 классы, Сборник программ. Система...
Наименование предмета (в т ч наименование интегрированных курсов, элективных курсов (при профильном обучении)

Урок развития речи во 2 классе умк система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова iconПрограммам (система Л. В. Занкова, Эльконина-Давыдова, Школа 2000)...
«Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподаёт, и ко всему преподаваемому»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница