Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»,




Скачать 199.94 Kb.
НазваниеПримерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд»,
Дата публикации15.07.2013
Размер199.94 Kb.
ТипПримерная программа
lit-yaz.ru > Литература > Примерная программа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная программа по изобразительному искусству для 5–7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского (2009 год издания).

Для реализации программного содержания используются следующие учебные издания:

учебники:

– Горяева, Н. А., Островская, О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2001.

дополнительных пособий для учителя:

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы рисунка. 5–8 классы. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы композиции. 5–8 классы. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998;

– Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство: основы живописи. 5–8 классы. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998;

- Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. Учебник по изобразительному искусству для 5-8 классов. - Обнинск: Титул, 1996.

^ Ц е л и художественного образования:

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 280 часов для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в 5, 6 и 7 классах – по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю, в 8 и 9 – по 17 часов, из расчета 1 учебный час в две недели.

Примерная программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 учебных часов (или 10 %) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Проверка знаний учащихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.


Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

Календарно- тематическое планирование учебного материала

5 класс

(1 час в неделю)




^ Тема урока.

Дата проведения.

1.

Вводный урок.




2-3.

Рисование на тему: Мы рисуем отгадки к







народным загадкам.




4-5.

Рисование с натуры модели домика (карандаш).




6-7.

Рисование с натуры домашних животных







(кошка, собака, лошадь ...).




8-9.

Иллюстрирование русской народной сказки







«Царевна-Лягушка».




10-11.

Выполнение эскиза декоративной росписи







«волшебного фигурного сосуда».




12-13.

Иллюстрирование сказки П.Ершова







«Конек-горбунок».




14.

Героическое прошлое нашей Родины в







произведениях изобразительного искусства







(Васнецов, Суриков,...).




15-16.

Рисование с натуры геометрических тел







(конус, призма, пирамида).




17-18.

Рисование по представлению «Старинный терем







из геометрических фигур».




19.

Мы рисуем русскую прялку.




20.

Наброски с натуры фигуры человека.




21.

Русские богатыри- комплексное рисование.




22-23.

Транспорт (легковые и грузовые автомобили).




24.

Рисование на свободную тему.




25.

Рисование с натуры: спортивный натюрморт.




26-27.

Красота родной природы. Рисование с натуры :







березы, дуба, ели...




28.

Рисование с натуры фигуры человека в движении




29.

Беседа: Мирный труд людей в изобразительном







искусстве.




30-31.

Рисование с натуры натюрморта: Хлеб-наше




народное достояние.




32.

Рисование на тему : Город будущего.




33.

Выполнение эскиза марки, посвященной







Международному Дню защиты детей.




34

Заключительный урок. Рисование на свободную тему.






6 класс.




^ Тема урока.

Дата проведения.

1-2.

Красота в жизни и в искусстве, выполнение натюрморта







с натуры: цветы в вазе, веточка рябины, яблоко.




3.

Мы рисуем инструменты.




4.

Рисование на свободную тему.




5.

Рисование на тему: Архитектурные памятники нашего






края.




6-7.

Наброски по памяти домашних животных: корова,коза.




8-9.

Наброски с натуры фигуры человека в движении с







атрибутами спорта, труда.




10-11.

Выполнение эскизов по мотивам басен И.А.Крылова.




12-13.

Родные просторы- иллюстрирование стихотворений







русских поэтов-классиков 19 века







(Некрасов, Кольцов, Майков).




14-15.

Красота в жизни и в искусстве .Рисование с натуры







натюрморта : поднос, чайник, яблоко на тарелке.




16.

Осенний пейзаж — вид из окна.




17.

Красота обыкновенная. Рисование с натуры комнатного







цветка в горшке.




18-19.

Наброски с натуры сидячей фигуры школьника.




20.

Рисование на свободную тему.




21-22.

Красота русского народного костюма. Выполнение







эскиза мужского и женского костюма.




23-24.

Рисование с натуры натюрморта: Деревянная или







глиняная посуда.




25.

Русский быт в прошлые века - выполнение эскиза







декоративного оформления интерьера крестьянской







избы.




26.

Иллюстрирование сказки Аксакова «Аленький







цветочек».




27.

Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «Сказка о мерт-







вой царевне и о семи богатырях».




28-29.

Рисование с натуры натюрморта: музыкальные инстру-






менты (балалайка и ваза с цветами).




30-31.

Рисование гипсового орнамента - трилистника.




32.

Памятники родного края.




33-34

Натюрморт : весенний букет и книги (ваза с цветами и книги).




7 класс.

.

Тема урока.

^ Дата проведения.

1.

Вводный урок.




2-3.

Рисование с натуры натюрморта : Цветы в вазе и







дымковская игрушка.





4.

Эскиз фирменного знака.




5.

Рисование натюрморта: на стройке.




6.

Моя будущая профессия.




7.

Старейшее здание села - эскиз .




8.

Рисование по памяти лошади.




9-10.

Люди занимаются спортом.




11-12.

Эскизы современной одежды.




13.

Рисование натюрморта: предметы быта.




14-15.

Рисование на свободную тему.




16-17.

Здание школы (карандаш).




18-19.

Наброски фигуры человека в движении.




20.

Рисование греческой вазы,тарелки.




21-22.

В мире литературных героев: иллюстрирование ро-







мана Сервантеса «Дон Кихот».




23-24.

Натюрморт: ваза и фрукты.




25-26.

Рисование фигуры ребенка (мальчик,девочка).




27-28.

Рисование по представлению человека в нацио-







нальном костюме.




29-30.

Эскиз плаката:Мы охраняем памятники нашей







Родины.




31-32.

Цветы весны : цветы в вазе.




33.

Экскурсия на природу.




34.

Заключительный урок.





^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–7 классы

Изобразительное искусство, его виды и жанры (40 часов). Изобразительное искусство как способ познания, общения и эмоционально-образного отражения окружающего мира, мыслей и чувств человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества. Роль изобразительного искусства, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна в жизни человека и общества.

Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры.

Жанры изобразительного искусства и их развитие в культуре. Особенности натюрморта, пейзажа, портрета, бытового, исторического, батального, анималистического жанров. Произведения выдающихся художников (Леонардо да Винчи, Рембрандт, А. Дюрер, П. Сезанн, В. Ван Гог, К. Моне, К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. М. Васнецов, М. А. Вру-бель, Б. М. Кустодиев, В. А. Серов, К. С. Петров-Водкин и др.)..

^ Язык изобразительного искусства и художественный образ (35 ч). Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Композиция (ритм, пространство, статика и динамика, симметрия и асимметрия). Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Линия, штрих, пятно. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст, характер мазка. Объем. Фактура. Формат.

Древние корни народного искусства, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Древние образы в произведениях современного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов: дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома и др. (с учетом местных особенностей). Орнамент как основа декоративного украшения. Виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный) и типы орнаментальных композиций (линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая).

Опыт творческой деятельности. Использование языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. Навыки плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость). Создание композиций на плоскости и в пространстве.

Использование орнамента для украшения предметов быта, одежды, полиграфических изделий, архитектурных сооружений (прялки, народный костюм, посуда, элементы декора избы, книги и др.). Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Различие функций древнего и современного орнамента. Понимание смысла, содержащегося в украшениях древних предметов быта и в элементах архитектуры.

^ Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (20 ч). Темы и содержание изобразительного искусства Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры и живописи Древней Руси, их символичность, обращенность к внутреннему миру человека (древние памятники архитектуры Новгорода, Владимира, Москвы, икона А. Рублева «Троица», фрески Дионисия). Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры.

Темы и содержание изобразительного искусства России XVIII–XX вв., стили и направления (В. В. Растрелли, Э.-М. Фальконе, ^ В. И. Баженов, Ф. С. Рокотов, А. Г. Венецианов, А. А. Иванов, П. А. Фе-дотов, передвижники, «Мир искусств», С. Т. Коненков, В. И. Мухина, В. А. Фаворский и др.).

Вечные темы и великие исторические события в русском (В. И. Суриков, ^ П. Д. Корин, М. В. Нестеров и др.) и зарубежном (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, О. Роден) искусстве.

Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве России (А. А. Дейнека, А. А. Пластов, Б. М. Неменский). Мемориальные ансамбли. Художник – творец – гражданин.

Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Ведущие художественные музеи мира (Лувр, музеи Ватикана, Прадо, Дрезденская галерея).

Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях и течениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма).

Опыт творческой деятельности. Описание и анализ художественного произведения. Выполнение творческих работ (сочинение, доклад и др.).

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художественной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Список литературы


  1. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995

  2. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999

  3. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990

  4. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).


Муниципальное образовательное учреждение

«Иловай - Дмитриевская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области
Утверждено приказом по школе

______ от ____ ____________
Рассмотрено Управляющим советом

Протокол №____ от _____ _________
Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 5-7 классов

На 2010- 2011 уч. г.

Учитель : Балашова Вера Михайловна


С.Иловай- Дмитриевское

2010

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для 6 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа по «Изобразительному искусству» для 5 класса составлена...
России, академика рао б. М. Неменского и коллектива авторов: Н. А. Горяевой, Л. А. Неменской, А. С. Питерских, утверждённой и рекомендованной...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconПримерная программа основного общего образования по изобразительному...
Примерные программы по изобразительному искусству для V-VII и VIII-IX классов составлены на основе федерального компонента государственного...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Изобразительное искусство» для 7 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа мбоу «Юхмачинская средняя общеобразовательная школа»
«Изобразительное искусство» для 6 класса разработана с учетом требований федерального компонента государственного образовательного...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа по музыке для 9-х классов составлена на основе...
Примерная программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса. Рабочая программа составлена с учетом авторской программы...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе...
«Изобразительное искусство. 1-4 классы» (Изобразительное искусство. 3 кл.: книга для учителя / В. С. Кузин. – 2-е изд., стереотип....

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа «изобразительное искусство» рабочая программа составлена...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
«Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта...

Примерная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования рабочая программа составлена применительно к учебной программе «Изобразительное искусство и художественный труд», iconРабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе: федерального...
Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница