Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях




Скачать 184.32 Kb.
НазваниеСредства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях
Дата публикации29.05.2014
Размер184.32 Kb.
ТипДокументы
lit-yaz.ru > Литература > Документы
МОУ Комбайновская ООШ

Из опыта работы учителя начальных классов Петровой Татьяны Григорьевны

«Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях»

С.Рясное

2011г.

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях
Основы формирования функционально грамотной личности закладываются в начальной школе с самых первых уроков обучения грамоте, во время обучения различным видам речевой деятельности – говорению, слушанию, чтению, и письму. Функционально грамотная личность - это, в том числе, и грамотный читатель, у которого есть потребность в чтении, привычка к чтению, любовь к чтению литературы. Задача педагога – научить качественному чтению, сформировать у детей душевную потребность и привычку, привить любовь к литературному чтению.

Качественное чтение - это “беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи” [1]. Особый жанр литературы – поэзия, как нельзя лучше помогает ребёнку понять, что же такое – выразительное чтение.

Когда слушаешь хорошего чтеца, как будто видишь все, о чем он рассказывает, по-новому понимаешь, казалось бы, уже знакомые произведения, проникаешься настроением исполнителя. Искусство выразительного чтения заключается в глубоком воздействии чтеца на слушателей. Однако, умение воспринимать хорошее чтение, равно как и умение донести до слушателей читаемое произведение, не возникает само собой. Большое значение здесь приобретает работа, которая ведется на уроках чтения, в частности, работа по анализу читаемых текстов и подготовка их к выразительному чтению. Выразительно читать - это значит “действовать словами”, т.е. воздействовать своей волей на слушающего, заставить видеть текст так, как видит его, или относится к нему говорящий.

С чего начинать работу по формированию умения выразительного чтения стихотворений? Учитывая различия в речевой подготовке учащихся, работу над выразительностью речи я начинаю вести на уроках обучения грамоте, чтения и письма, начиная с первых уроков, с упражнений в произношении учащимися глухих и звонких согласных, шипящих и гласных звуков. Большую пользу приносят артикуляционные гимнастики, упражнения с зеркальцем, дыхательные упражнения.

В дальнейшем, вся моя работа приобретает более сложный характер, так как учащиеся используют такие важные технические приёмы выразительного чтения, как сила и звучность голоса, чёткая дикция, правильное дыхание. Кроме этого, овладевают и другими необходимыми умениями: учатся определять ключевые слова, смысловые паузы и логическое ударение, правильно интонировать отрывок, определять ритм и темп чтения произведения.

Овладение приёмами работы с текстом свидетельствует о более глубоком проникновении в содержание читаемых произведений. Таким образом, для формирования выразительного чтения, учащиеся должны овладеть умениями, которые вырабатываются в процессе анализа произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности.

Например, идёт урок чтения, на котором дети самостоятельно читают новое, незнакомое стихотворение. Я обращаю внимание на своих учеников в момент их первого чтения. В каждом классе наверняка есть такие дети, которые при первом чтении, даже про себя, воспримут стихотворение в его эстетической значимости. Эти дети с верными акцентами интонируют произведение при чтении. Можно предположить, что у них развито чувство стиха. Большинство ребят в классе проявят интерес к тексту после выразительного чтения стихотворения учителем, или мастером художественного слова в записи, или подготовленным ребенком. В классе могут быть учащиеся, которые не проявят интереса к произведению. Ребята младшего школьного возраста неодинаково воспринимают стихи, потому что восприятие поэзии зависит не только от возраста учащихся, но и от темперамента, от уровня начитанности, от склада психики. Опираясь на эти данные нужно строить работу по формированию умения воспринимать лирику, ее анализировать, интерпретировать, интонировать в соответствии с индивидуальным пониманием произведения и определять задачу чтения.

Умение определять задачу чтения включает в себя:

  • умение понимать мысли героев, сопереживать им, представлять ситуацию, в которой оказывается герой,

  • определять своё отношение к событиям,

  • находить интонационные средства для его выражения.

Необходимыми умениями, связанными с подготовкой к выразительному чтению, являются умения, развивающие творческое воображение детей. Эти умения формируются с помощью словесного рисования картин на основе прочитанного текста. Развитие умения определять отношение к прочитанному, умения давать оценки героям, их поступкам, событиям, возможно лишь в том случае, если дети понимают текст.

Так как звуковая сторона языка с трудом улавливается учениками на слух, особенно движение голоса по звукам разной высоты, я использую таблицы, которые включают в себя знаки разметки текста. Эти знаки запоминаются постепенно, по мере практического ознакомления с ними. Детям предлагается запомнить и использовать при работе с текстом следующие знаки разметки текста:

1. Ударение в слове ( ' )

2. Логическое ударение: слово подчеркивается одной чертой. ( _____ )

3. Паузы: короткая, средняя, длительная. (http://festival.1september.ru/articles/561583/img4.gif , http://festival.1september.ru/articles/561583/img4.gifhttp://festival.1september.ru/articles/561583/img4.gif, http://festival.1september.ru/articles/561583/img4.gifhttp://festival.1september.ru/articles/561583/img4.gifhttp://festival.1september.ru/articles/561583/img4.gif)

4. Движение голоса по звукам разной высоты (мелодика):

  • повышение голоса обозначает стрелкой вверх (http://festival.1september.ru/articles/561583/image1799.gif),

  • понижение голоса - стрелкой вниз ( http://festival.1september.ru/articles/561583/image1800.gif).

Для того, чтобы помочь ребёнку описать своё настроение, эмоциональное восприятие стихотворения, я предлагаю заготовленные карточки со словами, описывающими палитру эмоций от негативных до восторженных. На первых порах возможно условное разделение на три группы, которые также обозначаются символами:

  • http://festival.1september.ru/articles/561583/img1.gif: печаль, грусть, разочарование, горе, скорбь, волнение,…,

  • http://festival.1september.ru/articles/561583/img2.gif: равнодушие, спокойствие, безразличие,…,

  • http://festival.1september.ru/articles/561583/img3.gif: восторг, радость, удовольствие, наслаждение, гордость,…

Кроме этого можно использовать и палитру цветов. В течение урока, на каждом этапе работы над стихотворением ребёнок раскрашивает лист бумаги и выбирает для этого цвет. Организовать работу учитель может по своему усмотрению.

Работу над стихотворением я провожу по следующим этапам:

  1. ^ Этап восприятия. Сопровождается первыми эмоциями, переживаниями, удивлением, вопросами. Обратите внимание на реакцию детей, на их комментарии, вопросы, высказывания. Вопросы детей - это начало диалога между автором и читателем, ориентированного на осознание основной мысли произведения, авторской позиции. Этап связан с трудностями процесса чтения.

  2. ^ Анализ произведения. Специально организован учителем. Цель: понять главную авторскую идею, увидеть, как идея подается в данном произведении. (К.И.Чуковский: “Анализ- это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали”). Ребята намечают пути дальнейшей работы над стихотворением. Анализ учит ребенка всматриваться в каждое слово, предложение, строфу или, наоборот, идти от общего представления целого текста к его деталям, частностям. Анализировать следует те особенности текста, которые позволят решить поставленные учебные задачи.

  3. Интерпретация – рождение нового смысла. Необходимо соединить первые представления о замысле автора с результатами анализа. Цель: творческое, сознательное стремление читателей обнаружить и истолковать смысл стихотворения.

  4. ^ Итог работы: выразительное чтение вслух.

Учащихся младшего школьного возраста привлекают тексты, в которых есть интересные герои, содержатся увлекательные события, присутствует какая-то тайна, которую ребенок хочет разгадать сам. Ребенка может заинтересовать язык автора произведения, передающий особые оттенки переживаний, чувств. Ребята с желанием будут читать игровые, шуточные, юмористические стихи.

Лирические произведения, отражающие состояние, переживания героя, содержат внутренний монолог, пронизанный самыми разными интонациями, воздействующими на читателя. Ребенку, пока еще не имеющему богатого читательского опыта, тяжело сразу проникнуться настроениями поэта, переживаниями лирического героя. К этому юного читателя нужно подготовить, изучая небольшие по объему произведения с интересными темами. На таких стихотворениях ребенок с помощью педагога откроет в себе способность удивляться неожиданно сказанному слову, интересно описанному пейзажу, оригинальному сравнению. Может быть, открытие будет таким, что ребенок захочет еще раз перечитать, пересмотреть уже знакомые строки и опять удивиться мастерству автора.

Работа над выразительным чтением будет способствовать желанию ребенка научиться понимать не только то, что лежит на поверхности текста, но и проникать в глубину идеи автора, выразить свое индивидуальное отношение к прочитанному, передать это отношение при выразительном чтении вслух. Все те знания и умения, которые получают ученики в процессе подготовки к выразительному чтению произведений, применяются ими в моменты исполнения произведения для слушателей.

На уроке чтения это могут быть такие формы работы, как чтение по ролям, инсценирование произведений. Готовясь к выступлению, дети обдумывают смысл всей работы, распределяют роли. Ученик, получив свою роль, пытается найти определённый образ своего героя и соответствующую ему манеру исполнения. Чтение по ролям подводит детей к драматизации, что в свою очередь, углубляет восприятие художественного образа произведения, воспитывает любовь к родному языку, умение чувствовать его.

МОУ Комбайновская ООШ

Из опыта работы учителя начальных классов Петровой Татьяны Григорьевны

«Разнообразные формы и методы работы со словарными словами»

С.Рясное

2011г.
^

Разнообразные формы и методы работы со словарными словами


Современная начальная школа видит одной из главных задач обучения – развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Словарный запас необходим языку как строительный материал. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. По определению М.Р.Львова "Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии». Н. С. Рождественский, советский педагог, писал: "Чем богаче словарь ребенка, тем точнее понимает и употребляет он слова в своей речи, чем больше родственных связей он видит между словами, тем выше уровень его орфографической грамотности ". Вопросы формирования навыков грамотного письма в начальной школе решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных " слов, т.е. слов с непроверяемыми написаниями.

В настоящее время проблема словарной работы на уроках русского языка является наиболее актуальной. Но вопрос об изучении словарной работы в начальной школе был поставлен крупнейшими методистами еще в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И. Срезневским, К.Д.Ушинским, Д.И. Тихомировым. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая.

Целью обучения словарным словам вижу в том, как сделать процесс запоминания словарных слов интересным и непроизвольным. Изучив и проанализировав научно-

методические рекомендации по развитию памяти и повышению грамотности детей, ознакомилась с опытом других педагогов, я применяла и выбирала то, что работает на практике в традиционной школе. При этом использую различные формы и методы, разные по степени сложности. Пытаюсь создать на уроке условия для творчества и фантазии ребят, ориентирую учащихся на самостоятельный поиск, вовлекая, тем самым, в разные виды деятельности. Все это побуждает ребенка к выбору индивидуального способа запоминания «словарных слов». А это лучший прием, который компенсирует недостаткпамяти каждого ученика. Организация индивидуальной работы приносят свои положительные результаты. Даже самые слабые дети овладевают стандартом образования, дети учатся с удовольствием. Работа со словарными словами проводится, начиная с периода обучения грамоте. В это время она носит пропедевтический характер. В этот период очень эффективны игровые методы обучения, которые способствуют совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Именно дидактические игры позволяют сделать смену ведущих видов деятельности от игровой к учебной менее ощутимой для ребенка. Игры « Собери слово из рассыпавшихся букв», «Слоговое лото», «Найди пару» и др. Традиционно в словарно-орфографической работе выделяются несколько этапов. В формировании орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть активная учебная работа учащихся, еѐ применяю на каждом этапе:

1. Предъявление слова.

Ребята могут самостоятельно определить новое слово с помощью загадки, кроссворда, картинки или специальных упражнений, объединяющие несколько видов учебной деятельности .

2. Лексическое значение слова.

Выясняется смысл слова, существенные признаки с помощью наводящих вопросов. Много внимания уделяется этимологическому словарю.

М.Р. Львов много внимания уделял в своих трудах этимологии слова. «Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменениях в фонетике русского языка»,- писал он.

3. Орфография.

Память ребенка 6-10 лет яркая, образная. Буква в слове - это символ, который ничего для него не значит, поэтому и никак не запоминается. С процессом памяти взаимодействуют эмоции, формируя так называемый «аффективный след» или эмоциональную память, Под влиянием эмоций у детей формируются воля, потребности, мотивы, деятельность; развиваются личность и познавательные процессы. Эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения и усвоения, и развитие мышления, и всей интеллектуальной деятельности у детей.

Я часто используют разные приѐмы , непроверяемую орфограмму учащиеся стараются связать с ярким ассоциативным образом.

В работе над словарными словами я часто использую стихи, например: Петуха назвали " Петя " – Петь он любит на рассвете. А медведь, наоборот, Петь не любит, любит мед.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам. Приѐм заключается в том, чтобы букву выделить или превратить в предмет, связанный со смыслом словаПриѐм «создание свободной ассоциации» – процесс творческий. Ценность - наличие у каждого словарного слова своего ассоциативного образа. Слова одинаковы грамматически, у них общая заданная орфограмма, общее семантическое поле. Вот примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,

к_А.рман - дыр_А.,

д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,

к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,

Упрямое слово можно связать с другим словом «волшебными ниточками» ассоциаций, обыграть связь в стихотворении. Многие слова брала из «Ассоциативного орфографического словаря» В.В. Агафонова.

4. Однокоренные слова и введение в активный словарь.

Работа над словом предполагает не только усвоение его написания, но и «количественное» и «качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию. К новому слову ученики устанавливают различного рода связи (родовидовые; родственные; синонимические; антонимические), сочетаемость слов, фразеологические сочетания, пословиц.

5.Проверка. При обобщении полученных знаний о словарных словах можно использовать различные формы обучения (анаграммы, карточки, различные творческие диктанты) Различные виды упражнений, письменных работ не должны быть отвлечены от жизни. Это лишает их смысла. Правописание словарных слов запоминается быстрее и не требует длительных тренировок в том случае, если они изучаются как слова – понятия, которыми пользуется человек в жизни.

Со второго класса мы составляем индивидуальные творческие словарики. Ребята сами стали рисовать рисунки и сочинять стихи, словарные диктанты:

Две сестры, две буквы «а»

Ходили вместе в магазин.

И купили для себя

Два килограмма мандарин

( Лозовская Вика)

Весна.

Первого апреля закончились каникулы. На улице всѐ начало таять. Прилетели жаворонки и скворцы. Ребята надели резиновые сапоги и весело пропускают ручьи. Скоро дорога просохнет под весенним ветерком и можно будет кататься на велосипеде. А потом будем играть в футбол.

(Фѐдоров Алѐша, 4 кл.)

Использование выше перечисленных и других упражнений творческого характера способствует быстрому и прочному усвоению словарных слов, вследствие чего формируется навык грамотного написания слов с непроверяемыми орфограммами, с которыми учащиеся встречаются как в устной, так и в письменной речи. Разнообразные задания в работе над словами с непроверяемыми написаниями, активизируют деятельность детей, повышают интерес к овладению богатствами родного языка, воспитывают внимание к слову. В результате увеличивается количество положительных отметок, растет интерес к русскому языку.

Задания, связанные с изученной темой по русскому языку:

  • Разделить слова для переноса.

  • Записать слова с мягким знаком на конце, поставить ударение.

  • Записать слова, начинающиеся с буквы К, подчеркнуть звонкие и глухие согласные.

  • Образовать новые слова с суффиксом –К от слова БЕРЁЗА и т.д.

В своей работе я привлекаю слова с непроверяемой орфограммой в качестве иллюстративного материала при изучении многих грамматических тем, включая их в разные виды работ, в различные задания и упражнения.

Например, при изучении темы "Имя существительное", кроме тех упражнений , которые есть в учебнике учащимся на уроках предлагаю следующие задания:

Из группы слов выписать только имена существительные: АГРОНОМ, ПРЕКРАСНЫЙ, ПРАВИТЕЛЬСТВО, СЕЙЧАС, РЕВОЛЮЦИЯ, СВЕРКАТЬ, ОКОЛО, ЗЕМЛЕДЕЛИЕ, ИНТЕРЕСНЫЙ, КИЛОГРАММ.

Из группы имён существительных в первый столбик выписать имена существительные мужского рода, во второй – женского рода, в третий – среднего рода.

Определить склонение имён существительных: ВЕЯЛКА, ДИРЕКТОР, МЕБЕЛЬ, БИБЛИОТЕКА, САЛЮТ, КИЛОГРАММ, ВОКЗАЛ, ОБОРОНА.

Указать падежи имён существительных в сочетаниях слов:
^ УВЕРЕННОСТЬ В (ПОБЕДА), ВЕРА В (ПОБЕДА), ЕЗДА В (АВТОМОБИЛЬ), ЕЗДА В (ШОССЕ).

Поставить в нужном падеже: НАПЕЧАТАНО В (ГАЗЕТА), ЕХАЛ В (ВАГОН), ЖДАЛ НА (ВОКЗАЛ), УЗНАЛИ О (ПОБЕДА).

Из группы слов, начинающихся с буквы К, выпишите существительные с мягкой согласной на конце и определите их склонение: КАЛЕНДАРЬ, КАРТОФЕЛЬ, СЛОВАРЬ.

В 3 классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется возможность снова использовать слова с непроверяемой орфограммой. Выполняя упражнения, связанные с разбором слов по составу со словообразо-ванием, ученики усваивают написание слов, однокоренных тем, которые предлагаются в списке. Ниже представлены задания в которых можно использовать слова с непроверяемой орфограммой:

1. Выписать из словаря 5 слов, состоящих из одного корня: БАГАЖ, БИЛЕТ, ИНЖЕНЕР, КОМБАЙН.

2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания; из корня и суффикса; из корня, суффикса и окончания:

^ БЕСЕДА, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГАЗЕТА, ЖЕЛАТЬ, ЧЁРНЫЙ.

3. Подобрать к именам существительным однокоренные имена прилагательные с суффиксами - Н, - СК.

АДРЕС – АДРЕСНЫЙ (СТОЛ)

^ ШОФЁР – ШОФЁРСКИЕ (ПРАВА)

ПАССАЖИР – ПАССАЖИРСКИЙ (ПОЕЗД)

4. Подобрать к именам существительным однокоренные имена существительные с суффиксами -ЧИК, - ИК.

^ ВАГОН – ВАГОНЧИК,

БИЛЕТ – БИЛЕТИК,

ГАЗЕТА – ГАЗЕТЧИК.

Среди слов с непроверяемой орфограммой имеется несколько таких, написание которых можно объяснить, опираясь на происхождение слова. Например, в слове БЕРЁЗА в первом слоге пишется гласная Е, потому, что слово произошло от слова БЕЛАЯ. Так дерево было когда-то названо по цвету его белой коры. Значит слово БЕЛАЯ является как бы косвенной мотивировкой правописания слова БЕРЁЗА и помогает учащимся понять. Почему в корне БЕРЁЗ- пишется Е, тем самым быстрее запоминается его написание. А короткая этимологическая справка объясняет, почему данные слова были когда-то родственными.

Я используют и такие виды работ:

Замени одним словом и напиши.

Человек, который передаёт свои знания другим, учит. (учитель)

Член колхоза. (колхозник)

Двенадцатая часть года. (месяц)

Допишите предложение.

Чистота – залог …(здоровья).

В лесу созрела …(земляника).

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков … (горох).

Творческие работы.

Составить предложения с данными словами: КОРАБЛЬ, ГЕРОЙ.

Составить рассказ, употребляя слова по теме: "Железная дорога".

Значительное место в процессе словарно-орфографической работы я отвожу самостоятельной работе учащихся. Предлагая детям задания, направленные на усвоение беспроверочных написаний, учителю необходимо связывать эти задания с изучением программного материала. Это особенно важно в 4 классе, когда большая насыщенность уроков учебным материалом требует от учителя и большей продуманности в организации словарно-орфографической работы.

Работая самостоятельно с указанным учителем словом, ученики должны:

  • Найти его в словаре;

  • Определить место ударения в нём;

  • Найти и выписать гласную, правописание которой следует запомнить;

  • Поставить к слову вопрос и определить к какой части речи относится выписанное слово;

  • Затем учащиеся записывают слова различных грамматических категорий, которые могут быть употреблены с выписанным словом;

  • Устно составляют словосочетания, подбирая к существительному подходящие прилагательные, существительные в косвенных падежах с предлогами и без предлогов, глаголы (в данном случае составляется нераспространённые предложение).

Учащиеся подбирают однокоренные слова, устно указывают их принадлежность к определённой части речи.

Запись своей самостоятельной работы над словами с непроверяемой орфограммой учащиеся оформляют в виде таблицы:

слово

Гласная для запоминания

Вопрос.

Часть речи.

С какими словами можно употреблять данное слово.

Однокоренные слова.

герой

е

Кто?

Имя сущ.

Известный

Прославленный

Героический

Героизм

песок

е

Что?

Имя сущ.

Речной

Золотистый

Песчаный

Песчинка.

В качестве проверки правописания слов с непроверямой гласной используется как контрольное списывание, так и словарные слуховые диктанты, которые могут проводиться с целью текущей проверки за качеством усвоения написания слова, так и с целью контроля.

Это контрольные словарные диктанты.

Работа с орфографическим словарём.

Учащиеся начальных классов, как правило, имеют два словарика:

1. Словарик трудных слов, помещённый в конце учебника.

2. Орфографический словарик П.А.Грушникова.

Чтобы выработать у учащихся навык работы со словарём я отвожу на уроках русского языка время на специальные упражнения.

Первая группа упражнений направлена на развитие у учащихся навыка пользования словарём:

  • быстрое отыскивание слов на одну и ту же букву, расположенных в разных местах раздела: ГАМАК, ГРУЗОВИК, ГОНЧАР, ГЕОЛОГ и т.п.

  • отыскивание слов, начинающихся с разных букв. Контрольное время, указанное учителем на нахождение нужного слова, должно постепенно сокращаться.

Вторая группа упражнений со словарём связана с изучением основных программных тем каждого класса. Упражнения этой группы могут быть направлены на использование материала словарей:

  • для подбора примеров на изучаемую тему по грамматике и орфографии;

  • для грамматического разбора;

-Разбери указанные слова по составу.

-Выпиши слова, состоящие из одного корня, из корня и окончания и т.п.

Третья группа упражнений имеет своей целью использование для предупреждения ошибок в самостоятельной работе учащихся:

  • перед письменной работой учащиеся по заданию учителя справляются о написании ряда слов;

  • учащиеся сами находят в написанном или продиктованном тексте слова, о правописании которых они будут справляться по словарю.

При выполнении письменных самостоятельных работ полезно предлагать учащимся следующие задания:

  • справляйся по словарю о словах, в написании которых сомневаешься;

  • проверь записанные слова по словарю, или проверь всю работу, используя словарь.

На начальном этапе использования указанных видов работ со словарём я предлагаю учащимся рядом с записанным словом указывать страницу словаря, на которой помещено данное слово. Это необходимо для того, чтобы можно было проверить работу ученика и убедиться, как часто, и в каких именно случаях он прибегал к помощи словаря.

Чтобы проверить, как усвоено правописание слов, непроверяемых ударением, провожу словарные диктанты (8-10 слов).

Огромно образовательное и воспитательное значение русского языка как учебного предмета. Научить школьников правильно пользоваться русским языком, обеспечить подготовку вполне грамотных людей – важнейшая задача школы.

Одной из основных трудностей прочного усвоения учащимися основ орфографии является наличие в русском языке сравнительно большого количества слов, правописание которых не определяется ни правилами, ни произношением. Усвоить правописание этих слов ("трудных," словарных) учащиеся могут только путём заучивания и систематической тренировке в их написании.

Подходить к их изучению нужно дифференцированно: в первую очередь учащихся целесообразно знакомить со словами, часто употребляемыми в речи. А учительский опыт показывает, что попутное включение слов с непроверяемой орфограммой в различные виды упражнений в течение всего учебного года даёт хорошие результаты. Учащиеся усваивают слова, а сам процесс усвоения исключает однообразие.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconКонспект урока Предмет
Учебный аспект – систематизировать изученный лексический материал, закрепление навыков чтения, контроль навыков выразительного чтения...

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconУрок чтения в 1 классе («Школа 2100») Тема: Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья»
Цель: формирование навыков беглого, сознательного и выразительного чтения по ролям, навыков пересказа

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconО. И. Евтушко моу сош №2 г. Нижнеудинска
...

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconН. А. Некрасов — народный поэт
Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; формирование нравственно-эстетических...

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconУрок по теме: «Методы формирования и развития навыков подбора по...
«Методы формирования и развития навыков подбора по слуху на начальном этапе обучения учащихся класса фортепиано», преподавателем...

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconТема: С. Есенин «Лебедушка» 4 класс Цели
Цели: организовать деятельность учащихся по знакомству с творчеством С. А. Есенина; помочь раскрыть содержание и основную мысль произведения...

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconПрезентация «Биография Н. Некрасова»
Развивающие: Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие...

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconТема: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
Формирование навыков связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях iconСказки о семье. В. Сухомлинский. Семь дочерей
Продолжать работу по формированию навыков осознанного, выразительного чтения учащихся

Средства и методы формирования навыков выразительного чтения в художественных произведениях icon«Я лиру посвятил народу своему…» Подготовила и провела: Губанова...
Способствовать развитию навыков устной и письменной речи, навыков выразительного чтения поэтического текста; развитие и совершенствование...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница