Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков




НазваниеУрок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков
страница1/31
Дата публикации08.06.2014
Размер3.67 Mb.
ТипУрок
lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
Урок 1
введение. русская литература
и русская история на рубеже веков
(конец XVIII – начало XIX века)


Цели: дать общее представление о развитии исторического и литературного процессов конца XVIII–начала XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.

Наглядные пособия: альбом живописи XVIII в., XIX в., репродукции картин художников Д. Левицкого, В. Боровиковского, А. Венецианова, О. Кипренского, В. Тропинина; романсы и песни композиторов А. Алябьева, М. Глинки и др.

Ход урока

I. Лекция учителя (краткое содержание).

^ По ходу лекции учащиеся записывают план, составляют тезисы.

1. политическая и общественная обстановка
в конце XVIII–начале XIX века


Россия заняла видное место в ряду европейских государств. Русские войска под руководством выдающихся полководцев А. В. Суворова и П. А. Румянцева одержали победы в двух войнах с Турцией. В результате Россия получила выход в Черное море. Были построены города: Одесса, Севастополь, Николаев.

Но победами русских войск воспользовалось дворянство, сумевшее укрепить свою власть при Екатерине II (1762–1796 гг.). Эта власть была безграничной. Дворяне и помещики получили возможность распоряжаться своими крестьянами: продавать их, наказывать, за мелкие «провинности» ссылать на каторгу.

Тяжелое положение крестьян привело к обострению классовой борьбы. Возникло народное движение под предводительством Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

После подавления пугачевского восстания в стране усилилась правительственная реакция.

Начало XIX века ознаменовалось событиями, которые не прошли бесследно для России. Новый царь Александр I, напуганный народными волнениями, несколько смягчил «цензурный устав», разрешил освобождать крестьян (за выкуп). Думалось, что царские законы улучшат жизнь народа. Но все оказалось призрачным.

Важнейшим историческим событием явилась война 1812 года, возникшая в результате агрессивной политики Наполеона. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалый общенациональный подъем.

Чтобы отстоять независимость отчизны, по словам А. И. Герцена, «крестьяне безропотно вступали в ряды ополчения, дворяне… брались за оружие; купцы жертвовали десятую часть своих доходов». А вот как писал один французский солдат о войне в России: «Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость». На борьбу с Наполеоном поднялся весь русский народ. Именно русский народ под руководством М. И. Кутузова и нанес французам сокрушительный удар.

Но победа России в Отечественной войне 1812 г. еще сильнее обострила в сознании людей противоречия русской жизни. Политика Александра I и его правительства вызвала недовольство со стороны передового дворянства, интеллигенции и угнетенного крестьянства. Военным министром был назначен всесильный А. Аракчеев, о котором поэт К. Ф. Рылеев написал в стихотворении «К временщику»:

Надменный временщик, и подлый и коварный,

Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,

Неистовый тиран родной страны своей,

Взнесенный в важный сан пронырствами, злодей!

Крестьянство ответило восстаниями на усилившуюся после 1812 г. эксплуатацию. Движение против самодержавия и крепостнического строя возникло и среди дворянства. Наиболее передовые дворяне стали объединяться в политические общества: «Северное общество» (стояло за ограниченную монархию) и «Южное общество» (за республиканское правление).

Деятельность обществ завершилась восстанием 14 декабря 1825 г., которое было жестоко подавлено. Декабристы потерпели неудачу потому, что не решились призвать в свои ряды народ. Но идеи декабризма оказали огромное влияние на передовых людей России, были подхвачены писателями и поэтами.

^ 2. просвещение и культура

Московский университет становится крупным научным центром.

Открываются школы, средние учебные заведения во многих губерниях. Издаются книги, газеты, журналы.

Плодотворной была деятельность Николая Ивановича Новикова (1744 – 1818 г.) – талантливого журналиста, писателя, общественного деятеля. Он написал несколько книг по истории России, стал издавать сатирические журналы («Трутень» и др.), в которых рассказывал о нищете и тяжелом положении крестьян, разоблачал помещичий произвол и взяточничество чиновников. Сатирические сочинения Новикова Екатерина II сочла вредными и заточила автора на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость.

Но дело Н. И. Новикова продолжил И. А. Крылов (1769–1844) – лучший русский баснописец. Много горькой правды говорил И. А. Крылов о несправедливых порядках в царской России, о корыстных чиновниках и чванных вельможах.

Выдающиеся писатели: М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев – живо откликались на общественные запросы, в своих произведениях глубоко и правдиво освещали явления жизни.

В начале XIX в. в России открылись университеты в Казани, Харькове, Петербурге. В 1811 году был открыт Царскосельский лицей, в создании которого принял большое участие М. М. Сперанский – видный государственный деятель.

При учебных заведениях стали возникать литературные общества…

«Поход против наук» начался с Казанского университета, откуда в 1819 г. по политическим мотивам были уволены известные профессора. Усилился гнет цензуры. Произведения прогрессивной тематики печатать не разрешалось.

^ 3. расцвет искусства

Конец XVIII–начало XIX в. – время значительного расцвета русского искусства. Все виды искусства выдвинули замечательных русских мастеров.

Много общественных зданий и красивых дворцов было построено в Москве и Петербурге талантливыми зодчими В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым (Петровский дворец, Московский университет и др.). Выдающимися архитекторами начала XIX в. были А. Н. Воронихин (Казанский собор в Петербурге) и А. Д. Захаров (автор проекта здания Адмиралтейства). Здания и соборы строились в стиле классицизма и ампира. (Стиль ампир – стиль величественных построек с колоннами.)

В скульптуре прославились Ф. И. Шубин, земляк М. В. Ломоносова, и Ф. Г. Гордеев.

Известные живописцы Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский создали правдивые портреты своих знаменитых земляков. Больших успехов добились художники А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин.

К народно-песенному жанру обратились музыканты Е. И. Фомин и Д. С. Бортнянский. Особой известностью пользовались написанные ими песни и романсы. Композиторы А. Н. Алябьев («Соловей»), А. Е. Варламов («Метелица»), А. Л. Гурилев («Колокольчик», «На заре туманной юности»), М. И. Глинка («Не искушай меня без нужды») создали песни, основанные на народных мелодиях.

В театрах Москвы и Петербурга ставились оперы, драмы. Выдающиеся актеры того времени – М. С. Щепкин, П. И. Жемчугова.

^ 4. развитие литературы

Сложная и бурная общественная жизнь, наполненная классовыми противоречиями и революционными событиями, стала причиной обострения классовой борьбы в литературе. В ней обозначилось два полюса: литература (и культура), в той или иной степени отражающая чувства и идеи народа, и литература господствующих сословий, дворянства и буржуазии. Ожесточенные споры между консервативными писателями и прогрессивными велись по разным вопросам, в том числе и об отношении литературы к действительности, о народности и самобытности русской литературы, об отношении ее к народному творчеству, о литературных направлениях, о языке.

Консервативные писатели в своих произведениях пытались отвлечь читателей от современной жизни, увести их в мир мечтаний и грез.

Прогрессивных писателей объединяло стремление к правде, к улучшению жизни простых людей, «боль о человеке». Они создавали гражданскую поэзию, обличающую крепостной строй, воспевающую героическую личность. Лучшие произведения отличались «могучим зарядом» этического начала, идейностью, одухотворенностью. Они учили современников и учат нас глубочайшему чувству ответственности перед народом, благородству, гуманизму, беспощадности ко всему злому, что унижает человека.

Русская литература на рубеже двух веков – это процесс сложного взаимодействия активно борющихся литературных направлений.

^ Последняя треть XVIII века – эпоха классицизма и сентиментализма.

Начало – 15-е годы XIX века можно назвать преддекабристской эпохой.

Наиболее существенные особенности – завершение развития классицизма, угасание его творческих возможностей; расцвет и спад сентиментализма, возникновение и развитие романтизма. Значительным явлением надо признать продолжавшийся процесс становления реализма.

С 1815–1825 гг. – период романтизма в русской литературе.

Литературные произведения в духе классицизма и сентиментализма хотя и продолжали появляться, но не играли заметной роли в литературе. Это век романтизма.

^ II. Проверка составленных учащимися планов (по лекции учителя).

Домашнее задание.

Подготовиться учащимся по следующим вопросам (1–2 вопроса по выбору):

1. Какие политические события конца XVIII – начала XIX века повлияли на литературный процесс?

2. Чем интересна деятельность писателя Николая Ивановича Нови-
кова?

3. Чем необычна деятельность декабристов? Кто эти люди? Каковы их жизненные цели и стремления?

4. Место и роль И. А. Крылова-баснописца в русской литературе.

5. Выразительное чтение одной басни (по выбору), ее анализ.

6. Русская архитектура (или живопись) в конце XVIII – начале XIX в.

7. Каких писателей, поэтов мы относим к прогрессивным? Что они критикуют, отстаивают, защищают? Какова их судьба?

8. Поэт-декабрист К. Ф. Рылеев.

^ Уроки 2–3
Классицизм, сентиментализм и романтизм
в русской литературе. Становление
и развитие реализма


Цели: познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений; показать становление реализма в русской и мировой литературе, а также зарождение и развитие русской и профессиональной литературной критики.

Ход уроков

^ I. Проверка домашнего задания.

Разбираются 2–3 вопроса (по выбору учащихся) из домашнего задания.

II. Лекция учителя (краткое содержание).

Учащиеся в тетрадях записывают основные особенности классицизма, сентиментализма и зарождавшегося романтизма как литературных направлений. Литературные истоки русского реализма.

Последняя треть XVIII–начало XIX в. – важный период развития русской художественной литературы. Среди писателей и высшая знать, возглавляемая Екатериной II, и представители среднего и мелкого дворянства, и мещане. Произведения Н. М. Карамзина и Д. И. Фонвизина, Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова, В. А. Жуковского и К. Ф. Рылеева занимают «умы и сердца читателей»*.

На страницах газет и журналов, в литературных салонах идет непримиримая борьба сторонников разных литературных направлений.

Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественное направление в литературе и искусстве XVIII–начала XIX в., для которого характерны высокая гражданская тематика, строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Родоначальники и последователи классицизма считали высшим образцом художественного творчества (совершенством, классикой) произведения античности.

Классицизм возник (в эпоху абсолютизма) сначала во Франции в XVII веке, затем распространился в других европейских странах.

В поэме «Поэтическое искусство» Н. Буало создал развернутую эстетическую теорию классицизма. Он утверждал, что литературные произведения создаются без вдохновения, но «рассудочным путем, после строгого обдумывания». В них все должно быть точно, ясно и стройно.

Писатели-классицисты целью литературы считали воспитание людей в верности абсолютистскому государству, а выполнение обязанностей перед государством и монархом – основной задачей гражданина.

По правилам эстетики классицизма, строго придерживающейся так называемой «иерархии жанров», трагедия, ода, эпопея относились к «высоким жанрам» и должны были разрабатывать особо значимые общественные проблемы. «Высоким жанрам» противостояли «низкие»: комедия, сатира, басня, «призванные отражать современную действительность» [16].

Драматические произведения в литературе классицизма подчинялись правилам «трех единств» – времени, места и действия.

^ 1. Особенности русского классицизма

Русский классицизм не был простым подражанием западному.

В нем сильнее, чем на Западе, звучала критика недостатков общества. Наличие сатирической струи придавало произведениям классицистов правдивый характер.

С самого начала в русском классицизме сильно сказывалась связь с современностью, русской действительностью, которая освещалась в произведениях с точки зрения передовых идей.

Писатели-классицисты «создавали образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью, развивали патриотическую идею служения родине, пропагандировали высокие нравственные принципы гражданского долга и гуманного отношения к людям**.

Сентиментализм (от фр. sentiment – чувство, чувствительный) – художественное направление в литературе и искусстве, возникшее в Западной Европе в 20-е годы XVIII века. В России сентиментализм распространился в 70-е годы XVIII века, а в первую треть XIX века занял ведущее положение.

В то время как героями классицизма выступали полководцы, вожди, цари, вельможи, писатели-сентименталисты проявляли искренний интерес к личности, характеру человека (незнатного и небогатого), его внутреннему миру. Умение чувствовать рассматривалось сентименталистами как решающая черта и высокое достоинство человеческой личности. Слова Н. М. Карамзина из повести «Бедная Лиза» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительно демократическую направленность сентиментализма. Воспринимая человеческую жизнь как скоротечную, писатели славили вечные ценности – любовь, дружбу и природу.

Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия, переписка, «слезная комедия».

События в произведениях происходили в небольших городках или деревнях. Много описаний природы. Но пейзаж – это не просто фон, а живая природа, как бы заново открытая автором, прочувствованная им, воспринятая сердцем. Прогрессивные писатели-сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях и горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте.

Самый яркий представитель русских сентименталистов – Н. М. Карамзин.

От сентиментализма «распространились нити» не только к романтизму, но и к психологическому реализму.

^ 2. Своеобразие русского сентиментализма

Русский сентиментализм – дворянско-консервативный.

Писатели-дворяне в своих произведениях изображали человека из народа, его внутренний мир, чувства. Для сентименталистов культ чувства стал средством ухода от действительности, от тех острых противоречий, которые существовали между помещиками и крепостным крестьянством, в узкий мир личных интересов, интимных переживаний.

Русские сентименталисты развивали мысль о том, что все люди, независимо от их общественного положения, способны на самые высокие чувства. А значит, по мысли Н. М. Карамзина, «во всяком состоянии человек может найти розы удовольствия». Если же и простым людям доступны радости жизни, то «не через изменение государственного и общественного строя, а через нравственное воспитание людей лежит путь к счастью всего общества».

Карамзин идеализирует отношения помещиков и крепостных. Крестьяне довольны своей жизнью и прославляют своих помещиков.

Романтизм (от фр. romantique – нечто таинственное, странное, нереальное) – художественное направление в литературе и искусстве, пришедшее на смену сентиментализму в конце XVIII – начале XIX века и яростно выступавшее против классицизма с его строгими правилами, стеснявшими свободу творчества писателей.

Романтизм – литературное направление, вызванное к жизни важными историческими событиями и общественными переменами. Для русских романтиков такими событиями были Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Взгляды писателей-романтиков на исторические события, на общество, на их позиции в обществе были резко несхожими – от бунтарских до реакционных, поэтому в романтизме следует различать два основных направления или течения – консервативное и прогрессивное.

Консервативные романтики брали сюжеты для своих произведений из прошлого, предавались мечтам о загробном мире, поэтизировали жизнь крестьян, их покорность, терпение и суеверие. Они «уводили» читателей от общественной борьбы в мир воображения. В. Г. Белинский написал о консервативном романтизме, что «это – желание, стремление, порыв, чувства, вздох, стон, жалоба на несовершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии.., это мир.., населенный тенями и призраками, конечно, очаровательными и милыми, но тем не менее неуловимыми; это – унылое, медленно текущее, никогда не оканчивающееся настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это – любовь, которая питается грустью…»

Прогрессивные романтики подвергали резкой критике современную им действительность. Герои романтических поэм, лирических стихотворений, баллад имели сильный характер, не мирились с общественным злом, призывали к борьбе за свободу и счастье людей. (Поэты-декабристы, молодой Пушкин.)

Борьба за полную свободу творчества объединяла и прогрессивных, и консервативных романтиков. В романтизме основа конфликта – расхождение между мечтой и действительностью. Поэты и писатели стремились выразить свою мечту. Они создавали поэтические образы, соответствовавшие их представлениям об идеале.

Основным принципом построения образов в романтических произведениях стала личность поэта. Поэт-романтик, по словам В. А. Жуковского, смотрел на действительность «сквозь призму сердца». Так, гражданская поэзия была для него и глубоко личной поэзией.

Романтиков интересовало все яркое, необычное и неповторимое. Романтические герои – исключительные личности, охваченные великодушием и неистовой страстью. Обстановка, в которой они изображались, тоже исключительная и загадочная.

Поэты-романтики открыли для литературы богатство устного народного творчества, а также литературные памятники прошлого, не получившие до этого правильной оценки.

Богатый и сложный духовный мир романтического героя потребовал более широких и более гибких художественно-речевых средств. «В романтическом стиле основную роль начинает играть эмоциональная окраска слова, его вторичные значения, а предметное, основное значение отступает на второй план» [16]. Тому же стилистическому принципу подчиняются и разнообразные изобразительно-выразительные средства художественного языка. Романтики предпочитают эмоциональные эпитеты, яркие сравнения, необычные метафоры.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconКалендарно-тематическое планирование уроков литературы в 10-ом классе
Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже XVIII – XIX веков

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconКалендарно-тематическое планирование № Тема урока Кол-во часов
Россия рубежа ХIX-XX веков. Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconПрезентация по жизни и творчеству поэта Учебник. Литература под ред....
Введение. Общая характеристика и своеобразие русской литературы. Русская литература на рубеже 18-19 в в

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconНовые поступления июль сентябрь 2013 г. Содержание русская литература...
Бесы : [роман] / Федор Достоевский. Москва : Эксмо, 2012. 603, [2] с. (Русская классика)

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconАврил Пайман «История русского символизма»
Корецкая И. В. Символизм // Русская литература рубежа веков 1890-е – начало 1920-х годов М., 2000. Кн. 1

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconТема урока час
Россия в 1 и 2 половина 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconТема урока Кол-во часов
Введение Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconРусская литература и русская история в 18-19 веках
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г. Р. Державина и В. А. Жуковского. Зарождение и развитие...

Урок 1 введение русская литература и русская история на рубеже веков iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд(М). Ф. 10 Русская литература: Русская литература XX в для студентов, обучающихся...



Образовательный материал



Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
lit-yaz.ru
главная страница